Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экстренная психологическая помощь
Пострадавшему, находящемуся в ступоре, согните пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему позитивные точки, расположенные над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Говорите пострадавшему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные), чтобы добиться его реакции. В случае двигательного возбуждения, находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя. Изолируйте пострадавшего от окружающих. Массируйте позитивные точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, избегайте начинать фразы с частицы «не». В случае паники положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Дышите глубоко и ровно, побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме. Выслушайте пострадавшего, проявив заинтересованность, понимание, сочувствие. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. В случае дрожи нужно усилить ее. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, чтобы он не принял ваши действия за нападение. Не обнимайте пострадавшего и не прижимайте его к себе, не укрывайте его чем‑нибудь теплым, не призывайте взять себя в руки. Дайте пострадавшему возможность отдохнуть, постарайтесь уложить его спать. В случае истерического припадка удалите зрителей, создайте спокойную обстановку, останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (с грохотом уроните предмет, облейте водой, резко крикните на пострадавшего, дайте ему пощечину). Говорите с пострадавшим уверенно, короткими фразами: «Выпей воды», «Умойся». Уложите пострадавшего спать.
Рекомендации потерпевшим
1. Говорите с людьми о ваших переживаниях, а не о том, что случилось. Даже если вас тянет быть в одиночестве и никого не хочется видеть, старайтесь сохранять связи с людьми. Сохраняйте контакт с семьей и друзьями. Проводите больше времени с вашими близкими – возможно, они тоже находятся в тревоге. Разговаривайте с теми, кто перенес в прошлом тяжелые утраты. Попытайтесь организовать группы обсуждения и поддержки там, где это возможно, – на работе, среди друзей, соседей. Если вы религиозны или у вас есть кружок духовных друзей – сохраняйте связь с ними. Уделите внимание вашей вере и духовным потребностям.
2. Позаботьтесь о питательной пище, достаточном сне и физических упражнениях. Помните: переживает не только ваша душа, но и тело, оно нуждается в уходе и поддержке. Постарайтесь не избегать занятий, которые доставляют вам удовольствие. Уделите внимание вашему внутреннему состоянию и вашим потребностям: например, не смотрите «Новости», если вы чувствуете потребность в покое. Попытайтесь отметить, что в истории вашей жизни оказалось оживленным тяжелыми событиями. Что вдруг всплыло в памяти, с кем из вашей прошлой жизни и о чем вам хотелось бы поговорить, что вдруг выяснилось из прошлого и т. д. Воздержитесь от разговоров о больших новых проектах, изменениях в жизни, о том, как вы будете справляться с возможными новыми трудностями. Оставьте это на потом. 3. Постарайтесь быть в устойчивом обществе близких, которые сочувствуют вам. Делайте повседневные житейские дела – они могут помочь вам вновь почувствовать себя самим собой и успокоить тревогу. Период больших стрессов – не лучшее время для принятия ответственных решений и серьезных изменений в жизни; если у вас есть выбор – не спешите принимать решение. Важно использовать привычные для вас подходы и придерживаться, как только это возможно для вас, тех способов и темпа жизни и повседневных дел, которые обычно вам свойственны. 4. Делитесь своим мнением с кем‑нибудь связанным с пережитым, кого вы хотите спросить, проинформировать или поблагодарить. Не избегайте тех сфер жизни, в которых вы можете проявить себя. Подумайте, что хорошего можно найти в вашем теперешнем положении? Может быть, настоящая жизнь только теперь и начинается? Недаром говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»
5. Ищите дальнейшей помощи. Устанавливайте контакты с помогающими организациями. Если вы чувствуете, что не очень справляетесь со стрессом, вызываете очень большую озабоченность у близких или склонны к саморазрушительному или опасному поведению – алкоголь, наркотики, агрессия – обратитесь к психологу или психотерапевту. Если симптомы не начали уменьшаться в течение примерно 1 недели после прекращения действия стрессора (или в течение примерно 1 месяца в случае продолжающихся стрессоров), диагностируется расстройство адаптации или посттравматическое стрессовое расстройство. Для профилактики развития ПТСР важно в течение первых нескольких недель чрезвычайной ситуации организовать для потерпевших серию занятий по программам психологической саморегуляции состояний.
Четырехшаговый подход
1. Нормализация реакции людей на катастрофу (людей информируют о симптоматике и течении стрессовых реакций, тем самым дается разрешение иметь «нормальные» для такой ситуации симптомы; это ослабляет тревогу и связанные с ней симптомы). 2. Поощрение выражения тревоги, гнева и других отрицательных эмоций (людям дают выговориться, отреагировать и разделить переживания с товарищами по несчастью; в результате уменьшается аффективное напряжение, структурируются и лучше контролируются эмоции, активизируется целенаправленная деятельность). 3. Обучение навыкам самопомощи – в первую очередь умению справляться со стрессом. 4. Обеспечение помощи (людей направляют к различным специалистам для получения специализированной и долговременной помощи). Первую фазу терапии следует посвятить обеспечению безопасности – как в плане внешних факторов, так и в отношении воспоминаний. Например, если пациент с ПТСР живет вместе с виновником насилия, необходимо подумать о другом месте жительства для пациента или обеспечить ему социальную поддержку и научить избегать провоцирования агрессора. Надо побудить пациента к улучшению навыков самозащиты и избеганию саморазрушительных действий, например, отказу от приема алкоголя и употребления средств, вызывающих зависимость. Ознакомить пациента с ранними признаками ПТСР и посоветовать рассказать о них близким. Научить его справляться с навязчивыми воспоминаниями и флешбэками. Наконец, следует настроить пациента не позволять симптомам ПТСР останавливать его деятельность в повседневной жизни. Во второй фазе надо помочь пациенту переписать свою личную историю: интегрировать травму в значимые события его жизни и в то же время рассматривать ее в перспективе. Важно учитывать, что пациенту трудно рассказывать о травме, поскольку его чувства слишком сильны. Можно использовать рассказы других жертв, сообщения очевидцев, информацию СМИ, больничные записи и т. д. В третьей фазе терапии пациент должен объединить травму с системой своих убеждений или изменить свои убеждения так, чтобы они лучше соответствовали реальности. Его исходный взгляд в отношении самого себя и мира нуждается в переосмыслении. Это потребует корректировки ощущения «Я» и идентичности. Они меняются непрестанно, как, например, при пересмотре старых и построении новых взаимоотношений. Пациенту необходимо принимать участие в деятельности, позволяющей ему ощутить свое мастерство и получить удовольствие.
Для индивидуальной коррекции стрессовых состояний у лиц с начальными признаками ПТСР широко используются внушение и самогипноз. Эффективным средством для более глубокой коррекции проявлений ПТСР является метод систематической десенсибилизации. В нем сочетаются возможности комплексного использования релаксационных техник, самовнушения и собственно психотерапевтических воздействий для снятия остроты эмоционального восприятия элементов травмирующих ситуаций. Учитываются следующие психодинамические механизмы, лежащие в основе происхождения ПТСР: тревога блокирует бессознательные конфликты Суперэго, воссоздает тревожное состояние и пытается преодолеть его; включаются такие защитные механизмы, как регрессия, подавление, отрицание, девальвация.
Расстройства адаптации
Катя обратилась по поводу конфликта с мужем, переедания и лишнего веса. Ей 35, она коммерческий директор в рекламе, 15 лет в браке. Муж – лентяй, мало зарабатывает, но не старается. Ее отец такой же лентяй. Последние полгода муж не работает, сидит с дочкой вместе с няней. Дочери его любят. У них двое дочерей, младшей – годик. Муж уже год не предлагает секса. Катя прогоняет его к его маме. Может, после этого исправится. Катю заносит то в диктат, то в жалость. Ей нужно много внимания, в детстве его не хватило. Она не всегда отличает реальность от своих фантазий, хорошая притворщица, могла бы быть артисткой. Катя располнела в 13 лет, когда стала запихивать в себя еду, чтобы ей не запихнул какой‑нибудь парень, что уже позволяли некоторые одноклассницы. У нее нет сейчас влечения к мужу, пусть хотя бы лампочку вкрутит. В процессе терапии Катя перестала давить на мужа, занялась работой над своей женской привлекательностью, начала ходить в группу. Она перестала переедать, сбросила лишний вес. У нее ожило влечение к мужу, они хорошо провели вместе отпуск. Муж опасается выходить на работу, так как тогда некому будет заниматься детьми. Она просит его самого решить этот вопрос, подбадривает его.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.007 с.) |