Образ святослава, великого киевского князя. Значение образа в раскрытии главной мысли «слова». Его место в композиции памятника. Способы изображения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ святослава, великого киевского князя. Значение образа в раскрытии главной мысли «слова». Его место в композиции памятника. Способы изображения.



В образе Святослава автор воплощает идеал мудрого, могучего правителя. В "золотом слове" князь скорбит о Русской земле, порицает храбрых, но безрассудных князей за единоличное выступление в поход против половцев. Вещий сон Святослава предрекает поражение русских. Он полон печали: "В эту ночь с вечера одевали меня черным покрывалом на кровати моей тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали мне из порожних колчанов поганых толмачей крупный жемчуг на грудь и обряжали меня. А доски без матицы в моем тереме златоверхом! Всю ночь с вечера вещие вороны каркали у Плеснеска на лугу, были они из Ущелья слез Кисанского и понеслись к синему морю". Бояре объяснили князю этот сон: "...вот два сокола слетели с отчего престола златого, чтобы попытаться отвоевать город Тмутаракань или напиться шлемом из Дона. Уже соколам крылышки подрезали поганых саблями, а сами опутали путами железными. Ибо темно стало в третий день: два солнца померкли, оба столпа багряные погасли, а с ними молодые месяцы...На реке Каяле Тьма Свет покрыла; на русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей"7.

Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит «золотое слово». Он упрекает Игоря и Всеволода в самонадеянности и нарушении феодального послушания. Игорь и Всеволод не только вышли из послушания Святославу, но и послушания своему непосредственному главе-могучему и богатому Ярославу Черниговскому. Святослав указывает на первое последствие поражения Игоря и Всеволода: нападение половцев на.Переславль Южный и ранение преяславского князя Владимира Глебовича.

Далее Святослав вместе с автор поочередно зовёт всех князей к единению, призывает встать на защиту Русской земли. Обращаясь к ним, автор «Слова» взвешивает силы каждого князя, оценивает их силы, их дружину, давая обзор политическому состоянию всей Руси. Начинает автор обращение с крайнего севера- востока – с обращения к Всеволоду Суздальскому, затем перешёл на юг и обратился к Рюрику Ростиславовичу, затем он обратился на запад- к Ярославу Галицкому. От Ярослава обратился к князьям волынским- северо- западнее Галича, далее к князьям полоцким (к Всеславу Брячиславовичу).

Образ Святослава раскрывается главным образом через его речь (Золотое слово).Так же в плаче Ярославны.

25. Плачи в содержании и композиции «Слова» (Плач Ярославны, плач русских жен, плачь матери Ростислава). Связь с фольклорной традицией, книжное начало.

Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов «Слова…». На городском забрале в Путивле (недалеко от Курска, ныне Сумская область Украины) Ярославна рано плачет: «полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочю бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Она обращается к ветру, к Днепру-Славутичу, к светлому, пресветлому солнцу. Ветер развеял её радость по ковылию, Днепр может только нести её слёзы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им тулы со стрелами заткнуло.

Тема личной судьбы Игоря вводиться плачем о нём его жены Ярославны. Это плач жены Игоря резко переключает отношение к нему автора. Этот плач жены Игоря резко переключает отношение к нему автора. Повествование становится лирическим. Оно насыщено атмосферой народной лирической песни. И здесь (в плаче Ярославны), и в последующем широко вводиться пейзаж, окутывающий героя теплой атмосферой лирики. Но тема родины не отходит на второй план. Она присутствует и здесь, решаемая иными средствами. Ярославна- русская женщина. Её плач по мужу- плач русской женщины, жалеющей не только Игоря, но и его воинов, вспоминающей славный поход Святослава Киевского против половцев. Природа к которой обращается Ярославна, - русская природа: её сочувствие ищет Ярославна. Плач Ярославны- русская народная причесть. Тема родины предстаёт перед нами в этой последней, заключительной части «Слова» как тема, интимно близкая всякому русскому человеку.

Мать Ростислава занимает пассивную позицию: она оплакивает смерть сына. Ярославна активна: она пытается помочь мужу. Мать Ростислава плачет по убитому, а Ярославна – по плененному.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.005 с.)