Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как Научить ребенка легко учиться

Поиск

 

Я посвящаю эту книгу вам, родители, которые подарили детям всю свою нежность и удивительную способность учиться увлеченно и радостно. Спасибо за то, что с любовью насыщали тело и разум тех, от кого зависит будущее нашей планеты.

 

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ

 

Перевела с английского Л. А. Бабук по изданию:

HOW YOUR CHILD LEARNS BEST (Brain‑Friendly Strategies You Can Use to Ignite Your Child’s Learning and Increase School Success) / Judy Willis, MD, MEd.

 

Охраняется законом об авторском праве.

Нарушение ограничений, накладываемых им на воспроизведение всей этой книги или любой ее части, включая оформление, преследуется в судебном порядке.

 

© 0228 by Judy Willis, MD, MEd

© Перевод. Издание на русском языке. Оформление. ООО «Попурри», 0212, 0219

 

Предисловие

 

 

Доктора Джуди Уиллис вполне можно назвать пионером в своем деле. Она для меня образец матери и бабушки. Однажды я прочла статью Джуди Уиллис о том, как при помощи последних достижений нейрологии сделать обучение в школе эффективным и приятным для детей занятием. Какой радостью для меня было узнать, что существует выдающийся специалист в области образования, стремящийся сделать школу более интересной и приятной для учеников. Я тут же позвонила доктору Уиллис. Ее голос показался мне таким родным и знакомым, что мы мгновенно нашли общий язык.

Я основательница «Hawn Foundation» – организации, которая ставит своей целью создание и внедрение более разумных, продуманных и научно обоснованных методов обучения. Внимание и забота к детям помогают сделать учебу более радостной и способствуют развитию уверенности в себе. В число важнейших задач «Hawn Foundation» входит еще одна – помогать учителям, родителям и детям разбираться в принципах функционирования человеческого разума. Ведь существует же в современных школах курс физиологии, так почему не ввести и курс психологии? Доктор Джуди Уиллис очень хорошо разбирается в этом вопросе. Она относится к числу тех людей, которые внесли огромный вклад в развитие молодого поколения и научили родителей помогать своим детям легко усваивать полученную в школе информацию, воспринимать процесс обучения с радостью и энтузиазмом.

Эта книга написана не для специалистов, а для обыкновенных родителей; в ней нет заумных научных терминов, зато много активных занятий, веселых игр – всего, что может заинтересовать детей, вызвать у них положительные эмоции и поспособствовать усвоению новых знаний. Книга доктора Уиллис – это как раз то, чего не хватало всем родителям.

В моем представлении дети – это что‑то вроде появившихся из земли ростков; все они разные, но при этом обладают мощным потенциалом. К сожалению, современная образовательная система не учит детей использовать его себе во благо; она нацелена только на сдачу экзаменов и тестов. Данная книга замечательна тем, что помогает родителям привести все то, чему учат в школе, в соответствие с индивидуальными особенностями их детей; сделать обучение живым и ярким, связать его с повседневными делами или с воображаемым миром ребенка.

Когда мои дети ходили в начальную школу, меня очень беспокоило то, что они никак не могли включиться в процесс обучения и чувствовали себя совершенно потерянными. Их таланты и индивидуальность подавлялись устаревшими требованиями, механическим запоминанием материала и стрессом от страха, что они не смогут выполнить какое‑то задание на уроке и заработают плохую оценку. Собравшись с духом, я отправилась к директору и заявила, что мои дети не получают от посещения школы никакого удовольствия, к тому же учеба вызывает у них страх, и я вижу симптомы стресса. Я предложила использовать индивидуальный подход и проявлять больше внимания к каждому отдельному ребенку, учитывая особенности его психики. Это совершенно необходимо для того, чтобы выбрать оптимальную тактику и тем самым обеспечить понимание и запоминание материала. Директор внимательно выслушала меня и согласилась с моими доводами. Она пришла к выводу, что учителям стоит попробовать изменить привычный подход к учащимся. Одним из показательных примеров нового подхода стал эксперимент с уроком родного языка: детям предложили принести в школу фотографии своей семьи и написать на их основе что‑то вроде сочинения на тему «Моя семья».

Раньше я совершенно не знала о такой отрасли медицины, как нейрология, и о принципах работы человеческого мозга. У меня ведь не было книги Джуди Уиллис, в которую я могла бы заглянуть и узнать, что происходит в маленькой детской головке. А с тех пор, как у меня появилась эта книга, я очень много узнала о развитии мозга. Изучив основные принципы его работы, мы словно получаем волшебную палочку, которая будет помогать нам учиться.

Сегодня стремительно совершенствуются технологии: мобильные телефоны, компьютерные игры (не говоря уже о средствах массовой информации). И все это бросает новые вызовы нашим детям, которым становится все труднее сосредоточиться на чем‑то одном. Какое же воздействие эта ситуация оказывает на их мозг? Как он справляется с таким потоком информации? Как научиться избегать стресса и какую помощь мы можем им оказать? Обо всем этом вы узнаете из книги Джуди.

Доктор Уиллис неустанно обсуждает эту тему везде и со всеми: с учителями, завучами и директорами школ, с политиками… Она является ведущим специалистом в сфере проведения связанных с процессом обучения экспериментов, в которых учитывается специфика работы человеческого мозга. Джуди продемонстрирует нам, как помочь детям действительно чему‑то научиться и прочно запомнить важные факты, вместо того чтобы заниматься механической зубрежкой, которая напоминает сизифов труд – все, что вы с таким трудом заталкиваете в одно ухо, тут же беспрепятственно выходит через другое!

И последнее. Эта книга – прекрасное пособие для родителей, которое поможет им разобраться в собственном образе мышления и, следовательно, более эффективно помогать детям расти, взрослеть и утверждаться в жизни.

В заключение хотелось бы отметить, что Джуди – яркая и оригинальная личность, страстно преданная делу поиска методов, позволяющих детям лучше учиться и адаптироваться к школьной системе. Прислушайтесь к ее рекомендациям – и откроете для себя поистине новый мир. Вы то и дело будете мысленно восклицать: «Ага!», «Вот оно что!», «Так вот в чем дело!» – и благодаря этому наверняка измените свой устоявшийся взгляд на детей.

Спасибо тебе, Джуди, за то, что продолжаешь учить и вдохновлять нас!

Голди Хоун

 

Введение

Стетоскоп давно пора сдать в утиль!

 

 

В современной системе образования наблюдаются подспудные, но существенные перемены, которые вызывают у меня сильное беспокойство. В наше время финансирование школ часто зависит от результатов тестирования, направленного в первую очередь на оценку способности учеников к механическому запоминанию. Обучение, целью которого является в основном подготовка к такому тестированию, неизбежно приводит к тому, что все ресурсы направляются на «подтягивание» учеников, демонстрирующих низкие результаты. Усилия, прилагаемые для этого учителем, сокращают время на какое бы то ни было индивидуальное обучение и тем самым лишают всех детей возможности хоть как‑то проявить свои способности и раскрыть имеющийся потенциал. У педагогов почти не остается времени на то, чтобы развивать у учеников творческое мышление в ходе практической деятельности. А если процессу обучения не способствуют ни самостоятельные исследования, ни открытия, ни решения каких‑то практических проблем, если нет возможности проявить творческий подход, то можно смело сказать, что это не обучение. У педагогов не остается выбора: они вынуждены заставлять детей сидеть, уткнувшись в скучные учебники, и зубрить, зубрить, зубрить, тем самым отбивая у них всякий интерес к получению знаний и прививая негативное отношение к школьным дисциплинам. Врожденные способности к учебе, восприятию и накоплению новых знаний заглушаются и подменяются механическим заучиванием параграфов, необходимым для прохождения тестирования.

Современные методы исследования мозга указывают на то, что механическое запоминание приводит к быстрому забыванию заученного материала, поскольку он практически не попадает в долговременную память. У детей не возникает никакого интереса к изучаемым предметам, их внимание рассеивается, естественным результатом чего становится плохое поведение на уроках. Даже те, кто обладает способностью к механическому заучиванию материала, начинают отвлекаться и реагировать на бестолковые ответы своих одноклассников. А учитель попусту тратит время, которое он мог бы использовать на объяснение.

Но все не так плохо. Мы знаем, как помочь в этой ситуации.

 

Механическое запоминание основано на неустанном повторении и воспроизведении фактов, которые необходимо за учить, вместо того чтобы попытаться сначала понять их суть.

 

В настоящее время в исследовании деятельности мозга отмечаются кардинальные изменения, благодаря чему ученые получили возможность понять принцип формирования мыслей. Теперь мы понимаем, что происходит в голове и как поступающая от органов чувств информация проходит обработку и сортировку, во время которой определяется, что должно быть отправлено в кратковременную (рабочую), а что – в долговременную память.

Я сама начала лучше осознавать, как происходит процесс обучения, не потому, что работала педагогом, а потому, что участвовала в проведении научных исследований. Еще в 1970 году, во время занятий на подготовительных курсах перед поступлением в медицинскую школу, я использовала один из первых электронных микроскопов, чтобы исследовать синапсы у только что вылупившихся цыплят. Я до сих пор волнуюсь, когда вспоминаю одну из таких ночей, проведенных у микроскопа. Рассматривая полученные снимки, я обратила внимание на большое количество белков в синапсах цыплят, у которых путем «обучения» выработался рефлекс следовать за передвигающимся источником света. Это было явным подтверждением того факта, который прежде считался не более чем абстрактной гипотезой: обучение влияет на физическую структуру мозга и видоизменяет ее.

Я училась в колледжах Вассара и Уильямса, а затем в Медицинской школе Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе и пятнадцать лет проводила научные исследования в области нейрологии. Все это время меня волновал вопрос: как происходящие в мозге процессы отражаются на процессе обучения? Потом я поняла, что могу использовать весь массив знаний о работе мозга, чтобы помочь детям лучше учиться; чтобы разработать толковые, научно обоснованные стратегии, которые помогли бы добиваться б о льших успехов, с большей легкостью впитывать знания и получать лучшие оценки – так сказать, нейрологические стратегии.

Но я понимала: чтобы быстрее достичь этой цели, мне нужно пройти профессиональную педагогическую подготовку. Поэтому снова пошла учиться, чтобы получить диплом педагога и степень в области образования.

В то время моя младшая дочь училась в начальной школе. И так же, как в годы учебы старшей дочери, я добровольно вызвалась помогать в школе один день в неделю. Разница в возрасте между моими девочками – десять лет. И вот через такой промежуток времени я вновь пришла помогать учителям и обнаружила, что здесь все сильно изменилось. Тенденция обучать исключительно в расчете на то, чтобы ребенок прошел тестирование, приобрела прямо‑таки удручающий характер. Если прежде дети активно и радостно принимали участие в процессе обучения, то теперь они просто зубрили материал и механически выдавали учителю голые факты. Десять лет назад моя старшая дочь без удержу тараторила и по дороге домой, и за обеденным столом, но все равно не успевала пересказать все новое, что узнала на уроках. А теперь мою младшую дочь, вернувшуюся из той же школы, где преподавали все те же прекрасные учителя, приходилось в буквальном смысле тянуть за язык, чтобы она рассказала хоть что‑нибудь о том, чем они сегодня занимались. И она, и ее одноклассники выглядели вялыми, пассивными и рассеянными.

Вот так и получилось, что я выучилась и подготовилась преподавать, но больше не верила в то, что смогу принести пользу. Если тот творческий подход к преподаванию, который был в школе десять лет назад, исчез, задушенный всеобщим приматом экзаменационных требований, значит, я оказалась перед лицом серьезной проблемы.

Тогда я решила для начала посмотреть, не удастся ли мне как‑нибудь вернуть своей дочери угасший интерес к учебе. Если мои нейростратегии окажутся успешными, значит, я на верном пути и мне можно продолжать заниматься преподаванием, применяя свои идеи с пользой для учеников. Убедившись, что могу пробудить в дочери интерес к учебе, связав темы школьных занятий с тем, в чем она чувствует себя компетентной, и вообще с реальной жизнью, я поняла, что мои идеи и стратегии эффективны.

Приступив к преподавательской деятельности, я сразу же стала использовать эти методы в работе с учениками. И что же? Они не только начали лучше заниматься, но и показали высокие результаты на тестировании. По просьбе коллег я стала писать статьи в журналы по педагогике, выступать на семинарах и конференциях, рассказывая о новейших открытиях в области деятельности мозга и процесса обучения, а также о том, как все это можно использовать в школе и дома, чтобы заинтересовать ребенка и повысить его активность. Учителя, которые слушали мои выступления, были просто в восторге. Они учились проводить практические исследования, с помощью которых можно было изменить учебные планы и максимально задействовать и развить мыслительный потенциал учеников.

Школьные годы – важное время для развития у ребенка самосознания и формирования его отношения к окружающему миру. Это как раз тот момент, когда он получает доступ к широкому спектру возможностей и стратегий, необходимых для понимания реальности и адаптации к ней. В данной книге я предлагаю эффективные приемы, основанные на новейших исследованиях в области нейрологии. Если вы будете использовать их дома, то сможете заинтересовать даже самого незадачливого школьника.

Здесь вы найдете конкретные советы, как улучшить память, развить внимание и способность сосредоточиваться, мыслить и рассуждать. После прочтения вы сможете определить, какой метод обучения будет оптимальным для вашего ребенка, и поможете ему сформировать правильное отношение к учебе. Вы узнаете, как снизить уровень стресса перед тестами и экзаменами, принимать активное участие в жизни класса, нейтрализовать слабые места, преодолевать трудности, наилучшим образом использовать свои таланты, повысить успеваемость и, что особенно важно, получать от всего этого удовольствие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.10.152 (0.014 с.)