Поведение животного как индикатор семейных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение животного как индикатор семейных отношений



 

Согласно одной из ключевых гипотез системной парадигмы, системы саморегулируются для поддержания гомеостаза (Watzlawick et а!., 1972). Часто это происходит за счет одного из членов системы, у которого в результате со временем могут обнаружиться поведенческие или соматические нарушения. С позиций поведенческой ветеринарии, проблемы в поведении животного могут оказаться симптомом нездоровых отношений в семье. Индивид, возможно, и не подозревает, как система влияет на модели его поведения. В некоторых ситуациях домашнее животное, а также реальные или кажущиеся проблемы людей и их питомцев отражают неустойчивость семьи как системы. Важность этой гипотезы состоит в том, что она предупреждает: в случае успешного лечения у пациента или его хозяина может возникнуть новая проблема или же сама система может распасться. Вот несколько примеров этого.

 

Углубление разногласий в семье

 

В ряде случаев животное является “катализатором катаклизма”, т.е. создает неудобства или проблему, которые отвлекают внимание хозяев от их собственных многочисленных разногласий. Иногда они совместно решают, что с животным надо что-то делать, и приводят его к специалисту по вопросам поведения. Однако, как только устраняется поведенческая проблема, на поверхность всплывают прочие неурядицы семьи. Например, известны случаи, когда вслед за эффективным лечением животного следовал развод его хозяев: утратив почву для временного согласия, они вынуждены были вернуться к своим собственным трудностям и попытаться разрешить их - развод стал одним из следствий этих попыток.

 

Центр разногласий в семье

 

Разногласия домашних по поводу воспитания своего питомца и отношения к нему способны вызвать у животного состояние тревоги, а в некоторых случаях - и физические симптомы болезни. Отношения в семье могут наладиться, если отдать животное другому хозяину или подвергнуть его эвтаназии.

 

Влияние человеческих систем на работу ветеринарного врача_

 

Поскольку животное никогда не приходит в клинику самостоятельно, ветеринарному врачу приходится общаться с хозяином, который может демонстрировать как нормальные, так и неадекватные модели общения. Ветеринар должен быть не только компетентным врачом, но и психологом, способным выявить и оценить сложные внутрисемейные взаимоотношения, т.е. получить информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения. В то же время ему нужно охранять себя и свою частную жизнь от вторжения клиентов или влияния эмоционального настроя той или иной семьи. Наконец, он должен помочь животному таким образом, чтобы своей помощью не принести вреда данной семье.

 

Личность владельца животного и общение с ним

Общение

 

Как правило, при решении различных вопросов люди используют один из трех описанных ниже подходов. Чтобы добиться максимального успеха, важно организовать общение с владельцем в соответствии с его ожиданиями. Иными словами, ветеринарный врач должен стараться вести общение оптимальным для конкретного клиента образом, учитывая его систему предпочтений.

Имея дело с семьей, ветеринар может столкнуться с комбинацией подходов различных членов семьи. В таких случаях ему придется прибегнуть к нескольким подходам, чтобы привлечь всех членов семьи к сотрудничеству в выполнении плана лечения.

Эмоциональный подход- Владельцы, использующие эмоциональный подход, лучше воспринимают атмосферу отзывчивости, образное или метафорическое описание проблем, нежели сухое, научное объяснение их.

Хозяин: Боюсь, что собака покусает нашего ребенка.

Ветеринар, склоняя голову на бок: Понимаю Ваши

опасения; но мы сделаем все, чтобы она никого не укусила.

Хозяин: Меня ужасно злит, что собака грызет софу, когда остается дома одна.

Ветеринар: У вас есть право злиться на нее; я бы тоже злился, очутись я в подобной ситуации. Но так или иначе, мы с этим справимся.

Практический подход. Владельцы, излагающие проблему как серию поступков и действий, лучше воспринимают четкое, деловитое объяснение того, как будет решаться поведенческая проблема на практике.

Хозяин: Собака укусила моего ребенка за палец. Не хочу, чтобы это повторилось.

Ветеринар: Это не повторится, если принять некоторые практические меры, скажем...

Познавательный подход- Владельцы, которым свойствен познавательный подход, интерпретируют события, опираясь на свои убеждения, представления и мнения. Чтобы донести до них смысл своих слов и действий, врач должен научно объяснить свой подход к решению поведенческой проблемы, используя при этом их убеждения и формулировки.

Хозяин: Мне нужно понять, почему собака укусила моего ребенка за палец.

Ветеринар: Проанализировав последовательность

проявлений агрессии и ситуаций, в которых это происходило, я смогу объяснить поведение вашей собаки и предложить профилактические и терапевтические меры.

 

Личность и обстоятельства

 

Всегда полезно потратить несколько минут, чтобы присмотреться к личности и обстоятельствам владельца; это стоит сделать не ради анализа как такового, а в прагматических целях общения. Понимая личность хозяина животно-го, ветеринарный врач сможет предложить оптимальные методы лечения человеку, на которого ляжет обязанность их осуществления, и тем самым обеспечить выполнение своих предписаний. Ниже (см.фиг. 4.3) приведены примеры типов личности и соответствующие им подходы, которые полезно использовать при назначении тех или иных методов лечения. Влияние личности хозяина на появление агрессии “доминирования” у питомца рассмотрено в ряде статей (например, Dodman ef а/., 1996).

 

 

 Характеристика владельца

Терапевтический подход

Интеллектуальный

Предлагать понятные и четко изложенные методы лечения (каждый шаг должен быть обоснованным, ясным и соответствовать обстоятельствам)

Практического склада

Описать методы лечения наглядно (шаг 1, шаг 2 и т.д.)

Эмоциональный

Выражать клиенту сочувствие (использовать его собственные эмоции, чтобы помочь ему в решении проблемы)

Испытывающий чувство вины

Снять чувство вины, если клиент считает, что животное страдает из-за него (его действия неосознанно привели к возникновению проблемы) или использовать чувство вины для более эффективного лечения поведенческого расстройства животного (“уверен, что вы хотели бы помочь своему питомцу стать лучше...”)

Малоимущий

Подобрать метод лечения, требующий умеренных затрат, но не предлагать бесплатных консультаций, так как клиент может отнестись к ним без доверия (наметить несколько небольших шагов на короткий отрезок времени, имея в распоряжении долгосрочный план лечения)

Психолог или психиатр

Выяснить профессиональные предпочтения клиента (поведенческая терапия, психоанализ, системная терапия и т.д.) и предложить методы лечения, соответствующие его теоретическим взглядам

Обычный, но ищущий сочувствия (например, жена алкоголика или наркомана)

Нуждается в кратковременной поддержке и успокоении, которые получает в процессе медицинского осмотра животного и при подтверждении того, что оно находится в хорошем состоянии

Зависимый, ищущий внимания

Может отказываться от эффективных методов лечения, опасаясь лишиться оказываемого ему внимания. Может также не замечать реальных улучшений в состоянии питомца и даже жаловаться на мнимые его недомогания. Такому клиенту следует оказывать лишь необходимое по ходу лечения внимание и никогда не затрагивать личных вопросов. Нужно составить для него график лечения и четко определять признаки улучшения в предоставляемых ему отчетах

Лживый и хвастливый

Может провоцировать поведенческие расстройства (в результате грубого обращения) у своих питомцев (или детей) или, чаще, наносить им физические повреждения, чтобы привлечь внимание к самому себе. Нужно постараться убедить такого клиента обратиться к специалисту по поводу его собственных расстройств (Munro, Thrusfield, 2001)

Эгоистичный и беспардонный

Попытается отнять у вас не только рабочее, но и личное время, требуя всего вашего внимания, словно он единственный клиент в мире и его случай - самый тяжелый. На первой же консультации необходимо четко ограничить время приема и рамки профессионального общения, и каждый раз, когда он будет переступать установленные вами пределы, вежливо указывать ему на это

Надменный (может оспаривать знания и рекомендации ветеринара)

Спросить, каковы его предложения по решению проблемы, усовершенствовать их с его же помощью и таким образом скоординировать усилия

Испытывающий тревогу или сильный страх (фобию)

Требует осторожного и дипломатичного обращения. Не следует человеку, страдающему агорафобией, предписывать прогулки с собакой в общественных местах. Испытывающий тревогу человек живет в предчувствии дурного; предложить ему рисовать в воображении (и ожидать) лучшее будущее

Депрессивный

С трудом поддается мотивации; предлагать ему методы лечения, осуществляемые в несколько коротких, легких в исполнении этапов

Необщительный

Не настаивать на лечении (или на чем-нибудь еще), просто сделать несколько предложений

Напыщенный, актерствующий, обольщающий

Переключить свое внимание на животное и настоятельно просить хозяина вернуться к проблемам питомца

Навязчивый

Описать методы лечения тщательнейшим образом, в мельчайших деталях

Фиг.4.3. Характеристики владельца и соответствующие терапевтические подходы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.01 с.)