Основные методы и принципы экономического анализа 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы и принципы экономического анализа



Метод - это те приемы и инструменты исследования, которыми располагает методология как самостоятельная наука о методе.

При изучении экономических процессов и явлений следует говорить о двух аспектах анализа. Во-первых, - это исследование внутренних процессов на уровне микроэкономики. Оно предполагает использование метода установления минимума или максимума при определении предельных величин. Во-вторых, - аспект рассмотрения внешних связей, характеризующих взаимоотношения агентов производства. Преобладающим здесь выступает метод установления равновесия как на уровне макроэкономики, так и на уровне микроэкономики.

Связь экономической теории и методологии не исчерпывает роли метода исследования, он имеет свои особенные приемы и специфику. Прежде всего, это принцип ему, необходимо рассматривать явления в развитии. Исследовательский потенциал принципа историзма весьма велик, он включает сравнительный исторический метод, единство исторического и логического и т.д.

К числу способов и приемов анализа экономической действительности относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция -это процесс создания теории из набора наблюдений. Она обеспечивает переход от частных наблюдений к обобщению. Дедукция - процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Она обеспечивает переход от общего к частному. Анализ означает изучение предмета по частям, т.е. его отдельных сторон и свойств, с тем чтобы полученные результаты свести затем в целое, произвести синтез.

Важнейшим методом экономической теории является системный подход, исследующий функциональные связи - прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что экономические законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая теория широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особое значение для экономической теории имеет моделирование, т.е. формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования. При построении модели применяется метод абстракции: сохраняя главные функциональные зависимости переменных экономических величин и не учитывая второстепенные, модель воспроизводит упрощенные экономические связи, что позволяет создавать сложные теоретические системы. После построения модели необходимо проверить, насколько она соответствует реальным экономическим процессам. Модели бывают статические, в которых анализируется экономическая система в определенный момент времени, и динамические, являющиеся основой для прогнозирования развития в будущем. Различают также линейные и нелинейные модели. Отличительной чертой нелинейных моделей является сложный характер связей, которые невозможно выразить системой линейных уравнений. Кроме математических (знаковых) моделей в экономической теории используются графические модели.

Экономические принципы - это обобщения, содержащие в себе несколько неточные количественные определения в виде средних данных или статистических вероятностей.

Среди экономических принципов наиболее распространенными являются:

Ø допущение «при прочих равных условиях», позволяющее считать все экономические переменные, за исключением тех, которые в данный момент рассматриваются, неизменными;

Ø принцип «издержки-выгоды», требующий экономически рационального выбора из целого ряда альтернатив;

Ø принцип «после этого, не означает по причине этого», требующий не смешивать в анализе корреляцию (зависимость) с причинностью.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. На основе этого различают позитивную и нормативную экономическую теории. Позитивный анализ дает возможность увидеть связи между реальными экономическими явлениями и процессами, нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение обычно выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или нет, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, хотя большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

Таким образом, изучение экономических проблем ведет к выявлению и сбору фактов, установлению принципов, характеризующих реальное поведение индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов и составляет содержание экономической теории, которая необходима для разработки успешной экономической политики.

 

Материалы для самостоятельной работы

 

Контрольные вопросы (для самопроверки):

Что изучает микроэкономика?

Что такое экономический выбор?

Что такое экономическая система?

Что такое альтернативная стоимость?

Что такое Парето-эффективность?

Тестовые задания

Искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения называется:

1. моделированием

2. анализом

3. абстрагированием

4. (!) экспериментом

 

Предметом исследования экономической теории не является:

1. ограниченность ресурсов

2. максимизация удовлетворения потребностей

3. (!) безграничность производственных возможностей

4. рациональность использования ресурсов

 

Экономическую систему современной России можно охарактеризовать как:

1. плановую

2. (!) переходную

3. рыночную

4. доиндустриальная

 

. Термин «политическая экономия» впервые ввёл в научный оборот:

1. А. Маршалл

2.  (!) А. Монкретьен

3.  Дж. М. Кейнс

4. Аристотель

 

Создателями политики протекционизма являются:

1. неоклассики

2. (!) меркантилисты

3. кейнсианцы

4.  физиократы

 

Экономический кругооборот это – круговое движение:

1. (!) реальных экономических благ

2. (!) денежных доходов и расходов

3. экономических спадов и бумов

4. трудовых ресурсов

 

Экономическими законами называются:

1. Устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений экономических явлений и процессов

2. Устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений природы

3. Законы, действующие в экономике независимо от воли и желания людей

4. Законы, сознательно устанавливаемые людьми для регулирования экономических процессов и явлений.

 

Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

1. (!) Экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов

2. Экономическое поведение отдельных фирм

3. Отношения между отдельными представителями разных классов

4. Использование микрокомпьютеров в экономических исследованиях

 

Совокупность познавательных и диалектико-логических принципов, применяемых для исследования системы экономических отношений, называется:

1. (!) Экономический эксперимент

2. Метод экономической теории

3. Предмет экономической теории

4. Экономическая теория

 

Какая экономическая школа разработала теорию научного коммунизма?

1. Физиократы

2. Мерканилизм

3. (!) Марксизм

4. Маржинализм

 

Что из перечисленного не изучает микроэкономика?

1. Происхождение, сущность и функции денег

2. Механизм функционирования рынка совершенной и несовершенной конкуренции

3. Цена, спрос и предложение

4. (!) Производство нефти

 

Методология экономической теории – это:

1. Мысленное расчленение изучаемого объекта на составляющие части

2. Совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей

3. Система познания экономических явлений и процессов, которые включают различные способы, приемы, посредством которых выявляется истина

4. Общее понятие, которое характеризует определенные стороны экономических явлений

 

К экономическим ресурсам относятся

1. (!) информация

2. солнечная энергия

3. (!)труд

4. энергия ветра

 

В традиционном обществе проблема экономического выбора при ограниченных ресурсах зависит от:

1. количества денег

2. воли правящей элиты

3. (!) традиций и обычаев

4. рыночной конъюнктуры

 

Ведущей сферой экономики считали сферу обмена:

1. неоклассики

2. (!) меркантилисты

3.  марксисты

4.  физиократы


 

ТЕМА 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Анализ спроса и предложения

Спрос и закон спроса

Задача этого раздела объяснить, почему рыночная экономика функционирует как саморегулирующийся механизм. Сначала будут проанализированы спрос и предложение. Далее мы увидим, наилучший результат дает нерегулируемый конкурирующий рынок, так как любая другая комбинация цен и количества оказывается менее эффективной. Затем рассмотрим рыночное равновесие как результат взаимодействия спроса и предложения.

Спрос (demand) – это платежеспособное желание купить какой либо товар.

Именно платежеспособное желание отличает спрос от простого желания заполучить какое-либо благо. Это желание может диктоваться чем угодно; настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность или требованиями комфорта, стремлением приобрести престижную вещь и т.д.

Объемом спроса называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях.

Зависимость объема спроса от влияющих на него факторов называют функцией спроса.

 

Qd = f (P: Pa:Pb; I;T;W)    (3)

 

где: Q (quantity) - объема спроса

    P (price); Pa; Pb - цена данного товара и цены других товаров

    I (income) - реальный денежный доход

    T (test) - вкусы потребителей

    W (wealth) - накопленное имущество (богатство)

 

В таком виде функция спроса является неудобной для моделирования и поэтому ее следует упростить до функции следующего вида.

 

Qd = f (P) (4)

 

Это упрощение будет возможным, если мы примем допущение, что цена товара определяющим образом влияет на спрос. Цена спроса - максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за товар.

Выявленнаязависимость между спросом на товар и его ценой требует определения характера этой зависимости, которая определяется в законе спроса. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса.

Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях, когда цена товара растете, объем спроса уменьшается.

Для тог, чтобы сказать, что все взаимосвязанные переменные, за исключением тех, которые изучаются в данный момент, принимаются за константы, экономисты используют термин "при прочих равных условиях" или по латыни ceteris paribus. Этот термин используется по отношению к гипотетической ситуации, а в реальной экономике многие переменные изменяются одновременно.

Изобразим функцию спроса графически (рис. 2).


 

Кривая спроса – график зависимости между ценой товара и объемом спроса на товар.

 


Рис. 2 Кривая спроса

 

Необходимо отличать изменение величины спроса и изменение спроса.

Под изменение величины спроса понимается движение вдоль графика спроса в зависимости от изменения цен. Этот эффект называется общим эффектом изменения цены, который в свою очередь распадается на два других эффекта, а именно: эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода (income effect). Данный эффект заключается в том, что из-за снижения цен на товары потребитель становится относительно «богаче», то есть может купить на те же деньги больше товаров чем раньше.

Эффект замещения (substitution effect). При снижении цены товар становиться дешевле остальных товаров. Потребитель в итоге будет стремиться замещать относительно более дорогие товары, относительно более дешевыми товарами в своей потребительской корзине. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Эти взаимодополняющие друг друга эффекты могут быть объяснены отрицательным наклоном кривой спроса.

Если на спрос действуют другие факторы помимо цены товара, то происходит изменение спроса или сдвиг кривой спроса.

Факторы, влияющие на изменение величины спроса:

1) Ожидания потребителей. Обычно это ожидания, касающиеся или повышения цен в будущем или их понижения. Если потребитель ожидает в будущем рост цен из-за инфляции, то в текущий момент он увеличивает потребление. Если ожидается понижение цен, то в данный момент времени потребление сокращается. Влияет на потребительское поведение и ожидание, например, роста доходов.

2) Вкусы и предпочтения. Как правило, это мода, или иные предпочтения потребителей. В России, например, потребители в основной массе предпочитают черный или горький шоколад в отличие от жителей Европы, где предпочитается, главным образом, молочный шоколад. Фирмы, производящие шоколад в нашей стране должны учитывать эти предпочтения, для увеличения объём продаж.

3) Цены на товары субституты и комплименты. Товары субституты - это товары взаимозаменяющие друг друга, например, масло и маргарин или ягнятина и телятина и т.д. Заменяют они друг друга суррогатно, то есть частично, потому что каждый товар, уникален и может заменить другой лишь только в какой то мере. Цены на эти товары находятся в противоположном положении. Если дорожает сливочное масло, спрос смещается в сторону маргарина, цена которого остается постоянной или наоборот. Товары являются субститутами, когда увеличение цены одного из них ведет к увеличению величины спроса на другой товар. Например, медь и алюминий являются товарами-субститутами. Поскольку один из них часто может быть заменен другим при промышленном использовании, величина спроса на медь будет увеличиваться с увеличением цены на алюминий. Подобным образом говядина и куриное мясо являются взаимозаменяемыми товарами, потому что большинство потребителей готовы переключить свои покупки с одного вида мяса на другой при изменении цен.

Товары комплиментарные (комплименты) – это товары взаимодополняющие друг друга, например, автомобиль и бензин, чай и сахар, ботинки и шнурки, лыжи и крепления к ним. Цены на эти товары будут изменяться в одном направлении, или вместе понижаться или вместе повышаться. Товары являются комплиментарными, когда рост цены одного из товаров ведет к снижению спроса на другой товар. Например, автомобили и бензин являются взаимодополняющими (комплиментарными) товарами. Поскольку они обычно используются вместе, снижение цены на бензин увеличивает величину спроса на автомобили. Аналогично комплиментарными товарами являются компьютеры и программное обеспечение. За последние десять лет цена компьютеров значительно упала, приведя не только к росту покупок компьютеров, но также и к увеличению числа покупок пакетов программного обеспечения.

4) Рост числа покупателей. В целом, чем больше рынок, тем больше может быть приобретено товаров и услуг при заданной цене. В городах с растущим населением, например, в Санкт-Петербурге спрос на недвижимость будет увеличиваться, в то время как в городах с убывающим населением, например, Норильске, он будет сокращаться.

5) Рост дохода потребителей. Доходы, несомненно, влияют на количество товаров, которые могут быть приобретены по любой цене. Спрос на большинство товаров возрастает при увеличении дохода. Если при увеличении дохода увеличивается спрос на товары, то эти товары называются нормальными. В том случае, когда с ростом доходов потребителей снижается спрос на какие-либо товары, то такие товары называются низшими.


Графически сдвиг кривой спроса представлен на рис. 3.

 

 

Рис. 3. Сдвиг кривой спроса

 

В экономической теории выделяют еще ряд эффектов, которые не подчиняются закону спроса, т.е. являются исключениями из него. Рассмотрим эти эффекты более подробно.

Эффекты, противоречащие закону спроса:

1. Цена - показатель качества продукции. Когда происходит повышение цены, то люди предполагают, что это качественный товар. Производители пользуются этим для завышения цен. Потребители, желая купить более качественный товар, приобретают в итоге более дорогой.

Многочисленные исследования показали, что даже когда цена не влияет на качество товара, потребители считают цену показателем качества до такой степени, что:

1. Они уверены, что качества разных торговых марок различаются внутри одной товарной группы

2. Они понимают, что низкое качество повышает риск большой потери.

3. У них нет другой информации (такой, как известная марка), которая бы давала возможность оценить качество до покупки.

Цена с надбавкой. Некоторые товары продаются по высоким ценам так как они обладают особыми потребительскими свойствами или благодаря репутации выпускающей их компании. В Великобритании цена автомобиля марки «Rolls Royce» превышает средние цены на жилые дома. В случае же снижения цен до уровня автомобилей компаний Ford или General Motors, потребители просто не поверили бы, что это настоящие «Rolls Royce ”. Аналогичным образом обстоит дело и с наручными часами «Rolex». Попытки Mercedes выйти на более низкий рынок с автомобилями 190 серии и усилия General Motors прорваться на более высокий рынок с моделью «Senator ” не принесли ожидаемых результатов.

Есть старая история о том, как на лондонской площади Пикадилли некий чудак пытался продавать банкноты в £10 за £5. У него ничего не получилось, потому что публика пребывала в уверенности, что она имеет дело с фальшивомонетчиками.

Представление о том, что качественный товар должен продаваться по соответствующей цене весьма важно. Слишком низкая цена может быть ничуть не меньшим препятствием для сбыта, чем завышенная стоимость. Когда компания Bulmers впервые предложила рынку шипучий сидр «Babycham» она неожиданно потерпела фиаско. Но она взяла реванш, предложив тот же самый напиток по гораздо более высокой цене как «Шампанское грушевый сидр», который стал считаться престижным дамским напитком.

2. Эффект Веблена, названный так по имени американского экономиста и социолога Торстейна Веблена (1857-1929), внесшего существенный вклад в его исследование. Этот эффект связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаров, свидетельствующих, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Такую функцию могут выполнить лишь товары, доступ к которым для большинства потребителей, так или иначе, ограничен. Как правило, таким ограничителем является высокая цена, поэтому престижный спрос обычно ассоциируется со спросом на дорогостоящие товары. Товары покупаются, исходя не из закона спроса, т.е. больше товара, чем он дешевле, а из подражания богатым. Подражатели считают, что богатые не покупают дешевых вещей и, следовательно, при снижении цены на товар они отказываются от покупки таких товаров.

3. Эффект Гиффена (Giffen effect). Роберт Гиффен английский экономист (1837 - 1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков, как, например хлеб для русских крестьян. Повышение его цены вынуждало ирландцев сокращать потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно более дешевым продуктом, то объем спроса на него рос, несмотря на повышение цен. Товары спрос, на которые подчиняется такой зависимости, называют товарами Гиффена - (Giffen good).

4. Эффект толпы или эффект присоединению к большинству. Одним из примеров положительного сетевого внешнего эффекта является эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) —это желание соответствовать стилю, обладать товаром потому, что его имеет кто-то еще или потворствовать прихоти. Эффект присоединения к большинству часто возникает в случае детских игрушек (например, видеоигры Sega). Фактически. Эксплуатация этого эффекта является основной целью маркетинга и рекламы игрушек. Часто он играет также ключевую роль в продаже предметов одежды.

5. Эффект сноба. Иногда сетевые внешние эффекты бывают отрицательными. Возьмем эффект сноба (snob effect), который относится к желанию владеть эксклюзивными или уникальными товарами. Величина спроса при эффекте сноба тем выше, чем меньше людей, которые владеют этим товаром. Редкие произведения искусства, специально спроектированные спортивные автомобили сделанная на заказ одежда—вот примеры снобистских товаров. Ценность, которую кто-то получает от произведений живописи или спортивного автомобиля, отчасти объясняется престижем, статусом и эксклюзивностью, вытекающими из того факта, что немногие люди владеют тем, что есть у вас.

6. Спекулятивный спрос. Его выделял Х. Лейбенстайн, который считал, что он возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность роста цен в будущем стимулирует дополнительное потребление в текущем периоде.

7. Нерациональный спрос. Это потребление возникшее под воздействием сиюминутного желания. В этом случае нарушается предпосылка о рациональном поведении потребителя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.24 (0.01 с.)