Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное развитие России в XVII в.
Социальное развитие В ХVII в завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию. К первой категории относились служилые люди, находившиеся на “государевой службе” и получавшие земельные и денежные оклады. Они, в свою очередь, подразделялись на служилых “по отечеству” и служилых “по прибору”. Служилые “по отечеству” (т.е. по происхождению) получали землю и включали в себя: думные чины (высшие чины, входившие в Боярскую думу - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки); чины московские (дворяне и бояре, жившие в столице и в ближайшей округе, выполняющие административные и военные командные должности - стольники, стряпчие и пр.); чины городовые (провинциальное дворянство и “дети боярские”- основная масса служилых людей, из которой набиралась дворянская конница, резко отличающаяся по своему материальному положению и социальному статусу от столичного дворянства). Служилые “по прибору ”: стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники, получавшие небольшое денежное жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Но по сравнению с посадскими у них были привилегии - они не платили налогов. Основную массу населения составляли тягловые люди (“несущие тягло”, т.е. налоги в пользу государства). К ним относились почти все группы крестьянства (9,6 млн. чел. в конце ХVII в.), а также посадские люди (0,5 млн. чел.). Холопы составляли третью группу. Они не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев. Положение бояр и дворян все более зависело не от знатности и богатств, а от занимаемой должности в структуре государственных чинов. Важной вехой на этом пути стала отмена местничества в 1682 г. Таким образом, позиции дворянства и боярства сближались в той мере, в какой росла их зависимость от власти. Кроме того, служилое сословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителей других сословий. По закону 1675 г. запрещалось верстать в дворянство черносошных крестьян, посадских и служилых по прибору. Государство пыталось предотвратить размывание служилого сословия и, с другой стороны, препятствуя превращению разорившихся дворян в холопов. Крестьянство делилось на четыре основные группы: частновладельческие, жившие в вотчинах и поместьях (67%); дворцовые (9%); монастырские (13%); черносошные, или государственные (11%). Соборное уложение 1649 г., отвечая требованиям служилых людей, отменило “урочные годы” и тем самым окончательно закрепостило крестьян. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, постепенно он обрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному Уложению помещик не мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 г. такая продажа, практиковавшаяся и ранее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство все менее и менее вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов. Черносошные крестьяне являлись лично свободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землей при одном ограничении - после продажи или передачи в наследство новые владельцы должны были продолжать платить налоги государству в том же объеме. В ХVII столетии продолжалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились лишь в Поморье и Сибири.
Посадские люди страдали от тяжелого налогового бремени и фактически были закрепощены государством. Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах т.н. “белые слободы”, население которых принадлежало боярам и церкви и не платило налоги. Включение их в тягло несколько облегчило положение “черных” слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своим местам проживания, им запрещалось “закладываться в холопы”, переселяться в другие города. В зависимости от своего достатка посадские люди делились на несколько категорий: “лучшие”, “средние”, “молодшие”. Купцы, входящие в состав “лучших”, составляли особые корпорации: гости (по материальному положению близки верхам служилого сословия, обладали правом владеть вотчиной и привилегией выезда за границу); гостиная сотня;суконная сотня
Реформы Петра I. Образование Российской империи. Уже самые первые преобразования Петра I отличают особенности, характерные для его реформ последующего времени: масштабность, распространение новшеств на разные сферы жизни и одновременно очевидная бессистемность, отсутствие какого-либо плана, представлений о необходимой последовательности действий. Многие решения принимались под влиянием момента, конкретных обстоятельств. Государственно-административные реформы: 1708-1710 гг. – губернии. Губернии (8) – губернатор> Провинции (50) - воевода> Дистрикты (с 1727 г. - уезды) – земские комиссары. 22 февраля 1711 г. – Сенат – (законодательная и контрольно-финансовая функции) 1711 г – учреждение фискальной службы Экономические реформы: 1. Развитие мануфактурной промышленности, основанной на крепостном труде. 2. Политика меркантилизма и протекционизма. 3. Вмешательство в дела купечества: госмонополия на продажу ряда товаров (железо, лён, хлеб, табак). Социальные реформы: Дворяне: 1714 г. - указ о единонаследии. Крестьяне: новые категории – государственные (свободные, платили подать), приписные (к мануфактуре), посесионные (принадлежали предприятию). Город: Управление городом через ратушу (магистрат) + разделение по профессиональному признаку на цеха и гильдии. Военные реформы: 1. 1705г – рекрутские повинности, податное население служило в регулярной армии. 2. Создание ВМФ. 3. Школы (математических и навигационных наук, артиллерийская, инженерная, морская академия) – офицерские кадры. 4. Новые уставы, единообразная форма, ордена, медали. + перевооружение. Примерно с 1717—1719 гг. начинается второй этап Петровских реформ, характеризующийся их большей осмысленностью и целенаправленностью. 1718-1724 гг. – ввод единой подушной подати с мужской крестьянской души и с посадского человека. 1718-1721 гг. – коллегии. 1720 г. – «Генеральный регламент» 1721 г – Синод (ликвидация независимости церкви), 1722 г – обер-прокурор Синода (светский контроль над церковью) 1722 г. – ввод Табели о рангах: порядок получение звания за службу. 1722 г – прокуратура (карательные органы). 1722 г – издание указа о престолонаследии. 22 октября 1721 г. Россия была провозглашена империей. Её международное значение постоянно возрастало. Россия вошла в число великих держав мира. Глава обладает абсолютной законодательной, исполнительной, финансовой, военной, административной властью. Рассматривая в целом реформы последних лет правления Петра Великого, нельзя не отметить, что действительно именно тогда была осуществлена грандиозная по своим масштабам трансформация всей системы управления и финансов, радикальным образом затронувшая и социальную сферу. История осуществления государственной реформы Петра обнаруживает гораздо более высокий, чем на предшествующем этапе, уровень осознанности действий, их продуманность, определенную последовательность и законченность. Вместе с тем центральным вопросом и этой реформы был вопрос финансового обеспечения того мощного государства, которое было целью петровских преобразований в целом. Постоянный финансовый дефицит заставлял Петра спешить и создавать новые политические институты раньше, чем общество созревало для их восприятия. В результате уровень эффективности новых институтов часто оказывался значительно ниже ожидаемого. ИСПОЛЬЗОВАНО:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.01 с.) |