Учение Православной Церкви о мытарствах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Православной Церкви о мытарствах



 Мытарствами, по учению Церкви, называются судилища, или места временной остановки душ по исходе из тела в воздушном пространстве, где духи зла, задерживая души усопших, обличают грехи, совершенные ими в земной жизни, до разлучения с телом.

 Души усопших при восхождении от земли на небо для поклонения Богу до кончины мира и дня Страшного Суда в сопровождении ангелов проходят воздушное пространство и истязаются духами зла на мытарствах, число коих, по словам преп. Феодоры в видении Григорию, ученику преп. Василия Нового, равно двадцати.

 Каждое мытарство обличает свой, особенный, род греха, и в распределении наблюдается замечательная последовательность: от менее тяжких до менее простительных.

 Так, на первом мытарстве истязуются грехи слова, общие всем людям, -- праздноловия и сквернословия, а на двадцатом – грехи исключительно противохристианские – бессердечия и жестокости.

 Конечно, большему истязанию подвергаются на этих мытарствах души тех, кто на земле жил в откровенном противлении Господу, по воле князя, господствующего в воздухе, духа действующего ныне в сынах противления (Еф. 2, 2).

 Но и христиане, склонные ко греху, поддающиеся соблазнам и дающиевозможность порочным страстям укореняться и греховным привычкам возрастать в душе, подвергнуться, по справедливости истязаниям на мытарствах.

 Все мы, люди, так или иначе, больше или меньше, грешны; поэтому мы не должны успокаиваться на утешительной мысли о милосердии Божием, которого не может превысить ни один грех на земле.

 Уповая на милость Божию, мы, тем не менее, должны не отлагать попечение о душевном спасении нашем, а из всех сил трудиться над усовершенствованием своим в духе учения Христова.

 Как естественный возраст наш определяется не одними годами, но и пережитыми в эти годы страданиями и заботами, так и мера исполнения возраста Христова достигается духовными подвигами и усвоением добродетелей, умерщвлением плотских, земных пожеланий и покорностью тела духу, который, основываясь на правой вере, признает цель временного земного существования в вечной и небесной жизни.

 Возможная на земле, достижимая людьми во свете Христова учения праведность является единственным средством для избежания нами опасности обличения за свои грехи духами зла.

  Станьте, научает нас св. апостол Павел, препоясавши чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности… а паче всего возьмите щит веры, которым возжете угасить все раскаленные стрелы лукавого ишлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 14, 16-17).

 Тогда-то, во всеоружии Божией правды, мы скажем, удаляясь необличенными с мытарств: если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8, 31).

 Древность и подлинность учения о мытарствах свидетельствуется тем, что еще св. апостол Павел писал христианами Церкви Ефесской: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 11-12).

 Указание на существование мытарств можно проследить по письменным памятникам христианской древности, начиная со II века (с Тертуллиана). Но ясно и определенно, с распределением мытарств по различным родам грехов, это учение начинает выражаться с IV века, -- со св. Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Макария Египетского, Макария Александрийского, Иоанна Златоуста.

 С особенной силой выражается оно у св. Кирилла Александрийского, а затем, в последующее время, вошло оно в религиозное сознание православных христиан в непререкаемой форме из подобного нами, уже в Х веке. С тех пор это учение не потерпело никаких изменений и в свое время исповедовалось нашими русскими святыми: Феодосием Печерским, Кириллом Туровским, Димитрием Ростовским.

 Оно вошло в самые священные песни и молитвы, употребляемые православною Церковию. Согласное с Священным Писанием, утвержденное на предании апостольском, свидетельствуемое творениями св. отцов Церкви и сказаниями из жизни святых, вошедшее в церковные молитвы, это учение о мытарствах, или частном Суде Божием до дня общего воскресения и Страшного Суда, издревле существует в Православной Церкви и должно быть исповедуемо нами во спасение.

 Для ясного и правильного понимания дальнейшего текста мы должны присоединить одно необходимое замечание.

 Как вообще в изображении предметов духовного мира для нас, облеченных плотью, неизбежны черты более или менее чувственные, так и в частности они неизбежно допущены нам следует твердо помнить наставление, данное ангелом преп. Макарию Александрийскому: «Земные вещи принимай за самое слабое изображение небесных».

 Мытарства надобно понимать не в грубом, чувственном смысле, а сколько для нас возможно – в смысле духовном.

 

Откровение ангельское преп. Макарию Александрийскому о загробном состоянии душ человеческих и о днях церковного поминовения усопших (третьем, девятом и сороковом со дня кончины) (5) (См. Макария Александрийского слово о исходе душ праведников и грешников, то есть, каким образом они разлучаются с телом и в каком состоянии пребывают (Христ. Чтение, 1831, ч. 43, с. 123-131), переведено с греч. Из издания Галланда, Bibl. Patr. t. VII, р. 237.).

 Некогда, когда мы шли по пустыни, -- рассказывает ученик св. Макария, -- видел я двух ангелов, которые сопровождали св. Макария, один с правой стороны, другой – с левой. Ну пути случайно мы нашли поврежденный и смердящий труп. Св. Макарий, чувствую смрад, зажал рукою свои ноздри, пока не прошел мимо. То же сделали и ангелы.

 Старец, увидев это, спросил их: «Ужели и вы так же обоняете смрад мира?» Они отвечали: «Нет, но мы, подражая тебе, это сделали: ибо мы не чувствуем смрад, а только обоняем смрад от душ грешников. Он так нам отвратителен, как тебе отвратителен смрад этого трупа».

 Удивленный этим старец говорит им: «Изъясните мне, прошу вас: смрад от душ грешников – в этой ли жизни их вы чувствуете, или после их смерти? И как вы различаете души грешников, уверовавших Господу, от душ нечестивых неуверовавших? Скажите мне, если я приобрел вашу благосклонность». Ангелы отвечали: «Слушай, Макарий, избранный Божий!

 Грешная душа, еще будучи в теле, издает смрад злых дел, но гораздо более по смерти. Ибо злые дела лежат на ней, и мраком, как черною одеждою, покрывают ее. Душа, как дыхание бессмертного света, сама по себе светла и чиста, но, находясь в теле и надлежащим образом не управляя оным, каждая оскверняется грехом, иная более, иная менее. Но выслушай, Макарий, как души верующих и неверующих взимаются от тела; впрочем, земные вещи принимай за самое слабое изображение небесных. Как от земного царя посланные воины схватить кого-либо, придя, берут его и против воли, а он поражается страхом и трепещет самого присутствия влекущих его в путь без милосердия, так когда и ангелы посылаются взять душу праведника или грешника, она поражается страхом и трепещет присутствия грозных и неумолимых ангелов. Тогда она видит, что суетно, недействительно, вовсе бесполезно для нее и богатство, и присутствие родственников и друзей; чувствует слезы и стоны окружающих, ноне испытав

 Такого зова, она никогда не может ни слова проговорить, ни дать голоса; страшится и дальности пути, и перемены жизни; поражается и немилосердием владык, которых видит пред собою; беспокоится и о жизни своей в теле, плачет и о разлучении с ним, по обыкновенному к нему пристрастию. Она не может иметь и того одного и единственного утешения, которое подает собственная совесть, если не сознает в себе добрых дел. Такая душа и прежде определения Судии непрестанно осуждается совестью».

 Авва Макарий предлагает еще вопрос; говорит он: «Прошу вас, изъясните и это: когда отцами предано совершать в Церкви приношение Богу за усопшего в третий, девятый и сороковой день, то какая из того происходит польза душе представившегося?»

 Ангелы отвечали: «Бог не попустил быть в Церкви Своей ничему неблагопотребному и бесполезному, но небесным и земным Своим таинствам попустил Бог быть в Церкви Своей и повелел совершать оный. Ибо когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангелам облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить на земле, где хочет. Поэтому душа, в которой разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело; и таким образом проводит два дня, ища, как птица, гнезда себе. А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу.

 После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывать скорбь, которую имела будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности, не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости и славы. Увы мне бедной! Еще и ныне окружают меня заботы и неблаговременное попечение, владевшие мною в том мире. Что мне в виноградниках и оливках, которые я насадила? Какую выгоду принесет мне поле, мною приобретенное? Что мне польза от собранного там золота? Какую пользу имеет для меня здесь тамошнее богатство? Какую мне прибыль доставила вся сладость жизни и мира того? Увы мне! Всуе я трудилась! Увы мне!

 Безрассудно я провела жизнь! Увы мне! Возлюбила я кратковременную славу и приобрела вечную нищету! Увы мне! Что я претерпела! Горе мне! Как я помрачена, я не знала. Горе мне! Никто не сможет ныне помочь мне, чтобы и я, несчастная, могла получить славу Господа». По рассмотрении же в продолжение шести дней всей радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношение за усопшего.

 После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, в которых находясь, души грешных непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место заключения. Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение.

 С душами же, не приявшими Святого Крещения, не так бывает. По разлучении этих непросвещенных дущ от тела неумолимые ангелы, взяв их, жестоко бьют и говорят: «Сюда иди, нечестивая душа; познай, кто твой Владыка и Господь всех. Ты Его не восхотела познать, живя беспечно в мире, познай же ныне, осужденная на вечную муку». И восхитив ее до первого неба, поставляют и показывают издалека славу ангелов и всех небесных сил, говоря: «Всех сих Господь есть Иисус Христос, Сын Бога Живого, Которого ты не хотела познать и почтить поклонением. Отыди отселе к подобным тебе нечестивым и к князю их диаволу, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, которым ты в жизни, как богам, поклонялась».

 Ангелы, сказав это (и обняв Макария, раба Божия), не в стали нами. Мы же будем воссылать славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.008 с.)