Тема 4. Поведение потребителя в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Поведение потребителя в рыночной экономике



4.1. Предельная полезность как экономическая категория

 

Категория полезности по своей сути очень похожа на потребительную стоимость, использовавшуюся в трудовой теории стоимости. Полезность блага (Utility of Good) – это способность блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Полезность способна удовлетворять любые потребности человека, даже патологические. Из такого понимания полезности мы видим, что ничего общего (кроме названия) эта категория не имеет с пользой блага для человека. В силу этого многие экономисты предлагали заменить термин полезность другими определениями, чтобы не возникало двусмысленности, когда речь идет, например, о полезности табака. Французский экономист Шарль Жид предлагал использовать понятие désirabilité, что можно перевести на русский язык как желаемость. Известный русский экономист Н. Х. Бунге считал, что термин годность более подходит вместо полезности. Несмотря ни на что полезность до сих пор широко используется в экономической литературе.

Говоря о полезности, мы ведем речь не о полезности какого-либо блага вообще, а о полезности конкретной единицы этого блага для отдельного человека в определенной ситуации. Следовательно, категория полезности является субъективной категорий, зависящей от конкретного потребителя. Категория стоимости является объективной, т.к. определяется как затраты общественно необходимого труда, т.е. труда затрачиваемого большей частью производителей данного товара при их средней умелости. Когда речь идет о потреблении некоторого числа благ, то используется категория предельной полезности.

Предельная полезность (Marginal Utility) – приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу при условии, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными.

Исходя из того, что, говоря о полезности речь, мы говорим о конкретной единице товара, то есть категория предельной полезности функционально зависит от количества блага.

 

       (15)

 

Возможность количественного определения этой категории сняло много вопросов, которые возникали в отношении стоимости, т.к. она не поддавалась измерению, а значит, в отношении ее нельзя было использовать математические методы измерения. Именно с появлением теории предельной полезности стало возможным широкое использование в экономической теории математических приемов.

Предельная полезность неразрывно связана с редкостью или ограниченностью ресурсов. Если какое либо благо не является редким оно в, этом случае, не будет и полезным. Эта взаимосвязь очень важна, так как через нее становится понятным механизм обмена.

Представим себе одинокого Робинзона на скалистом острове с источником пресной воды. Предположим, что 1 литр воды ежедневно нужен Робинзону для утоления жажды. Еще два литра — для приготовления пищи, 5 литров — для поливки огорода, 10 литров — для мытья и стирки, еще 2 литра — для поливки услаждающего его взор цветника. Итого Робинзон может найти применение 20 литрам воды ежедневно, остальное ему использовать некуда.

Допустим, что источник дает ежедневно 100 литров воды. Ясно, что в этих условиях Робинзон может полностью набрать необходимые ему 20 литров, а 80 литров являются для него лишними. Какова же будет для него ценность одного литра воды? Она будет равна нулю, так как, потеряв один литр, он сохранит 99, а это по-прежнему намного больше, чем ему объективно требуется. И если на острове, появится Пятница, то у Робинзона не будет экономических оснований взимать с него плату за пользование источником.

Предположим теперь, что в результате жесточайшей засухи источник заметно иссяк и дает теперь уже лишь ровно 20 литров воды в день. Робинзон все еще полностью удовлетворяет свои потребности, но теперь утрата даже одного литра для него сопряжена с некоторыми потерями: его цветник лишится, по меньшей мере, половины необходимой ему воды и начнет вянуть.

Предположим к Робинзону придет страдающий от жажды Пятница. В этой ситуации вполне вероятно, что Робинзон разрешит ему напиться, но теперь уже не даром, а в обмен на что-то имеющее для него не меньшую ценность, чем его цветник.

Чем больше будет высыхать источник, тем ощутимее будут для Робинзона потери каждого литра воды. Теряя каждый из следующих 10 литров, Робинзон будет вынужден ходить все более грязным, потеряв еще 5 литров, он лишится овощей и фруктов, а затем для него уже непосредственно встанет вопрос жизни и смерти. И по мере этого он будет запрашивать с Пятницы все более высокую цену, пока, наконец, никакие ценности в мире не заставят его расстаться ни с одним стаканом.

 

Функция полезности

Принято выделять понятия общей (Total utility) и предельной полезности (Marginal Utility). Предельная полезность уже была определена, а общая полезность представляет собой суммарную полезность от потребления некоторого количества благ.


На графиках (рис. 12) мы видим иллюстрацию общей полезности (рис. 12 а)) и предельной полезности (рис. 12 б)). Общая полезность с увеличением количества блага постепенно увеличивается, а предельная полезность уменьшается.

 

 

Рис. 12 Общая и предельная полезность

 

Логика концепции предельной полезности предполагает, что чем большим количеством блага располагает потребитель, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. Следовательно, цена блага определяется не общей, а его предельной полезностью для потребителя. Поскольку функция предельной полезности носит убывающий характер, т.е. полезность дополнительной единицы блага снижается для потребителя, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену товара. Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса.

Большой вклад в разработку теории предельной полезности внесли представители австрийской школы К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые блага обладают убывающей предельной полезностью и возрастающей общей.

Рассмотрим пример, иллюстрирующий эти закономерности. Предположим, что некий потребитель способен измерить в некоторых условных единицах (ютилях) полезность, или удовлетворение, от потребления определенного количества сахара в неделю. При этом сахар он может употреблять различным образом:

А - добавляя в чай; Б - для выпечки торта; Г - для приготовления компота из ягод и фруктов; Д – для подслащивания овсяной каши. Результаты его "измерений" сведены в таблицу, представленную ниже.

 

Таблица 4 - Общая и предельная полезность сахара потребителя

 

Объем потребления сахара в неделю

(в граммах)

Виды использования

А

Б

В

Г

MU TU MU TU MU TU MU TU
100 10 10 8 8 6 6 4 4
200 8 18 6 14 4 10 2 6
300 6 24 4 18 2 12 0 6
400 4 28 2 20 0 12    
500 2 30 0 20        
600 0 30            

 

Измеримость полезности предполагает, что потребитель может измерить полезность любой дополнительной единицы сахара (в нашем примере - 100 г в неделю). Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, как вы уже знаете, называют предельной полезностью (MU). В свою очередь сумма предельных полезностей дает общую полезность (TU) некоторого количества сахара. В данном примере общая полезность 300 г сахара в неделю, если они полностью растворяются в чае, будет складываться из трех предельных полезностей (24 = 10 + 8 + 6).

Теперь рассмотрим, какие правила положены в основу составления таблицы.

Правило 1. Предельная полезность "по вертикали" везде падает. Иначе говоря, как бы ни использовал потребитель сахар, очередная дополнительная порция всегда принесет меньше полезности, чем предыдущая. Таким образом, вторая ложка сахара, брошенная в стакан чая, придаст ему меньше "дополнительного"  вкуса, чем первая. Утверждение, что предельная полезность убывает с увеличением общего объема блага, которым располагает потребитель, называют законом убывающей предельной полезности. Кавычки выражают гипотетический характер этого закона, его аксиоматическую сущность. Хотя иногда в качестве доказательства или обоснования этого закона используют психофизиологические свойства человека. Например, дополнительное увеличение освещенности будет тем меньше восприниматься органами зрения, чем больше общая освещенность; способность мышц оценить дополнительную нагрузку тем меньше, чем больше общая нагрузка, и т. д.

Правило 2. Предельная полезность "по горизонтали" также падает. Смысл принятого нами порядка в следующем: потребности, удовлетворяемые человеком при использовании некоторого блага, в данном случае сахара, имеют для него различную значимость и их можно упорядочить по мере ее убывания (от А к Г). Таким образом, потребитель переходит от удовлетворения более настоятельных потребностей к удовлетворению менее настоятельных.

Наш следующий шаг заключается в том, чтобы связать общую и предельную полезность с поведением потребителя. Для этого сформулируем цель, к которой стремится рациональный потребитель, или, иными словами, критерий рациональности его поведения: потребитель стремится к достижению максимума общей полезности.

Вернемся теперь к таблице и посмотрим, как должен выбирать потребитель, чтобы получить наибольшую общую полезность. Предположим, что потребитель располагает только 100 г сахара в неделю. Ясно, что все они будут положены в чай. Допустим, что он получил возможность расходовать еще 200 г. Наибольшее увеличение общей полезности будет при использовании дополнительных 100 г для подслащивания чая и еще 100 г для выпечки торта. Общая полезность 300 г в неделю будет равна 26 единицам (10 + 8 + 8). Следующие 300 г можно с одинаковым успехом использовать для целей А, Б и В. При этом общая полезность 600 г будет равна 44 (26 + 6 + 6 + 6). Как видим, предельная полезность играет роль путеводителя, указывающего наилучший "маршрут" использования блага: дополнительная порция сахара используется там, где она приносит наибольшую предельную полезность.

Согласно теории австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. В этом случае, функция полезности, показывает убывание предельной полезности в связи с ростом его количества.

 

MU=
    (16)

 

Теория предельной полезности критиковалась представителями различных направлений экономической теории. Главный «упрёк» критиков был сформулирован в парадоксе А. Смита или парадоксе воды и алмаза. Вода как жизненно необходимое благо для всех людей должно было обладать максимальной полезностью, а алмазы нужные только ограниченному кругу людей - минимальной полезностью. Соответственно цены на воду должны были быть высокими, а на алмазы низкими. Смит не нашел решения этого парадокса и потому апеллировал к затратам. Имея ввиду, что затраты на добычу алмазов намного превышают издержки на получение воды. Вслед за ним так же поступили Д. Рикардо, К.Маркс. Концепция предельной полезности смогла разрешить такие вечные вопросы, как почему вода ценнее алмаза? Дело в том, величина запасов воды и алмазов различна. Вода для большинства регионов мира не является редкой. Это означает, что общая полезность у воды высокая, а предельная низкая. В свою очередь у алмазов наоборот общая полезность мала, а предельная полезность высока. Иначе говоря, мировые запасы воды намного превышают запасы алмазов. Таким образом, теория предельной полезности разрешает парадокс воды и алмаза.

 

Полезность и спрос

Полезность тесно связана с категорией спроса. Для того, чтобы рассмотреть эту взаимосвязь более подробно, нужно принять ряд правил и допущений относительно категории предельной полезности. Первое допущение гласит, что потребитель стремится получить максимальное удовлетворение или полезность от потребления какого либо блага, т.е. максимизировать полезность. Второе допущение предполагает, что полезность каждой последующей единицы меньше предыдущей.

Почему на одном рынке существует не множество цен, а одна цена для однородных предметов, хотя, на первый взгляд из теории предельной полезности вытекает именно такое понимание цены?

Иллюстрацию того, как различные индивидуальные оценки сводятся на рынке к единой общественной, дает модель конского рынка Бём-Баверка. Ключевым моментом для него является именно несовпадение субъективных оценок разных индивидов. Внимательное изучение этого, ставшего хрестоматийным примера поможет понять, почему большее количество участников обмена стихийно ведет к большей определенности и социальной справедливости в отношении его условий.

Представим себе деревенскую ярмарку, на которой происходит торговля лошадьми. Идет уже не натуральный обмен, а продажа за деньги. Схема образования цены для рынка из десяти покупателей и восьми продавцов приведена в таблице 5.


 

Таблица 5 - Субъективная оценка одной лошади на деревенской ярмарке

 

Покупатели   Не дороже (руб.)   Продавцы   Не дешевле (руб.)  
А1 300 Б1 100
А2 280 Б2 110
А3 260 Б3 150
А4 240 Б4 170
А5 220 Б5 200
А6 210 Б6 215
А7 200 Б7 250
А 8 180 Б8 260
А 9 170 0  
А10 150    

 

Если бы на рынке были только покупатель А и продавец Б, нельзя было бы сказать ничего, кроме того, что цена на лошадь установилась бы не выше 300 руб., но и не ниже 100 руб. Возьмем, к примеру, цену в 115 руб. за лошадь. Покупатель А1 и продавец Б1 могли бы совершить сделку по этой цене, причем оба субъективно выиграли бы, но продавец Б1 лишь незначительно, в результате чего он, вероятно, был бы не очень доволен. Но на рынке есть и другие покупатели и продавцы, и их наличие исключает подобную несправедливую сделку. По цене в 115 руб. все 10 покупателей готовы совершить покупку, но продать лошадь согласны только два продавца. Возникающая конкуренция между покупателями будет толкать цену вверх. Напротив, если объявлена цена в 255 руб. за лошадь, то при такой цене лошадь готовы продать 7 продавцов, но купить ее хотят только 3 покупателя. Конкуренция продавцов будет понижать цену.

При какой же цене сможет совершиться обмен? Пусть цена движется вверх со 115 руб. Когда она превысит 200 руб., покупку будут готовы совершить 6 покупателей, а число продавцов, не возражающих продать лошадь по такой цене, составит 5 человек. Цена будет продолжать двигаться вверх, но, как только она превысит 210 руб., последний, шестой покупатель отпадет, и число желающих продать лошадь совпадет с числом желающих купить ее.

Значит ли это, что цена должна составить ровно 210 руб.? Нет, не значит. Если бы торговля шла не со 115 руб. вверх, а с 255 руб. вниз, то число покупателей уравнялось бы с числом продавцов, как только цена была бы сбита чуть ниже 215 рублей. Таким образом, границы, внутри которых должна установиться цена при разумно-эгоистическом способе действия конкурентов и при знакомстве их с истинным положением дел на рынке, лежат между 210 и 215 рублей.

Как видим, при наличии значительного числа участников обмена цена, при которой может состояться обмен (т. е. при которой все продавцы найдут покупателей, а все покупатели — желающих продать), оказывается заключенной в уже значительно более узкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами. И чем больше участников обмена (каждый из которых приносит на рынок свои собственные субъективные оценки), тем уже эти границы, и в конечном счете ряд субъективных ценностей сходится к единой общественной, рыночной ценности блага.

Все выше сказанное в примере подчиняется закону е динства цены, который в свою очередь вытекает из закона замены, который гласит, что всякий раз, когда какое-нибудь благо может быть заменено другим для удовлетворения какой либо потребности, заменяемое не может стоить больше замещающего.

Если есть целый ряд заменяемых благ, то ни одно из них не будет стоить больше, чем самое малое по ценности из всех этих благ. Цена 100 стаканов воды определяется ценой последнего стакана.

 

4.2. Закономерности развития потребительских предпочтений

 

Кривая безразличия. Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. Ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, теория полезности). В начале XX века появились работы ученых осознававших необходимость увязать теоретическую концепцию полезности с эмпирическими исследованиями. Первые попытки были сделаны итальянским ученым В. Парето и русским ученым Е. Е. Слуцким, который в 1915 году опубликовал статью под названием «К теории сбалансированного бюджета потребителя». В этой статье ставились под сомнение аргументы представителей австрийской школы. К сожалению, работа Слуцкого была опубликована в малоизвестном итальянском журнале, и все лавры достались Дж. Хиксу и Р. Алену, опубликовавшим в 1934 году статью «Еще раз о теории стоимости». Отличие кардинализма и ординализма:

1) Кардиналисты (в лице австрийской школы) считали, что можно измерить абсолютную величину полезности, а ординалисты оперировали относительными величинами, предполагая лишь соизмерение уровней полезности.

2) Ординалисты не ставили себе цель выявить насколько одна полезность больше другой, а пытались только упорядочить их.

При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага.

Для того, чтобы можно было строить кривые иллюстрирующие птребительский выбор, необходимо принять ряд допущений.

I. Предположение о сравнимости. Потребитель способен сравнить любые два возможные набора благ и в результате этого сравнения приходит к одному (и только одному) из следующих трех возможных заключений:

или X` > X`` (набор X` предпочтительнее, чем набор X``); или X` < X`` (набор X` менее предпочтителен, чем набор X``); или X` ~ X`` (набор X` столь же предпочтителен, как и набор X`` - потребитель безразличен в выборе между и).

Заметим, что мы не даем здесь какого-либо специального определения понятиям "предпочтение" и "безразличие", считая, что смысл этих понятий достаточно ясен. Подчеркнем лишь, что безразличие в выборе ни в коем случае не означает "не могу сравнить". Потребитель безразличен в выборе между двумя равно желаемыми наборами, имеющими одинаковый уровень полезности.

Предположение I в целом кажется вполне разумным и не противоречащим действительности. Конечно, вкусы, а значит, и предпочтения потребителей могут изменяться во времени, однако это вовсе не исключает однозначной определенности предпочтений в каждый конкретный момент времени. Экономистам же в конечном счете для построения теории спроса важно определить, как изменяется потребительский выбор при изменении экономических переменных (цены и дохода), а вовсе не при изменении потребительских вкусов.

II. Предположение о транзитивности отношений предпочтения и безразличия. Если потребитель предпочитает набор X` набору X``, а набор X`` набору X```, то он предпочитает набор X` набору X```, т. е.

если X` > X`` и X`` > X```, то X` > X```.

Точно так же

если X` > X`` и X`` ~ X``` или X` ~ X`` и X`` > X```, то X` > X```,

а также

если X` ~ X`` и X`` ~ X```, то X` ~ X```.

Вообще говоря, справедливость предположений I и II обеспечивает возможность упорядочения потребителем всего множества наборов благ и присвоения полезностям этих наборов численных значений.

III. Предположение о ненасыщаемости. Если набор X` содержит не меньшее количество единиц каждого блага, чем набор X``, то набор X` предпочтительнее или безразличен набору X``. Если же только набор X` содержит при этом больше единиц хотя бы одного блага, чем набор X``, то набор X` предпочтительнее набора X``.

Это предположение, соответствующее интуитивному представлению о том, что "больше - лучше, чем меньше", охватывает практически все случаи, представляющие интерес для общей теории. Ситуации типа "больше некуда" встречаются редко; к тому же потребитель всегда может отказаться от дополнительного количества блага, если оно не увеличивает полезности.

Теперь, когда после всех сделанных выше предположений мы принимаем допущение о возможности упорядочения потребителем всего множества наборов благ с точки зрения их предпочтительности и существования порядковой функции полезности мы могли бы, в принципе, вести дальнейший анализ с помощью математических методов,  рассматривая задачу потребительского выбора как стандартную оптимизационную задачу максимизации функции полезности при некотором ограничении, задаваемом доходом потребителя и ценами благ. Однако, как мы не раз уже убеждались, применение графических методов исследования в экономике приводит к более наглядным результатам, причем более доступным путем (по крайней мере для читателя, не имеющего специальной математической подготовки). Попробуем представить систему предпочтений потребителя с помощью широко распространенного и играющего в экономике весьма важную роль инструментария кривых безразличия.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Допустим, что Х является молоком, а благо У – булочкой. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли три булочки, запив их стаканом молока (точка R’1), или съесть одну булочку, запив ее тремя стаканами молока (точка R’2) (см. рис. 13).

 

 

 


Рис. 13. Кривая безразличия в двухмерном пространстве


 

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 14).

 

 

 


Рис. 14. Карта кривых безразличия

Зона замещения. Зона замещения (субституции) – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Рассмотрим кривую безразличия (рис.15).

 

 

 

 

 


Рис. 15. Зона замещения (субституции)


Предельная норма замещения. Предельная норма замещения (marginal rate of substitution - MRS) – количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

 

 

 


Рис. 16. Предельная норма субституции

 

Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага Х, а на оси ординат – количество единиц блага У, то отношение – ΔУ/ΔХ или dy/dx характеризует предельную норму замещения (или субституции) У на Х (рис. 16).

MRSxy = - Δy / Δx               (17)

 

или для непрерывного случая

 

MRSxy = - dy / dx     (18)

 

где MRSxy – предельная норма замещения у на х.

 

Бюджетное ограничение. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I - доход потребителя, Px- цена блага X, Py - цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

 

I = Px X + PY Y         (19)

 

или в более привычном виде:

 

Y = I / Py – Px / Py × X     (20)

 

где –Px/Py – угловой коэффициент бюджетной линии, который измеряет наклон этой линии к оси абсцисс.

При X = 0, Y = I/Py, то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделить доход на цену этого блага. При Y = 0, X = I/Px, то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене (рис. 17)


 

 

 

Рис. 17. Бюджетное ограничение

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.

На рис. 18 показаны несколько кривых безразличия – U1, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.

 

 


 

 

 

 

 


Рис. 18. Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности)

 

Кривая «доход – потребление». Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода.

При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями К1, К2, К3, К4,…,  Кn показывает последовательное положение равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис. 19).

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход – потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни.

 

 

 

 


Рис. 19. Кривая «доход – потребление» (уровня жизни)

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель. Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены на рис. 20.

 

 

 


Рис. 20. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста


Кривая «цена – потребление». Рассматривая кривую «доход – потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Мы предполагали, что изменялся только доход. Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например, блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Рх1х2 > Рх3х4 и т.д. Например, 1 единица блага Х стоила 100 руб, а теперь она стоит 50 руб. Это значит, что за 100 руб. покупатель может купить 2 единицы блага Х.

Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2 в положение NX3 (рис. 21 а).

 

 

 


Рис. 21. Кривая «цена – потребление (а) и построение кривой спроса (б)

 

Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX4, NX5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4, с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую «цена – потребление». На базе этой кривой может быть легко построена кривая спроса (см. рис. 19 б), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара Х(Рх), а на оси абсцисс – количество блага Х.

Эффект дохода и эффект замещения. Допустим, цена блага Х снижается с Рх1 до Рх2, а цена на благо У остается неизменной (Ру = const). В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим (Х).

Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е0 в точку Е1 (рис. 22).

 

 

 


Рис. 22. Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ

(при понижении цены Рх)

 

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделенных на покупку товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

Некачественные блага. Парадокс Гиффена. Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен. Мы знаем, что если цена на товар повышается, то количество покупаемого блага должно сократиться. Однако в результате неурожая в Ирландии в XIX в. с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос.

Малоценный или низкокачественный товар – благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении.

Эффект дохода и эффект замещения (субституции) представлен на рисунке 23.


 

 

 

 

 


Рис 23. Эффект дохода и эффект замещения (субституции) при снижении цены товара Х (Рх ↓)

 

Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен) (рис. 24).


 

 

 

 


Рис. 24. Эффект дохода и эффект замещения для товаров Гиффена

 

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

 


 

Материалы для самостоятельной работы

 

Контрольные вопросы (для самопроверки):

1. Что такое полезность блага?

2. Дайте определение предельной полезности.

3. Что такое предельная полезность?

4. Дайте определение кривых безразличия.

5. Определите эффект замещения?

6. Определите эффект дохода?

 

Тестовые задания

 

Используя приведенный график, назовите причину, вызвавшую сдвиг кривой спроса (D) вправо и увеличение объема продаж.

 

 

1. (!) рост числа потребителей

2. снижение цены данного товара

3. увеличение затрат на производство товара

4. снижение цены товаров-заменителей

 

Если спрос задан уравнением QD = 1000 – 50P, а предложение – уравнением QS = -50 + 20P, выручка составит:

1. 3000

2. (!) 3750

3. 1750

4. 5700

 

Товар Х приобретается всего двумя потребителями, и при этом спрос первого потребителя описывается функцией Q1 = 80 - P, а спрос второго потребителя функцией Q2 = 100 - 2P. Цена при величине рыночного спроса, равного 24 составляет:

1. 54

2. 38

3. (!) 52

4. 68

 

Товар Х приобретается всего двумя потребителями, и при этом спрос первого потребителя описывается функцией Q1 = 90 - P, а спрос второго потребителя функцией Q2 = 240 - 2P. Цена при величине рыночного спроса, равного 72 составляет:

1. 24

2. (!) 86

3. 96

4. 64

 

Товар Х приобретается всего двумя потребителями, и при этом спрос первого потребителя описывается функцией Q1 = 90 - P, а спрос второго потребителя функцией Q2 = 240 - 2P. Величина рыночного спроса при значении цены, равной 96 составляет:

1. 54

2. 64

3. (!) 42

4. 68

 

Потребительная стоимость – это:

1. (!) полезность вещи, её способность удовлетворять ту или иную человеческую потребность

2. способность товара в определенных количественных пропорциях обмениваться на другие товары

3. воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей

4. степень удовлетворения от потребления какого-либо блага

 

Полезность блага, его способность удовлетворять потребности людей называется:

1. стоимостью

2. меновой стоимостью

3.  (!) потребительной стоимостью

4.  ценой

 

На величину стоимости товара не влияет:

1. уровень сложности труда

2.  уровень производительности труда

3. (!) потребности человека

4. уровень интенсивности труда

 

Полезность – это:

1. свойство блага приносить пользу потребителю

2.  (!) субъективная ценность, приписываемая благам людьми

3. обладание полезными элементами для здоровья человека

4. объективное свойство товаров, являющееся причиной их производства

 

В условиях действия принципа убывающей предельной полезности рост потребления блага:

1. снижает общую полезность

2. приводит к тому, что величина общей полезности становится отрицательной

3. снижает предельную полезность и, следовательно, общую полезность

4. (!) снижает предельную полезность, но может повысить общую полезность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.246 с.)