Формирование стиля барокко связано с кризисом идеалов итальянского возрождения, с церковным расколом, а также с новыми знаниями, которое принесла научная революция 17 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование стиля барокко связано с кризисом идеалов итальянского возрождения, с церковным расколом, а также с новыми знаниями, которое принесла научная революция 17 века.



То, что раньше казалось незыблемым и вечным, стало рассыпаться на глазах.

В обыденной жизни человек ощущал твердую поверхность материальных тел, но ученые стали доказывать, что это всего лишь видимость, а на самом деле - это множество отдельных центров электрических сил.

В XVI - начале XVII в. открытия в области естественных и точных наук расшатали образ завершенного в себе, замкнутого мироздания, в центре которого находился сам Человек.

Если гуманисты Возрождения считали, что "человек всемогущ и может обозревать все... и владеть, чем пожелает", то в ХVII столетии выдающийся мыслитель Блез Паскаль писал, что человек всего лишь "мыслящий тростник" и удел его трагичен, так как находясь на грани двух бездн "бесконечности и небытия", он не способен объять своим разумом ни то, ни другое, и оказывается чем-то "средним между всем и ничем. Он улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен познать ни их начало, ни конец.

 

Еще в начале ХVI в. человек стал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречия между видимостью и знанием, идеалом и реальной действительностью, иллюзией и правдой. Возникла идея о том, что чем неправдоподобнее произведение искусства, чем резче оно отличается от увиденного в жизни, тем оно интересней с художественной точки зрения. Эта новая барочная по духу эстетика потеснила ренессансные принципы изобразительного натурализма, подражания природе, простоты, ясности и уравновешенности.

Возврат к ним стал невозможен. Мир изменился необратимо.

Все необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое - скучным и унылым. "Жизнь - есть сон" - девиз новой художественной эпохи.

 

Человек эпохи барокко искал новую внутреннюю опору. Понимание Бога, как Творца, который направлял все действия и поступки, пришло в упадок. Время барокко создало новую модель понимания Божественного. Бог рассматривался как Творец всего насущного, а управлять, всем живым и неживым, на земле призван человек. В эпоху барокко человек сам должен был найти путь к самому себе и к Небу.

 

Люди эпохи барокко никогда не забывали того, что " жизнь случайна и коротка, особенно с неотвратимостью и бесконечностью смерти. Но не смерть была "роком" для писателей этой эпохи, а время, чья неумолимая поступь искушает и разрушает все живое. Изобретя маятник и часовой механизм, люди все глубже осознали бег времени (уже и минуты, и секунды, а не только годы, месяцы и дни).

Это ощущение быстротечности жизни, столь привычное нам сегодня, стало знамением эпохи. Тема бренности пронизывает поэзию, рождая мистический страх. Однако ощущение несущегося времени, поглощающего все и вся, чувство тщетности всего земного - все это вело к необычному жизнелюбию и жизнеутверждению.

 

Главным критерием барочной эстетики является красота, к ней "можно приблизиться, но нельзя ею овладеть". Это приближение может произойти, по мнению художников барокко, только на основе идеализации формы.

Второй, после красоты, в эстетике барокко следует категория "грации".

Следующая, важнейшая категория - "декорум" - отбор соответствующих тем и сюжетов. В них входят только "достойные" - исторические, героические.

Натюрморт и пейзаж объявляются низшими жанрами, а мифологические и религиозные подвергаются строгой цензуре. Портрет признается, только если выражает "благородство" и "величие".

 

Главный способ художественного обобщения в барокко - иносказание, аллегория.

На первое место выходит категория "величественный". Искусственная экзальтация, героизация обыденного приводят к тому, что распространенными терминами стали прилагательные: роскошный, величавый, божественный, блестящий, великолепный.

 

Барокко свойственна театральность. Барокко поражает странным, невероятным сочетанием возвышенной духовности, иногда примитивного натурализма, драматизма, грандиозности масштабов.

 

Природа: В эпоху барокко родилось убеждение, что природу можно воспроизвести: имитация реальности связана с ее познанием.

Искусство барокко возникло как "реакция на рационалистическую попытку" найти единый подход к проникновению в тайны познаваемого. Барокко показало, что познание бесконечно, и в этом его ценность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.004 с.)