Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика пореформенного промышленного капитализма пореформенного периода (до конца Х I Х в.)
1) В пореформенное время развитие капиталистических отношений в промышленности шло быстрыми темпами и вело к превращению недавних выходцев из деревни, вчерашних крестьян, в «рабочих с наделом» (те рабочие, которые сохраняли связь с деревней во время сезонных c/x работ). Их дети стали потомственными пролетариями. Столь же быстро шло превращение гильдейского купечества и мелких торговцев в торгово-промышленную буржауазию. Этот двуединый процесс означал появление в России основных классов капиталистического общества: пролетариата и буржуазии. 2) Характерной чертой российской промышленность был высокий уровень концентрации рабочих на крупных предприятиях (объясняется это запоздалым завершением промышленного переворота и высокой долей неквалифицированного ручного труда). 3) По роду занятий на 1897 г.: 1) торгово-промышленные круги – 17% населения (большинство – мелкие ремесленники и торговцы) 2) крупная торговая буржуазия – 150 тыс. чел (0,1 % населения. Образуются династии промышленников-капиталистов: Морозовы, Прохоровы, Алексеевы, Бродские и др). 3) рабочие – а) квалифицированные – около 1.5 млн чел. б) неквалифицированные – около 2 млн чел. 4) В пореформенное время в России завершился промышленный переворот (переход от ручного труда к машинному/ от мануфактуры к фабрике). Освобождение крестьян привело к созданию рынка свободной наёмной рабочей силы. К началу 1880х – основная промышленная продукция начала производиться на фабриках и заводах с использованием машин и механизмов, приводимых в движение силой пара. 5) Промышленность развивалась и в деревне (в деревне более дешевая рабочая сила + крестьянин был еще связан с наделом, прикреплен к общине). К концу века завершился процесс превращения промысловых ткацких сел и деревень в фабрично-заводские поселки (например, Орехово-Зуево). В 1890 г. в 329 таких поселков работало 451 тыс. рабочих. 6) Ручной труд занимал ведущее место лишь в кожевенной, мебельной и в некоторых других отраслях пищевой промышленности. 7) Завершилось техническое перевооружение водного транспорта (к концу века – 2,5 тыс пароходов, доля перевозок грузов - 1/3) 8) Железнодорожное строительство. Развитие пореформенной промышленности находилось в тесной связи с развитием транспорта. Ж/д были необходимы по следующим факторам: а) стратегический (поражение в Крымской войне из-за неразвитой транспортной сети) б) торговля (экспорт хлеба и внутреннего товарооборота) в) потребности с/х (связь земледельческих районов с крупными городами). => активное ж/д строительство.
Железные дорогие строило не только государство, но и частный капитал (к 1871 г. все дороги перешли в частные руки). В 1860-1870-е гг. правительство выдавало частным лицам и земствам концессии на постройку и эксплуатацию железных дорог (железнодорожные дельца получали крупные льготы + 5% прибыли.) Железнодорожный бум, в основе которого лежали неслыханные льготы, привел к тому, что к 1880 г. – 23 тыс. км ж/д. НО: эксплуатировались они небрежно + при строительстве было сделана масса нарушений (так как льготу давали всем, а на качество дороги никого не интересовало) => частые катастрофы. С 1880х (государство столкнулось с проблемой мобилизации войск во время рус-тур войны) – изменение политики в области ж/д – выкуп государством из частных рук. 1880-1890 гг. – значительное казённое ж/д строительство на окраинах империи (стратегические соображения). + Ж/д сеть охватила почти все европейские губернии России. Ж/д изменили уклад жизни сельского и городского населения: преодоление провинциальной замкнутости, скрепление единой хозяйственной системы страны. Их строительство и эксплуатация – главный двигатель промышленного развития (способствовало хозяйственному освоению новых территорий с огромным экономическим потенциалом. Главный ж/д центр – Москва. В конце XIX в. ж/д потребляли свыше 1/3 добываемого угля, половину нефтепродуктов, 40% черной металлургии. Главное дело ж/д – перевоз хоз. грузов (хлеб, уголь, руда, нефть). Пассажирские перевозки невелики. 9) Промышленное районирование: Связано с развитием ж/д. Развитие Донецкого (к концу века 90% угля страны) и Южного (черный метал) пром. районов (нужда в угле и руде) – заметную роль играл иностранный капитал. => тяжелая промышленность Донбасса оттеснила уральские горные заводы (там поздно завершился пром. переворот). Новый пром. район – Бакинский (нефть). Укрепил и сохранил свои позиции Центрально-промышленный район (производство паровозов, машиностроения).
Модернизация наметила тенденции к росту монопольных объединений. Картели, синдикаты, тресты, концерны. 10) Противоречия капиталистического развития: 1) низкий уровень с/х (80% населения) по сравнению с промышленностью 11)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.005 с.) |