Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководителей и специалистов в инновационной сфере

Поиск

Научно-технический прогресс, связанный с глобальным внедрением информационных и коммуникационных технологий, усложнением и интеллектуализацией орудий труда оказал существенное влияние на все стороны жизни современных обществ – технологические, экономические, социальные и личностные. Одним из последствий является усиление конкуренции на рынке труда, причем, наряду с требованием профессиональной компетентности, в структуру требований все чаще входит способность человека к адаптации, т.е. изменению компетентности и поведения как реакции на трансформацию внешних условий и меняющихся требований. Одним из основных механизмов формирования адаптивного общества является то, что все граждане – и работодатели, и работники – должны быть готовы к обучению на протяжении всей жизни. Это затрагивает всех без исключения работников, как выполняющих простейшие операции, так и менеджеров, руководителей предприятий, государственных служащих.

Образование как способ создания культурных ценностей также является необходимым инструментом для формирования инновационной культуры как особой системы общественных ценностей, нацеленных на внедрение инноваций в общественную и производственную практику. Культура инновационного предпринимательства увязывает воедино знания, полученные в вузе, исследовательские навыки, опыт производства и искусство предпринимательства и развивает способности и навыки выпускников вузов обеспечивать коммерциализацию результатов научных исследований, умение видеть в знаниях настоящий или будущий пользующийся рыночным спросом товар.

Непрерывное обучение личности на протяжении всей жизни с регулярным тестированием результатов на базе инновационных технологий является главным направлением развития постиндустриального общества и формирует новый социальный запрос для системы образования России.

Цель образования в сфере инновационной деятельности – обеспечить интеллектуальное, культурное, профессиональное сопровождение жизненного цикла инновационно активной личности, соответствующей требованиям общества и стратегии социально-экономического развития России.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

– развитие системы ценностей и потребностей, составляющих инновационную культуру человека, общества и бизнеса;

– формирование многоуровневой системы требований к компетентности кадров для инновационной деятельности в социально-экономической среде;

– разработка и внедрение в образовательную среду многоуровневой системы образовательных программ;

– формирование на базе существующих учреждений образования ресурсной базы регионов и инновационно-активных бизнес-структур институциональной базы, соответствующей уровню поставленной цели и задач;

– подготовка преподавателей-профессионалов для кадровой поддержки системы непрерывного образования;

– разработка системы управления качеством подготовки специалистов для ИД;

– создание механизмов для финансового обеспечения системы непрерывного образования в области ИД из бюджетных и внебюджетных источников.

Поставленные выше цели и задачи образования в сфере инновационной деятельности предъявляют высокие требования к качеству подготовки специалистов и требуют внедрения инновационных форм и методов организации образовательного процесса.

В классической системе образования ученик, как правило, рассматривается как объект одностороннего воздействия педагога, чья роль сводится к доходчивому преподнесению познавательной информации. Доминируют информационно-репродуктивные методы обучения, носящие описательный характер. Проблемные и практические методы используются более для иллюстрации и наглядности, доминирует воспроизводство образцов прошлого опыта. Преимущественно используются индивидуально-коллективные формы организации учебы, при которых каждый ученик осваивает материал индивидуально, но с одинаковым темпом для всей группы учащихся.

Непрерывное образование представляет собой единый комплекс, действующий на основе субординации дошкольного, школьного, и вузовского и послевузовского звеньев, взаимосвязи и координации основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и негосударственных, формальных и неформальных учреждений. Это открытая, гибкая и развивающаяся система, предоставляющая возможность каждому человеку на любом этапе его жизни подключиться к образовательному процессу. Обеспечивается это прежде всего преемственностью всех структурных элементов системы на основе единых образовательных траекторий, разумной стандартизации, взаимодополнением различных типов и форм обучения.

Новый подход ориентируется на перспективы развития общества и производства, сближение и взаимопроникновение сферы образования и сферы профессиональной деятельности, рассматривает в качестве важнейшего фактора и условия развития этой деятельности повышение образованности каждого человека, развитие его способностей и задатков, их полноценную реализацию. Обеспечивает всеобщий охват населения образовательными услугами, открывает реальные возможности каждому пройти свою "образовательную лестницу". Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстроменяющемся мире. Содержание образования ориентируется на опережающее отражение проблем развития общества, производства, науки, культуры, других сфер социальной практики. Предполагает преемственность и многовариантность общего и профессионального образования, основу которых составляют фундаментализация образования, усиление внимания к его методологической составляющей. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования – "личностный опыт" как компонент содержания образования. Важной особенностью непрерывного образования является максимальный учет индивидуальных особенностей человека, причем по мере движения по жизненному циклу развития личности требования к индивидуальности все более высокие.

Таким образом, концепция непрерывного образования предполагает формирование развивающейся личности, подготовленной к универсальной деятельности, имеющей сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способной самостоятельно их удовлетворять.

В рамках модели системы непрерывного образования необходимо конкретизировать уровни компетенции в сфере инновационной деятельности. Компетенция кадров инновационной деятельности может быть представлена следующими видами:

– компетентность на уровне формирования ценностей;

– базовая компетентность;

– компетентность специалиста инновационной деятельности;

– компетентность менеджера инновационной деятельности;

– компетентность предпринимателя в сфере инноваций;

– компетентность эксперта-аудитора в сфере инноваций (технологический и инвестиционный аудит);

– компетентность преподавателя-профессионала в сфере ИД (для системы подготовки кадров).

Компетентность на уровне разделения ценностей предполагает идентифицировать и использовать ценности инновационной культуры независимо от сферы деятельности человека.

Базовая компетентность в сфере инновационной деятельности предполагает применение основных инновационных подходов и методов в любой сфере профессиональной деятельности.

Компетентность бакалавра (специалиста) в сфере инновационной деятельности предполагает умение четко выполнять поставленные задачи и конкретные виды работ, связанные с ведением ИД.

Компетентность менеджера инновационных проектов по инновационной деятельности предполагает применение знаний в широком диапазоне сложных и нестандартных работ. В этом случае на работника возложена определенная ответственность за результат и предоставлена некоторая автономность, однако он нацелен на высокопрофессиональное выполнение прежде всего конкретного перечня работ, определенного проектом (бизнес-планом).

Компетентность магистра, кандидата и доктора наук, специализирующихся в сфере инноватики связана с разными уровнями и значимостью научной, творческой деятельности, предполагающей появление новых научных знаний в области инноватики, разработку принципов и методологии ИД.

Компетентность предпринимателя в инновационной сфере (организатора малого инновационного бизнеса) основана на системных представлениях о стратегиях, процессе и инфраструктуре поддержки малого инновационного бизнеса, а также умениях и навыках осуществления предпринимательской деятельности.

Компетентность менеджера инновационной деятельности предполагает способность планировать и управлять изменениями в продукте, на рынке, в обществе на базе знаний, умений и навыков в сфере системного управления, инновационного маркетинга, менеджмента инновационных проектов, управления нововведениями и изменениями, технологического и финансового аудита в ИД, управления интеллектуальной собственностью и пр.

Компетентность эксперта-аудитора основана на навыках системного анализа объекта, выделения и анализа его сущности и соответствия установленным требованиям или поставленным целям. Эксперт-аудитор связан, в основном, со стратегическим планированием и контролем результатов ИД.

Компетентность топ-менеджера основана на высоком уровне профессиональной подготовки, опыте практической деятельности в сфере инноваций, а также способности стратегически и оперативно управлять инновационным развитием предприятий, территорий, крупных проектов.

По принципу возрастания компетентности вышеизложенные виды могут быть расположены в иерархическом порядке (рис. 3.3).

Для формирования требований к компетентности целесообразно выделить следующие сферы инновационной деятельности, обладающие существенными различиями объектов управления:

– научно-техническую (по направлениям);

– производственную (по отраслям);

– сферу услуг (по видам услуг);

– социально-экономическую и образовательную сферы (по видам деятельности);

– аллокационные (инновации в управлении).

 

 

 


Рис. 3.3. Модель системы непрерывного образования в сфере ИД

 

Приведенная система непрерывной подготовки полностью гармонизирована с требованиями постановления Минтруда от 5 марта 2004 г. № 34 «Об утверждении профессионального стандарта по профессии "Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах". Уровни III –VI модели соответствуют уровням 2 – 4 постановления Минтруда, детализируя их.

Формирование компетентности в сфере инновационной деятельности должно осуществляться в рамках непрерывного процесса на протяжении жизненного цикла личности.

Очевидно, что первые знания в области инновационной деятельности и, главное, разделение ценностей инновационной культуры должны стать привычными еще в школьном возрасте. В дальнейшем (во время учебы в вузах, профессиональной деятельности) знания в области ИС должны конкретизироваться и углубляться, превращаясь в инновационно-активные личностные качества и профессиональную компетентность специалиста.

По мере движения личности по образовательным траекториям акценты в образовательных программах должны переходить от формирования ценностных ориентиров к уровням компетентности.

Применительно к такой классификации этапов повышения информированности и потребностей населения жизненный цикл непрерывного образования разбивается на следующие фазы и соответствующие им образовательные программы.

Довузовское образование

Основная цель – формирование системы ценностей, позволяющих развивать инновационно-активную личность и компетентность на уровне разделения ценностей.

Для достижения цели необходимы:

– программы, ориентированные на развивающие формы обучения, креативные сферы деятельности (фотография, музыка, издательская деятельность и др.);

– программы, ориентированные на развитие предприниматель-ских способностей, введение разделов по ИД в программы, связанные с преподаванием экономических дисциплин в старших классах и средних специальных учебных заведениях. Разработка широкого спектра факультативных курсов для школьников и студентов колледжей, посвященных различным аспектам ИД;

– активизация внешкольной работы, развивающей различные формы детского технического творчества;

– разработка системы повышения квалификации для учителей школ, активизация преподавательской среды на поиск инновационных форм образовательной деятельности.

Вузовское и послевузовское образование

Основные цели:

1. Подготовка инновационно-активных специалистов в любых областях профессиональной деятельности.

2. Обеспечение экономики России специалистами в области инновационной деятельности.

Для их реализации необходимы программы:

– для студентов очного и заочного обучения вузов;

– повышения квалификации для преподавателей вузов;

– повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов и менеджеров предприятий;

– повышения квалификации и профессиональной переподготовки для предпринимателей в сфере инновационного бизнеса;

– подготовки кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук в сфере инновационной деятельности).

Реализация концепции непрерывного образования в сфере инновационной деятельности предполагает использование инновационных технологий, позволяющих эффективно (при оптимизации затрат) разрабатывать образовательные программы под задачи конкретного потребителя – организации, предприятия или студента (слушателя), в том числе:

1. Мониторинг потребностей предприятий в образовательных услугах. Разработка и использование учебных программ, основанных на выборе соответствующих образовательных модулей, изменении веса тех или иных дисциплин, "настройке" активных методов обучения. Проведение стажировок, соответствующих профилю предприятия или специалиста.

2. Использование мультимедийных технологий для повышения эффективности учебного процесса, а также расширение географии образовательных услуг с использованием систем удаленного доступа.

3. Создание и развитие в вузах дополнительных образовательных программ обучения основам инновационного предпринимательства как важнейшего механизма содействия реализации инновационной политики страны. Развитие у студентов, аспирантов и слушателей вузов способностей видеть в научных результатах рыночный товар и умений доводить их до конечного потребителя.

4. Создание системы обязательногонепрерывного повышения квалификации и переподготовки (в случае необходимости) для работников государственных органов управления, предприятий и организаций, находящихся в полной или частичной собственности государства, обосновав ее содержание и периодичность в зависимости от вида деятельности и занимаемой должности. За основу можно принять опыт советского периода. Расходы на обучение должны быть включены в бюджеты соответствующих служб, организаций и предприятий.

5. Разработка системы управления компетентностью для работников частных корпораций и предприятий в виде системы корпоративного менеджмента знаний, которая настраивается на потребности каждого клиента. Данная работа может быть поручена вузам в рамках инновационной образовательной программы, имеющей долевое финансирование из федерального бюджета, областного и/или муниципального, а также из доходов вуза и реализовываться в виде бизнес-плана. В результате вузы-участники программы должны иметь долгосрочные договора с корпорациями и предприятиями на управление компетентностью их работников на всех уровнях. Заинтересованность предприятий в данной деятельности можно поддержать мерами государственного стимулирования в виде налоговых кредитов и других мер косвенной поддержки.

6. Формирование корпоративных центров развития персонала, в частности, корпоративных университетов, позволяющих максимально согласовать потребности предприятий с возможностями образовательного процесса. Организационно это может представлять объединение усилий и материальных возможностей вузов, колледжей, лицеев, консалтинговых структур, предприятий, а также союза промышленников и предпринимателей.

7. Развитие на базе ведущих университетов системы региональных центров координации инновационной деятельности высшей школы как организационной основы для реализации концепции системы непрерывного образования в регионе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.203 (0.011 с.)