Социальное развитие России в XVII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное развитие России в XVII в.



Социальное развитие В ХVII в завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию. К первой категории относились служилые люди, находившиеся на “государевой службе” и получавшие земельные и денежные оклады. Они, в свою очередь, подразделялись на служилых “по отечеству” и служилых “по прибору”. Служилые “по отечеству” (т.е. по происхождению) получали землю и включали в себя: думные чины (высшие чины, входившие в Боярскую думу - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки); чины московские (дворяне и бояре, жившие в столице и в ближайшей округе, выполняющие административные и военные командные должности - стольники, стряпчие и пр.); чины городовые (провинциальное дворянство и “дети боярские”- основная масса служилых людей, из которой набиралась дворянская конница, резко отличающаяся по своему материальному положению и социальному статусу от столичного дворянства). Служилые “по прибору ”: стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники, получавшие небольшое денежное жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Но по сравнению с посадскими у них были привилегии - они не платили налогов.

Основную массу населения составляли тягловые люди (“несущие тягло”, т.е. налоги в пользу государства). К ним относились почти все группы крестьянства (9,6 млн. чел. в конце ХVII в.), а также посадские люди (0,5 млн. чел.).

Холопы составляли третью группу. Они не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев. Положение бояр и дворян все более зависело не от знатности и богатств, а от занимаемой должности в структуре государственных чинов. Важной вехой на этом пути стала отмена местничества в 1682 г. Таким образом, позиции дворянства и боярства сближались в той мере, в какой росла их зависимость от власти. Кроме того, служилое сословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителей других сословий. По закону 1675 г. запрещалось верстать в дворянство черносошных крестьян, посадских и служилых по прибору. Государство пыталось предотвратить размывание служилого сословия и, с другой стороны, препятствуя превращению разорившихся дворян в холопов. Крестьянство делилось на четыре основные группы: частновладельческие, жившие в вотчинах и поместьях (67%); дворцовые (9%); монастырские (13%); черносошные, или государственные (11%). Соборное уложение 1649 г., отвечая требованиям служилых людей, отменило “урочные годы” и тем самым окончательно закрепостило крестьян. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, постепенно он обрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному Уложению помещик не мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 г. такая продажа, практиковавшаяся и ранее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство все менее и менее вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов. Черносошные крестьяне являлись лично свободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землей при одном ограничении - после продажи или передачи в наследство новые владельцы должны были продолжать платить налоги государству в том же объеме. В ХVII столетии продолжалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились лишь в Поморье и Сибири.

Посадские люди страдали от тяжелого налогового бремени и фактически были закрепощены государством. Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах т.н. “белые слободы”, население которых принадлежало боярам и церкви и не платило налоги. Включение их в тягло несколько облегчило положение “черных” слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своим местам проживания, им запрещалось “закладываться в холопы”, переселяться в другие города. В зависимости от своего достатка посадские люди делились на несколько категорий: “лучшие”, “средние”, “молодшие”. Купцы, входящие в состав “лучших”, составляли особые корпорации: гости (по материальному положению близки верхам служилого сословия, обладали правом владеть вотчиной и привилегией выезда за границу); гостиная сотня;суконная сотня

 

Реформы Петра I. Образование Российской империи.

Уже самые первые преобразования Петра I отличают особенности, характерные для его реформ последующего времени: масштабность, распространение новшеств на разные сферы жизни и одновременно очевидная бессистемность, отсутствие какого-либо плана, представлений о необходимой последовательности действий. Многие решения принимались под влиянием момента, конкретных обстоятельств.

Государственно-административные реформы:

1708-1710 гг. – губернии. Губернии (8) – губернатор> Провинции (50) - воевода> Дистрикты (с 1727 г. - уезды) – земские комиссары.   

22 февраля 1711 г. – Сенат – (законодательная и контрольно-финансовая функции)

1711 г – учреждение фискальной службы

Экономические реформы:

1. Развитие мануфактурной промышленности, основанной на крепостном труде.

2. Политика меркантилизма и протекционизма.

3. Вмешательство в дела купечества: госмонополия на продажу ряда товаров (железо, лён, хлеб, табак).

Социальные реформы:

Дворяне: 1714 г. - указ о единонаследии.

Крестьяне: новые категории – государственные (свободные, платили подать), приписные (к мануфактуре), посесионные (принадлежали предприятию).

Город: Управление городом через ратушу (магистрат) + разделение по профессиональному признаку на цеха и гильдии.

Военные реформы:

1. 1705г – рекрутские повинности, податное население служило в регулярной армии.

2. Создание ВМФ.

3. Школы (математических и навигационных наук, артиллерийская, инженерная, морская академия) – офицерские кадры.

4. Новые уставы, единообразная форма, ордена, медали. + перевооружение.

Примерно с 1717—1719 гг. начинается второй этап Петровских реформ, характеризующийся их большей осмысленностью и целенаправленностью.

1718-1724 гг. – ввод единой подушной подати с мужской крестьянской души и с посадского человека.

1718-1721 гг. – коллегии.

1720 г. – «Генеральный регламент»

1721 г – Синод (ликвидация независимости церкви), 1722 г – обер-прокурор Синода (светский контроль над церковью)

1722 г. – ввод Табели о рангах: порядок получение звания за службу.

1722 г – прокуратура (карательные органы).

1722 г – издание указа о престолонаследии.

22 октября 1721 г. Россия была провозглашена империей. Её международное значение постоянно возрастало. Россия вошла в число великих держав мира. Глава обладает абсолютной законодательной, исполнительной, финансовой, военной, административной властью.

Рассматривая в целом реформы последних лет правления Пе­тра Великого, нельзя не отметить, что действительно именно тогда была осуществлена грандиозная по своим масштабам трансформация всей системы управления и финансов, радикаль­ным образом затронувшая и социальную сферу. История осуще­ствления государственной реформы Петра обнаруживает гораз­до более высокий, чем на предшествующем этапе, уровень осо­знанности действий, их продуманность, определенную последо­вательность и законченность. Вместе с тем центральным вопро­сом и этой реформы был вопрос финансового обеспечения того мощного государства, которое было целью петровских преобра­зований в целом. Постоянный финансовый дефицит заставлял Петра спешить и создавать новые политические институты рань­ше, чем общество созревало для их восприятия. В результате уровень эффективности новых институтов часто оказывался зна­чительно ниже ожидаемого.

ИСПОЛЬЗОВАНО:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.01 с.)