Начаао скаутского возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начаао скаутского возрождения



Энтузиазм 1990-x годов —первых лет возрождения скаутинга—был очень велик, но и парадоксов от неопытности и неумения общаться со «свободным» миром было тome много.

Первое время скауты всех ориентаций и «мастей» держались более-менее дружно, пока приходилось ходить с протянутой рукой по одним и тем me кори- дорам государственных учреждений. А когда стали появляться деньгодатели (спонсоры), то пожертвования шли на «свои» отряды и возникло размежевание на «своих» и прочих. Мы привыкли к государственной централизации —единой пионерско-комсомольской организации. А тут вдруг государство поддерживает Федерацию скаутов России, а Женева (ВОСД) поддерживает ОРЮР, «Немец- кую свободу», «Федерацию православных скаутов». Вроде бы признаем в прин- ципе демократию, а на практике — разброд и недовольство.

Даи Федерация скаутов России, сложившаяся из Союза «Московский скаут» и Ассоциации Скаутов Петербурга (поделивших европейскую Россию по линии Смоленск —Тверь — Кострома —Вятка— Пермь), и Ассоциации скаутов Сибири,


o           не имея ни устойчивого финансирования, ни управленческого аппарата, ни средств связи, оказалась в тяжелом положении. У каждого региона свои амби- ции — Президент ФСР в Омске, в Москве и Петербурге —вице-президенты. Но хочешь —не хочешь, Москва центр пересечения всех государственных и скаут- ских дорог. И Союзу «Московский скаут» пришлось в летние периоды встречать и провожать все международныескаутские группы (свои и зарубежные) — оформ-

0 лять загранпаспорта, визы, обеспечивать билеты, гостиницы, автобусы. А в на-

0 чале 90-x годов, при инфляции, отсутствии освобожденных работников, от- сутствии опыта — это было очень трудно.

Скауты-эмигранты тоже плохо представляли себе положение с детскими формированиями в России, считая, видимо, что все дети у нас беспризорни- ки — безбожники. И приезжая к нам, вольно или невольно проявляли себя эта-

0 кими «белыми людьми», формирующими скаутские отряды из  детей

«туземцев».

И хотя в «Комсомольской правде» (15.08.91 г.) писалось: «Только не надо думать, что мы воспитываем элиту», ОРЮР из США, пользуясь контактами с академическими кругами АН CCCP, сформировал первые скаутские отряды в России именно из детей элитных городов: Черноголовки, Обнинска, Санкт- Петербурга, Москвы. И первое время формированиями ОРЮР в Москве руко- водил гражданин Франции, получавший содержание по контракту из США. Надо отдать должное американской деловитости —они создали в Москве торго- вую фирму «Росинтер» и на ее стабильные отчисления десять лет содержат Рос- сийскую ОРЮР, численно выросшую и окрепшую, превратившуюся в форми- рование с международным статусом, издающим газету «Скаутский мир» и жур- нал «Скаут-разведчик». (В 2003 году российская и зарубежные части ОРЮР объединились юридически. Ред.)

С начала возрождения сложным был и остается вопрос о религиозном вос- питании скаутов. Семьдесят лет государственного атеизма привели и к духов- ной пустоте, и неумению лба перекрестить, и отсутствию уважения и сострада- ния к ближнему. Традиционно россияне православные. Но когда встал вопрос о выборе священников для скаутских отрядов, оказалось, что православие-то тоже разное: в Министерстве юстиции зарегистрировано помимо Московской Патриархии еще свыше 20 конфессий православия. В их числе Российская пра- вославная свободная церковь, Русская зарубежная православная церковь, Истинно-Православная церковь, Русская православная старообрядческая цер- ковь и целый ряд других Церквей, Союзов, Общин. Разобраться в этом нелегко взрослым, а тем более детям. А были факты, когда православные по традиции скауты приглашали для катехизации и католиков, и протестантов, и сектантов. И если скаутские лидеры неверно сориентируются, это будет стоить дорого в последующем. С религией не шутят.

А тут еще появилась масса проповедников христианства из разных экзоти- ческих стран. Недаром пришлось вносить уточнения в законодательство о сво- боде совести, религии и церкви.

Нам нужно думать о Русскости. Мы тысячу лет собирали и строили Россию в государственном и духовном плане, и не можем индифферентно смотреть на лидерские благоглупости в религиозных вопросах. Религиозное воспита- ние —это основа, походы с палатками и кострами —это вторичное.

 

 

Международные туристические программы скаутов зачастую достаточно фантастичны, но, тем не менее, находят спонсоров и реализуются. А в России многие скаутские лидеры являются штатными работниками туристических


юношеских организаций и организуют для отечественных и зарубежных скау-                     о

тов путешествия по Карелии, Кавказу, Сибирским маршрутам.

В 1992 году 12 зарубежных скаутов и 12 детей из клуба путешественников осуществляли экологическую программу в Непале по очистке Эвереста от бы- тового мусора, накопившегося за 40 лет горновосходительского ажиотажа. По сравнению с этой акцией группа из 24 шотландских и 21 русского скаутов, под-

нимавшаяся на Эльбрус, кажется заурядностью.                                                                                   0

Для российских скаутов традиционными стали лодочные путешествия по                 0

многим рекам на веслах и под парусами, с элементами «робинзониады» и вы-

живания на «подножном» корму, участие в Грушинском фестивале авторской песни. Для зарубежных скаутов побывать в российском скаутском лагере стало делом престижным.

Открытие границ с капиталистическимистранами привело к взрывообраз- ному расширению скаутских контактов. После Чернобыльской катастрофы и распада CCCP, зарубежные скауты оказывали нам гуманитарную помощь, при- нимая наших детей на отдых и присылая в Россиіо продовольствие и медика- менты. Когда в 1992 году скауты ФРГ прислали 10 громадных грузовиков гума- нитарной помощи, на всем пути их встречали наши скауты —дело было новое и энтузиазм был велик. И хотя через Смоленск по графику машины проходили в 3 часа ночи, скауты Рафаэля Никитенкова ждали их. Зимой, на морозе.

Европейские скауты предпринимали самодеятельные туристические похо- ды по России, плохо представляя российские масштабы. Так летом 1993 года группа немецких венчуров (старшеклассников) поставила задачу пройти пеш- ком по следам дедов до «Вольга ди муттер», где большинство из них сложили головы под Сталинградом. 22 июня эти скауты пересекли границу России и двинулись в поход. 7 сентября их, голодных, грязных и оборванных, подобрал химкинский скаутский отряд «Бобрята» Володи Несеври. Приютил, обогрел в клубе, накормил, помог возвратиться домой.

Английская пословица гласит: «Пусти свой хлеб (свою помощь) по воде, и он вернется к тебе намазанный маслом». И вот от пригретых неожиданно при- ходит оплаченное приглашение «Бобрятам» на 10 дней в свой скаутский лагерь.

Маршруты скаутов пересекаются, опознают они друг друга по всемирной эмблеме — скаутской лилии. И помогают друг другу, чем могут.

 

Вопросы финансирования скаутской работы оказались очень сложными. Получив свободу от государственного диктата, скауты оказались отстраненны- ми и от государственного финансирования пионерских организаций. И если на первых порах государство еще помогало, то с распадом CCCP помощь прак- тически прекратилась. А в вопросах добывания денег и частнопредпринима- сельской деятельности все мы были настолько наивны, что на семинарах и съездах всерьез обсуждались дела, от которых денег бы хватило лишь на кар- манные расходы и мороженое, а не на серьезную работу. Но надо было вести экономическое воспитание ребят. Размышляя о путях обретения материаль- ных средств для скаутской работы, невольно вспомнили Остапа Бендера, кото- рый владел 400 законными способами добывания денег на грани фола.

Рекомендовались следующие виды деятельности детей:

1) распространение рекламных материалов, включая предвыборные;

2) участие в городских экологических, лесовосстановительных, по благоу- стройству территории работах;

3) обслуживание инвалидов  и  престарелых, разноска продуктов и лекарств;

4) работа в фирмах и кооперативах;


o                5) содержание собачьих гостиниц для ухода за животными людей, которым надо уехать из дома на 2—3 дня;

6) репетиторство  с отстающими школьниками —забытая  работа гимназистов;

7) трудовые лагеря на полях и стройках;

8) сбор вторсырья, лекарственных растений;

0    9) вечерний мини-детский сад — посидеть с детьми родителей, которым

0 нужно отлучиться на вечернее время;

10) посильная работа в родительских учреждениях — «лизуны» конвертов

при большой учрежденческой почте;

11) торговля мороженым, сластями, сувенирами;

12) любые виды деятельности, за исключением запрещенных для детского труда, наказуемых по закону или осуждаемых по моральным причинам.

Все это осталось благими пожеланиями, потому что обнищали жители страны, и не только на скаутскую, но и внеклассную школьную работу деньги приходится собирать с родителей.

 

 

Скаутская методика прекрасна— «полировка щенков под капитана» (выра- жение А. Fрина из «Алых парусов») начинается у скаутов с 8-летнего возраста, когда лидер берет за руку мальчика «волчонка» или девочку «белочку» и ведет по жизни до 18 лет, обучая добру и самостоятельности, общению и общежитию с людьми, жизни на природе и молитвам. И часто оказывается единственным поводырем, особенно для детей из неблагополучных семей и неустроенных школ. Такие дети готовы и ночевать в скаутских клубах.

Союз «Московский скаут», исходя из мирового опыта, что в скаутское дви- жение вовлечено до 2% детей, ставил задачу вовлечь в Московском регионе в скауты 1% детей. Для этого требовалось подготовить 200 взрослых лидеров. Программа была реальная, но не было денег — разваливались и растаскивались пионерские лагеря, спортивные площадки, не получали зарплату педагоги. А нужно было создавать тренинговые центры, клубы, компьютерные классы. Так эта программа в жизнь и не воплотилась.

Скаутинг — мощное воспитательное средство. Для того, чтобы в полной ме- ре использовать его потенциал, нужны государственные вложения средств. А у нас до сих пор колеблются между пионерами и скаутами. И в результате не имеют ни тех, и ни других.

 

Всеволод Кучин, Почетный скаут (Расширенный вариант этой статьи был опубликован еще в 1994 году, но с учетом критического осмысления прошедших лет, основные ее положения не

утратили значения и сегодня Ред.).

1995 год

нварь_ Встреча в Ветакадемии у В.В. Дружинина. Он ведет активную про- паганду скаутинга в правительственных и думских сферах, среди слушате-

лей Ветакадемии —педагогов сельскохозяйственных вузов и техникумов.

 

Фев а Пришла бандероль от П. Кроненберга с его работой о скаутах Рос- сии — «Забытые движения» на английском языке. По его просьбе послал инфор- мацию о скаутских объединениях России. Переводила и печатала письмо Лаура Уолш.


1 ма а Исполнилось 90 лет Наталье Васильевне Зеленовой-Чешихиной.               о

Был праздничный вечер, много телефонных поздравлений. Мы ездили с А.И. Баллод. Была Инна Владимировна Fуревич, дочь нижегородского скаута, вско- ре эмигрировавшая в США.

Март. Получено приглашение на конференцию в Архангельск по истории Российского скаутинга. Возникла переписка с Информационным центром

ВОСД в Москве (Е. Лисиной) и президентом ФСР А. Никитченко из-за неверной            0

позиции Е. Лисиной, отрицавшей принятое  в Женеве решение по историче-          0

ской конференции, в результате пришлось рассылать письма с опровержением,

опубликованным в материалах конференции: «Скаутинг в России: вчера и се- годня», Архангельск, 1996. Мною был подготовлен очерк по материалам архи- вов Лубянки «Разгром российских скаутов», опубликованный в этом Сборнике. Я в Архангельск не ездил.

a7re9          Бурная трехдневная конференция в Институте молодежи с по-

пыткой объединить в Национальную организациіо России скаутов ФСР, ОРЮР и ФПС. Образовалось 8 скаутских объединений и все в Москве. Нет организа- ций областного уровня. Присутствовали от Комитета по делам молодежи Мак- сим Николаев и от Крутицкого подворья о. Валентин Чаплин. Чувствовались отголоски предшествовавшего объединительного совещания в Женеве, где раскольническую позицию занял С. Сироткин. Под прикрытием авторитета Московской Патриархии он пытался поставить во главе скаутского движения России Федерацию Православных Скаутов. Раскол не удалось преодолеть ни в Женеве, ни в Москве.

Для работы нужны средства, и в то же время пришли к выводу, что финан- сирование от государства не должно превышать l/3 бюджета, иначе скауты попадают под государственный контроль и теряют самостоятельность.

Нет государственного заказа на подготовку руководителей-лидеров для ска- утских организаций. Нет скаутской прессы, нет связи, многого нет, что было в пионерской практике.

Скаутские программы превратились в туристические, вопросы духовного воспитания в документах записаны на последнем месте, а надо бы наоборот.

Трудная переписка с ВОСД, с А.С. Бондарем, с Патриархией.

Подписана Декларация о создании движения «Скауты России». Формально согласились на объединение, но по конфедеративному принципу. ФСР отказа- лась от мест на Джамбори в Голландии в пользу ОРЮР и ФПС.

2 мая. Мое интервью на московском корпункте Би-Би-Си о разгроме скаутов 1926 года по статье в «Новом времени». Устроила интервью Лаура Уолш.

Май. Получена из Брюсселя от Найк Пирард из IFOFSAG «World gazette Mondiale» от марта 1995, 1, с моей информацией о скаутах России. Это у них первая информация из России. До этого здесь помещались заметки о русских скаутах-эмигрантах из США и Австралии.

 

Джамбори 1995 года в Голландии

Летом, во время подготовки российских скаутов, брал интервью у М. Дроз- дова из ОРЮР, у о. В. Чаплина и лидеров ФПС С. Сироткина и Р. Никитенкова (Смоленск) на Крутицком подворье. Подготовлена статья для «Известий». Ее набрали, но не опубликовали.

Краткие сведения о Джамбори. Он проходил под девизом «Будущее —сегод- ня». В Fолландию прибыло свыше 25 тысяч скаутов всех возрастов, от «волчат» до ветеранов. Приезд гостей регулировался заранее. Размещались в семи тыся- чах разноцветных палаток. Было поразительное разноцветье национальных флагов, скаутской экипировки, галстуков, скаутских знамен. Большое внима- ние уделялось сохранности окружающей среды в повседневной жизни.

Российская команда, включавшая по 12 скаутов от ОРЮР и ФСП, учла горь-


o         кий опыт Джамбори 1991 года в Сеуле, и провела основательную подготовку. В весенних лагерях по расширенной программе, помимо чисто скаутской под- готовки, учили детей разговорному английскому, этикету и политесу, танцам, русским песням. Экипировку команды —а это помимо формы —спальные меш- ки, походное и спортивное снаряжение — оплатили спонсоры.

 

0                 Третий Съезд скаутов в Москве

0    18—21 октября. Третий съезд скаутов ФСР совместно с ОрЮР в Институте молодежи. Доклад В. Васильева об итогах за 1993—95 годы.

Секции: Структура Федерации — П. Журавлев Информационное обеспечение —А. Никитченко Финансы — В. Васильев

Регламент Федерации —А. Смирнов.

Национальный Совет есть, а объединения не произошло. Разбирательства обид, склока в прессе, отказ в доверии А. Бондарю. Нет денег—почтовые рас- ходы и факс съедают очень много.

Раскольническая деятельность — В. Черных объединился с С. Сироткиным, создали самостоятельный джамборийский оргкомитет.

Поездки иностранных делегаций и наших за границу идут через Москву и все приходиться оформлять СМС.

На съезд приехало 56% от числа избранных —сложно с транспортными расходами.

Провозглашено намерение об объединении ФСР и ОрЮР при рамочных

СЛ ОВИЯХ.

Принято решение о строительстве силами скаутов маленькой православ- ной церкви в Англии.

Заседания согласительной комиссии ФСР и ОрЮР. А. Шабодаева из Иркут- ска выпустила книгу о скаутах, полученный экземпляр передал в Ленинскую библиотеку.

 

 

Но 6 ь Работа в Военно-историческом архиве (РГВИА) с документами О.И. Пантюхова. Просмотр в Ленинской библиотеке его брошюр, изданных до 1914 года. Попытка (безуспешная) найти его отчет в Генеральный штаб о по- ездке в Англию к Баден-Пауэллу. В полковых документах ее нет.

 

1996 год

арт. Просмотр в спецхране Ленинской библиотеке книги Б. Солоневича

«Молодежь и FПY». София, 1938.

Июнь. Форум демократической молодежи России в Институте молодежи перед вторыми президентскими выборами Б. Ельцина.

Но 6 ь По сообщению В. Несеври в Fосдуме РФ проходило совещание по делам молодежи с участием скаутов, на котором принято решение о реабилита- ции скаутской организации. К сожалению, у нас нет законов и прецедентов по реабилитации общественных организаций, реабилитированы еще даже не все скауты.

 

 

Вышла книга Вячеслава Черных «Твой скаутский путь. Каждый мальчик мечтает», М., «Вокруг света», 1996, тираж 5 тыс. экз. Практически это первый отечественный учебник по скаутингу для работающих с детьми и подростками. Автор по окончании Института молодежи работал педагогом в Нижнем Новго-


роде, где организовал скаутскую дружину «Русский Союз Скаутов», зарегистри- рованную в 1993 году. Первая его книга «Скаутинг снова в России» вышла в Копенгагене в 1992 году на средства Королевы Дании. Организовал в 1994 году первый руководительский курс по гилвелпской системе для скаутских лидеров из ОрЮР и PCC. Защитил кандидатскую диссертацию по скаутингу, стал стар- шим скаутмастером.

В настоящее время работает в Москве в Скаутском фонде при ОРЮР. Рас-         0

полагает богатым скаутским архивом со времени подготовки в 1989 году Съезда         0

Возрождения скаутов. Пишет монографию по скаутингу.

 

 

1997 год                                          0

юль—август. Российский Джамбори под Солнечногорском, возле озера Се- ф неж, на военном полигоне. Собралось 5 тысяч детей, были гости из Англии и других стран. Вышла книга Ю. Кудряшова «Российское скаутское движение» (Архангельск, 1997), он ее дарил участникам Джамбори.

Авг с В Ленинской библиотеке на стенде появился пресс-релиз ФСБ о воз- врате наследникам из архивов и библиотеки ОГПУ— НКВД книг и документов, изъятых при арестах. По моей просьбе ЦХДМО направил письмо на Лубянку с просьбой о возврате изъятого у скаутов при арестах —литературы, рукописных газет и журналов, фотографий, дневников. Ничего не вернули, все уничтожено.

 

 

В. Несевря в довоенном пионерском сборнике нашел Декларацию Москов- ских скаутов 1922 года (М. Бирбраер, Л. Игольников, «Первые шаги», М., Л., 1928), не найденную В.С. Готовым. Эту Декларацию поместили в текст мемуаров В.С. Зотова рядом с Декларацией Петроградских скаутов.

Интересное совпадение — оказалось, что это тот Лев Игольников, который был завучем в подмосковной школе на станции «Турист», где я учился в 1946—47 годах.

 

 

3 октя_рлб умерла Наталья Васильевна Зеленова-Чешихина. На похоронах присутствовали молодые скауты из отряда Гааза, которые ухаживали за ней в последние месяцы жизни. Из поколения ветеранов была только А.И. Баллод и дети старых скаутов из Москвы и Нижнего Новгорода. Некролог напечатан

 

 

1998 год

тот год предшествовал 90-летию Российского скаутского движения и ряд мероприятий был посвящен юбилею.

Янва Телевизионная съемка дома у A.F. Гусалова для программы «Времеч- ко», не как о скауте-ветеране, а как о многолетнем ведущем спортивных про- грамм на радио и телевидении. Ходили в соседнюю школу, в подвале которой Александр Fеоргиевич, будучи уже пенсионером, оборудовал на собственные средства стрелковый тир, действующий второе десятилетие. А.Г. Fусалов дер- жится молодцом, но памяти совсем нет —детали его биографии корреспонден- там приходилось уточнять мне.

May В Политехническом музее выставка возвращенных на Родину архи-


o         вов русских эмигрантов, организованная ГАРФ — здесь наряду с документами генерала А.И. Деникина, членов царской семьи и сановников из окружения по- следнего царя, документы историка скаутского движения ОРЮР из США Р.В. Полчанинова. Если скаутские документы переданы им в ЦХДМО, то в FAPФ переданы документы быта эмигрантов — школьные тетради, программы кон- цертов и проч., периодов его жизни в Европе и в США.

0    Апрель. Музей Революции организовал выставку «Все начинается с дет-

0 ства» на Делегатской, 3, в бывшем здании Совета Министров РСФСР, (а до 1917 года —духовная семинария). Открывается выставка документами о скаутском

движении 1918—1926 годов, в том числе представлено сохранившееся знамя и патрульные флажки Хамовнического отряда герл-скаутов (ХОГС). А в целом представлены материалы о 600 детских объединениях, возникших после рас- пада Всесоюзной пионерской организации.

 

 

Для петербургского журнала «Звезда» была подготовлена большая статья о скаутах, приуроченная к 90-летнему юбилето, к сожалению не опубликованная.

Дeкa6pь. В Fосдуме РФ трехдневная выставка «90 лет скаутского движения в России». Организовали В. Несевря и В. Громов. На открытии присутствовал председатель Комитета по геополитике В. Митрофанов, мимоходом проходил лидер КПРФ Г. Зюганов. Было много корреспондентов СМИ, но ни в прессе, ни на телевидении материалы о выставке не появились. В каких-то руководящих сферах скаутов недолюбливают и не дают хода.

К юбилею вышел Сборник «Скауты России», М., 1998, под редакцией В. Ку- чина и В. Несеври, где собраны документы основоположников скаутского дви- жения и ветеранов России. Тираж мизерный —200 экземпляров. Сборник да- рился руководству Fосдумы, причастному к молодежным организациям. Было роздано сотрудникам и посетителям Думы большое количество красочной по- пулярной скаутской литературы — буклетов, программ, инструктивных мате- риалов. Вызывала интерес форма скаутов.

 

 

Подарен сборник «Скауты России» семье В.С. Готова, поскольку в сборник включены его мемуары. К сожалению, семья не проявила энтузиазма в публи- кации скаутских работ отца, и не откликается на предложение передать его архивы на государственное хранение.

В мое распоряжение попало 30 экз. Сборника и я разослал его в фундамен- тальные библиотеки, семьям скаутов-ветеранов и скаутским лидерам, семье О.О. Пантюхова, П.Кроненбергу, В. Чистину.

 

 

Зарегистрированные в 1992 году скаутские объединения России несколько лет искали в новом деле с зарубежной помощью оптимальные формы и методы работы —все приходилось начинать с нуля, в том числе в регионах с националь- ным укладом и иными религиозными конфессиями. Поиски, брожение и тре- ния по поводу создания региональных структур и Национальной скаутской организации России проходили между наиболее крупными объединениями: Федерацией Скаутов России, Федерацией Православных Скаутов и ОрЮР, имевшими межрегиональный статус.

Собирались конференции в различных городах России, несколько раз Все- мирная скаутская организация (ВОСД, Женева) приглашала скаутских лиде- ров на совещания к себе, но прийти к соглашению по объединению всех скаутов в Национальную скаутскую организацию России так и не сумели.


В середине 1990-x годов возникли два оргкомитета, претендовавших на соз- дание Национальной скаутской организации России:

І. Оргкомитет Национальной Организации русских Скаутов-разведчиков (HOPC-P, лидеры А. Карасев, М. Дроздов, С. Юрлов, В. Черных и др.), куда вошли:

1) Ижевская ассоциация скаутов Удмуртии,

2) «Русский Союз Скаутов» (Нижний Новгород),                                                       0

3) Союз за развитие скаутинга в Вооруженных силах,                                                  0

4) «Союз Русских Скаутов Св. Владимира» (русские католики),

5) ОРЮР,

6) другие объединения.

II. Оргкомитет Всероссийской Национальной Скаутской Организации

(BHCO, лидеры В. Дружинин, В. Громов, В. Несевря, С. Сироткин),  куда         0

ВоШли:

1) часть дружин и отрядов Федерации Скаутов России,

2) Братство Православных Следопытов (бывш. Федерация Православных Скаутов),

3) национальные образования:

Башкортостана, Татарстана, Коми,

другие национальные объединения;

4) Объединение независимых скаутов,

6) другие объединения.

Назначенная Министерством юстиции РФ в 1998 году перерегистрация общественных объединений существенно затронула и скаутов, и послужила толчком для давно назревавшей реформы централизации и региональных переформирований.

В 1998 году с Санкт-Петербурге прошел целевой объединительный Кон- гресс, организаторами которого выступили ФСР, ОРЮР и Союз Скаутов Св. Владимира, пригласившие начальников действующих скаутских отрядов, из всех других скаутских объединений, занимавшихся непосредственно с детьми. Было принято решение о создании объединенной организации — HOPC. В Со- вет HOPC вошли представители ОРЮР, ФСР и CPC. Утвердили несколько по- ложений для новой HOPC из Устава ОРЮР, и разъехались для перерегистрации в регионах.

Но параллельно с Санкт-Петербургским Конгрессом прошла Московская конференция остальных скаутских объединений, частично входивших в ФСР, а частично занимавших независимую позицию, и провозгласивших образова- ние Всероссийской Национальной Скаутской организации (BHCO).

В результате весь 1998 год в регионах из обломков распавшихся крупных скаутских дружин шло переформирование новых региональных и межрегио- нальных объединений по внутренним интересам и связям.

 

 

Комментарий 2006 года. Показательна длительность процесса консолида- ции и регистрации HOPC-P и BHCO. Если BHCO была зарегистрирована в Рос- си в 1999 году, а в 2000 году признана в Женеве в качестве организации —члена ВОСД, то HOPC-P зарегистрирована лишь в 2006 году, да и то не в Москве, а в Карелии.

 

 

Дeкa6pь 1998 года. 24 декабря в здании Художественного театра в Камергер- ском переулке прошла Московская городская скаутская конференция, суть ко-


o           торой определялась созданием московского формирования HOPC-P из отрядов бывшей ФСР, ОРЮР, CPC Св. Владимира. Присутствовали представители По- сольства Великобритании, Правительства Москвы. Из скаутских лидеров были А. Карасев, Д. Володько, С. Юрлов, П. Левицкий. Сидевшие в зале скауты были в пунцовых рубашках — подарке эмигрантов французской HOPC.

Собравшимся был показан только что вышедший Сборник «Скауты  Рос-

0 сии» (М., 1998), изданный стараниями лидера СМС В. Несеври и возник скандал

0  из-за неурегулированных денежных взаиморасчетов по этому Сборнику между скаутами Москвы и С.-Петербурга.

Было сообщено о готовящемся выходе газеты «Скаутский мир» ОРЮР.

 

 

Вышел сборник ОРЮР «Всегда готовы за Россию!», Черноголовка, 1998, под редакцией М. Дроздова и Н. Сергеевой. Охватывает события 1990-1997 годов, в течение которых русские скауты-эмигранты ОРЮР из США и Австралии по- могли создать скаутскую дружину ОРЮР в России, привезя на Родину сбережен- ные знамена и огонь не угасавшего скаутского костра.

Российская дружина ОРЮР получила неоценимую помощь из США— сло- жившуюся практику и подборку методических материалов по подготовке па- трульных и начальников отрядов. У них своя система званий и наград, чего нет в других дружинах. Существует постоянный обмен между скаутами России и русскими скаутами США и Австралии. Есть и определенная материальная по- мощь. И даже в рамках HOPC-P ОРЮР сохраняет некоторую обособленность. Если первоначально российская ОРЮР имела региональный характер и аббре- виатуру ОрЮР, то сейчас она снилась с зарубежными отрядами в США и Ав- стралии, и получила международный статус.

 

 

Начала выходить газета ОРЮР «Скаутский мир», испытывающая затрудне- ния с финансированием, выходящая нерегулярно. Опубликована серия моих материалов о скаутах-ветеранах, об увлечении скаутов 1920-x годов «индейщи- ной», стихи ветеранов Бартеневой, Котляревской, Чижова.

 

 

Всемирный Джамбори в Чили состояля 30.12.98—10.01.99. От России при- сутствовало 12 человек, как от Федерации Православных Скаутов, таки от про- чих дружин.

 

1999 год

нварь_ Поездка в Дом-музей П.И. Чайковского в Клину для уточнения био- графии Ипполита Ильича Чайковского, первого Председателя Московско-

го Общества Содействия «Русский Скаут» в 1914 году. Переписка с его 96-ти и

98-летними внучками. Подготовлена статья для «Скаутского мира».

 

 

Велись переговоры с журналом «Москва» об издании книги Б. Солоневича

«Молодежь и FПY», проводившиеся по просьбе М. Дроздова. («Москва» издала серию книг Ивана Солоневича). Переговоры окончились безрезультатно — ком- мерческое издание бесперспективно, а на целевое у ОРЮР нет средств.

 

 

В Генеральную Прокуратуру РФ направлено заявление с просьбой прове-


сти реабилитацию всех скаутов, репрессированных в 1918-1933 годах, подпи- санное всеми скаутскими лидерами. У многих не осталось родных, чтобы хода- тайствовать о реабилитации. Генпрокуратура проверила дела, проходившие через Коллегию ОГПУ и его Особое совещание в Москве и хранившиеся в Цен- тральном архиве Лубянки. Практически все репрессированные скауты реаби- литированы. По делам скаутов, получивших дополнительные приговоры во

время ссылки на Урал и в Сибирь, велась переписка с рядом областных проку-              0

ратур, но охватить все это из Москвы невозможно. Особо интересен район За-              0

байкалья и Приморья, куда были вытеснены скауты с отступавшими «белыми»

армиями.

 

 

В редакцию «Известий» была направлена копия заявления в Генпрокурату- ру о реабилитации скаутов, с просьбой дать большуто публикацию, поручив это корреспонденту Элле Максимовой. Ей были предоставлены необходимые мате- риалы, но она отказалась. За несколько лет перед этим от публикации о скаутах в рубрике «Расследование Известий» отказался В. Руднев. Тема сложная и за давностью лет и по непонятности перспектив.

 

 

Начата подготовка второго Сборника воспоминаний скаутов 1918-1926 го-                    дов. Переписка через В. Несеврю об этом со «Скаутским домом» в Калифорнии,

США, с О. Левицким. Начат набор воспоминаний ветеранов при  содействии

ЦХдмО.

 

19 июля 1999 года. На даче умер А.Г. Fусалов в возрасте 91 года. Семья не сообщила об этом скаутам, и узнали мы только осенью, вернувшись в Москву. Некролог опубликовали в «Скаутском мире».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.182 с.)