Факторный анализ финансовых результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторный анализ финансовых результатов



 

Особое внимание в процессе анализа и оценки динамики финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую и существенную статью их формирования — прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансо­вой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышаю­щую ее (таблица 19).

В связи с процессом постоянного развития аналитических возмож­ностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа измене­ния (А) прибыли от продаж под влиянием следующих факторов:

- объема выручки (нетто) от реализации товаров, продукции (работ, услуг);

- структуры реализации;

- себестоимости проданных товаров, продукции;

- коммерческих расходов;

- управленческих расходов;

- цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг).

Для проведения факторного анализа используем необходимую информацию таблицы 19 и аналитической таблицы 20, исходные данные которых позволяют рассчитать влияние вышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж товаров, продукции (работ, услуг). Исходя из данных таблицы 19 рассчитаем влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж, который составил +1786 тыс. руб.

Таблица 19 - Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж по данным ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и других учетных данных ООО «Велия»

Показатель и его условное обозначение 2003 год Реализация 2004 года по ценам и затратам 2002 года (специ­альный расчет) 2004 год

Изменение

1 2 3 4

5

Объем реализации услуг, работ. Кв.м. 223590   305118

81528

Выручка от продаж това­ров, продукции (работ, ус­луг), тыс. руб. N 116 565 159 068,29 108 936

-7629

Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб. Дпер. 115 794 158 016,16 107 028

-8766

Коммерческие расходы, тыс. руб. КР 1076 1 468,34 1269

193

Управленческие расходы, тыс. руб. УР 0   0

0

Прибыль (убыток) от про­даж Р 771 1 052,13 1 908

1137

Темп роста выручки от про­даж, рассчитанный в ценах предыдущего (базисного) го­да 116 565 159 068,29 136,46

-116428,54

 

Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж.

Первый шаг. Расчет прироста прибыли от продаж (Д-Р):

1908-771 = 1137тыс. руб.

Второй шаг. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах. —

159068 ´100 / 116565 = 136,46%;

тогда темп прироста объема продаж составил – 36,46%.

Третий шаг. Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема продаж на 36,46% (136,46 - 100):

∆РN = 36,46 ×771 / 100 = 281,13 тыс. руб.

Итак, влияние первого фактора — изменения объема продаж на прирост прибыли от продаж составил (+281,13) руб.

Четвертый шаг. Расчет изменения себестоимости про­данных товаров, продукции и услуг.

108936-159016,16 = -50988,16 тыс. руб. Это означает, что прибыль от продаж увеличилась на эту сумму в связи со снижением себестоимости товаров, продук­ции (работ, услуг), т.е. ∆ p(s) составит -50988,16 тыс. руб., т.е. второй фактор оказал влияние на (+50988,16) тыс. руб.

Пятый шаг. Расчет изменения коммерческих расходов при неизмененном объеме продаж: 1269 — 1468,34 = -199,34 руб. Этот фактор также увеличил прибыль от продаж на 199,34 руб., т.е. ∆ др(кр) составил

+199,34 руб.

Шестой шаг. Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен на продукцию, услуги. Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов:

108936-159068,29 = -50132 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что продавали продукцию, товары, услуги по более низким ценам и получили в связи с этим снижение прибыли ∆Р(ц) на сумму (-50132) тыс. руб.

Седьмой шаг. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции (работ, услуг) (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных товаров) на изменение прибыли от продаж.

Для этого выполним расчет по предлагаемой методике:

1052,13 – (771 ´1,3646) = 1052,16-1052,1 = 0,06

Баланс отклонений, оказавших влияние на изменение прибыли от продаж в 2004г. по сравнению с 2002 годом:

281,13 + 50988,16 + 199,34+(-50132) +0,06 = 1137 тыс. руб.

Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась за счет влияния двух факторов: роста объема производства (работы, услуги) (+281,13тыс. руб.) и снижения себестоимости продукции (+50988,16 тыс. руб.). Оставшийся фактор — снижение цен реализации — привел к по­нижению прибыли от продаж на общую сумму 50132 тыс. руб.

Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная орга­низация располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции и, прежде всего, за счет снижения произ­водственной себестоимости реализации, коммерческих и управ­ленческих расходов, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и изделий.

Используя данные ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» — таблицы 19, можно рассчитать ряд показателей оценки качествен­ного уровня достижения определенных финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, в частности таких, как:

- маржинальный доход, обеспечивающий покрытие посто­янных затрат и получение прибыли ( МД ), тыс. руб.;

- точка критического объема продаж (г), тыс. руб.;

- запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб. Оптимальное значение этого показателя — свыше 60% от объема продаж.

Порядок исчисления названных показателей представлен в таблице 20.

Таблица 20 - Исходные данные для расчета показателей оценки качественного уровня достижения финансовых результатов

Показатель

Код строки

ф.№2

 

Сумма, тыс. руб.

Изменение (+,-) гр. 1 — гр. 2
2003 г. 2004 г.  
1 2 3 4 5
1. Выручка от продаж, N 010 116 565 108 936 -7 629
1. Себестоимость проданных товаров, работ, ус­луг (производственная) — переменные затраты, Sncp 020 115 794 107 028 -8 766
3. Валовая прибыль (маржинальный доход), МД (п. 1 - п. 2) 029 1 847 1 908 61
4. Доля маржинального дохода в выручке от продаж, d (п. 3: п. 1) 0,02 0,02 0
5. Постоянные и условно-постоянные затраты, 'Snocr 030 + 040 1076 1269 193
6. «Критическая точка» объема продаж (порог рентабельности) (п. 5: п. 4), г 67 906,84 72 452,72 4 546
7. Запас финансовой прочности (п. 1 — п. 6) 48 658,16 36 483,28 -12 175
8. То же, % к объему продаж (п. 7: п. 1)   0,42 0,33 0
9. Прибыль (убыток) от продаж 050 771 639 -132
10. Прибыль от продаж, в % к ЗФП (п. 9: п. 7) 1,58 1,75 0

 

Данные таблицы 20 свидетельствуют, что валовая прибыль (мар­жинальный доход) в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 61 тыс. руб. от значения 2003 года, а выручка от продаж — в снизилась на 7629 тыс. руб.. Критическая точка объема продаж, или, как еще ее называют, «точка безубыточности» (порог рентабельности), в 2003 году составляла 67906,84 тыс.руб., в 2004 году — 72452,7 тыс. руб. Значит, объем продаж, превышающий этот по­рог, был безубыточен и рентабелен.

Запас финансовой прочности (ЗФП) в процентах к объему продаж соответственно составил 42 и 33%. В 2004 году по сравнению с 2003 годом ЗФП уменьшился — на 9 пунктов. При том, что его нормативное значение находится в пределах 60—70% достигнутый в 2004 году уровень ЗФП низок. Его следует поднять до норматив­ного уровня на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка.

Общая модель зависимости запаса финансовой прочности от других финансовых показателей можно представить формулой:

                        Sпост

ЗФП = N – r = N - --------, тогда:

                       d

 

% ЗПФ1 = ЗПФ / N × 100

 

Сложившийся в отчетном периоде процент запаса финан­совой прочности на уровне 33,0% свидетельствует о том, что у организации высок риск возникновения финансовых затруднений, необходимо увеличить его величину хотя бы до 50%.

Приведенные расчеты наглядно показывают, что данная орга­низация располагает резервами увеличения прибыли от реализации продукции и услуг и прежде всего за изменения структуры производства за счет увеличения возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных товаров и услуг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.008 с.)