Затем проанализировала состояние развивающей среды в группе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Затем проанализировала состояние развивающей среды в группе.



Далее провела анкетирование родителей для выяснения: «развитая речь дошкольника», какая она? Как родители развивают речь собственных детей (с целью планирования работы с родителями по развитию речи старших дошкольников, а также подготовки детей к школе).

По результатам диагностики получилось:

У детей в подготовительной группе слабо развит интерес к картинам, многие дети имеют трудности в восприятии сюжета иллюстрационного материала; наблюдались трудности в определении последовательности картинок; очень часто нарушалась сюжетная линия рассказа; дети в основном пользовались простыми нераспространенными предложениями (это объясняется довольно бедным словарным запасом).

Слабый интерес детей к картинам, а также неумение грамотно излагать свои мысли, в том числе составлять рассказ можно объяснить следующим:

· в группе очень мало качественного иллюстрационного материала;

· нет возможности постоянно «держать» перед глазами ребенка необходимые для работы картины (с целью закрепления пройденного материала);

· мало дидактических игр по обогащению словарного запаса детей;

· нет достаточного материала для развития фантазии ребенка;

· мало картин, которые вызывали бы эмоциональный отклик в душе дошкольников;

· практически нет заданий, в которых учитывался бы индивидуальный подход к детям;

· нет достаточного количества настольных развивающих игр для самостоятельной деятельности детей;

·  не продуманы задания для развития словотворчества;

· нет взаимосвязи дидактического материала уголка развития речи с материалами                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        других уголков;

· небольшое количество заданий по работе со словосочетанием, предложением, текстом.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

2.Цели и технологии, которые будут использоваться.

 

В связи с полученными результатами я поставила перед собой следующие цели:    

       - проанализировать методическую литературу и выбрать наиболее интересную технологию;                                                                                                                  

- создать условия для формирования речевой деятельности дошкольников на основе серий сюжетных картинок;

- подбор наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;

- продумать планирование, организацию работы по развитию речи через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок;

- подобрать методическое сопровождение к занятиям (конспекты, дидактический материал, дидактические игры, иллюстрационный материал);

- приобрести игры по развитию речи, сделать подборку серий сюжетных картинок; подобрать материал для дифференцированного подхода к детям; создать условия для словотворчества детей; отвести специальный «уголок» для размещения иллюстрационного материала; пополнить задания по работе над словосочетанием, предложением, текстом; сделать подбор дидактических игр по развитию эмоционально – выразительной стороны речи; сделать подборку упражнений для развития умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

- активно привлекать родителей к развитию устной речи дошкольников, приглашать их на занятия, проводить с ними беседы и консультации, знакомить их с результатами уровней развития детей;

- формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинам;

- обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками

- определить умеет ли дошкольник использовать языковые средства языка;

- классифицировать полученные сведения по уровням (выделить высокий, средний, низкий, нулевой (если есть));

- определить типичные ошибки;

- выявить основные затруднения при составлении рассказа и определить причины их появления;

- определить готов ли ребенок к систематичной работе по развитию умения составлять рассказ (знает ли отличительные особенности текста; структуру текста; находить и определять тему и основную мысль; умеет ли подбирать заголовок).

- на основе полученного материала определить план и систему действий, направленную на устранение вызванных затруднений.

Необходимо подобрать материал так, чтобы тема картинок была близка и понятна дошкольникам. Поскольку, диагностика детей проводилась в сентябре, а это время после летних каникул, то я посчитала, что близкой темой для ребенка будет летний отдых, поэтому выбрала серию картинок «Поход». Конечно, нельзя не согласиться с тем, что данные иллюстрации не могли вызвать у ребят сильный эмоциональный отклик, что побудило бы к созданию выразительного текста. Но предоставить другой материал, который мог опираться на полученные знания и личный опыт ребенка, пока не удалось.

Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию речи детей, по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок, я опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:

· Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;

· О. Ушакова «Развитие речи детей»;

·  В. Гербова «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок»;

· Т.Гризик «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи»;

· Ушакова, Л. Щадрина «Развивайте речь дошкольника»;

· В. Гербова «Занятия по развитию речи»;

· Ладыженская Т.А. «Речь, речь, речь».

У всех авторов цель одна: научить детей свободно выражать свои мысли, грамотно строить свое высказывание; развивать умение сочинять, развивать монологическую речь дошкольников через обучение составлению рассказов, как с помощью иллюстрационного материала, так и без него.

Известно, что процесс развития детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О.Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей» пишет, что исследования последних лет (М.В. Крулехт, Г.И. Вергелес, О.В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приемов, методов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

В этой связи передо мной встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приемов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении.

Работу по созданию собственных конспектов я начала с того, что изучила план – программу воспитательно-образовательной работы в детском саду, рекомендованной программой «Детство». Отобрала из нее названия произведений для пересказа, названия тех картин, серий сюжетных картинок, которые имеются в наличии в детском саду. На основе этого списка составила тематическое планирование по развитию связной речи на весь период учебного года.

Для развития связной речи я использовала следующие серии сюжетных картинок:

· «Колобок»,

· «Курочка Ряба»,

· «Репка»,

· «Воришка»,

· «Щенок»,

· «Клубок»,

· «Спасенный попугай»,

· «Лев и мяч»,

· «Штанишки для мишки»,

· «Сказка про львенка» и т.д.

Поэтому, для себя я вывела следующие правила, которых всегда придерживалась:

· включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

· после прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;

· перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений; поощрять детей, которые выполняют данное требование;

· использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребенка данного дошкольного возраста; создавать и стимулировать мотивацию деятельности;

· всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;

· для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

· организовывать физминутки так, чтобы они носили развивающий характер, но в то же время были подвижными;

· по возможности завершать занятия игрой развивающего характера.

. Результаты диагностики.

Далее хочу предоставить пример, как проводилась диагностика детей старшей группы.

Задача: определить начальный уровень сформированности умения составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок.

Диагностика проводилась с каждым ребенком в отдельности.

             

o Рассмотри картинки.

o Подумай, в каком порядке ты расставишь картинки, почему?

o Подумай, что расскажешь о каждой картинке?

o Подумай, о чем будет твой рассказ?

o Подбери к своему тексту подходящий заголовок.

o Составь рассказ.

 

Детям предлагалось несколько минут для обдумывания.

Материал необходимо было проанализировать с точки зрения:

- содержания (информационно – содержательных умений)

- структуры (структурно – композиционных умений)

- речевого оформления (умения использовать языковые средства).

 При оценке содержания учитывалось: умение отобрать материал в соответствии с основной идеей картинок; раскрытие микротем текста; умение раскрыть тему и основную мысль рассказа (умение отразить в созданном тексте тему и идею сюжетных картинок).

Таким образом, можно выделить 3 группы рассказов:

- полные рассказы: в тексте хорошо прослеживается сюжетная линия, раскрыты микротемы рассказа, достаточно полно раскрыты тема и основная мысль рассказа (полных рассказов выявлено не было);

- неполные рассказы: в тексте прослеживается сюжетная линия, могут быть какие–либо недочеты в раскрытии микротем, недостаточно полно раскрыты тема и основная мысль текста (неполные рассказы получились лишь у 20% дошкольников);

- не соответствующие содержанию: не раскрыты тема и основная мысль текста (соответственно, у 80% дошкольников тексты не соответствуют содержанию).

 При оценке структуры текста учитывались: наличие вводного (начального) и заключительного предложений, связанное и последовательное изложение содержания, наличие заголовка.

Были выделены следующие показатели:

1. Наличие или отсутствие нарушений в формулировке начального предложения.

2. Наличие или отсутствие нарушений в формулировке заключительного предложения.

3. Наличие или отсутствие нарушений в последовательности и связности высказывания.

4. Правильность выбора заголовка.

Оценивая начальное предложение, правильными считаются те, которые сформулированы одним – двумя предложениями и точно вводят в тему рассказа.

Грамотно сформулированы начальные предложения были практически у всех школьников, например:

· «Однажды летом ребята пошли в поход»,

· «Однажды друзья пошли в поход»,

·  «Ребята пошли в лес».

 В основном начальное предложение было у всех одинаковое, что указывает на бедный словарный запас дошкольников.

Что касается заключительного предложения, то только 30% воспитанников грамотно сформулировали его, например:

· «После обеда ребята вернулись домой»,

· «На следующий день они ушли»,

· «Обед в лесу получился очень вкусным».

В остальных работах текст заканчивался описанием последних действий ребят, например:

· «Потом они сели кушать»;

· «Одна из девочек принесла цветок»;

· «Ребята стали пить молоко».

Необходимо также уточнить, что серия картинок давала возможность по-разному расположить картинки, например:

-сбор ребят – переход через реку – сбор веток для костра – лесной обед;

-сбор ребят – сбор веток для костра – переход через реку – лесной обед;

-переход через реку – сбор веток для костра – лесной обед – сбор ребят и т.д.

 Анализируя рассказы с точки зрения структурно – композиционных умений, можно сделать вывод, что только у 30% дошкольников наблюдалась последовательность изложения, но связь между предложениями, частями текста была неудачной или вообще отсутствовала:

«Однажды ребята пошли в поход. Набрали цветы. Девочки пошли через мост и увидели мальчиков. Они их взяли с собой. Вова и Ваня готовили костер, а все остальные ставили палатки. Ребята набрали еду и стали есть».

«Ребята пошли в поход и взяли с собой цветы. Девочки прошли через мост и увидели мальчиков. Они ловили рыбу. Пришли они и стали собирать ветки для костра. Девочка пошла за водой. Потом они дружно сели за стол обедать».

«Ребята пошли в лес. Девочки рвут цветы. Они идут по мосту и увидели мальчиков, которые ловили рыбу. Потом они разжигали костер. Девочка пошла набирать воду. А мальчики таскали кусты. Потом они сели кушать».

Были выявлены работы с нарушенной последовательностью, например:

«Однажды дети пошли в поход. Девочки рвали цветы и мальчики. Девочки отставали. Воспитатель сказала: «Идем быстрее». Потом ребята пришли и начали ловить рыбу. Девочки приносили еду и цветы. Потом воспитатель сказала, где ставить палатки. А ребята сказали: «Здесь, около озера». Потом девочка пошла за водой. И ребята стали обедать. Одна девочка приносила молоко. Другие мальчики стали разжигать костер. Ребята стали пить корж с молоком».

Практически во всех работах можно встретить ошибки в построении предложений, словосочетаний; ошибки в употреблении слов:

· «А все остальные делали палатки»;

· «Девочки рвали цветы и мальчики»;

· «Ребята стали пить корж с молоком»;

· «Потом начали готовить стол и все ложить»;

· «…они взяли с собой палки всякие» и т.д.

В основном дошкольники испытывали затруднения в подборе подходящего слова, поскольку не развито умение работать с синонимичными рядами.

Анализируя умение детей подбирать заголовок, выяснилось, что 70% дошкольников справились с этим заданием.

Приведем примеры:

· «Летний отдых», «Поход», «Друзья», «Ребята в лесу», «Летний поход».

Были даны также не очень точные заголовки, например:

· «Лето», «Ребята».

Был заголовок, несоответствующий содержанию:

· «Таня».

Правильно выбранные заголовки говорят о том, что в основном дети поняли тему картинок, а вот раскрыть ее и основную мысль (идею) не смогли.

Результат эксперимента показал, что дошкольники плохо владеют (или вообще не владеют) речевыми умениями:                                   

· информационно – содержательными;

· структурно – композиционными;

· умениями использовать языковые средства.

Приведем примеры основных ошибок, допущенных при составлении рассказа:

· не раскрыта тема, основная мысль рассказа;

· отсутствие сюжетной линии;

· отсутствие заключительного предложения;

· неумение связно и последовательно излагать содержание;

· неправильное построение предложений, словосочетаний;

· неумение пользоваться лексическими, грамматическими и стилистическими средствами языка;

· неумение подбирать синонимы для создания более яркого, выразительного высказывания;

· неумение находить подходящее по смыслу слово;

· повторное возвращение к одному и тому же факту;

· неправильное использование интонации;

· отсутствие эмоционально – выразительных средств (монотонность речи);

· искажение содержания картины, например: мальчики посадили дерево, дети стали ловить рыбу, принесли и сажали цветы, мальчики таскали кусты и т.д.

 Почему же именно эти ошибки были допущены детьми?

Во-первых, многие дети не умеют работать с картинками, в частности, рассматривать, анализировать их.

Во-вторых, не представляют серию картинок как источник информации, следовательно, не могут составить свое высказывание на основе содержания картин.

В-третьих, у 40% группы были затруднения в определении последовательности картинок (очень многие дети сомневались в правильности выбора следования иллюстраций).

 В-четвертых, 10% группы не смогли определить, что все 4 картинки относятся к одной теме.

Значит, детям тяжело отобрать материал для своего высказывания (не понимают о чем надо говорить).

Кроме того, использование многими учащимися в своих высказываниях слов – паразитов (ну, это, потом, вот, затем, как там) способствовало «загрязнению» речи.

В соответствии с выделенными показателями были определены уровни владения дошкольниками умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

Грамотно и полно раскрыто содержание картинок: тема, основная мысль. Удачно сформулированы начальное и заключительное предложения; рассказ построен последовательно и связно; в речи грамотно использовались языковые средства выразительности.

 

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

Содержание картинок раскрыто правильно, но недостаточно полно; неудачны сформулированы начальное и заключительное предложения; содержание раскрыто последовательно, но не связно; допущено несколько речевых ошибок; есть попытки использования эмоционально – выразительных средств языка.

 

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.

Рассказы, которые не соответствуют содержанию картинок; не сформулированы начальное и заключительное предложения и допущено очень много речевых ошибок.

 

НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ

Данную работу нельзя назвать текстом. Предложения не связаны друг с другом, полностью не раскрыта тема рассказа.

В ходе анализа детских работ, были выявлены следующие результаты, которые приведены в таблице.

 

Таблица 1. Результаты диагностики:

  Уровни         Количество учащихся в процентах (%)
1. Высокий уровень   2. Средний уровень   3. Низкий уровень   4. Нулевой уровень             0%              11%              69%   20%  

 

По результатам диагностики, преобладает низкий уровень развития речевых умений. Текстов, составленных на высоком уровне, не было.

Итак, можно сделать вывод, что дошкольники не умеют отбирать материал для своего высказывания из содержания представленных картинок; «не улавливают» сюжетную линию (т.к. не соотносят все картинки к одной общей теме и каждую как структурную часть целого), поэтому не могут раскрыть основную мысль. Воспитанники не осознают серию картинок как план будущего высказывания, позволяющий последовательно излагать мысли.

Значит, и построить последовательный, связный текст, раскрывающий сюжет картин, дошкольники не могли.

Поэтому, прежде всего, необходимо обратить внимание на формирование у дошкольников следующих умений:

· правильно определять последовательность картин;

· соотносить все картинки к одной общей теме;

· определять сюжетную линию картин;

· соотносить содержание картинок с собственным рассказом;

· отбирать материал для своего высказывания;

· последовательно и связно излагать свои мысли.

4. Формирование умения составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок

Задача данного эксперимента: утонить методические условия эффективного формирования умения составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок.

Для этого было решено разработать план обучения, который представлен в таблице № 2.

Таблица 2. План обучения.

 

  Этапы                    обучения       Задачи каждого этапа    
1. Работа над развитием речевого аппарата.   - Развивать правильное звукопроизношение. -формировать умение интонационно выделять какой – то звук, вслушиваться в произношение. -Постановка правильного дыхания.
2. Уточнение и обогащение словарного запаса.   -Проводить беседы о рассматриваемых предметах (название, детали предмета, внешний вид). -Растолковывать значения новых слов с помощью нескольких приемов: · контекстуальный, · подбор синонима, антонима, · наглядный, · развернутое описание.
3. Формирование грамматических навыков правильной речи.   -Предупредить использование ошибочных словосочетаний в речи. -Учить детей правильно употреблять слова в предложении, согласовывая в роде, числе и падеже. -Добиваться осознанного построения предложений.
4. Работа над связной речью.   -Учить детей рассуждать, продумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому. -Учить детей выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделяя общее и различное. -Учить детей строить логически обоснованное, правильное в языковом отношении высказывание.
5. Формирование умения воспринимать высказывания. -Развивать речевой слух, который нужен для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности. -Учить полноценно воспринимать информацию, которая содержится в чьей – то устной речи,, включая настроение, отношение говорящего к сообщаемому.  
6. Формирование речевых умений, необходимых для составления рассказа. -Познакомить детей с особенностями текста, научить детей отличать текст от других речевых единиц и доказывать свою точку зрения. -Формировать умение определять тему и основную мысль текста.  
7. Работа над словом, словосочетанием, предложением. -Формировать умения грамотно строить предложения, словосочетания, т.е. осуществлять процесс развития умения составлять рассказ по сюжетным картинкам по трем направлениям: лексическому, синтаксическому и связной речи.  -Развивать словарный запас на основе художественных произведений (работы с авторским словом, подбора синонимов и т.д.).
8. Формирование умения использовать выразительные средства языка в речевой деятельности. -Отрабатывать навыки сценической речи. -Развивать умение пользоваться мимикой, жестами.
9. Обучение умению составлять рассказ по сюжетным картинкам -Учить детей рассматривать, анализировать иллюстрации. -Учить правильно определять последовательность картин. -Формировать умения улавливать сюжетную линию и определять основную мысль картинок. -Развивать умения соотносить свое высказывание с сюжетом и отражать в тексте основную идею картинок. -Обучать планированию рассказа по сюжетным картинкам. -Учить последовательному и связному изложению мыслей.

 

Учитывая полученные результаты, было решено в работе использовать следующие методы и приемы:

· упражнение (с целью закрепления полученных знаний и умений),

· эксперимент, в частности стилистический (обогащение словарного запаса),

· наблюдение самих дошкольников (с целью развития внимания к изучаемому материалу, выдвижения какой – либо гипотезы),

· дискуссия (с целью развития умения отстаивать свою точку зрения)

· чтение (с целью развития умения работать с книгой),

· метод проблемного обучения (с целью развития логического мышления, развития умения рассуждать и думать),

· исследовательский метод (с целью обучения самостоятельно «находить» ответы на поставленные вопросы) и т.д.

По моему мнению, данные методы и приемы работы будут способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и формированию мотивации.

Рассмотрим подробнее каждый этап.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.130.108 (0.079 с.)