Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение темпов изменений: а была ли вообще промышленная революция.
ОБЗОР ГЛАВЫ: В XVII в. темпы технологических инноваций внезапно возросли, а затем – в XVIII–XIX вв., в особенности в Британии, еще и ускорились. Эти изменения не привели автоматически к подъему уровня жизни – для их всеобщего распространения на всю экономику им понадобился еще век и более. Однако, начиная с нескольких отраслей промышленности (таких как угледобывающая, чугунолитейная, керамическая, металлообрабатывающая и хлопкопрядильная), сосредоточенных в основном в центральных британских графствах и в Равнинной Шотландии, новые источники энергии и процессы начали применяться в производстве. К концу XIX в. они помогли повысить производительность, снизив при этом затраты в важнейших отраслях в десятки или даже сотни раз. Изобретение парового двигателя, железной дороги, парохода и целого ряда новых фабричных и механических процессов были наиболее выдающимися нововведениями, но при этом лишь крошечной частью тех тысяч инноваций, которые постепенно трансформировали экономическую жизнь. Что действительно изменилось, так это то, что нововведения стали общераспространенными и даже ожидаемыми, поскольку британская культура инноваций открывала людям новые перспективы, а также предоставляла интеллектуальные и материальные инструменты для поиска их собственных новых способов труда. К началу XIX в. эта инновационная культура уже прочно укоренилась в Британии, а к концу столетия распространилась также по всей Европе.
ПРОВЕДЕННЫЕ нами сравнения европейских и азиатских обществ показали, что к началу XVIII в. европейцев нельзя было назвать особенно привилегированными или развитыми. В то время немногие области Европы (Англия, Нидерланды, Бельгия) были столь же производительными, как и основные области Китая и Индии, а большинство европейских территорий, как показано на рис. 5.2, сильно отставали. Европейские страны все еще были относительно отсталыми и незначительными конкурентами в огромной сфере азиатской торговли, простиравшейся от Японии до Южно‑Китайского моря и Индонезии, затем через Индийский океан до Персидского залива и вниз к восточному побережью Африки. Европейцы были вынуждены ограничить свою торговлю с Японией и Китаем лишь небольшим количеством населенных пунктов, удаленных от столиц, и только начинали проникать во внутренние районы Индии и Юго‑восточной Азии. Европа доминировала лишь в атлантической торговле, и эта торговля приносила в основном серебро и золото, которое европейцы везли в Азию для приобретения первоклассных товаров (керамики, шелка, хлопка) и важных ресурсов (перца, пряностей, драгоценных камней и красителей) у стран Дальнего Востока.
К началу XVIII в. жители всех великих евразийских цивилизаций уже длительное время являлись последователями одной из крупнейших сотериологических религий, возникших в осевое время около тысячи лет тому назад (см. главу 3). Они ввели также аграрную бюрократию, чьи наследственные правители собирали налоги и платили чиновникам за поддержание порядка и управление их империями или королевствами. Эти бюрократии восстанавливались после повсеместного кризиса XVII в., в который высокие цены и рост населения привели к проблеме недостаточных доходов и связанных с этим восстаний элиты и народа. В большинстве королевств и империй начало XVIII в. было периодом отката и консерватизма, когда правители стремились насадить религиозную ортодоксию и конформизм, а также превратить древние классические тексты в руководства по возрождению славного прошлого. Хотя материальный прогресс продолжался, а в некоторых местах даже ускорялся – благодаря получившим широкое распространение методам сбора нескольких урожаев в год, использованию новых удобрений из соевого жмыха, а также появлению государственных зернохранилищ для оказания гуманитарной помощи в случае голода, – темпы технического прогресса и изобретательства снизились. По сути, ортодоксальные и конформистские режимы Китая при маньчжурах и Турции при османах практически остановили набранные ранее темпы инновации и изменений. В табл. 7.1 показано число важных технических и научных изобретений в Китае с X по XIX в. Очевидно, что длительному периоду инноваций, который привел Китай к лидерству в области техники, маньчжурским завоеванием конца XVII в. был положен конец. В бывшей тогда технологическим аутсайдером Европе все происходило иначе. По сути, все происходило с точностью до наоборот. С начала XVII в. в Европе наблюдался поразительный рост числа научных и технических изобретений, что сделало ее главным мировым центром технического прогресса. Первые изменения пришли с изобретением и распространением новых научных приборов – телескопов, микроскопов, барометров, термометров, вакуумных насосов, маятника и др. Затем, поначалу в основном в Нидерландах, а вскоре и в Англии, появились усовершенствования в судостроении, складском хозяйстве, пивоварении, рыбном промысле, разведении и выращивании животных, использовании ветряных мельниц, дренажных системах, севообороте, переработке пищевых продуктов. Проводились и административные усовершенствования в таких областях, как государственный бюджет (предоставление займов правительствам), сбор налогов и бюрократическая организация, укрепившая правительства страны. Эти улучшения позитивно отразились на росте производительности сельского хозяйства и уровне жизни в Нидерландах и Англии после 1600 г., как было показано в главе 5 (см. рис. 5.1 и 5.2).
Таблица 7.1. Число нововведений в науке и технологии в Китае, в X–XIX вв.{26} Век … Число инноваций
X … 2 9 XI … 38 XII … 27 XIII … 34 XIV … 37 XV … 18 XVI … 36 XVII … 43 XVIII … 7 XIX … 2
Западные историки на протяжении многих лет называли эти усовершенствования началом новой эпохи в Европе. Считалось, в частности, что некоторые из ведущих технических усовершенствований XVIII в. – использование угля для плавки железной руды в 1709 г., изобретение первого парового двигателя в 1712 г., станков для проката стали в 1783 г. и для хлопкопрядения в 1769–1779 гг. – и создали промышленную революцию, превратившую Европу, в особенности Британию, в «мастерскую мира». Однако в главе 5 также было установлено, что эти изменения не привели к серьезным расхождениям в уровне жизни между Европой и другими частями света или даже в сравнении с прошлым самой Европы. Большинство этих изменений просто позволило более продвинутым районам Европы догнать передовые районы Китая и других регионов Азии. В 1750 г. реальная заработная плата в Англии все еще была ненамного выше, чем в 1600 г., и не слишком отличалась от реальной заработной платы в Китае или Японии (табл. 5.2). В 1800 г. крупнейшие и богатейшие города мира в подавляющей массе все еще находились в Азии, а не в Европе. Производительность сельского хозяйства в Китае оставалась примерно той же, что в Европе и Нидерландах. А позитивные изменения в уровне жизни Европы не были устойчивыми, поскольку с 1700–1749 по 1800–1849 гг. реальная заработная плата в ведущих городах Европы оставалась неизменной или снижалась, даже в Англии и Нидерландах. Таким образом, не удивительно, что многие историки экономики, глядя на медленные темпы изменений в уровне жизни в Европе до 1850 г., задавались вопросом, а было ли вообще что‑то заслуживавшее названия промышленной революции до этой даты? И если под термином «промышленная революция» понимать «ни с чем не сравнимое в мировой истории улучшение уровня жизни», тогда ничего подобного не случалось вплоть до 1850 г. Лишь начиная примерно с 1850 г. паровые фабрики, сельскохозяйственное и строительное оборудование, железные дороги и пароходы настолько изменили облик производства, что привели к повсеместным улучшениям в уровне жизни в Европе, одновременно позволив ей превзойти всех конкурентов в области производства. Кроме того, лишь с 1850 г. новые открытия в химии, коммуникациях (телеграф и телефон), а также электроэнергия, газ и новые строительные материалы и технологии изменили наше представление о возможностях материальной жизни. Наконец, только с 1850 г. паровые крейсеры позволили европейским государствам навязать свою волю обществам Китая и Японии, а железные дороги – внедриться вглубь Африки и Азии, создав таким образом глобальное военное превосходство европейских государств.
Тем не менее нечто важное уже должно было произойти между 1700 и 1850 г.: в начале этого периода даже лидирующие области Европы осуществляли лишь первые попытки догнать технологии и производительность более развитых обществ Азии, а к его завершению они встали на путь экономического и военного господства. Так что если под «промышленной революцией» мы будем понимать не достижение высочайших доходов в истории, а процесс, вроде ускорения темпов технических инноваций, и возникновение модели, охватывающей все больше областей материальной жизни новыми источниками энергии, новым оборудованием, новыми изобретениями и технологиями, то тогда промышленная революция, безусловно, произошла в Европе, а точнее говоря, в Британии, между 1700 и 1850 гг. Действительно, если бы мы взглянули на Европу в начале XVII в., то с легкостью определили бы ее центр власти: французский королевский дворец в Версале, откуда «король‑солнце» Людовик XIV правил крупнейшим и сильнейшим королевством Европы. Британия же была небольшим и неспокойным регионом, все еще разделенным на королевства Англия, Шотландия и Ирландия и пытающимся помочь Нидерландам сохранить независимость перед лицом угрозы, исходившей от могущественного Людовика. Однако в столице «короля‑солнца» Париже насчитывалось всего 500 тыс. жителей, и если оценивать его общественные здания, канализацию и санитарное состояние, то станет очевидно, что его полностью затмевала слава Рима времен расцвета, в котором за полторы тысячи лет до этого проживало около миллиона человек. Сам Людовик отзывался об искусно выполненной стене римского театра, все еще стоявшей в южнофранцузском городе Оранж как о самой великолепной стене во всем его королевстве, а Пон‑дю‑Гар, большой римский акведук возле Нима, оставался одним из крупнейших мостов Франции (рис. 7.1).
Рисунок 7.1. Римский акведук, построенный приблизительно в 100 г. до н.э. над рекой Гар, около Нима, Франция
Все по‑прежнему путешествовали на лошадях, а технологии промышленности и сельского хозяйства оставались по большей части неизменными на протяжении веков, так что большую часть энергии все так же получали при помощи водяных мельниц. Хотя Франция производила самую роскошную мебель, живопись и ткани в Европе для своих королей и знати, условия существования простого французского крестьянина за сотни лет сильно не изменились. Если бы римский аристократ, живший в Галлии (римское название Франции) пятнадцатью веками ранее, смог оказаться на юге Франции, то он бы обнаружил, что все окружающее его достаточно привычно – так, «хороший вкус», по сути, все еще заключался в подражании римской живописи и скульптуре. А теперь перенесемся на 180 лет вперед, в Лондон 1880 г. Столица Британии – уже один из самых густонаселенных и крупнейших городов, примерно с 4 миллионами обитателей, намного превосходящий в этом отношении любой город любого региона прошлого. Силуэт города формируют огромные новые здания и мосты из железа и стекла, кирпича и камня. Его блестящие железнодорожные станции обслуживают десятки тысяч пассажиров и миллионы тонн грузов, а гавань переполнена пароходами и парусными судами. Его улицы залиты газовым освещением, а дома, заводы и предприятия – полны людей, добившихся более высокого уровня жизни, чем тот, который когда‑либо был достигнут крупными обществами мира до наступления XIX столетия. За границей пароходы и броненосцы Британии контролируют порты Китая, а ее государственные службы управляют всей Индией. Железные дороги перевозят людей и грузы через континенты с удивительной скоростью в 50 миль в час, в то время как телеграфные линии доносят послания через океаны в считанные секунды. Франция, немного отставая от Британии по силе флота и имперскому размаху, расширяет свою империю в Африке, а через ю лет строит потрясающую Эйфелеву башню из кованого железа. Затраты на энергию, продовольствие и такие основные сырьевые продукты, как хлопок и железо, упали в 10‑100 раз. Как же мир смог так сильно и быстро измениться?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.037 с.) |