Специфика психологического знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика психологического знания.



Специфика психологического знания.

Знание о психических явлениях – (процессы, состояния, св-ва личности). Можно понимать то, что известно о разных психических явлениях.

Психология является особого рода наука, имеющая дело с необычными явлениями в подсознании и сознании. Для их изучения невозможно применять методы исследования, которые используются в естественных науках. Их можно изучать либо через интроспекцию, либо косвенно – по разным признакам, которые проявляются в поведении, в реакциях человека, в речевых высказываниях… в специфике активности коры г.м. в продуктах деятельности человека. Все они косвенные.

2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.
Парадигма – общее представление о том, каким образом должны организовываться и проводиться научные исследования. В психологии сложились 2 парадигмы – естественнонаучн.и гум.

Ориентация психологии на естественные науки. Стала возникать в начале 19 века, закрепилась во 2й половине 19 века, когда ряд психологов решили, что психологию надо строить не на философской основе, а на основе естественных наук – физиологии. Вильгельм Вундт назвал экспериментальную психологию физиологической. Это направление усилило признание теории эволюции Чарльза Дарвина. Под её влиянием возникли направления – зоопсихология, психофизиология, психогенетика и ряд других.

Гуманитарная парадигма – психология всегда была частью философии и должна продолжать ориентироваться на неё. Должна ориентироваться на рассуждения. Современная гуманитарная психология – это гуманистическая психология, экзистенциальная психология, теоретические и методологические исследования, которые ведутся в психологии. Сейчас обе эти парадигмы представлены совместно.

Психические явления и их свойства.

Психические состояния, психические процессы. Свойства личности. +

Групповые и массовидные явления психики – из соц.психологии.

Классификация психических явлений.

Психология как наука о поведении.

Принцип системности в психологии.

Всякое психическое явл.надо рассматривать как систему – выявлять внутреннюю структуру дан.явления. Формирование развития данного явления.
Принципы – это общие идеи, в соответствие с которыми проводятся исследования. Принцип развития, принцип системности и другие. У нас в стране идеи введения принципа системности – принадлежит Б.Ф. Ломову (работал в инженерной психологии и впервые реализовал в инженерно-психологических исслед.принцип системности). Важный принцип научной психологии. Всякое пси явление выступает как сложноустроенная система. Его надо исследовать как систему – описывать структуру, выявлять элементы и описывать связи между ними. Принцип предполагает, что в ходе исслед.явлений необходимо определять законы их развития как целостной системы. Принцип предполагает 2 подхода к реализации – микросистемный, макросистемный уровни анализа. Микросистемный подход – искусственно выделяется психическое явление в ряду других и изучается как система и не исследуется, с какими системами это явление м.б. связано. Макросистемный подход – это явление изучается как элемент других сложных систем – тех, с которыми он взаимодействует. Благодаря его трудам принцип получил признании. Практической реализацией принципа системности было изучение восприятия Барабанщиковым Владимиром Александровичем человеческого лица.

Культурно-исторический подход в психологии.

Эксперимент в психологии.

Эксперимент – искусственно созданная ситуация, возникшая естественным образом, которая позволяет с разных сторон изучить интересующее явление. Возник в конце 19 веке в 1878 году в Лейпциге Вундтом. Есть лабораторный, естественный (его проводит сама жизнь без участия психолога), полевой (организуется в реальной жизни). Есть экспериментальные и контрольные группы в э. экспериментальные – на которых эксперимент проводится. Контрольная группа исп.для сравнения. В эксперименте существуют независимые и зависимые переменные величиным. Независимые – факторы, которые не изменяются. Зависимые- те, которые от них завивят.

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Основные понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления.

37. Принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.
швейцарский психолог, известен тем, что создал теорию операционашльной структуры интеллекта. Понятие операции, ассимиляции, аккомодации. Операция – умственное или практическое действие с образами или понятиями, которые человек освоил и обратном порядке. Развитие Пиаже понимал как процесс усвоения в процессе индивидуального развития операций в большей степени сложности. Ещё провел исследование операциональной структуры интеллекта детей. Обнаружил шерное мышление детей – типичные ошибки, которые в своих умозаключении делают дети, не владеющие операции. 4 стадии развития: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия дооперационального мышления, стадия конкретных операций, стадия формальных операций (дети владеют логикой и могут выполнять в уме операции на уровне понятий, раскрывая их содержание, сравнивая меж собой. Появляется полноценное словесно-логич.мышление, характерное для взрослых). Ассимиляция – освоение новых операций без существенной перестройки самой структуры интеллекта. Аккомодация – освоение новых операций с изменением структур интеллекта.

Классический психоанализ. Основные понятия, структура и динамика личности. Стадии психосексуального развития.

40. Культурно-исторический подход к исследованию психики ребенка: предмет и методы исследования, единицы анализа.
Культурно-историческая психология возникла в странах Европе в начале второй половины 19 века (Фр.,Герм). Выгодский воспринял идеи культ-исторической психологии и распространил их на познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь). Ввел понятие – высшие психическая функция. Создал теорию формир.и развития высших пси функций. После Выгодского культурно-исторический подход разрабатывается Лурией – распространил идеи Выгодского на клиническую психологию (нарушение высших пси.функций). Современный ученый Асмолов развил культ-ист.подход на понимание личности человека.

41. Общая характеристика кризисов развития. Значение кризисов в психическом развитии ребенка.
Понятие кризиса исп.во многих концепциях. Кризис психического развития включает
Какое значение у кризиса психического развития.
В зависимости от периодизаций кризисы по разному описываются. По Выготскому и Эльконину кризисы развития. Кризисы в теории Эриксона.  

42. Игра и психическое развитие ребенка.
Какую роль имеет игра для психического развития ребенка. Игра – один из видов деятельности человека. Основные функции – разивающая (способствует психическому развитию) и развлекательную (обеспечивает развлечение и отдых). Виды игры. Игры являются ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Раскрыть содержание игр и дать их краткое описание. Обсудить, какую роль у детей играют те или иные виды игры, которые включаются в дошкольном возрасте: предметная игра, сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, символическая игра.

Классификация М.Г.:

- первичные\вторичные; формальные\неформальные; референтные\нереферентные; группы принадлежности\чужие малые группы. Интерактивные(взаимодействуют)\коактивные (собрались вместе и каждый занимается своим делом); группы высокого и низкого развития. Всякая группа проходит процесс становления и развития. Уманский и Петровский изучали развитие группы – теории коллектива. Уманский: 4 уровня развития коллектива: диффузная группа, группа кооперации, группа корпороации, группа коллектива. Теория коллектива Петровского: 3 страта: меж людьми складываются эмоционально-поверхностные отношения, отношение этих же людей к содержанию деятельности (и те, и другие показывают, что они эмоционально независимы), формируются межличностные отношения опосредованные содержанием данной деятельности (ценностное мотивационное единство, референтность).

Эти теории сложились в период конца 1970-80гг. в 2001-2002 году стали появляться переводные публикации, где рассмаривались уровни развития группы и команда (что фактически одного и того же).  

Специфика психологического знания.

Знание о психических явлениях – (процессы, состояния, св-ва личности). Можно понимать то, что известно о разных психических явлениях.

Психология является особого рода наука, имеющая дело с необычными явлениями в подсознании и сознании. Для их изучения невозможно применять методы исследования, которые используются в естественных науках. Их можно изучать либо через интроспекцию, либо косвенно – по разным признакам, которые проявляются в поведении, в реакциях человека, в речевых высказываниях… в специфике активности коры г.м. в продуктах деятельности человека. Все они косвенные.

2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.
Парадигма – общее представление о том, каким образом должны организовываться и проводиться научные исследования. В психологии сложились 2 парадигмы – естественнонаучн.и гум.

Ориентация психологии на естественные науки. Стала возникать в начале 19 века, закрепилась во 2й половине 19 века, когда ряд психологов решили, что психологию надо строить не на философской основе, а на основе естественных наук – физиологии. Вильгельм Вундт назвал экспериментальную психологию физиологической. Это направление усилило признание теории эволюции Чарльза Дарвина. Под её влиянием возникли направления – зоопсихология, психофизиология, психогенетика и ряд других.

Гуманитарная парадигма – психология всегда была частью философии и должна продолжать ориентироваться на неё. Должна ориентироваться на рассуждения. Современная гуманитарная психология – это гуманистическая психология, экзистенциальная психология, теоретические и методологические исследования, которые ведутся в психологии. Сейчас обе эти парадигмы представлены совместно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.007 с.)