Работа над словом, словосочетанием, предложением» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над словом, словосочетанием, предложением»



Поскольку очень много было допущено ошибок именно в построении предложений, подборе нужного слова, то пройти мимо этой проблемы было невозможно.

.

Приведем примеры необходимых упражнений:

 1. Составь предложения из слов.

2. Вставь в предложения пропущенные слова, например, вставь в текст подходящие по смыслу имена прилагательные:

 

Этот……….. дождь с грозой расшевелил ежика, спавшего всю зиму под………… кустом, под…………… слоем листвы. Еж стал развертываться, а листва над ним – подниматься.

Вот он развернул…………… мордочку и ………………….. носик высунул. Только высунул, вдруг…………….. ветер шевельнул………………. Листьями, и вышло из этого шума явственно: «Е-ш-ш-ш».

Как тут не испугаться! В одно мгновение еж свернулся клубочком и сколько – то времени пролежал так, будто нет его,……………….., в………………… листве. Когда же времени прошло довольно много, еж опять стал развертываться, но только поднялся на ноги, вдруг из тех же……………. и…………………….. листьев шепнуло: «Еж! Куда ты идешь?» И так было несколько раз, пока еж привык и пошел.

 

 (Такого вида работа должна проводиться сначала с помощью воспитателя, а затем без нее). В текстах пропускаются не только прилагательные, но и глаголы, наречия.

3. Закончи предложения по его началу.

4. Составь начало предложения по его концу.

5. Найди и исправь ошибки в предложениях, например:

- Она так испугалась, что бросилась в обморок.

- Она одевалась со всех ног.

- Катя покраснела от корки до корки.

- Ее глаза смотрели то в лес, то по дрова.

- Его съели угрызения совести.

- Осенью вода в водоемах становится влажной.

- Около дороги стояли две ивы: одна – береза, другая – сосна.

- С одной стороны озера был сад, мы в нем купались.

- Мальчик сидел под холмом, и на нем росли осинки.

6. Составь предложения с заданным словом.

7. Подбери нужный синоним:

Даже в самый……….(жаркий, горячий, жгучий, знойный, палящий) день, если приложить к щеке листочек липы или березы, клена или дуба, то почувствуешь, что он прохладный.

 

8. Найди пару:

 

Неразговорчивый Непрестанный Невнимательный Ненормальный Неистовый Неплодородный Неудачный Несложный Несерьезный Неправильный   Бесплодный Безуспешный Беспрерывный Буйный Ошибочный Рассеянный Молчаливый Простой Легкомысленный Безумный

 

9. Составь предложения со словами: одеть, надеть, раздеть, есть, кушать, опять, обратно.

Для развития познавательного интереса детям необходимо предложить следующие творческие задания:

1. Игра «Кто больше подберет синонимов и антонимов к словам»: веселый, огромный, мужественный.

2. Подбери антонимы к словам: грязный, трусливый, мягкий, грубый, слабый, светлый, широкий, твердый, старый и т.д.

3.Продолжи:

· голоден, как…………

· упрям, как………

· хитер, как……….

· Труслив, как……….

4. Объясни значения:

· не в коня корм;

· работать как лошадь;

· медвежья услуга;

· вертеться как белка в колесе;

· ворон считать;

· гусь свинье не товарищ;

· денег куры не клюют;

5. Подбери как можно больше слов для описания игрушки, группы, друга, определенного животного.

6. Подбери как можно больше прилагательных к слову «случай».

7. Игра «Узнай по описанию» (описывают животных, бытовую технику, продукты питания).

8.. «Цепной рассказ». Дети рассаживаются в одну линию. Задача: необходимо составить рассказ, причем каждый составляет только одно предложение, но так, чтобы оно было связано с предыдущим (сначала повторяются все предложения, составленные предыдущими, а лишь затем называется свое). В конце предлагалось обсудить: получился ли рассказ или нет, почему? (Обычно первое предложение предлагает педагог, например: «Это произошло в один из осенних вечеров»).

Конечно, большую роль в формировании умения подбирать подходящие по смыслу слова, грамотно строить предложения играет и работа с художественной литературой, поэтому на занятиях необходимо использовать стилистический эксперимент – замена авторского слова синонимом, который должны подобрать  сами дети. Потом выяснить, почему автор отобрал именно эти слова. Данные занятия имеют большое значение для улучшения речи. Правильное их проведение способствуют формированию умения у дошкольников правильно использовать языковые средства в своей речи.  Анализ текста, где дети учатся понимать слова автора, учатся объяснять их использование, дает возможность, прежде всего, увеличить словарный запас дошкольников, например:

 «Почему автор, говоря о лягушке, использовал слова: шлепнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками».

 Нельзя не упомянуть такие вопросы, используемые воспитателем при анализе произведения, которые формируют умение грамотно выражать мысли, например:

- Как ты оцениваешь поступок героя?

- Почему герой именно так поступил? Что бы ты сделал, если был бы на его месте?

- Чем бы ты хотел быть похож на героя? Какие черты в личности героя тебе не очень нравятся? Почему?

- Как бы ты охарактеризовал личность героя? (Охарактеризуй героя). Что ты думаешь о герое?

- Как автор относится к герою, докажи.

- Опишите, как вы представляете себе героя.

- Какое впечатление произвело на вас произведение? Какую картину вы себе представили, когда слушали произведение?

- Расскажи сказку от имени лягушки: «Я жила в болоте».  Последние два вопроса позволяют сделать процесс обучения интересным, увлекательным, а самое главное – продуктивным.

Представленные выше вопросы и задания направлены на развитие умения выражать свои мысли, подбирать для высказывания «точные» слова. Все это способствует созданию благоприятной обстановки, поскольку все обсуждение должно строиться на основе дискуссии. Дети не будут бояться высказывать свою точку зрения или ошибиться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.01 с.)