Экономическая сущность и значение лизинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность и значение лизинга



Введение

 

Мировой опыт свидетельствует, что использование механизма лизинга является важнейшим источником финансирования для предприятий во многих странах независимо от их величины или уровня развития. Особенно важен лизинг для стран с развивающейся и переходной экономикой, поскольку он позволяет обеспечить дополнительный приток финансирования в производственный сектор, таким образом способствуя увеличению объемов внутреннего производства и развитию финансовых механизмов, доступных в том числе мелким и средним предприятиям. С другой стороны, лизинг является эффективным и высокодоходным инвестиционным инструментом, который обеспечивает доступ к финансовым ресурсам для предприятий, не имеющих возможность привлекать банковские кредиты.

В последние годы рынок лизинговых услуг в России переживает стадию быстрого роста. На протяжении 2002-2005 гг. ежегодные темпы его прироста примерно равны 50 %. Значительное количество предприятий начинает рассматривать лизинговые схемы как один из основных вариантов финансирования своих проектов. Для многих поставщиков автомобильной техники, оборудования и прочих основных средств лизинг становится важным альтернативным способом сбыта их товара. В связи с этим неизбежно возникают следующие вопросы: в чем состоят основные преимущества лизинга, в каких направлениях он будет развиваться в ближайшем будущем.

Вопросам становления лизинговых отношений в российской экономике посвящено большое количество монографий и статей в периодической печати. В экономической литературе получили отражение вопросы, касающиеся определения сущности и функций лизинга, вариантов его использования в хозяйственной деятельности различными субъектами рыночной экономики. Этой стороне лизинга посвящены труды А.М. Акиндинова, В.П. Голощапова, Е.В. Кабатовой. Историческим, правовым и практическим аспектам применения лизинга в современных российских экономических условиях, а также различным аспектам формирования отечественного лизингового рынка уделено пристальное внимание в общеэкономической и финансовой периодике - в статьях А.А. Кулешова, Н.В. Медведевой, С.К. Николаевой, К.М. Парфенова, Л.В. Никифорова и других авторов.

Цель данной работы состоит в исследовании экономической сущности лизинга, места и роли лизинга в рыночной экономике, особенностей становления и развития лизинговых отношений в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;

- раскрыть преимущества и недостатки лизинга;

- провести анализ и определить тенденции развития лизинга в России;

- исследовать порядок расчета лизинговых платежей;

- предложить мероприятия по совершенствованию и развитию лизинга.

Объектом исследования дипломной работы является сущность лизинга. Предмет исследования возникновение и развитие лизинга как специфической формы арендных отношений, особенностей его формирования в России.

Теоретическую базуисследованиясоставили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам лизинга. В работеиспользовались данные российских лизинговых компаний, а такжемногочисленные публикации в периодических изданиях по указаннойпроблематике, федеральные законы и постановления, касающиесяособенностей функционирования и развития лизинга.

Информационной базой послужили данные официальной статистики, материалы выборочных наблюдений, научные труды, текущая экономическая периодика, информация из сети Интернет.

В исследовании применялись методы системного, сравнительного анализа, статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов.


США

На долю США, где лизинг появился в 50-х гг., в то время приходилась половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. Уже в 1986 г. в лизинг было поставлено оборудования на 85 млрд долл., что составило более 20% всех инвестиций в оборудование в стране. Одной из причин быстрого развития лизинга в США явились налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционные льготы (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Однако право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым Министерством финансов США для аренды. В число таких требований входили:

- продолжительность лизинга - не менее 30 лет;

- лизинг не должен означать возможность покупки имущества по цене ниже разумной рыночной (например, за 1 долл.);

- лизинг не предполагает графика платежей «по нисходящей» (что свидетельствовало бы об использовании лизинга в целях ухода от налогов);

- лизинг должен обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнем прибыли;

- при рассмотрении возможности продления договора лизинга должна учитываться реальная рыночная стоимость оборудования.

До 1977 г. фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому фирмы, уже обремененные солидными долгами, могли дополнительно брать оборудование, не показывая возросшую сумму задолженности и подлинные размеры кредитной задолженности. В 1976 г. Департаментом стандартизации финансового учета было издано постановление, обязывавшее учитывать такие финансовые сделки, как приобретение имущества и принятие на себя финансовых обязательств. Целью указанного постановления было разграничить «подлинный лизинг» и фактическую покупку с использованием лизинга. В постановлении фиксировалось, что:

- право собственности по окончании сделки переходит к арендатору;

- лизинговая сделка позволяет купить оборудование по завершении сделки по цене ниже рыночной;

- срок сделки больше или равен 75% полезного срока службы арендуемого оборудования;

- текущая стоимость лизинговых платежей (без стоимости страхования, расходов на управление, налогов) больше или равна 90% нормальной рыночной цены оборудования.

В тех случаях, когда сделка отвечала хотя бы одному из этих условий, имущество учитывалось на балансе арендатора как актив с корреспондирующим долговым обязательством в пассиве («Обязательства по финансовому лизингу»).

Великобритания

В Великобритании лизинг получил развитие только после 1970 г., то есть после введения системы налоговых льгот. Компании могли вычитать 100% инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были существенны только для компаний с высокой доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами лишь в конце отчетного года, а потому, произведя инвестиции в начале года, до получения выгод от этих льгот ей приходилось ждать некоторое время. Однако если компания продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что у лизинговой компании конец года наступал раньше), то косвенные выгоды можно было получить быстрее. Налоговая инвестиционная льгота не была безвозмездной, она возвращалась обратно через налоги на арендные платежи, но тем не менее представляла собой беспроцентную ссуду, равную 52% стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.

В 1984 г. английское правительство объявило, что «корпоративный» налог (corporate tax) будет снижен с 52 до 35% к апрелю 1986 г. Изменения происходили постепенно, и ценность этой льготы с понижением ставки налога значительно уменьшилась, следовательно, сократилась стоимость покупки и лизинга, но он продолжает занимать важное место в экономике Великобритании.

Так как «корпоративный» налог сокращался постепенно, изменения не сразу сказались на развитии лизинга. Часть налоговых льгот сохранилась. Так, в течение первого года арендные платежи не облагаются налогом. Это очень выгодно для лизингополучателей продукции.


Франция

Во Франции, где лизинг получил большое распространение, чаще употребляется термин credit-bail (кредит-аренда). Лизинг движимого имущества во Франции начался в 1960 г., а Закон о лизинге был принят в 1966 г. Закон ввел налог на уступку прав на оборудование при перепродаже арендатору (он исчисляется из стоимости оборудования в момент уступки), налог на уступку прав третьему лицу, налог на добавленную стоимость (на разницу между стоимостью по балансу и ценой уступки).

Лизинг недвижимости также регламентируется Законом 1966 г. В 1967 г. во Франции были созданы общества по операциям с недвижимостью в сфере промышленности и торговли (СИКОМИ), имевшие форму акционерных компаний. Лизинговым компаниям СИКОМИ предоставляются существенные налоговые льготы: часть прибыли не облагается налогом, возможно применение ускоренной амортизации и т.д.

В настоящее время в стране развивается лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, вычислительной техники, медицинского оборудования, полиграфического и крупного промышленного оборудования.

Италия

Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 г. В настоящее время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает более 50 компаний. Так, крупнейшая итальянская лизинговая группа «Локафит» передает в лизинг землеройные машины, сельскохозяйственные машины, оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт (автомобили, самолеты и т.д.). При этом группой были созданы совместные фирмы в Германии, Франции, США, Испании, Китае, Венгрии и других странах.

В Италии законодательно закреплены налоговые льготы по лизингу для общественных организаций, также определенные льготы предусмотрены при проведении лизинговых операций в некоторых отраслях экономики.


Япония

Century Leasing System - первая лизинговая компания в Японии, которая была создана в 1969 г. и оплаченный капитал которой составил 584 млн иен. В состав акционеров компании вошли коммерческие банки, торговые и страховые компании. Century Leasing System имела филиалы в Гонконге, Сингапуре, Великобритании.

Германия

В Германии лизинг считают не столько альтернативой продажам, сколько одной из наиболее эффективных форм реализации оборудования, техники, автомобилей. Статистика свидетельствует, что в течение нескольких последних лет передаваемое в лизинг имущество его непосредственными производителями увеличивается в среднем на 6%. К примеру, лидеры автомобильного рынка «Мерседес», «Фольксваген», «БМВ» и «Опель» являются учредителями ведущих лизинговых компаний, через которые осуществляют сбыт своей продукции во многие страны мира, а также поставку оборудования для новых заводов, производящих автомобили различных моделей.

Основная масса лизинговых инвестиций в Германии осуществляется компаниями, входящими в состав Национальной федеративной ассоциации лизинговых компаний. Уставный капитал более половины лизинговых компаний Германии составляет в среднем 5 млн евро и более чем у трети - свыше 5 млн евро, что позволяет привлекать кредитные ресурсы в размере сотен миллионов евро. Однако высокая результативность присуща не только крупным лизинговым фирмам: каждая шестая лизинговая компания создавалась с уставным капиталом от 25 тыс. до 500 тыс. евро.

Чехия

Чешский лизинг занимает одну из ведущих позиций в рамках лизинговых рынков посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы как по объему стоимости заключенных лизинговых сделок, так и с точки зрения уровня разработки и качества предлагаемых лизинговых услуг. По объему новых заключенных сделок лизинговый рынок Чехии опережает даже ряд развитых рынков и Западной Европы, в том числе датский, норвежский, финский, греческий и португальский.

В структуре ассортимента на лизинговом рынке доминирующим стал лизинг легковых автомобилей. Он является движущей силой чешского лизинга, причем не только с точки зрения количества, но также с точки зрения шкалы предлагаемых лизинговых продуктов и дополнительных услуг. Значительной на лизинговом рынке является также доля лизинга грузовых автомобилей (около четверти рынка автотранспорта).

Ведущее место на чешском лизинговом рынке занимает финансовый лизинг, являясь средством реализации инвестиций (инвестиции в форме лизинга составляют около 30% от общего объема инвестиций). Спрос на лизинговые услуги более зависит от необходимости управления финансовыми потоками торговых обществ, чем от заинтересованности заказчиков в рациональном и несложном управлении имущества, предоставленного в лизинг.

На лизинговом рынке Чехии продолжает повышаться роль дочерних обществ банков, а также лизинговых обществ крупных производителей и импортеров.

Тенденции развития чешского лизинга подтверждают, что в экономическом развитии страны он играет довольно значительную роль, став неотъемлемой частью рыночной экономики и относительно стабильным сегментом финансового рынка Чехии.

Польша

В Польше лизинговые операции начали активно развиваться с конца 80-х гг., когда появился первый закон о прямых иностранных инвестициях в стране. Уже в 1998 г. пятнадцать крупнейших лизинговых компаний Польши сдали в долгосрочную аренду оборудование общей стоимостью 1,1 млрд долл., таким образом, на 58% был превзойден уровень 1997 г. В настоящее время рост лизингового рынка Польши составляет около 10% в год.


Заключение

 

В дипломной работе было определено понятие лизинга.В общем виде лизинг можно охарактеризовать как комплексные экономико-правовые отношения по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду.

Понятие договора финансовой аренды (лизинга) отражает тройственную природу лизинговой сделки:

1) лизингодатель заключает договор с поставщиком;

2) лизингодатель заключает (в большинстве случаев) договор с банком на получение кредита для приобретения имущества;

3) лизингодатель заключает договор с лизингополучателем на передачу данного имущества в лизинг.

Из многочисленных функций лизинга общепризнанными являются четыре:

1) финансовая функция выражается в освобождении лизингополучателя от единовременной оплаты полной стоимости необходимого имущества;

2) производственная функция заключается в оперативном решении производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогостоящего имущества;

3)сбытовая функция - это расширение круга потребителей и завоевание новых рынков сбыта посредством применения лизинговых схем;

4) функция получения налоговых льгот.

Субъектами лизинговых отношений являются три основных лица: лизингодатель, лизингополучатель и продавец предмета лизинга.

Объектами лизинга в РФ могут выступать любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в предпринимательской деятельности.

В составе предметов лизинга можно выделить здания и помещения, передаточные устройства, силовые машины, рабочие машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику, транспортные средства, прочие машины и оборудование.

В дипломной работе проведен анализ рынка лизинговых услуг за рубежом и в России.

По оценке рейтингового агентства Эксперт РА лизинговый рынок в 2006г. побил все рекорды, рост основных показателей оказался самым большим за последние 5 лет. Объем нового бизнеса составил 14,7 млрд. долл. (8 млрд. в 2005 г.), а суммарный портфель лизинговых компаний - 19,5 млрд. долл. Доля лизинга в ВВП достигла 1,5% (в 2005 г. - 0,99%). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7% (в 2005 г. - 5,7%). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 5 млрд. долл. Прирост объема нового бизнеса составил 83% - и это означает, что рынок вышел на новую стадию роста; первый цикл, начавшийся в 1999-2000 году, закончился в 2005 году - волна инвестиционного спроса и обновления основных фондов завершилась.

Среди наиболее важных тенденций на рынке - диверсификация источников финансирования деятельности, оптимизация управления рисками и бизнес-процессами и экспансия лизинговых компаний в регионы. Диверсификация источников финансирования заставляет лизинговые компании активнее повышать свою кредитоспособность и подтверждать ее высокий уровень рейтинговыми оценками. Рост рынка в значительной степени был обусловлен избытком ликвидности у банков и необходимостью размещения ими своих свободных средств. А это значит, что увеличилось кредитование инвестиционных проектов, в том числе и лизинга, который является довольно надежным вариантом инвестиций. Во-вторых, существенно улучшилась осведомленность потенциальных клиентов о лизинге. Множество предприятий по достоинству оценили преимущества лизинга как удобного и выгодного финансового инструмента, и количество обращений в лизинговые компании росло в геометрической прогрессии. В условиях взросления рынка изменяются характеристики лизинговых сделок, проекты становятся более сложными по структуре, удлиняются сроки сделок.

Среди факторов, которые в наибольшей степени повлияли на рост объемов отечественного лизинга, были отмечены:

- улучшение экономической ситуации в стране;

- рост числа потенциально-реализуемых лизинговых проектов;

- обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;

- улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);

- увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;

- рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;

- разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;

- развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.

Факторы, которые сдерживают рост объемов лизинга в стране:

- недостатки в администрировании налогообложения;

- большие проблемы с НДС;

- произвол налоговых органов;

- правовые и организационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например, недвижимость).

Есть менее значимые, но тоже важные факторы, тормозящие развитие лизинга:

- ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;

- неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;

- отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов;

- недостаточная прозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;

- проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране.

К концу 2010 года рынок имеет реальный шанс вырасти в 5-7 раз, при условии, что будут решены налоговые и юридические проблемы, препятствующие полноценному развитию рынка. Прежде всего, это проблемы возмещения НДС, определения выкупной стоимости имущества, проработка необходимых юридических и налоговых аспектов, касающихся лизинга недвижимости и возвратного лизинга, признание оперативного лизинга в качестве инвестиционного инструмента. Если же до конца 2008 г. законодательная и налоговая инфраструктура рынка лизинга не улучшится, то к концу 2010 г. итоги будут куда более скромными - рынок вырастет всего в 2,5-3 раза.


Список литературы

1. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

2. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей (утв. Минэкономики РФ 16.04.1996)

3. Александрова С.М. Лизинговые сделки: порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете // Аудиторские ведомости. - 2003. - № 3. – с. 21-25.

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 321 с.

5. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – в 2 т. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2005. – 624с.

6. Бухгалтерский и налоговый учет по договору лизинга // Финансовая газета. - 2004. - № 11. – с. 32 – 38.

7. Володин А.А. Управление финансами (Финансы предприятия). – М.: Инфра –М, 2006. – 504с.

8. Газман В. Рынок лизинговых услуг России – 2006 // ЛИЗИНГревю. – 2007. - № 2. – с.16-23.

9. Гориславец Н. Лизинговые операции: учет у лизингодателя и лизингополучателя // Финансовая газета. - 2004. - № 25. – с. 31 – 35.

10. Караваев А.В. Теоретические основы управления лизинговой системой в российской экономике. - Саратов: ПАГС им. Столыпина, 2004. - 48 с.

11. Карпов А.В., Гусев Л.Ю. Анализ перспектив развития лизингового рынка в России // Дайджест-Финансы. - 2004. - №5(113). - с.18-23.

12. Кашкин В.Место в мире // Коммерсантъ. – 2006. - №184(3515). – с.23-28.

13. Кашкин В. Российский рынок лизинга в 2005 году // Банковское дело. – 2006. - №10. - С. 26-30.

14. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 768 с.

15. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. – 520 с.

16. Лещенко М.И. Основы лизинга: Учеб. пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 328 с.

17. Лизинг: экономические и правовые основы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. М.В.Карпа, Е.М. Шабалина, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 191 с.

18. Лизинг: экономические, правовые и организационные основы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М.Тавасиева, Н.М.Коршунова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 320 с.

19. Лизинг - механизм расширения Вашего бизнеса // Электроника: производство и торговля. - 2005. - №1 (13). - с.34-35.

20. Луговая Е. Лизинг как форма финансирования капитальных вложений // Консультант директора. - 2003. - №16 (196). - с.8-9.

21. Мельников В.С. Лизинговые сделки // Современное право. - 2004.- № 2. – с. 21 – 28.

22. Павлова Л. Н. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2006. - 269с.

23. Пупко В. Лизинг – дело тонкое // Двойная запись. - 2004. № 3. – с. 34 – 37.

24. Самиев П., Романовский Р. На всех парусах // Эксперт. – № 13 (554) от 02.04.07

25. Сомов Л. Лизинговые операции: бухгалтерский и налоговый учет // Финансовая газета. – 2003. - № 46. – с. 18 – 26.

26. Сайдулаев Д.Д. Правовое регулирование лизинговой деятельности в РФ // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2002г. Факультет финансовых, кредитных и международных экономических отношений: Сб. докл. Т.1. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. - С.24-35.

27. Сидорова В., Байкова Т. Экономико-правовые проблемы российского лизинга // Бюллетень нотариальной практики. – 2006. - № 2. – С.23.

28. Скрябиков М.В. Лизинг: становление, развитие, совершенствование // Развитие мировой экономики и внешнеэкономическая деятельность России: Сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. - С.152-157.

29. Скрябиков М.В. Развитие лизинга в современных российских условиях // Развитие мировой экономики и внешнеэкономическая деятельность России: Сб. науч. тр. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2002. - С.157-161.

30. Терентьев И. Успешный год лизинга // Финанс. - 2004. - № 12. – с. 32 – 36.

31. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2004. – 656 с.

32. Финансы предприятий: Учебник / Под ред. М. В. Романовского. - СПб: «Бизнес-пресса», 2000.

33. Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 432с.

34. Финансы: учеб. / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 634с.

35. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.- 479 с.

36. http://leasinginfo.ru

37. www.expert.ru


Приложение 1

Приложение 2

Финансовый лизинг в России в 1998-2006гг. [11]

  1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Объем новых заключенных договоров финансового лизинга, млн.долл. 1180 1300 1415 1960 2320 3640 6750 8510 17080
Увеличение по сравнению с предыдущим годом, % 22,9 12,7 8,8 38,5 18,4 56,9 85,4 26,1 100,7

Приложение 3

Рейтинг стран по объему рынка лизинга [12]

Рейтинг Страна Годовой объем рынка ($ млрд) Прирост (%, 2003-2004) Доля на рынке (%)
1 США 220,00 13,4 29,9
2 Япония 74,41 3,4 8,7
3 Германия 55,18 10,7 15,7
4 Италия 29,34 17,1 11,4
5 Соединенное Королевство 27,93 -0,3 9,4
6 Франция 27,32 5,7 9,0
7 Канада 18,19 19,0 23,3
8 Испания 14,78 16,5 22,9
9 Австралия 7,45 2,1 20,0
10 Австрия 6,88 31,4 12,3
11 Россия 6,75 85,4 7,5
12 Страны Северной Африки 6,60 15,0 Не определена
13 Нидерланды 6,30 3,4 6,9
14 Швейцария 6,25 -4,6 10,5
15 Швеция 5,88 -2,6 12,7
16 Дания 5,10 20,0 8,0
17 Бельгия 4,69 1,4 8,7
18 Бразилия 4,37 117,5 7,7
19 ЧешскаяРеспублика 4,25 -2,9 14,9
20 Польша 4,07 11,9 10,5
21 Венгрия 4,05 6,3 20,9
22 Корея 3,92 34,5 5,6
23 Португалия 3,91 26,2 16,9
24 Норвегия 3,89 22,7 7,9
25 Турция 2,72 34,6 6,3
26 КНР 2,40 13,7 Не определена
27 Мексика 2,30 27,0 3,9
28 Румыния 2,01 20,0 11,1
29 Греция 1,82 6,7 3,9
30 Финляндия 1,74 8,9 6,4
31 Гонконг 1,50 0,6 Не определена
32 Словакия 1,49 1,1 14,3
33 Ирландия 1,40 0 Не определена
34 Колумбия 1,32 64,0 Не определена
35 Словения 1,17 17,9 15,5
36 Тайвань 0,85 -18,7 1,3
37 Чили 0,72 38,8 10,5
38 Марокко 0,70 16,5 5,3
39 Индия 0,67 -47,8 1,7
40 Новая Зеландия 0,60 11,1 Не определена
41 Нигерия 0,59 31,8 Не определена
42 Перу 0,55 11,3 5,0
43 Аргентина 0,50 575,0 2,2
44 Люксембург 0,50 7,0 Не определена
45 Шри-Ланка 0,48 21,9 16,5
46 Малайзия 0,38 2,8 Не определена
47 Эстония 0,37 8,8 15,1
48 Саудовская Аравия 0,33 20,0 Не определена
49 Пакистан 0,27 15,2 14,5
50 Коста-Рика 0,24 45,0 Не определена

 


Приложение 4

Доля лизинга в ВВП (%) [13]

Место в порядке убывания Страна Доля
1 Эстония 5,17
2 Чешская Республика 4,74
3 Венгрия 4,66
4 Словения 4,41
5 Словакия 4,25
6 Северная Африка 4,25
7 Румыния 4,03
8 Австрия 2,73
9 Португалия 2,58
10 Шри-Ланка 2,50
11 Дания 2,41
12 Германия 2,29
13 Канада 2,11
14 Швеция 2,00
15 Италия 1,99
16 Люксембург 1,98
17 Швейцария 1,97
18 США 1,91
19 Польша 1,82
20 Колумбия 1,78
21 Норвегия 1,76
22 Испания 1,74
23 Япония 1,73
24 Соединенное Королевство 1,57
25 Франция 1,55
26 Бельгия 1,55
27 Марокко 1,46
28 Россия 1,46
29 Австралия 1,46
30 Коста-Рика 1,30
31 Нигерия 1,29
32 Нидерланды 1,21
33 Турция 1,18
34 Финляндия 1,05
35 Греция 1,03
36 Чили 1,00
37 Гонконг 0,89
38 Бразилия 0,88
39 Перу 0,88
40 Ирландия 0,86
41 Новая Зеландия 0,80
42 Корея 0,72
43 Аргентина 0,36
44 Мексика 0,36
45 Малайзия 0,34
46 Пакистан 0,33
47 Тайвань 0,29
48 Китай 0,17
49 Саудовская Аравия 0,16
50 Индия 0,12

 


Приложение 5

Рейтинг лизинговых компаний по объему полученных лизинговых платежей [14]

Место Компания Объем полученных лизинговых платежей, млн. руб.
1 ГК РТК-ЛИЗИНГ 8670.4
2 ЗАО «Русско-германская лизинговая компания» 6888.8
3 ОАО «ВТБ-Лизинг» 4881.1
4 ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» 4670
5 Авангард-Лизинг 4215
6 ООО «ЛК ММБ» 4016
7 ОАО «ЛК «КАМАЗ» 3849.6
8 ООО «Каркаде» 3791.6
9 ООО «Альфа-Лизинг» 3724.6
10 ООО «Глобус-Лизинг» 3672.9
11 ЗАО «Европлан» 3621
12 ООО «Райффайзен-Лизинг» 3319.2
13 ОАО «ЛК «Магистраль Финанс» 3319
14 ЗАО «Объединенная ЛК ЦЕНТР-КАПИТАЛ» 3288.6
15 «НОМОС-лизинг» 3001.1
16 Группа компаний Интерлизинг 2566.5
17 Группа компаний «ПРОМСВЯЗЬЛИЗИНГ» 2532
18 ЗАО «Русская лизинговая компания» 2032
19 ООО «ЛизингПромХолд» 1907
20 ООО «Стоун-XXI» 1617.6
21 ООО «РБ ЛИЗИНГ» 1608
22 ООО «Скания лизинг» 1546
23 ОАО «Главлизинг» 1543
24 ООО «РМБ-ЛИЗИНГ» 1436
25 ООО «Петербургская лизинговая компания» 1238.3
26 ЗАО «Петролизинг-Менеджмент» 1162.4
27 ЗАО ФК «Балтинвест» 1150.8
28 ООО «Компания Розничного Кредитования. Лизинг» 1130
29 ЗАО «Сибирская Лизинговая Компания» 1099.1
30 Лизинговая компания «Медведь» 1060
31 ЗАО «Ипотечная компания Сбербанка» 994
32 ООО «Элемент Лизинг» 955.6
33 ОАО «Ильюшин Финанс Ко» 949.6
34 ОАО «Муниципальная инвестиционная компания» 929
35 Группа компаний «Северная Венеция» 909
36 АК «ГРУЗОМОБИЛЬ»(ООО «АВТОЛИЗИНГ») 877.9
37 ОАО «Росдорлизинг» 856.8
38 ЗАО «Металлинвестлизинг» 846
39 ООО «Лизинг-М» 840
40 ООО «РЕСОТРАСТ» 806.8
41 ООО «Группа Финансовых Технологий» 783.6
42 МОСКОВСКАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ 768.9
43 ОАО «АК БАРС Лизинг» 716.4
44 ООО «Брансвик Рейл Лизинг» 710
45 ЗАО «Промышленная лизинговая компания» (ГК) 699.1
46 ЗАО «ВКМ-Лизинг» 670
47 ЗАО «ДельтаЛизинг» 648.2
48 ОАО «Югорская лизинговая компания» 630.8
49 ООО «ЮТэйр-Лизинг» 616.8
50 ЗАО «Гознак-лизинг» 587

 


Приложение 6

Введение

 

Мировой опыт свидетельствует, что использование механизма лизинга является важнейшим источником финансирования для предприятий во многих странах независимо от их величины или уровня развития. Особенно важен лизинг для стран с развивающейся и переходной экономикой, поскольку он позволяет обеспечить дополнительный приток финансирования в производственный сектор, таким образом способствуя увеличению объемов внутреннего производства и развитию финансовых механизмов, доступных в том числе мелким и средним предприятиям. С другой стороны, лизинг является эффективным и высокодоходным инвестиционным инструментом, который обеспечивает доступ к финансовым ресурсам для предприятий, не имеющих возможность привлекать банковские кредиты.

В последние годы рынок лизинговых услуг в России переживает стадию быстрого роста. На протяжении 2002-2005 гг. ежегодные темпы его прироста примерно равны 50 %. Значительное количество предприятий начинает рассматривать лизинговые схемы как один из основных вариантов финансирования своих проектов. Для многих поставщиков автомобильной техники, оборудования и прочих основных средств лизинг становится важным альтернативным способом сбыта их товара. В связи с этим неизбежно возникают следующие вопросы: в чем состоят основные преимущества лизинга, в каких направлениях он будет развиваться в ближайшем будущем.

Вопросам становления лизинговых отношений в российской экономике посвящено большое количество монографий и статей в периодической печати. В экономической литературе получили отражение вопросы, касающиеся определения сущности и функций лизинга, вариантов его использования в хозяйственной деятельности различными субъектами рыночной экономики. Этой стороне лизинга посвящены труды А.М. Акиндинова, В.П. Голощапова, Е.В. Кабатовой. Историческим, правовым и практическим аспектам применения лизинга в современных российских экономических условиях, а также различным аспектам формирования отечественного лизингового рынка уделено пристальное внимание в общеэкономической и финансовой периодике - в статьях А.А. Кулешова, Н.В. Медведевой, С.К. Николаевой, К.М. Парфенова, Л.В. Никифорова и других авторов.

Цель данной работы состоит в исследовании экономической сущности лизинга, места и роли лизинга в рыночной экономике, особенностей становления и развития лизинговых отношений в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие, сущность и виды лизинга;

- раскрыть преимущества и недостатки лизинга;

- провести анализ и определить тенденции развития лизинга в России;

- исследовать порядок расчета лизинговых платежей;

- предложить мероприятия по совершенствованию и развитию лизинга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.104 с.)