Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль павлова в создании учения О внд и психической деятельности человека. Классификация и биологическое значение условных рефлексов, их отличия от безусловных. Импринтинг и другие виды научения.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Павлов изучал основные процессы, протекающие в коре больших полушарий. Используя разработанный им метод условных рефлексов, он заложил основы науки о высшей нервной деятельности. Изучая закономерности ВНД, Павлов установил, что существует 2 вида торможения условных рефлексов: внешнее или безусловное и внутреннее или условное. На основании изучения условных рефлексов и оценки внешнего поведения животных И.П. Павлов выделил 4 типа ВНД. В основу своей классификации он положил 3 показателя процессов возбуждения и торможения: силу, уравновешенность и подвижность.
Условные рефлекс - это индивидуально приобретённые в процессе жизнедеятельности реакции организма на раздражение. Свойства условных рефлексов: 1. формируются в течение всей жизни в результате взаимодействия индивида с внешней средой; 2. не отличаются постоянством и без подкрепления могут исчезать; 3. не имеют постоянного рецептивного поля; 4. не имеют постоянной рефлекторной дуги; 5. для возникновения условнорефлекторной реакции не требуется действие специфического раздражителя. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Все условные рефлексы делятся на классические и инструментальные. 1. классические проявляются одной пассивной реакцией. 2. инструментальные - это рефлексы, способствующие достижению или избеганию раздражителя.
По рецепторам, выделяют экстерорецептивные и интерорецептивные условные рефлексы. Экстерорецептивные возникают в ответ на раздражение внешних рецепторов и служат для связи организма с внешней средой. Интерорецептивные - на раздражение рецепторов внутренней среды. Они необходимы для поддержания постоянства внутренней среды. По эфферентному звену условнорефлекторной дуги выделяют двигательные и вегетативные условные рефлексы.
Биологическое значение условных рефлексов состоит в том, что они дают возможность намного лучше и точнее приспособиться к условиям существования и выжить в этих условиях.
Безусловные: 1. они являются врождёнными, т.е. наследуются; 2. наследуются всеми представителями данного вида 3. для возникновения безусловнорефлекторной реакции необходимо действие специфического раздражителя (механическое раздражение губ вызывает сосательный рефлекс у новорождённого);
4. у них имеется постоянное рецептивное поле 5. они имеют постоянную рефлекторную дугу.
1. Научение по механизму импринтинга=«запечатление». Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению. 2. Условно-рефлекторное научение. Жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. 3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. 4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания
57 Условные рефлексы, как форма приспособления к изменяющимся условиям существования. Механизмы образования и классификация условных рефлексов. Условные рефлексы - это индивидуально приобретённые в процессе жизнедеятельности реакции организма на раздражение. Свойства условных рефлексов: 1. формируются в течение всей жизни в результате взаимодействия индивида с внешней средой; 2. не отличаются постоянством и без подкрепления могут исчезать; 3. не имеют постоянного рецептивного поля; 4. не имеют постоянной рефлекторной дуги; 5. для возникновения условнорефлекторной реакции не требуется действие специфического раздражителя. Условные рефлексы образуются только при определённом сочетании свойств раздражителя и внешних условий. Для выработки условного рефлекса используется сочетание индифферентного или условного раздражителя и подкрепляющего безусловного. Индифферентным называется такой раздражитель, который в естественных условиях не может вызвать данную рефлекторную реакцию, а безусловным - специфический раздражитель, который всегда вызывает возникновение этого рефлекса. Для выработки условных рефлексов необходимы следующие условия: 1. действие условного раздражителя должно предшествовать воздействию безусловного;
2. необходимо многократное сочетание условного и безусловного раздражителей; 3. индифферентный и безусловный раздражители должны иметь сверхпороговую силу; 4. в момент выработки условного рефлекса должны отсутствовать посторонние внешние раздражения; 5. ЦНС должна быть в нормальном функциональном состоянии. Все условные рефлексы в зависимости от возникающего поведения делятся на классические и инструментальные. 1. классические проявляются одной пассивной реакцией. 2. инструментальные - это рефлексы, способствующие достижению или избеганию раздражителя.
По афферентному звену условнорефлекторной дуги, т.е. рецепторам, выделяют экстерорецептивные и интерорецептивные условные рефлексы. Экстерорецептивные возникают в ответ на раздражение внешних рецепторов и служат для связи организма с внешней средой. Интерорецептивные - на раздражение рецепторов внутренней среды. Они необходимы для поддержания постоянства внутренней среды.
58 Врожденные формы поведения: безусловные рефлекс и инстинкт, их значение в приспособительной деятельности организма и механизмы образования Безусловные рефлексы - это врождённые ответные реакции организма на раздражение. Свойства безусловных рефлексов: 1. они являются врождёнными, т.е. наследуются; 2. наследуются всеми представителями данного вида 3. для возникновения безусловнорефлекторной реакции необходимо действие специфического раздражителя (механическое раздражение губ вызывает сосательный рефлекс у новорождённого); 4. у них имеется постоянное рецептивное поле 5. они имеют постоянную рефлекторную дугу. Все безусловные рефлексы, в зависимости от их значения, делят на 3 группы: 1. витальные (жизненно важные). Они обеспечивают сохранение индивида. К ним относят пищевые, оборонительные, ориентировочные и др.; 2. ролевые. Обеспечивают соответствующее положение в среде себе подобных. Эти безусловные рефлексы лежат в основе полового, группового или родительского поведения 3. безусловные рефлексы саморазвития. Они не нужны для ребенка в данный момент, но обеспечивают его будущие потребности Одной из сложных форм врождённого поведения являются инстинкты. Это комплекс безусловнорефлекторных реакций, которые обеспечивают такую последовательность действий, которая характерна всем представителям данного вида в конкретной ситуации. Пример - инстинкт самосохранения. Большинство безусловных рефлексов осуществляется без участия коры, однако они находятся под контролем коры и входят в состав приобретаемых условных рефлексов.
59
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.011 с.) |