Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников



Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

 

 


Составила

Учитель – дефектолог

ГБОУ ООШ № 18

С/П «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

Г. Новокуйбышевска

Кишова Виктория Вячеславовна

I. Игры и упражнение на развитие сенсорных представлений

Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе»

Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.

Материал: интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.

Ход игры: педагог предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.

Материал: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой- на столе.

Ход игры: педагог заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал педагог и называет её.

Дидактическая игра «Узнай друга»

Цель: развивать тактильные ощущения, слуховое внимание, память.

Ход игры: одной половине детей завязывают глаза и дают возможность походить. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук. Затем дети меняются местами.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»

Цель: развивать у детей слух, внимание, учить узнавать по голосу сверстника.

Ход игры: дети сидят полукругом. На некотором расстоянии спиной к ним сидит ребёнок. Один из сидящих детей зовёт, и ребёнок должен найти того, кто его позвал. Если задача решена правильно, другие дети хлопают в ладоши.

Дидактическая игра «Назови форму предмета»

Цель: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая-квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.

Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета

Дидактическая игра «Кто больше запомнит».

Цель: закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.

Ход игры: в игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет

Вариант 1. «Собери листочки»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать зрительное внимание, мышление, творческое воображение.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания, что листочки разного цвета и величины.

- «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём».

Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

Вариант 2. «У кого такой листок?»

Цель: различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать речь, обогащать словарь.

Ход игры: взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок, а остальные оставшиеся части оставляет у себя. Спрашивает, кому надо дать каждую из половинок, чтобы сложить целые картинки. Когда дети выбирают свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок (большой красный, маленький зеленый и т.д.)

Следующие варианты игры с собранными листочками.

Вариант 3. «Большие и маленькие листочки»

Цель: закрепить знание величины, закрепить понятия: большой – маленький.

Ход игры: взрослый кладет на стол два листочка и предлагает ребёнку, около большого листочка положить большие листочки, около маленького листочка – маленькие.

Вариант 4. «Покажи листочек»

Цель: закрепить умение детей различать и называть цвета, размер; закрепить понятия «большой», «маленький».

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку найти листочек с определенным цветом и размером.

- «Покажи большой красный листочек».

- «Покажи маленький зелёный листочек» и т.д.

Вариант 5. «Назови листочек»

Цель: закреплять умение детей различать и называть цвета (зеленый, желтый, красный, оранжевый) и величину (большой и маленький), развивать речь.

Ход игры: взрослый показывает на листочек, а ребенок называет какого он цвета и величины.

Подвижная игра «1, 2, 3, листочек собери!»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; развивать мышление, закреплять знания о цвете и величине, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры: взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок. Дети ходят по площадке. По сигналу разбегаются и бегают в любом направлении. На сигнал «1, 2, 3 листочек собери» встают парами. (Используется музыкальное сопровождение).

Дидактическая игра «Арка»

Цель: закрепить представление детей о высоте: высокая, пониже, еще ниже, самая низкая.

Материал: в еревка или скакалка.

Ход игры: педагог выбирает себе из детей одного помощника (в этой игре также может помогать няня). Педагог и ребенок – помощник встают напротив друг друга на расстоянии и держат в руках веревку (скакалку) – это арка. Остальные дети выстраиваются в колонну друг за другом. Сначала педагог и ребенок – помощник делают высокую арку (на уровне вытянутой руки ребенка). Педагог говорит: «Ребята, посмотрите, какая у нас высокая арка. Пройдите под ней!». Дети проходят под аркой. Игра продолжается – каждый раз педагог и ребенок – помощник меняют высоту арки: пониже, еще ниже, самая низкая. Педагог обращает внимание детей на высоту. Ребенок должен пройти под аркой, не задев веревку головой. Дети проходят друг за другом.

II.Игры и упражнение на развитие и закрепление количественных представлений

Ход игры:

Речевая зарядка:
Кулачки мы разомнём, их сожмём и разожмём(одновременно сжимание- разжимание кулаков),
А потом-потом-потом....конфет мы возьмём
И на каждую ладошку их положим понемножку.
Вариант 1.
Указанное количество конфет распределяется на обеих «ладошках» во всех возможных вариантах, которые затем проговариваются.
Вариант 2.
Ребёнок набирает на одну из «ладошек» указанное количество конфет. Закрывает глаза. Педагог быстро кладёт часть конфет под другую ладошку. Когда малыш открывает глаза, он должен вспомнить, сколько было конфет и сколько «съел» мишка (зайчик и т.п.). Свой ответ он может проверить самостоятельно, заглянув под другую ладошку.
Примечание. Можно предложить ребёнку нарисовать на второй ладошке количество якобы съеденных конфет, а затем сверить результат.
Дидактическая игра «Молодцы водители».
Цель:
развивать навыки счета.Упражнять в составлении чисел из двух наименьших.

Материал: небольшие машинки, макет дороги

Ход игры:

Речевая зарядка:
Если едешь по дороге,(совершать круговые движения согнутыми руками вперёд-назад)
Следуй правилам ты строго,
Никого не обгоняй,(маршировать с руками вверху)
Пешеходов пропускай!
По заданию ребёнок размещает на дороге указанное количество машин по обе стороны от разделительной полосы. В процессе игры машины по одной «поворачивают обратно», перемещаясь на другую сторону и, таким образом, демонстрируя все варианты состава закрепляемого числа.
(- По дороге едет 7 машин. По дальней полосе/влево едут 4 машины, а по ближней полосе/вправо- три. Я составил число 7 из четырёх и трёх.)

 

IV .Игры и упражнение на развитие навыков ориентировки в пространстве

Игра с мячом «Продолжай»

Цель: развивать навыки ориентировки во времени, закреплять умение называть признаки времён года.

Материал: мяч

Ход игры: дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.

Картотека игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

 

 


Составила

Учитель – дефектолог

ГБОУ ООШ № 18

С/П «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

Г. Новокуйбышевска

Кишова Виктория Вячеславовна

I. Игры и упражнение на развитие сенсорных представлений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.017 с.)