Формирование речевых умений, необходимых для составления рассказа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование речевых умений, необходимых для составления рассказа.



Надо отметить одну важную особенность на данном этапе – все перечисленные умения (определять тему, основную мысль) можно развивать одновременно, причем не только на занятиях развития речи, но и природного мира, художественной литературы, рисования.

Для того чтобы ребята осознали особенности текста, им необходимо предложить различные языковые единицы: словосочетания; набор предложений, не связанных по смыслу; текст; отдельные слова:

 

Зеленый лес, прекрасная осень, солнечный луч, задумчивый человек, приятный взгляд.     Он был добрый. Всех лечил добрый доктор Айболит. Жил был доктор Айболит. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы, козы. Больше всех на свете доктор любил зверей. С утра было светло и тихо. Низкое солнце ослепительно блестело. Тишину иногда нарушал резкий крик дроздов. Листья с березки падали на темные, серые дорожки аллеи. Опавшие листья – это вестники будущих ненастных дней. На сердце было немножко грустно. Прекрасно, золото, гремит, шалость, друг, проводить, уныло, правда, верность, отвага, вернуться.

 

1. Фрагмент образовательной деятельности:

 1). Задание: прослушать разные языковые единицы и, сравнив их, сделать вывод.

С помощью педагога дети делают вывод, что первый раз воспитатель читал словосочетания, потом предложения, текст, просто набор слов

- Чем отличается текст от слов?

- Чем отличается текст от словосочетаний?

- Чем отличается текст от предложений, ведь текст тоже состоит из предложений, значит, нет отличий между предложениями 3 и 2 столбиков? Докажите свою точку зрения (дети определили, что в тексте предложения связаны по смыслу).

Педагог обобщает, что главная отличительная особенность текста – связность, т.е. все предложения связаны по смыслу.

- А если мы переставим предложения в тексте. Что-нибудь изменится? Сохранится ли связность текста? (не все дети ответили сразу). Поэтому дошкольникам было предложено изменить порядок предложений и посмотреть, что получилось. (После чего все дети ответили, что связь нарушилась).

Воспитатель обобщает, что в тексте важна не только связь предложений, но и их последовательность. Значит, текст должен быть связным и последовательным.

2). Практическая работа:

- Прослушайте внимательно  предложения второго столбика. Можно ли из этих предложений составить текст? Как?

Должны получиться  следующие варианты:

Жил – был доктор Айболит. Он был добрый. Больше всех на свете доктор любил зверей. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы, козы. Всех лечил добрый доктор Айболит.

Жил-был доктор Айболит. Больше всех на свете он любил зверей. Всех лечил добрый доктор Айболит. К нему приходили лечиться черепахи, лисицы, козы. Он был добрый.

- Докажите, что у вас получился текст.

- Если тот и другой – текст, то почему вы по–разному распределили предложения? Значит кто–то не прав? Объясните свою точку зрения.

Действительно, получился текст.

- Что общего у этих текстов? В чем отличия?

Правильно, и в первом и втором тексте рассказывается об Айболите. Значит, есть еще одна особенность текста. Какая? (тема).

В первом тексте важно, что добрый доктор лечил всех, а во втором то, что он был добрый.

             3). Работа с книжной полкой.

Педагог специально подготавливает необходимые книги: В. Бианки «Лесная газета», «Приключение муравьишки», Гаршин «Лягушка – путешественница», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

Дети делают вывод, что по названию можно определить тему текста.

- Сможете ли вы теперь объяснить, зачем необходимо озаглавливать текст? (Чтобы понять, о чем автор будет говорить, т.е. понять тему).

- Озаглавьте составленный нами текст  («Айболит»).

- Попробуйте озаглавить  мой текст (воспитатель прочитывает его еще раз).

Например: «Осень», «Осенний день», «Опавшие листья».

- Согласны ли вы с этими заголовками?

- Что же получается, что к одному и тому же тексту можно подобрать несколько заголовков?

После того, как дети усвоят  данные термины, необходимо отработать их на практике

1. Ниже приведены примеры вопросов при работе с текстом:

- Докажите, что перед вами действительно текст.

- О чем говорится в том или ином тексте?

- О чем хотел предупредить нас автор?

- Чему учит эта история?

- Подберите свой заголовок для этого текста, обоснуйте свой выбор.

- С какой целью автор рассказал нам эту историю?

- Найдите мораль басни.

- Чему учит мораль басни?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в …

- С какой целью автор написал такое произведение?

- Составь из предложений текст. Получился ли текст? Докажи. Озаглавь его.

2. Дошкольникам необходимо давать возможность оценить собственные ответы и ответы  друзей:

     - Получился ли у твоего друга связный, последовательный текст?

3. Также детям можно предложить следующие задания:

- подбери начало к данному тексту;

- подбери заключение к тексту;

- по началу и заключению определи, о чем пойдет речь в тексте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.009 с.)