Аудит собственных средств, уставного капитала, нераспределенной прибыли, расчетов с учредителями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит собственных средств, уставного капитала, нераспределенной прибыли, расчетов с учредителями



Целью проверки формирования уставного капитала является формирование мнения относительно соответствия учредительных документов предприятия действующему законодательству в части правильности формирования и изменения его уставного капитала. Источники информации для проверки те же, что и при аудите уставных документов. Формально эти два объекта проверяются параллельно. Для проверки правильности формирования уставного капитала также необходимо проанализировать документы, подтверждающие права на объекты недвижимости и земельные участки, вносимые учредителями в качестве вклада в уставный капитал.

План и программа проверки. Необходимо выяснить, кто является учредителями предприятия, размер уставного капитала и доли каждого учредителя, порядок распределения чистой прибыли предприятия и выплаты дивидендов. Для достижения цели аудита формирования уставного капитала необходимо решить следующие задачи: проверка порядка формирования уставного (складочного) капитала; изучение структуры уставного капитала.

При проверке необходимо обратить внимание на отношение уставного капитала к величине чистых активов. Если чистые активы меньше уставного капитала, то аудиторы могут порекомендовать уменьшение уставного капитала до величины чистых активов. Если по окончании второго и каждого последующего отчетного года стоимость чистых активов окажется меньше величины минимального уставного капитала, установленного законодательством, то аудиторская организация не вправе подтвердить в отношении такого предприятия применимость принципа действующего предприятия.

Обобщение результатов проверки осуществляется исходя из целей и задач по проверке данного раздела в рабочих документах, где может быть отражена следующая информация: 1) соответствует ли кредитовый остаток по счету 80 заявленной в учредительных документах сумме уставного капитала; 2) полностью ли внесли учредители свои доли; 3) обоснованно ли произошло увеличение (уменьшение) уставного капитала; 4) имеются ли в наличии подтверждающие документы по финансово-хозяйственным операциям; не ведется ли деятельность без лицензии и т. п. Серьезное внимание необходимо уделить аудиторской проверке организации учета и выплат дивидендов, а также правильности начисления и своевременности выплаты налогов и иных обязательных платежей по ним.

Обобщение результатов проверки осуществляется исходя из целей и задач по проверке данного раздела в рабочих документах.

Аудит кредитов и займов

Цель аудиторской проверки кредитов и займов – получить достаточные доказательства достоверности показателей отчетности, отражающих обязательства организации по полученным заемным средствам.

Информационную базу для проверки расчетов по кредитам и займам составляют следующие документы:

1. Нормативные документы, регулирующие вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними: ГК РФ (гл.42 – прописаны понятия займа, кредита, договора займа и кредитного договора); ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам» (отражены особенности формирования и отражения в бухгалтерском учете и отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам); НК РФ (гл.23 ст.212 – отражены особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды, гл.25 ст.265, 275 – отражены особенности признания в налогообложении расходов по долговым обязательствам); ПБУ 10/99 (отражены особенности признания расходов, связанных с выполнением обязательств по займам и кредитам).

2. Договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам, займам: кредитные договоры и договоры займа, дополнительные соглашения к кредитным договорам об изменении процентных ставок по кредиту, сроков возврата кредитов, других условий кредитных договоров, выписки банка из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов, мемориальные ордера, подтверждающие списание в безакцептном порядке сумм возврата кредита и сумм процентов, уплачиваемых по кредитным договорам, и другие документы.

3. Бухгалтерская отчетность и регистры синтетического и аналитического учета по отражению указанных операций в учете.

Аудитору предоставляются регистры синтетического и аналитического учета, присущие выбранной на предприятии форме бухгалтерского учета. Если применяется журнально-ордерная форма, то используются соответствующие журналы – ордера, если учет автоматизирован – соответствующие машинограммы по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 86 «Целевое финнсирование», Главная книга, аналитические ведомости. Для проверки коммерческих и товарных кредитов используются учетные регистры по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Общий план аудиторской проверки учета кредитов и займов включает: 1) Проверка реальности и правомерности учета кредитов и займов. 2) Проверка правильности учета затрат по обслуживанию кредитов и займов 3) Проверка обоснованности займов, выдаваемых работникам организации.

Типичные ошибки, выявляемые при аудите кредитов и займов:

- ошибки, связанные с отсутствием документов, оформляющих кредитные отношения:

- отсутствие кредитного договора или договора займа;

- отсутствие выписок банка со ссудного счета;

- отсутствие мемориальных ордеров, подтверждающих списание в безакцептном порядке сумм возврата кредита;

- отсутствие мемориальных ордеров, подтверждающих списание в безакцептном порядке сумм процентов, уплачиваемых по кредитным договорам;

- отсутствие дополнительных соглашений к кредитному договору (договору займа), изменяющих процентную ставку по кредиту (займу), сроки возврата кредита (займа), другие условия кредитного договора или договора займа.

- ошибки, связанные с нарушением принципов формирования расходов:

неправильное отнесение затрат по полученным займам и кредитам к отчетным периодам (затраты должны признаваться текущими расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая включается в фактическую себестоимость приобретаемых ТМЦ);

- неправильное отражение процентов по полученным займам и кредитам в бухгалтерском учете (затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее прочими расходами и подлежат включению в финансовый результат организации, т.е. отражение на счете 91 «Прочие доходы и расходы»);

- неправильное отражение процентов по полученным займам и кредитам в случае, если организация использует средства полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты МПЗ, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты.

Расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов относятся организацией – заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой и (или) выдачей авансов и задатков на указанные выше цели. При поступлении в организацию – заемщика МПЗ и иных ценностей дальнейшее начисление процентов и осуществление иных расходов, связанных с обслуживанием полученных займов и кредитов, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке – с отнесением на прочие расходы.

- ошибки, связанные с несоблюдением принципов оценки имущества:

- включение в инвентарную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и прочих внеоборотных активов, процентов по кредитам и займам, полученным на эти цели, после принятия этих объектов на учет. Затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно относящиеся к приобретению и (или) строительству инвестиционного актива, должны включаться в первоначальную стоимость этого актива и погашаться посредством начисления амортизации;

- ошибки, связанные с привлечением в налоговые расходы процентов по кредитам и займам:

- включение в налоговые расходы начисленных по кредиту или займу процентов за пользование заемными средствами, но фактически на конец отчетного периода не уплаченных банку (при кассовом методе);

- включение в налоговые расходы затрат на оплату процентов по кредитам и займам, превышающим:

- сумму процентов, рассчитанных по ставке процентов, предусмотренной договором кредита или займа;

- сумму процентов, рассчитанных исходя из срока действия договора кредита или займа, когда фактически кредит или займ превышает сумму процентов от фактически полученной суммы кредита;

- невключение в налоговые расходы процентов по кредитам и займам, полученным на инвестиционную и финансовую деятельность (ст.69 НК РФ).

Аудит забалансовых счетов

Целью аудиторской проверки состояния забалансового учета является подтверждение достоверности и своевременности отражения операций на забалансовых счетах.

Информационной базой для проверки состояния забалансового учёта являются:

1. нормативные документы, регулирующие вопросы, связанные с учётом операций на забалансовых счетах;

2. договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учёте операций на забалансовых счетах. К ним относятся: договоры комиссии, договоры на переработку сырья, договоры аренды, договоры залога и задатка; сохранённые расписки, акты приёмки-передачи ценностей, накладные; бланки документов строгой отчётности, бланки ценных бумаг, трудовые книжки, бланки авиабилетов и др.; инвентаризационные описи;

3. бухгалтерская отчётность и регистры накопительного учёта по отражению операций забалансового учёта.

Информация о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах отражается справочно в форме №1 «Бухгалтерский баланс» и приложении к бухгалтерскому балансу в форме №5 в разделе «Обеспечения». В форме № 5 приводится расшифровка обеспечений полученных и выданных, в том числе векселя, а также имущества, находящегося в залоге и переданного в залог, в том числе объектов основных средств, ценных бумаг, прочего имущества.

Регистры накопительного учёта могут быть представлены в виде ведомостей или книг, например, книга учёта бланков строгой отчётности и книга учёта бланков ценных бумаг.

Регистры забалансового учёта представляют собой накопительные ведомости с графой «Приход», отражающей поступление, принятие на учёт забалансовых ценностей, и графой «Расход», в которую заносятся данные о выбытии, списании забалансовых ценностей.

План и программа проверки. В ходе аудиторской проверки должны быть проверены все операции, связанные с поступлением и списанием с забалансовых счетов (которые предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в распоряжении организации), выполнение условных прав и обязательств, а также произведен контроль за отдельными хозяйственными операциями. Бухгалтерский учет объектов ведется в простой системе (т.е. не применяется правило двойной записи).

Проверка учета арендованных основных средств. Счет 001 «Арендованные основные средства». При проверке учета арендованных ОС необходимо подтвердить достоверность отражения операций по счету 001.

Проверка учета товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, в переработку, и товаров на комиссию. При проверке учета товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, в переработку, и товаров на комиссию необходимо подтвердить достоверность отражения операций по счетам 002, 003, 004.

Проверка других объектов забалансового учета. К другим объектам забалансового учета относятся: оборудование, принятое для монтажа; бланки строгой отчетности; списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов; обеспечения обязательств и платежей полученные; обеспечения обязательств и платежей выданные; износ основных средств; основные средства, сданные в аренду. Информация о данных объектах учета отражается соответственно на счетах 005, 006, 007, 008, 009, 010, 011.

Наиболее распространёнными ошибками, с которыми может столкнуться аудитор при проведении проверок учёта на забалансовых счетах, являются следующие: отсутствует учёт на забалансовых счетах; отсутствует первичная документация по операциям, отражаемым на забалансовых счетах; отсутствуют регистры накопительного учёта; не проводятся инвентаризаций забалансовых ценностей.

Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочем документе аудитора. Рабочий документ может быть оформлен в виде таблицы нарушений с указанием характеристики нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендации аудитора по устранению нарушения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.016 с.)