Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самые храбрые и справедливыеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Однажды Крез спросил Анархасиса, кого он считает храбрейшим? – Самых диких животных, – ответил Анархасис. – Так как они одни мужественно умирают за свободу. Точно так же Анархасис ответил и на вопрос о том, кого он считает справедливейшим: – Именно самых диких животных, потому что они одни живут по природе, а не по законам. Они же, по мнению Анархасиса, обладают наибольшей мудростью, так как предпочитают истину природы истине закона.
Готовность оратора
У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его: – Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость? – Конечно, знаю, не хуже всякого другого. – А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи, лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо? – Конечно, несправедливо! – Ну, а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо? – Нет, пожалуй что, справедливо. – А если он будет грабить и разорять их землю? – Тоже справедливо. – А если будет обманывать их военными хитростями? – Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо. – Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем, если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжёт им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, такая ложь будет несправедливой? – Нет, пожалуй что, справедливой. – А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, такой обман будет несправедливым? – Нет, тоже справедливым. – А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдёт или отнимет у него меч и кинжал, что сказать о таком воровстве? – И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно. Надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло. – Очень хорошо, Евфидем. Теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь? – Думаю, что знаю, Сократ, хотя почему-то уже не так в этом уверен. – Так что же это такое? – Ну вот, например, здоровье – это благо, а болезнь – это зло; пища или питьё, которые ведут к здоровью, – это благо, а которые ведут к болезни, – зло. – Очень хорошо, про пищу и питьё я понял, но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведёт ко благу, то оно – благо, а когда ко злу, то оно – зло? – Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу? – А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели. Чем же было здесь здоровье – благом или злом? – Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум – это благо! – А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину. На благо ли им их ум? – Тогда – красота, сила, богатство, слава! – Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся. Сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду. Богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла. – Ну, коли так, – уныло сказал Евфидем, – то я даже не знаю, о чём мне молиться богам. – Не печалься! Просто это значит, что ты ещё не знаешь, о чём ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь? – Думаю, что знаю, Сократ. – Из кого же состоит народ? – Из бедных и богатых. – А кого ты называешь бедными и богатыми? – Бедные – это те, которым не хватает на жизнь, а богатые – те, у которых всего в достатке и сверх достатка. – А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало? – Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы. – Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков – к богачам? – Нет уж, лучше не надо, Сократ. Вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю. – Не отчаивайся! О народе ты ещё подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же всё-таки лучше, а какие хуже? – Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных. – А скажи, если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой ненарочно, то какой из них грамотней? – Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок. – А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана! – Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать! И Евфидем ушёл домой, не помня себя от горя. И многие, доведённые до такого отчаяния Сократом, больше не желали иметь с ним дела.
Рассуждения о счастье
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом: – Что самое главное в жизни? Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал: – Самое главное в жизни – это здоровье. Другой сказал: – Самое главное – это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин. Третий сказал: – Самое главное – это иметь деньги и положение в обществе. После того, как высказались все, они спросили у Сократа: – А ты что думаешь об этом? Сократ сказал: – Я думаю, что самое главное в жизни – это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди сказали: – Нет, Сократ, это не обязательно. – А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым? – Нет, Сократ! И это не обязательно, – ответили люди. – Тогда скажите мне, – продолжал Сократ, – человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым? – Нет, Сократ, – отвечали люди, – скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими. – А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? – продолжал спрашивать Сократ. – Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин, или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни? Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным. – Таким образом, – объявил Сократ, – мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.
Делёж «по-божески»
Как-то раз три человека нашли мешок с орехами, принесли к Анастратину и попросили, чтобы он разделил между ними орехи по-божески. Анастратин развязал мешок, дал одному горсть орехов, другому – один орех, а третьему – всё остальное. Они ему говорят: – Ходжа, ты разделил несправедливо! – Глупые вы люди! – отвечал он им. – Разве Бог не делит именно так? Одному даст много, другому мало. Вот если бы вы попросили меня разделить по-человечески, тогда бы каждый получил поровну.
Сизиф и два мудреца
Однажды два мудреца проходили мимо горы, к вершине которой тащил свой камень Сизиф. Один мудрец, глядя на Сизифа, заметил: – О да, в жизни всегда есть место выбору: делать то, что хочешь, или то, что не хочешь. Этот человек выбрал второе. – Его заставили заниматься этой работой обстоятельства, – ответил другой мудрец, – увы, выбора у него не было. – Был! – воскликнул первый мудрец. – Он мог или подчиниться обстоятельствам, или нет! – Но если бы он не подчинился, его бы за это жестоко наказали! – возразил другой мудрец. – А разве, следуя чужой воле, он наказан не более ужасно, чем если бы он не подчинился? – спросил первый. Этот разговор услыхал Сизиф. – Эй, вы! – прокричал он мудрецам, – вы это о чём? И не стыдно вам, бездельникам, лицемерить? Да, жизнь моя тяжела. Однако я ею доволен. Ибо если не можешь изменить обстоятельства, измени к ним своё отношение и радуйся тому, что назначено тебе судьбой. Это и есть мой выбор. Сказав это Сизиф дотащил глыбу до вершины, но она в очередной раз сорвалась и с грохотом полетела вниз. – Ну и дурак же ты, Сизиф, – ответил ему первый мудрец, – наверное, твой отец слишком хорошо приучил тебя к труду. А к любому делу с умом подходить нужно. Что ты всё тащишь и тащишь наверх этот камень? Неужели ещё не понял, что не по силам тебе взгромоздить его на вершину? – Это моя Судьба, – ответил Сизиф, спустился вниз и снова покатил наверх камень. – А хочешь я тебе расскажу, что нужно сделать, чтобы камень сам на гору выпрыгнул? – сказал мудрец. – Сам? Неужели это возможно? – почесал затылок Сизиф, и камень снова полетел вниз. – Подойди ко мне, – позвал его мудрец. Сизиф подошёл к мудрецу и тот что-то прошептал ему на ухо. Сизиф задумался, глянул на камень, на вершину… – Эврика! – подпрыгнул Сизиф. Он побежал к верхушке горы, стал там на четвереньки, быстро-быстро заработал руками. Из-под его рук во все стороны разлетелась земля. Затем он вернулся к глыбе, покатил её наверх, докатил до вырытой им у самой вершины ямки, взгромоздил глыбу в ямку, и глыба остановилась. Затем Сизиф начал сбрасывать землю с вершины. Она сровнялась с уровнем камня, и камень сам скатился на верхушку горы. Сизиф стукнул себя кулаком в грудь: – Я сделал это! У меня получилось! Спасибо тебе, мудрец, за совет. Теперь я знаю, как закатывать камень на вершину! Сказав это, Сизиф сбросил глыбу вниз, спустился и, как обычно, снова покатил её наверх. Мудрецы посмотрели ему вслед. – О да, – вздохнул второй мудрец, – в жизни всегда есть место выбору…
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.007 с.) |