Яркими представителями французского Просвещения являются: клод Анри Гельвеций и дени дидро. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Яркими представителями французского Просвещения являются: клод Анри Гельвеций и дени дидро.



Клод Анри Гельвеций

(1705 1771гг.)

К. Гельвеций прославился работой "Об уме", которая вышла в 1758 году. Она была запрещена и приговорена к сожжению. Еще более обстоятельно он развил свои идеи в книге "О человеке ", раскрыв процесс развития умственных способностей человека.

В своих работах К.Гельвеций раскрыл факторы формирования человека. Как сенсуалист он утверждал, что все понятия и представления у человека образуются на основе чувственного восприятия - сводил мышление к способности ощущать. Важнейший фактор формирования человека -влияние среды. Человек - продукт общественный среды и воспитания. Полагал, что мнения правят миром. Воспитание является средством переустройства мира. Основываясь на этом, К. Гельвеций сформулировал цель воспитания: стремление к благу всего общества в согласовании каждого личного интереса человека с благом нации - воспитание общественного деятеля.

К. Гельвеций требовал вырвать общественное воспитание из рук духовенства и сделать его светским. Он предлагал покончить с засильем в школах латыни и вооружать детей реальными знаниями: естественнонаучные предметы, родной язык, история, мораль, политика, поэзия. Резко осуждая схоластические методы, Гельвеций требовал, чтобы обучение было наглядным и строилось на личном опыте ребенка. Учебный материал должен быть простым и понятным учащимся.

Гельвеций признавал право всех людей на образование. Он считал, что все люди от природы обладают равными способностями и возможностями к развитию. Он отвергал мнение о неравенстве умственного развития людей, обусловленного их социальным происхождением, национальной или расовой принадлежностью. Гельвеций доказывал преимущество общественного воспитания перед семейным. Настаивая на том, чтобы учителя были людьми просвещенными, считал необходимым улучшать их материальное положение. Ребенок, по мнению Гельвеция не рождается злым или добрым, тем или иным его делает общественная среда и воспитание. В трактате " О человеке" он называет ребенка "материалом для лепки" задуманного воспитателем. Призывал строить образование на идеях демократизма, посредством индивидуализации обучения. Людям, обладающим различиями в интеллекте необходимо и различное образование. В воспитании преследуется социальная ориентация.

Дени Дидро

(171-1784 гг.)

Стоял на позициях материалистического сенсуализма. Считал источником знания - ощущения, но не сводил к ним сложный процесс познания. а признавал его второй ступенью: переработка ощущений разумом. Связывал возможность переустройства общества с совершенствованием просвещения, правильным воспитанием. Свои мысли о воспитании он изложил в произведении "Систематическое опровержение книги Гелъвеция "О человеке ". Дидро отвергал утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствия у людей индивидуальных природных различий. Признавая, однако, что при помощи воспитания можно многого добиться.

Дидро отмечал значение для формирования человека его физической организации, его анатомо-физиологических особенностей. По его мнению, умственные операции зависят от определенного состояния и организации мозга. "Люди имеют разные природные задатки и особенности". Природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают их природные задатки к развитию, но их проявление целиком зависит от общественных причин, в том числе и от воспитания. Воспитание будет эффективным, если оно будет стремиться развивать присущие ребенку от природы положительные задатки и заглушать дурные. Он предлагал изъять школы из ведения церкви и передать их в руки государства. Дидро был против засилья классического образования в школах и на первый план выдвигал естественные и гуманитарные науки. Дидро выступал против сословного воспитания. В работе "План университета для российского правительства" представлены важные педагогические вопросы. Дидро был убежден, что гений, талант скорее выйдет из хижины, чем из дворцов. Он советовал концентрировать обучение в каждом учебном году по определенному разделу программы: механике, анатомии и т.д. Параллельно предусматривалось три блока образования: философия, мораль, история, география; рисование, архитектура; музыка, фехтование, танцы, верховая езда, плавание.

Дени Дидро требовал, чтобы учитель глубоко знал предмет, был скромным, честным, обладал высокими нравственными качествами. Предлагал создать учителю хорошие материальные условия, позаботиться о нем, в случае болезни и инвалидности.

Наука просвещения

Эпоха Просвещения

Датировка начала эпохи просвещения - с конца 17 - начала 18 века до начала 19 (походы Наполеона). В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие, последовавшие вслед за эпохой Возрождения и за интеллектуальным рывком, связанным с созданием, публикацией и всеобщим признанием механики Ньютона. Начавшись в Англии (Славная революция 1688 год), просвещение распространилось на Францию, Германию, Россию и другие страны Европы. Особенно влиятельны оказались французы. Конец эпохи - Великая французская революция (1789 год).

Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь. Суть просвещения в популяризации идей среди широких масс, поэтому такие просветители интересны ограниченное время, а затем интересными становятся деятели, которые способны создавать новые идеи. Классический пример - Вольтер.

Возникновение и роль академий наук.

18 век - это время, когда главными центрами научной деятельности становятся Академии (находились на государственном содержании). Их повсеместное создание началось со второй половины 17 века.

Англия: Лондонское королевское общество основано в 1660 году. Исаак Ньютон был Президентом Лондонского королевского общества с 1703 по 1727 год. В целом, после Ньютона в Английской науке намечается застой.

Германия: Прусская академия наук (она же Берлинская академия наук и Прусское королевское общество) создана в 1700 году. Ее первый президент - Лейбниц. Реально из-за 30-тилетней войны финансирование академии в Германии долгое время было низким и в полной мере она включается в научную жизнь во второй половине 18 века.

Франция: Парижская Академия наук (1666 г). До возникновения: научная жизнь заключалась в научной переписке через Францисканского монаха Марена Мерсенна. После его смерти возникла Академия наук. В эпоху просвящения французские мыслители активно популяризировали науку во всем мире.

В Россию Просвещение проникают с Петровскими реформами. Петербургская Академия наук (1724 г.).

Культ научного разума и романтическая реакция на него.

Сциентизм (от science) проявляется в восхищении наукой, культ науки и человеческого знания. Человек гордится своим знанием и разумностью, свободой, уверен в своей способности решить все возникающие задачи.

К 18 веку христианская мораль переступила через те преграды, которые мешали христианскому обществу развивать науку. Теперь эпистемологическая база выглядит следующим образом:

Ученый может построить картину мира, потому что за миром стоит следующая схема: Бог → Сотворил человека, способного постигать мир и действовать в нем → Сотворил мир, вложил законы (устроил мир математическим способом).

Таким образом, ученые 18 века верили в «предустановленную гармонию». Именно поэтому развивают новые области, пользуются дифференциальным и интегральным исчислением, смело оперируют с бесконечными величинами. Широкое использование дифференциальных уравнений, развитие алгебры, теории вероятности. В русле культа науки нужно воспринимать труды таких выдающихся деятелей искусства как Вольтер.

Он пропагандировал идеи новой эпохи во всех областях жизни. Широко известен своей анти-церковной пропагандой за которую его преследовали во Франции.

Как для всех «просветителей» XVIII века, художественная литература была для Вольтера не самоцелью, а лишь средством пропаганды своих идей, средством протеста против самодержавия, против церковников и клерикализма, возможностью проповедовать веротерпимость, гражданскую свободу, и т. д. Соответственно этой установке, его творчество в высокой степени рассудочно и публицистично.

С другой стороны, появилась романтическая реакция. Романтизм — реакция на крайности эпохи Просвещения. Считается, что романтизм зародился в Германии. Романтическое движение противопоставляет разуму некоторое чувство, рациональному — интуитивное. Интерес к загадочному, иррациональному, таинственному. Математику противопоставляется образ поэта — того, кто может постигнуть природу Романтики. Делают акцент на конкретном человеке.

Э. Гофман «Песочный человек» (если мир представить как автомат, то в нем можно сойти с ума), «Повелитель блох» (карикатура на естествоиспытателя).

Развитие механики и механицизм.

Классическая механика: используя основания, которые заложил Ньютон, ученым эпохи просвящения удалось решить многие задачи. в то же время, появляется новый, более удобный аппарат для вычислений, механика освобождается от геометризма, характерного для Ньютона и становится аналитической (геометрия Лагранжа).Удается описание движение жидкости и газа (Эйлер)

В целом, механика воспринимается как эталон науки, она как бы и есть наука. По представлениям того времени все явления должны объясняться с механической точки зрения. Это механицизм - рассматривание мира как механизм, впрочем, начинаются исследования электричества и магнетизма.

Широкое развитие математического анализа.

Предшественниками математического анализа были античный метод исчерпывания и метод неделимых. Все три направления, включая анализ, роднит общая исходная идея: разложение на бесконечно малые элементы. В полной мере новое исчисление как систему создал Ньютон.

Эпоха просвещения продолжила углубленное изучение математического анализа. В XVIII веке были разработаны и практически применены такие разделы анализа, как вариационное исчисление, обыкновенные дифференциальные уравнения и дифференциальные уравнения в частных производных, преобразования Фурье и производящие функции.

Применение математики и основной космо-тео-антропологический треугольник.

См. выше: бог-человек-мир. Бог сотворил познаваемый мир, оформленный математически и человека, способного его познавать. Бог не обманщик, иначе все наши действия изначально обречены на провал.

 

Выделение из естественной истории ряда наук - биологии, геологии, химии.

Выделение геологии как самостоятельной науки связано с появлением горных школ, в которых подготавливали специалистов по работе с полезными ископаемыми. Авраам Готрих Вернер - «отец геологии» - возглавил школу геологии в Германии в 1775 г. Важную роль в становлении геологии сыграл спор о возникновении пород: Нептунисты: связано с водой, со всемирным потом (среди них и Вернер) Плутонисты: связано с вулканической активностью. В 17-18 веке оформлялись идеи о движении материков - дрейфе плит. В основе этой идеи лежали карты, построеные в ходе географических открытий: контур Ю. Америки и Африки.

Выделение биологии: Интерес к Биологии и ее выделение в отдельную науку в первую очередь естественно связывать с двумя обстоятельствами: с открытием множества новых видов в эпоху великих географических открытий и в ходе освоения американских колоний (15-16-17 века), а также с широким освещением этих фактов благодаря книгопечатанию.

Кроме того, в 18 веке имели место несколько важнейших открытий: Карл Линней, Шорт Бюффон: систематизация в областях ботаники и зоологии существующих и ископаемых видов. К началу 18 века относятся также работы Левенгука по микроскопическому наблюдению бактерий и клеток крови, которые положили начало клеточной теории. К концу 18 века за словом «биология» закрепляется современное понимание.

Становление химии: Химия как самостоятельная наука определилась в связи с развитием промышленности, построеним фабрик, расширением городских слоев населения. Однако из-за того, что химия, в отличие от физики, не могла быть выражена количественно, существовали споры, является ли химия количественной воспроизводимой наукой или это некий иной вид познания.

В 1661 году Роберт Бойль создал труд «Химик-скептик», в котором объяснил разность свойств различных веществ тем, что они построены из разных частиц (корпускул), которые и отвечают за свойства вещества. Ван Гельмонт, изучая горение, ввёл понятие газ для вещества, которое образуется при нём, открыл углекислый газ. В 1672 году Бойль открыл, что при обжиге металлов их масса увеличивается, и объяснил это захватом «весомых частиц пламени». Таким образом постепенно химия находит свою экспериментальную нишу и определяется как наука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.019 с.)