Характеристика пореформенного промышленного капитализма пореформенного периода (до конца Х I Х в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика пореформенного промышленного капитализма пореформенного периода (до конца Х I Х в.)



1) В пореформенное время развитие капиталистических отношений в промышленности шло быстрыми темпами и вело к превращению недавних выходцев из деревни, вчерашних крестьян, в «рабочих с наделом» (те рабочие, которые сохраняли связь с деревней во время сезонных c/x работ). Их дети стали потомственными пролетариями. Столь же быстро шло превращение гильдейского купечества и мелких торговцев в торгово-промышленную буржауазию. Этот двуединый процесс означал появление в России основных классов капиталистического общества: пролетариата и буржуазии.

2) Характерной чертой российской промышленность был высокий уровень концентрации рабочих на крупных предприятиях (объясняется это запоздалым завершением промышленного переворота и высокой долей неквалифицированного ручного труда).

3) По роду занятий на 1897 г.: 1) торгово-промышленные круги – 17% населения (большинство – мелкие ремесленники и торговцы) 2) крупная торговая буржуазия – 150 тыс. чел (0,1 % населения. Образуются династии промышленников-капиталистов: Морозовы, Прохоровы, Алексеевы, Бродские и др). 3) рабочие – а) квалифицированные – около 1.5 млн чел. б) неквалифицированные – около 2 млн чел.

4) В пореформенное время в России завершился промышленный переворот (переход от ручного труда к машинному/ от мануфактуры к фабрике). Освобождение крестьян привело к созданию рынка свободной наёмной рабочей силы.

К началу 1880х – основная промышленная продукция начала производиться на фабриках и заводах с использованием машин и механизмов, приводимых в движение силой пара.

5) Промышленность развивалась и в деревне (в деревне более дешевая рабочая сила + крестьянин был еще связан с наделом, прикреплен к общине). К концу века завершился процесс превращения промысловых ткацких сел и деревень в фабрично-заводские поселки (например, Орехово-Зуево). В 1890 г. в 329 таких поселков работало 451 тыс. рабочих.

6) Ручной труд занимал ведущее место лишь в кожевенной, мебельной и в некоторых других отраслях пищевой промышленности.

7) Завершилось техническое перевооружение водного транспорта (к концу века – 2,5 тыс пароходов, доля перевозок грузов - 1/3)

8) Железнодорожное строительство.

Развитие пореформенной промышленности находилось в тесной связи с развитием транспорта. Ж/д были необходимы по следующим факторам: а) стратегический (поражение в Крымской войне из-за неразвитой транспортной сети) б) торговля (экспорт хлеба и внутреннего товарооборота) в) потребности с/х (связь земледельческих районов с крупными городами). => активное ж/д строительство.

Железные дорогие строило не только государство, но и частный капитал (к 1871 г. все дороги перешли в частные руки). В 1860-1870-е гг. правительство выдавало частным лицам и земствам концессии на постройку и эксплуатацию железных дорог (железнодорожные дельца получали крупные льготы + 5% прибыли.)

Железнодорожный бум, в основе которого лежали неслыханные льготы, привел к тому, что к 1880 г. – 23 тыс. км ж/д. НО: эксплуатировались они небрежно + при строительстве было сделана масса нарушений (так как льготу давали всем, а на качество дороги никого не интересовало) => частые катастрофы. С 1880х (государство столкнулось с проблемой мобилизации войск во время рус-тур войны) – изменение политики в области ж/д – выкуп государством из частных рук.

1880-1890 гг. – значительное казённое ж/д строительство на окраинах империи (стратегические соображения). + Ж/д сеть охватила почти все европейские губернии России.

Ж/д изменили уклад жизни сельского и городского населения: преодоление провинциальной замкнутости, скрепление единой хозяйственной системы страны. Их строительство и эксплуатация – главный двигатель промышленного развития (способствовало хозяйственному освоению новых территорий с огромным экономическим потенциалом. Главный ж/д центр – Москва.

В конце XIX в. ж/д потребляли свыше 1/3 добываемого угля, половину нефтепродуктов, 40% черной металлургии. Главное дело ж/д – перевоз хоз. грузов (хлеб, уголь, руда, нефть). Пассажирские перевозки невелики.

9) Промышленное районирование:

Связано с развитием ж/д. Развитие Донецкого (к концу века 90% угля страны) и Южного (черный метал) пром. районов (нужда в угле и руде) – заметную роль играл иностранный капитал. => тяжелая промышленность Донбасса оттеснила уральские горные заводы (там поздно завершился пром. переворот).

Новый пром. район – Бакинский (нефть). Укрепил и сохранил свои позиции Центрально-промышленный район (производство паровозов, машиностроения).

Модернизация наметила тенденции к росту монопольных объединений. Картели, синдикаты, тресты, концерны. 

10) Противоречия капиталистического развития:

1) низкий уровень с/х (80% населения) по сравнению с промышленностью
2) концентрация производства в отдельных регионах, однако большая часть страны в пром. отношении была слаба
3) отраслевая неравномерность 

11)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.005 с.)