Зачем нужно стремиться к просветлению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зачем нужно стремиться к просветлению



сострадание — ключ к достижению более глубокого уровня нравственности; но как же мы сможем помочь другим, если сами находимся во власти неправильных представлений? Если мы не будем самосовершенствовать­ся, нам будет трудно оказывать другим ту широкомасш­табную помощь, о которой мы здесь говорим. Например, если вы собираетесь помогать неграмотным людям, необ­ходимо быть образованным. Точно так же, чтобы помо­гать многочисленным чувствующим существам, мы долж­ны достичь состояния Будды, поскольку именно Будда в полной мере обладал всеми качествами, необходимыми для оказания помощи другим, — владением всеми методами духовного развития и всеобъемлющим знанием чувств окружающих, их интересов, предпочтений и т. п. Если вы дошли до того, что осваиваете практику сострадания, чтобы заботиться о других, значит, для вас настало время переоценки ценностей. Подготовка же ума к принятию

97

этих новых ценностей осуществляется посредством совер­шения вами ритуала стремления к Просветлению.

Основное качество, необходимое для того, чтобы до­стичь полного Просветления, у вас уже есть: это свето­носная и познающая природа вашего ума. Поэтому скон­центрируйтесь на такой мысли: «Я достигну полного, непревзойденного Просветления ради блага чувствующих во всем безграничном пространстве». Поддерживайте в себе это намерение, пока оно не укрепится окончательно. Здесь очень полезна практика стремления к альтруисти­ческому Просветлению.

СЕМЬ ПРАКТИК НАКОПЛЕНИЯ ЗАСЛУГ

Этот ритуал, который должен стать частью вашей ежедневной медитации, начинается семью этапами, после чего предполагает особое подношение. Такая практика сделает накопленные вами заслуги более значительными, а это, в свою очередь, увеличит вероятность того, что вы действительно достигнете преображения. Эти формы слу­жения укрепят ваше стремление сострадать: как вы уви­дите ниже, все они включают в себя проявление предан­ности тем особым существам, которые учат состраданию.

1. Оказание почтения. Представьте себе Будду Шакьямуни, окруженного бесчисленными Бодхисаттвами, которые заполняют небо перед вами, и окажите им почтение телесно, словесно и мысленно. Сложите ладони и всем своим естеством почувствуйте, что вы почтительно принимаете прибежище в Будде и Бод-


98          

хисаттвах. Громко произнесите: «Мое почтение Будде Шакьямуни и Бодхисаттвам».

2. Подношение. Сделайте подношение в виде фруктов или благовоний. Представьте себе всё, что может быть подходящим для подношения (принадлежит оно вам лично или нет), в том числе свое тело, возможности и достоинства. Затем представьте, что вы дарите всё это Буддам и Бодхисаттвам.

3. Разоблачение неблаговидных поступков. На совести каждого из нас бессчетное количество телесных, сло­весных и мысленных неблаговидных поступков, кото­рые мотивированы желанием нанести вред. Проник­шись духом полной открытости, вызовите у себя чувство сожаления о содеянном — как будто, совер­шив эти поступки, вы приняли яд. Сформируйте в себе уверенное и сильное желание воздерживаться от таких действий в будущем — так, словно в противном случае вы заплатите за них жизнью. Подумайте так:

«В глубине моего сердца, перед лицом всех Будд и Бодхисаттв, я разоблачаю все совершенные мною неблаговидные поступки». Совершённое зло может быть очищено прежде всего через раскаяние, и чем больше вы раскаиваетесь, тем сильней будет ваше желание не повторять таких действий в будущем.

4. Восхищение. Всем сердцем восхищайтесь добрыми делами — как своими собственными, так и совершен­ными другими. Радуйтесь всему хорошему в этой жизни. Сосредоточивайтесь на конкретных добрых

 99

делах — например, на благотворительности. То, что в этом воплощении вы обладаете человеческим телом и возможностью проявлять альтруизм, — это доказа­тельство ваших добрых дел в прошлых жизнях. А потому радуйтесь также и им, думая про себя: «Я действительно совершил что-то хорошее». Радуйтесь и добрым делам других, неважно, наблюдали вы их воочию или нет. Радуйтесь бесчисленным заслугам Будд и Бодхисаттв, приходивших во все времена. Испытывая радость от добрых дел, совершенных как вами, так и всеми остальными, вы удержитесь от раскаяния в совершении чего-то хорошего (например, от сожаления, что, занимаясь благотворительностью, сократили свой банковский счет) и к тому же избави­тесь от зависти к добрым делам окружающих, от соперничества с ними.

5. Просьба. Попросите Будд, уже достигших Просветле­ния, но еще не начавших учить, сделать это во имя тех, кто страдает.

6. Мольба. Умоляйте Будд не покидать этот мир. Это особенно относится к тем Буддам, которые много учили и теперь готовы уйти.

7. Посвящение. Вместо того чтобы стремиться к прехо­дящему счастью и комфорту (в этой жизни или в следующей) или просто хотеть освободиться из круго­ворота существования, посвятите себя достижению высшего Просветления. Думайте так: «Пусть мои


100

поступки помогут достичь полного и совершенного Просветления во имя всех чувствующих существ».

Затем представьте себе, как вся Вселенная очища­ется, и вручите ее со всеми мыслимыми в ней чудесами Буддам и Бодхисаттвам. Это подношение особого рода: вы дарите всё, что можно пожелать, тем, кто учит состраданию, тем самым укрепляя в себе способ­ность его проявлять.

РЕШИМОСТЬ ПОМОГАТЬ ДРУГИМ

Теперь вы готовы к собственно ритуалу стремления к Просветлению ради блага других. Этот ритуал выполня­ется в два этапа. Первый состоит в повторении краткой формулы прибежища: «Пока я не достиг Просветления, я принимаю прибежище в Будде, его Учении и высшем духовном сообществе». В своей наиболее сострадательной форме прибежище — это соединение трех составляющих мировоззрения:

1. Озабоченности страданием всех существ, а не только себя самого; осознания того, что они стремятся не только к освобождению от страдания, но и к Просвет­лению, состоянию Будды.

2. Веры в Будду, в состояния осознания и в духовное сообщество, убежденности в том, что с их помощью все существа смогут освободиться от страдания.

3. Сострадания, означающего неспособность сидеть сложа руки, когда другие страдают.

101

Знайте, что Будда — Учитель Прибежища, что истинные пути и истинные прекращения страдания — это подлинное прибежище и что Бодхисаттвы, познавшие глубинную природу всего происходящего, — это и есть наше духов­ное сообщество, ведущее к прибежищу всех, кто наделен чувствами.

Исходя из этого знания, стремитесь к наивысшему Просветлению, повторяя: «Накапливая заслуги щедрости, нравственности, терпения, действия, концентрации и муд­рости, пусть я достигну состояния Будды, чтобы помогать всем существам». При этом думайте про себя: «Посредс­твом всего этого — пусть я достигну состояния Будды не затем, чтобы помогать себе самому, но чтобы приносить пользу всем чувствующим существам и вести их к дости­жению состояния Будды». Это называется созданием со­страдательной мотивации к достижению Просветления в виде пожеланий.

Мы наконец подошли к ключевой части ритуала. Ис­полнившись непоколебимого желания достичь состояния Будды для блага других, представьте себе Будду или своего духовного учителя как его представителя.

1. Произнесите следующее (как если бы вы повторяли это вслед за Буддой):

До тех пор, пока я не достигну Просветления, я прини­маю прибежище в Будде, его Учении и высшем духовном сообществе.


102    

Накапливая заслуги щедрости, нравственности, терпения, действия, концентрации и мудрости, пусть я достигну состояния Будды, чтобы помогать всем существам.

Говоря это, вы направляете свои добрые поступки не на ничтожные цели собственной жизни (этой или следую­щей), а на великую цель всех — достижение полного освобождения всех существ. Развивайте в себе это устремление.

2. Повторите все это еще раз с еще более сильным чувством, чтобы эта альтруистическая цель стала неотъемлемой составляющей вашей повседневной жизни:

До тех пор, пока я не достигну Просветления, я прини­маю прибежище в Будде, его Учении и высшем духовном сообществе.

Накапливая заслуги щедрости, нравственности, терпения, действия, концентрации и мудрости, пусть я достигну состояния Будды, чтобы помогать всем существам.

3. Повторите эти слова в третий раз с еще большей убежденностью, так, чтобы они исходили из самых глубин вашего сердца. Придите к твердому, осмыслен­ному, не подверженному влиянию никаких обстоятель­ств решению, что благо многих других намного важнее вашего собственного. Подумайте: «Теперь, когда у меня есть такая великая возможность, что может быть важнее, чем стремление приносить пользу другим! Отныне и навеки я буду всеми силами стремиться

103

перестать сосредоточиваться на собственном благе и целиком посвящу себя совершенствованию других. Для этого я достигну непревзойденного, полного Просветления». Произнесите:

До тех пор, пока я не достигну Просветления, я прини­маю прибежище в Будде, его Учении и высшем духовном сообществе.

Накапливая заслуги щедрости, нравственности, терпения, действия, концентрации и мудрости, пусть я достигну состояния Будды, чтобы помогать всем существам.

Этим ритуал завершается. Благодаря ему вы сможете прорастить и взлелеять в себе семена мощного и непоко­лебимого сострадания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.008 с.)