Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глоссарий палийских терминов ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Авиджа – неведение, иллюзия. Первое звено в Цепи обусловленного возникновения (патичча самуппада). Наряду с рага и доса одно из трех основных загрязнений ума, которые являются основными причинами всех других загрязнений ума, а следовательно, и страданий. Синоним – моха. Агрегат – скопление, группа, совокупность. Адхиттхана – непреклонная решимость. Одна из десяти парами. Акусала – нездравое, пагубное. Антоним – кусала. Анапана – дыхание. Анапана-сати – осознавание дыхания. Ананда – блаженство, наслаждение. Анатта – не сам, без “я”, без сущности, без вещества. Одно из трех основополагающих свойств всех феноменов. См. лаккхана. Аничча – непостоянное, мимолетное, изменчивое. Одно из трех основополагающих свойств всех феноменов. См. лаккхана. Арахант / арахат – достигший освобождения; тот, кто освободился от всех ментальных загрязнений. См. Будда. Ария – благородный, праведный; тот, кто очистил ум настолько, что смог пережить предельную реальность (ниббану). Существуют четыре уровня ария – от сотапанна (“вступившего в поток”), т.е. того, кто будет перерождаться не более семи раз, и до арахата, т.е. того, кто после этой жизни уже не будет перерождаться. Ария аттхангика магга – Благородный Восьмеричный Путь. См. магга. Ария сачча – Благородная истина. См. сачча. Ассутава / ассутавант – несведущий; тот, кто никогда не слышал об истине, кто не развил даже сута-мая-паньня, и поэтому не может следовать по пути освобождения. Антоним – сутава. Асубха – нечистое, вызывающее отвращение, некрасивое. Антоним – субха (чистое, красивое). Ачария – учитель, наставник. Аятана – сфера, область, особенно шесть сфер восприятия (салаятана), т.е. пяти внешних (физических) чувств и ума, а также соответствующих им объектов: глаза (чаккху) и объекты зрения (рупа), уши (сота) и звук (садда), нос (гхана) и запах (гандха), язык (дживха) и вкус (раса), тело (кая) и осязание (пхоттхабба), ум (намо) и объекты ума, т.е. мысли всех видов (дхамма). Их также называют шестью способностями. См. индрия. Бала – сила, мощь. Пять источников силы ума: вера (саддха), усилие (вирия), осознавание (сати), сосредоточение (самадхи), мудрость (паньня). В менее развитой форме они называются “пять способностей”. См. индрия.
Боджханга – фактор просветления, т.е. качество, которое помогает достичь просветления. Семь факторов просветления это – осознавание (сати), глубокое изучение Дхаммы (Дхамма-вичая), усилие (вирия), блаженство (пити), спокойствие (пассаддхи), сосредоточение (самадхи), невозмутимость (упеккха). Бодхи – просветление. Бодхисатта – букв. “просветленный”. Тот, кто стремится стать Буддой. Так называли Сиддхаттху Готаму до того, как он достиг полного просветления. Санскр. бодхисаттва. Брахма – обитатель высших сфер; так в индуизме называют высшее из всех существ, традиционно считающееся всемогущим Богом-творцом. Однако, по описанию Будды, он, как и все существа, подвержен распаду и смерти. Брахма-вихара – природа Брахмы, следовательно, возвышенное или божественное состояние ума, в котором проявляются четыре качества чистоты: бескорыстная любовь (метта), сострадание (каруна), сорадование или способность радоваться счастью других (мудита), невозмутимость по отношению ко всему, с чем приходится сталкиваться (упеккха). Развитие этих четырех качеств происходит путем постоянной практики медитации. Брахмана – букв. чистый человек. Традиционно в Индии так называют тех, кто принадлежит к касте жрецов. Такой человек считает, что бог (Брахма), “спасет” его или поможет достичь освобождения; в этом он отличается от самана. Будда описывал истинного брахмана как человека, который очистил ум, т.е. стал арахатом. Брахмачария – безбрачие; чистая, праведная жизнь. Будда – просветленный человек; тот, кто открыл путь к просветлению, практиковал его и благодаря собственным усилиям достиг конечной цели. Есть два типа Будд: 1) паччека-будда – “одинокий” или “молчаливый” Будда, тот, кто не способен учить пути, который он открыл для других; 2) самма-самбудда – “полный” или “абсолютный” Будда, тот, кто способен учить других. Бхава – (процесс) становления Бхава-чакка – Колесо обусловленного возникновения. См. чакка. Бхавана – развитие ума, медитация. Два раздела бхаваны: развитие спокойствия (саматха-бхавана), соответствующее сосредоточению ума (самадхи), и развитие прозрения (випассана-бхавана), соответствующее мудрости (паньня). Развитие самадхи приводит к состоянию джханы; развитие випассаны приводит к освобождению. См. джхана, паньня, самадхи, випассана.
Бхавана-мая-паньня – мудрость, возникшая как результат пережитого на личном опыте. См. паньня. Бхавату сабба мангала – Пусть все существа будут счастливы! Традиционная форма выражения доброжелательности. (Дословно: “Пусть будет всеобщее счастье”!) Бханга – растворение. Важная стадия в практике випассаны: переживание растворения тела, кажущегося плотным; оно превращается в тонкие вибрации, которые непрерывно возникают и исчезают. Бхикку – (буддийский) монах; тот, кто медитирует. Форма женского рода – бхиккуни, т.е. монахиня. Вайя / вьяйя – прекращение, угасание. Вайя-дхамма – феномен прекращения. Ведана – чувство / ощущение. Одна из пяти групп составляющих (кхандх). Будда выделял в ней ментальный и физический аспекты, поэтому ведана является средством, позволяющим исследовать ум и тело в их целостности. Как объяснял Будда в Цепи обусловленного возникновения (патичча самуппада), танкха – т.е. причина страдания – возникает как реакция на ведану. Научившись объективно наблюдать ведану, можно будет избегать каких бы то ни было новых реакций и пережить непосредственно внутри себя реальность непостоянства (аничча). Это переживание существенно важно для развития непривязанности, что ведет к освобождению ума. Ведананупассана – наблюдение ощущений внутри тела. См. сатипаттхана. Вивека – непривязанность; различающее понимание. Виньняна – сознавание, познавание; одна из пяти групп составляющих (кхандх). Випассана – самонаблюдение, прозрение, целиком и полностью очищающее ум; особенно постижение природы непостоянства, страдания и отсутствия “я” в психофизической структуре. Випассана-бхавана – систематическое развитие прозрения посредством медитативной техники наблюдения реальности себя через наблюдение ощущений внутри тела. Готама – родовое имя исторического Будды (санскр. Гаутама). Дана – милосердие, щедрость, пожертвование. Одна из десяти парами. Джати – рождение, существование. Джхана – состояние погруженности ума, состояние транса. Существует восемь таких состояний, которые можно достичь путем практики самадхи, или самадхи-бхаваны (см. бхавана). Взращивание их приносит спокойствие и блаженство, однако не устраняет глубоко укоренившиеся загрязнения ума. Доса – отвращение. Наряду с рага и моха одно из трех основных загрязнений ума. Дуккха – страдание, неудовлетворенность. Одно из трех основополагающих свойств всех феноменов (см. лаккхана). Первая благородная истина (см. сачча). Дхамма – феномен; объект ума; природа чего-то; естественный закон; закон освобождения, т.е. учение просветленного. Дхамманупассана – наблюдение содержимого ума. См. сатипаттхана (санскр. дхарма). Дхату – стихия (см. маха-бхуттани), естественное состояние, свойство. Индрия – способность. Используется здесь, когда речь идет о шести сферах восприятия (см. аятана) и пяти источниках силы ума (см. бала). Калапа / атта-калапа – мельчайшая неделимая частица материи, состоит из элементов четырех стихий с их характерными свойствами. См. маха-бхутани. Кальяна-митта – букв. “друг, желающий добра”, следовательно, тот, кто ведет человека к освобождению, т.е. духовный наставник.
Камма – действие; в особенности – действие, совершаемое нами, которое повлияет на наше будущее. См. санкхара (санскр. карма). Кая – тело. Каянупассана – созерцание тела. См. сатипаттхана. Килеса – загрязнения ума, негативность, нечистота ума. Анусая килеса – скрытые, латентные загрязнения, дремлющие глубоко в подсознании. Кусала – благое, полезное. Антоним – акусала. Кхандха – скопление, группа, совокупность (агрегат). Человеческое существо состоит из пяти групп: материя (рупа), сознание (виньняна), распознавание (саньня), чувство / ощущение (ведана), реакция (санкхара). Лаккхана – признак, отличительный знак, характеристика. Три характеристики (ти‑лаккхана): аничча, дуккха, анатта. Первые две относятся ко всем обусловленным феноменам. Третья же относится ко всем феноменам – как обусловленным, так и необусловленным. Лобха – влечение. Синоним – рага. Лока – 1) макрокосм, т.е. Вселенная, мир, план бытия; 2) микрокосм, т.е. психофизическая структура. Лока-дхамма – превратности судьбы, спады и подъемы, с которыми всем нам приходится сталкиваться в жизни. Это приобретение и потеря, победа и поражение, похвала и осуждение, удовольствие и боль. Магга – путь. Ария аттхангика магга – Благородный Восьмеричный Путь, ведущий к освобождению от страдания. Делится на три стадии или три вида практики: I. шила – нравственность, чистота речевых и физических действий: 1. самма-вача – правильная речь; II. самадхи – сосредоточение, контроль за собственным умом: 4. самма ваяма – правильное усилие; III. паньня – мудрость, прозрение, полностью очищающее ум: 7. самма санкаппа – правильная мысль; Магга – это четвертая из Четырех Благородных Истин. См. сачча. Мангала – благоденствие, блаженство, счастье. Мара – смерть; темная сила, демон. Маха-бхутани – четыре стихии, из которых состоит материя: патхави-дхату – стихия земли (вес); апо-дхату – стихия воды (сцепление); теджо-дхату – стихия огня (температура); вайо-дхату – стихия воздуха (движение). Махаяна – букв. “большая колесница”. Направление буддизма, развившееся в Индии через несколько столетий после Будды и распространившееся на Север – в Тибет, Китай, Вьетнам, Монголию, Корею, а также в Японию.
Метта – чистая, бескорыстная любовь и доброта. Одно из качеств чистого ума (см. Брахма-вихара); одна из парами. Метта-бхавана – взращивание метты путем постоянной медитативной практики. Моха – неведение, заблуждение. Синоним – авиджа. Наряду с рагой и досой одно из трех основных загрязнений ума. Нама – ум. Нама-рупа – ум и материя, психофизический комплекс ум-тело. Нама-рупа-виччхеда – отделение ума от тела в момент смерти или во время переживания ниббаны. Ниббана – угасание; свобода от страдания; предельная реальность; необусловленное (санскр. нирвана). Ниварана – препятствие, преграда. Пять препятствий духовного развития: влечение (камаччханда), отвращение (вьяпада), умственная или физическая лень (тхина-миддха), возбуждение (удхачча-куккучча), сомнение (вичикиччха). Ниродха – прекращение, искоренение. Часто употребляется как синоним ниббаны. Ниродха-сачча – истина о прекращении страданий; третья из Четырех Благородных Истин. См. сачча. Оларика – грубое, неприятное. Антоним – сукхума. Пали – строка, текст; тексты учения Будды, а стало быть, и язык этих текстов. Исторические, лингвистические и археологические данные указывают на то, что пали был языком, на котором действительно говорили в Сев. Индии во времена Будды или около того. Позже тексты были переведены на санскрит, бывший исключительно литературным языком. Паньня – мудрость. Третий из видов работы над собой, с помощью которых осваивается Благородный Восьмеричный путь (см. магга). Есть три вида мудрости: “приобретенная мудрость”, т.е. мудрость, обретенная в результате того, что услышано от других (сута-мая-паньня), мудрость, обретенная путем интеллектуальных размышлений (чинта-мая-паньня), и мудрость, развивающаяся из прямого, личного опыта переживания (бхавана-мая-паньня). Из всех трех видов только с помощью последнего можно полностью очистить ум; эта мудрость взращивается путем практики випассаны-бхаваны. Мудрость – один из пяти источников силы ума (см. бала), один из семи факторов просветления (см. боджханга) и одна из десяти парами. Парами / парамита – совершенство, добродетель; здравые качества ума, которые помогают преодолевать эгоизм, и тем самым ведут к освобождению. Десять парами – это щедрость (дана), нравственность (шила), самоотречение (неккхамма), мудрость (паньня), усилие (вирия), терпимость (кханти), правдивость (сачча), непреклонная решимость (адхиттхана), чистая, бескорыстная любовь (метта), невозмутимость, равностность ума (упеккха). Патичча самуппада – Цепь Обусловленных Возникновений; причинно-следственная связь. Процесс, начинающийся с неведения, вследствие чего человек жизнь за жизнью продолжает пребывать в мире страдания. Пуджа – почесть, уважение, религиозный ритуал или церемония. Будда говорил, что единственно правильная пуджа в его честь – это сама практика его учения, от первых шагов и до конечной цели.
Пунна – добродетель; заслуживающее похвалы действие, совершая которое человек обретает счастье сейчас и в будущем. Для мирян пунна состоит в том, чтобы давать пожертвования (дана), жить праведной жизнью (шила) и практиковать медитацию (бхавана). Рага – влечение. Наряду с доса и моха одно из трех основных загрязнений ума. Синоним – лобха. Ратана – драгоценность, жемчужина. Ти-ратана – Тройная Драгоценность: Будда, Дхамма и Сангха. Рупа – 1) материя; 2) видимые объекты. См. аятана, кхандха. Садху – хорошо сделано; хорошо сказано. Выражение согласия или одобрения. Самадхи – сосредоточение, контроль за собственным умом. Второй из трех видов работы над собой, с помощью которых осваивается Благородный Восьмеричный Путь (см. магга). Когда самадхи взращивается как самоцель, оно ведет к достижению состояния погруженности ума (джхана), а не полного освобождения ума. Три типа самадхи: Самана – отшельник, странник, монах. Тот, кто оставил мирскую жизнь. В то время как брахамана полагается на то, что бог “спасет” или освободит его, самана стремится достичь освобождения собственными силами. Следовательно, этот термин можно употреблять по отношению к Будде и его последователям, которые вели монашескую жизнь, но так называют и отшельников, не являющихся последователями Будды. Самана Готама (“Готама-отшельник”) – именно так обращались к Будде те, кто считали себя его последователями. Саматха – покой, спокойствие. Саматха-бхавана – развитие спокойствия; имеет параллели со словом самадхи. См. бхавана. Сампаджана – тот, кто обладает сампаджаньней. См. след. Сампаджаньня – понимание всеобщности феномена ум-материя, т.е. постижение природы непостоянства на уровне ощущений. Самудая – возникновение, начало. Самудая-дхамма – феномен возникновения. Самудая-сачча – истина о происхождении страдания, вторая из Четырех Благородных Истин. Сангха – сообщество; община ариев, т.е. тех, кто пережил ниббану; община буддийских монахов и монахинь; член ария-сангхи, бхиккху-сангхи или бхиккхуни-сангхи. Санкхара – ментальное образование; волевая деятельность; реакция ума; обусловленность ума. Одна из пяти групп составляющих (кхандх), а также второе звено в Цепи Обусловленного Возникновения (патичча самуппада). Санкхара – это камма, т.е. действие, которое в будущем дает результаты и тем самым действительно определяет будущую жизнь (санскр. самскара). Санкхарупеккха – букв. невозмутимость по отношению к санкхарам. Стадия в практике випассаны, следующая за переживанием бханги, на которой старые загрязнения, дремлющие в глубинах бессознательного, поднимаются на поверхность ума и проявляются в виде физических ощущений. Сохраняя невозмутимость (упеккха) по отношению к этим ощущениям, медитирующий не создает новых санкхар, тем самым появляется возможность для искоренения старых. Таким образом, этот процесс ведет к искоренению всех санкхар. Сансара –кругрождения и смерти; мир страдания, мир обусловленности. Саньня – (от самьютта-ньяна – обусловленное знание) восприятие, распознавание. Одна из пяти групп составляющих (кхандх). Как правило, оно обусловлено нашими прошлыми санкхарами, а потому передает искаженный образ реальности. В практике випассаны саньня развивается в паньня, т.е. в понимание реальности такой, как она есть. Саньня становится аничча-саньня, дуккха-саньня, анатта-саньня, асубха-саньня, т.е. распознаванием непостоянства, страдания, отсутствия “я” и иллюзорности физической красоты. Сарана – убежище, прибежище, защита. Ти-сарана – Тройное прибежище, т.е. прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе. Сати – осознавание. Составная часть Благородного Восьмеричного Пути (см. магга), а также один из пяти источников силы ума (см. бала) и один из семи факторов просветления (см. боджханга). Анапана-сати – осознавание дыхания. Сатипаттхана – развитие осознанности. Есть четыре взаимозависимых аспекта сатипаттханы: Сато – осознающий. Сато сампаджано; осознающий с пониманием непостоянства природы психофизической структуры во всей ее целостности с помощью наблюдения ощущений. Сачча – истина. Четыре Благородные Истины (ария-сачча): Сиддхаттха – букв. “выполнивший свою задачу”. Имя исторического Будды, данное ему при рождении (санскр. Сиддхартха). Сотапанна – тот, кто достиг первой стадии просветления и пережил ниббану. См. ария. Сукха – удовольствие, счастье. Антоним – дуккха. Сукхума – тонкое, приятное. Антоним – оларика. Сута-мая паньня – букв. мудрость, обретенная благодаря тому, что услышано от других. Приобретенная мудрость. См. паньня. Сутава / сутавант –информированный; тот, кто слышал об истине, кто обрел сута-мая-паньня. Антоним – ассутава. Сутта – беседа Будды или одного из его ближайших учеников (санскр. сутра). Танха –букв. “жажда”. Включает как влечение, так и его противоположнось – “отвращение”. Будда назвал танху причиной страдания уже в своей первой беседе – в “Сутте запуска колеса дхаммы” (Дхамма-чаккаппаваттана сутта). Как объяснял Будда в Цепи Обусловленного Возникновения, танха возникает как реакция на ощущения в теле. Татхагата – букв. “так ушедший” или “так пришедший”. Тот, кто, следуя по пути реальности, достиг конечной цели, т.е. просветленный человек. Этим словом Будда обычно называл самого себя. Ти-лаккхана –см. лаккхана. Типитака – букв. “три корзины” (санскр. Трипитака). Три собрания бесед Будды, а именно: Ти-ратана – см. ратана. Тхеравада – букв. “учение старейших”. Учение Будды в той форме, в какой оно сохранилось в странах Южной Азии – в Бирме, Шри-Ланке, Тайланде, Лаосе, Камбодже. Общепризнанно, что это древнейшая форма буддийского учения. Удайя – возникновение. Удайяббайя – возникновение и исчезновение, т.е. непостоянство (также удайя-вьяйя). Основанное на опыте понимание этой реальности достигается путем наблюдения постоянно меняющихся ощущений в своем теле. Упадана – привязанность, цепляние. Упеккха – невозмутимость; состояние ума, свободного от влечения, отвращения и неведения. Одно из четырех состояний чистого ума (см. Брахма-вихара), один из семи факторов просветления (см. боджханга) и одна из десяти парами. Уппада – появление, возникновение. Уппада-вайя – возникновение и исчезновение. Уппада-вайя-дхаммино – обладающий природой возникновения и исчезновения. Хинаяна – букв. “малая колесница”. Термин, применяемый к буддизму Тхеравады сторонниками некоторых других школ. Носит пренебрежительный оттенок. Чакка – колесо, Бхава-чакка – Колесо Обусловленного Возникновения (т.е. процесс страдания), то же, что сансара. Дхамма-чакка – колесо Дхаммы (т.е. учение о процессе освобождения). Бхава-чакка соответствует Цепи Обусловленного Возникновения в обычном порядке. Дхамма-чакка соответствует Цепи в обратном порядке, ведущей не к умножению страданий, а к их прекращению. Чинта-мая-паньня – интеллектуальная мудрость. См. паньня. Читта – ум. Читтанупассана – наблюдение ума. См. сатипаттхана. Шила – нравственное поведение; отказ от физических и речевых действий, которые могут причинить вред себе и другим. Первый из трех видов работы над собой, с помощью которых практикуют Благородный Восьмеричный Путь (см. магга). Для мирян практика шилы в повседневной жизни сводится к соблюдению Пяти предписаний. Ятха-бхута – букв. “как оно есть”. Существующая реальность. Ятха-бхута-ньяна-дассана – мудрость, возникающая из видения истины такой, какая она есть.
============================
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.063 с.) |