Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Управление компетенцией↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ИННОВАТИКИ Понятие об экономике знаний и национальных Инновационных системах В ведущих странах мира инновационный путь развития широко используется как эффективное средство преодоления кризисных явлений, реструктуризации производства, приоритетной поддержки конкурентоспособной продукции, формирования рынка высоких технологий, овладения механизмом их коммерциализации, технологическим менеджментом. Поступательное развитие инновационной деятельности стало объективной реальностью и в России. Инновационность экономики означает использование знаний в обеспечении конкурентных преимуществ как человека, так и социально-экономических систем (семьи, предприятия, региона, государства). Подготовка и осуществление технологических сдвигов в настоящее время является чаще всего продуманной стратегией государств и фирм, подкрепленной необходимыми ресурсами и накопленным потенциалом научных знаний. Необходимость развития инновационной составляющей экономики России в условиях глобализации и усиления конкуренции является необходимым условием устойчивого экономического роста. Возрождение наукоемких отраслей промышленности, формирование инновационно-технологических конкурентных преимуществ, ускорение замещения устаревших технологических укладов является стратегической целью социально-экономического развития страны на ближайшие десятилетия. За свою тысячелетнюю историю человечество создало три базовых типа производства экономических продуктов: – экономика, основанная на физическом труде человека и натуральном хозяйстве; – индустриальная экономика, базирующаяся на широком использовании машин, разделении труда, основной ценностью в которой является обладание природными ресурсами и основными фондами (XIX – XX вв.); – постиндустриальная экономики или экономика, базирующаяся на знаниях (XXI век). Сегодня под экономикой знаний понимают такой тип экономических отношений, в котором производство знаний является основным источником экономического роста, а сами знания – товаром (ценностью). Примером значимости знаний в работе современных предприятий (бизнесов) является резкий рост их стоимости за последнее время. 1. Игра «Тетрис», принесла: – изобретателю – $15 тыс.; – разработчику –$4 млн; – производителю, купившему права на интеллектуальную собственность, – свыше $1 млрд. 2. Фирма Microsoft имеет: – рыночную стоимость (капитализацию) $350-400 млрд; – стоимость основных фондов $5-10 млрд; – стоимость по прибыли (доходу) $50-70 млрд. 3. Российская фирма Paragraph International (информационные технологии): – рыночная стоимость – $40 млн; – бухгалтерская стоимость – $1 млн. Таким образом, для большинства компаний, выпускающих высокотехнологичную продукцию (электроника, фармацевтика, роботы, программные продукты, микробиология и т.п.) рыночная стоимость бизнеса в десятки раз выше их бухгалтерской стоимости. Иногда разницу в рыночной и балансовой стоимости определяют термином «интеллектуальный капитал». Для объяснения этого феномена в современной экономике и в законодательстве введены специальные термины, обозначающие знания как экономические продукты – объекты интеллектуальной собственности, результаты исследований и разработок (научно-техническая продукция), ноу-хау. Для того, чтобы управлять экономикой знаний, необходимо научиться отвечать на простой вопрос: какие секреты, позволявшие производить скрипки, стоимость которых сегодня выше цены обычного музыкального инструмента в тысячи раз, знал Страдивари? Что нужно сделать, чтобы производимый нами продукт воспринимался и покупался потребителем как скрипка Страдивари? Начало экономики знаний и эпохи инноваций характеризуются следующими показателями, характерными для экономически развитых стран: – инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды (3,4% в год против 2,2% в среднем в 90-е годы); – рост численности занятых в сфере науки и высоких технологий (25% трудовых ресурсов); – участие частного капитала в финансировании НИОКР (в странах ЕС его доля по сравнению с началом 90-х годов возросла с 52 до 55%, в США – с 57 до 67%); – 90% ученых и инженеров в истории человечества живут в настоящее время; – 90% знаний (по количеству) создано за последние 50 лет. Но для большинства российских фирм на сегодня отношение рыночной стоимости к бухгалтерской стоимости меньше единицы, т.е. знания в них находятся в неконкурентной (неэкономической) стадии. Сегодня и традиционные отрасли претерпевают существенные изменения под влиянием экономики знаний, например, машиностроение, металлургия. Это связано прежде всего с ускорением обновления продукции и соответствующей перестройкой информационных систем, обеспечивающих управление этим процессом. Речь прежде всего идет о технологиях СALS и PLM (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support и Product Life-Сircle Management), которые дают возможность кардинально сократить сроки создания и вывода на рынок новых изделий, а также значительно улучшить их продвижение на рынок. Если машиностроительное предприятие не внедрило такого рода систему, оно не только неизбежно проигрывает по своим технико-экономическим показателям, но и оказывается неспособным разговаривать с передовыми предприятиями-смежниками на одном языке. Например, многие российские машиностроительные предприятия хотели бы поставлять детали и комплектующие на экспорт, что в принципе позволяет их технологический уровень. Однако при отсутствии систем СALS/PLM они не могут обеспечить нужные сроки от выдачи заказа до запуска в производство, а также ритмичную поставку. Задача построения экономики, основанной на знаниях, в условиях усиливающейся ресурсно-сырьевой специализации России требует глубоко пересмотра стратегии социально-экономического развития, ее переориентации на инновационную модель, основанную на учете динамических аспектов научно-технического прогресса, состояния научно-технической сферы и промышленного производства страны. Ориентация на рост экономики преимущественно за счет расходования невозобновляемых природных ресурсов и эксплуатации труда привели к более чем десятикратному уменьшению за период с 1990 по 1995 гг. уровня инновационной активности отечественных промышленных предприятий (с 68 до 5,6%) и лишь с 1999 года наметились тенденции к его росту, а удельный вес наукоемкой продукции, производимой с использованием технологий пятого технологического уклада сократился с 1991 по 2000 гг. в два раза. Научно-технический потенциал на сегодня является стратегическим возобновляемым ресурсом России и основой инновационной экономики. Интенсификация инновационных процессов предполагает формирование и осуществление государственной инновационной политики как на федеральном, так и региональном уровнях, применение методов программно-целевого управления инновационной деятельностью, разработку стратегий инновационного развития территорий. Инновационность экономики в первую очередь связывается с существованием и развитием национальных инновационных систем (НИС). В настоящее время нет единого терминологического и сущностного подхода к формированию НИС. Обычно термин «НИС» определяется как «совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ» [3] или, в более широком смысле (знание может быть не только научным, но и проистекать из опыта, интуиции), как «совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания» [4]. Для многонационального российского государства, по-видимому, более приемлемым было бы название инновационная система России. Стратегические цели НИС могут иметь социальную направленность – повышение качества жизни (Франция, Швеция, Финляндия, Япония), или технико-экономическую – развитие прогрессивных наукоемких технологий (Германия, Великобритания, Китай), технологическое лидерство – США. Путь построения инновационной экономики, который предстоит пройти России в ближайшее десятилетие, связан с достижением уровня индикаторов инновационного развития развитых стран (табл. 3.1). Т а б л и ц а 3.1 Формирования компетентности Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЕЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.90 (0.011 с.) |