Свидетельства. Воспоминания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свидетельства. Воспоминания.



Москва

«МИНУВШЕЕ» 2008


ББК 74.27

К 96

 

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по пепати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

В.Л. Кучин

Скауты России. 1909—2007. История. Документы. Свидетельства. Воспоминания. М.: «Минувшее», 600 стр., илл., 2008

 

В книге В.Л. Кучина, почётного скаута России, по архивным документам СССР и эмигрантского зарубежья, свидетельствам очевидцев и воспоминаниям участников скаутского движения Рос- сии, прослежена сложная и трагическая история отечественного скаутинга за 100 лет с момента возникновения в 1909 году в царской России, запрещенного в 1922 году, и замалчивавшегося все советское время.

Автор описывает скаутскую жизнь императорской России, советского и «белых» прави- тельств; полуподпольного советского периода и скаутов-эмигрантов; лагерно-ссыльную жизнь отечественных скаутов. Приводит фрагменты методик зачинателей американо-английских моде- лей скаутинга — писателя Э. Сетон-Томпсона и генерала Р. Баден-Пауэлла; взгляд европейцев на российский скаутинг. По архивам ОГПУ— НКВД — КГБ — ФСБ прослежена судьба репрессирован- ных и реабилитированных скаутов, а также дана хроника возрожденного российского скаутинга за 1990—2007 годы.

В книге приводятся многочисленные документы и фотографии из архивов Лубянки, спецхра- нов, Госкинофотоархива РФ, других государственных и частных архивов России и эмигрантского зарубежья, общества «Мемориал», российских скаутских организаций, а так же из отечественных и зарубежных скаутских изданий.

Практически все материалы для массового читателя в России с такой подробностью и полно- той публикуются впервые.

Издание рассчитано на историков, социологов, педагогов, лидеров молодежных движений и родителей, выбирающих пути внешкольного воспитания детей, а также всех, интересующихся историей развития детского и молодежного движения.

 

 

Ответственный редактор В.В. Савицкий

Автор и издатели выражают благодарность всем организациям и частным лицам, предоставившим материалы для этой книги, а также особую благодарность

Ю.В. Кудряшову за предоставленные фотографии

 

 

На титуле: Первый пионер 1922 года в полной скаутской форме.

Рисунок с обложки журнала «Юные товарищи» 8

На форзаце:1911 год. Петербург. «Пвтешные» из сирвтсквгв приюта

На нахзаце: Российские скауты-навигаторы на Всемирном Джамбори 2008 года в Англии в честь столетия Движения

 

fi Кучин В.Л., автор-составитель: публикация, предисловие, вст. ааметки, комментарии, воспоминании, 200Б

fi Ѕ. Сетон-Томпсон, глава из «Автобиографии» — наследники

fi Р. Баден-Пауэлл, фрагменты из книги «Scoyting for boys» — наследники fi П. Кроненбсрг, главгі иэ книги «Несломлен нтле. Забьітьіе движения»

fi А.Н. Ткачеп, перевод глап из книги «Несломленные. Забнітые движения» fi  Ин.Н. Жуков, «Русский скаутизм»— наследники

S О.И. Пантюхоп, Н.В. Зеленопа-Чешихина, В.С. Зотоп, К.А. Пe рцов,

Г.В. Радецкий-Микулич, Ю.Н. Соколов, С.В. Шибано—в  наследники


 

ISBN-978-5-902073-62-8


Воспоминания: А.И. Баллод, В.К. Гусева, Р.И. Дуб, В.А. Шнейдеров,

В.Н. Мокшеев наследники

fi Ю.В. Кудря шов — биография Р.Баден-Пауэлла fi Зубченко К.А., оформление, 2008

«Минувшсс», 2008


В
Вступление

2007 году отмечалось 100-летие Всемирного скаутского движения, ЮНЕСКО объявила его годом скаутинга. Главные юбилейные ме- роприятия проходили в Великобритании, куда съехались делега- ции Национальных скаутских организаций.

За истекшее столетие через скаутские отряды и дружины всех стран на пяти континентах прошли несколько сот миллионов под-

ростков и юношей христианского мира, а после Второй мировой войны к Дви- жению присоединились и страны мусульманского мира. Скауты получали па- триотическое и морально-нравственное воспитание и закалку, давшие мораль- ные установки многим людям на всю жизнь. К сожалению, универсальную педагогическую методику скаутинга использовали и правительства стран с то- талитарными режимами, в частности Германия в гитлерюгенде и СССР в пио- нерской организации.

Всемирный скаутинг — одно из первых массовых молодежных неполитиче- ских Движений XX века, имеющих в основе домашнее религиозное воспитание любой конфессии и ставящих целью воспитание прежде всего гражданина сво- ей страны. За столетие Движение в демократическом мире развивалось, видо- изменялось, расширялось, совершенствовалось, оформилось духовно, педаго- гически и юридически. Сложилась система скаутинг, которую используют не- сколько Международных скаутских объединений, куда входят Национальные организации разных стран: Всемирная Организация Скаутского Движения (ВОСД, Женева) объединяет отряды мальчиков и девочек, Всемирная Ассоциа- ция Герл-Гайдов и Герл-Скаутов (ВАГГГС, Лондон), объединяет только девочек, есть и другие объединения.

После учреждения на лондонской конференции в июле 1920 года Междуна- родного Бюро Бойскаутов (с 1961 года — Всемирное Бюро Бойскаутов – ВББС), скаутское движение интенсивно развивалось во многих экономически разви- тых странах между Первой и Второй мировыми войнами.

После Второй мировой войны скаутинг в различных формах стал прони- кать в страны третьего мира. Шла эволюция форм и методов работы, менялись схемы международных связей и объединений.

Если к 1968 году ВББС объединяло 10 млн. бойскаутов 87 стран, а ВАДГИС (Всемирная Ассоциация Девушек Гидов и Скаутов, возникшая в 1928 году) объ- единяла 5,5 млн. девушек 80 стран, то к настоящему времени эти цифры значи- тельно возросли.

ВББС имел консультативный статус при Детском Фонде ООН. При ЮНЕ- СКО (категория «В»), состоял в реестре ЭКОСОС и имел своего уполномочен- ного при ООН. Штаб-квартира ВББС находилась в Оттаве (Канада).

В конце второго тысячелетия в странах с давними скаутскими традициями возникают новые Ассоциации различных уклонов, ощутимо заявляют о себе эми- грантские скаутские объединения. В исламском мире оформился Международ- ный Союз Мусульманских Скаутов (IUMS) (Исламабад, 1992), как член ВОСД.

С 1990 года возродились скаутские организации в бывших республиках СССР. Бурно вовлекаются в скаутинг страны Океании и Полинезии, Африки, Южной Америки.

ВББС трансформировалась в ВОСД (Всемирная Организация Скаутского Движения) со штаб-квартирой в Женеве, включающую 177 Ассоциаций-членов, открытых для мальчиков и девочек, насчитывающих около 16 млн. человек.

5.
ВАДГИС превратилась в ВАГГГС (Всемирная Ассоциация Герл-Гайдов и Герл-Скаутов) со штаб-квартирой в Лондоне, включающую 144 Ассоциации- члена, с числом девочек около 10 млн.


В 1991 году Всемирный Скаутский Комитет высказался в смысле, что логика эволюции потребует в начале 3-го тысячелетия совместной работы ВОСД/ ВАГГГС, но ВАГГГС эту идею не поддержала.

В подготовке к 100-летнему юбилею Всемирного Скаутского Движения, прошедшего под эгидой ВОСД в 2007 году в Великобритании и на пяти конти- нентах, приняли участие сотни национальных скаутских организаций, входя- щих и не входящих в ВОСД.

XXI Всемирный Скаутский Джамбори, посвященный 100-летнему юбилею, провел особую церемонию символической встречи Рассвета второго столетия Скаутского Движения, в которой приняли участие 28 миллионов молодых лю- дей нашей планеты.

Скауты имеют свои Законы (служения Богу, Родине и ближним), заповеди, обычаи, знаки и девизы, знамена и патрульные вымпелы, торжественное обе- щание и приветственный салют, форму, систему званий и наград, нагрудных и нарукавных знаков отличия.

Всемирное скаутское движение развивалось в христианском мире спон- танно и стремительно с конца XIX столетия, что соответствовало духу эпохи технического прогресса, урбанизации, всеобщего школьного образования и передела колониальных границ мира. В 1906–1910 годах Движение оформи- лось юридически в большинстве англоязычных стран Старого и Нового Све- та, но самодеятельные патриотическо-рыцарские подростковые игры суще- ствовали и в предшествующие десятилетия. Ведь с педагогической точки зрения скаутинг — это длительная игра, привлекательная для подростков в противовес школьной муштре тех времен. И хотя замышлялся скаутинг как система внешкольной допризывной подготовки с участием офицерского и унтер-офицерского состава, но уже к началу Первой мировой войны его взяли на «вооружение» гражданские педагоги. А в период между двумя Мировыми войнами военные полностью уступили место гражданским лидерам в этом движении.

Возникновение российского скаутинга в царский период стало следствием проигрыша русско-японской войны 1904–1905 гг., выявившим психологиче- скую и физическую неподготовленность контингентов солдат-новобранцев из крестьянских семей. Когда обратились к европейскому опыту, оказалось, что аналогичная ситуация выявилась и у англичан во время англо-бурской войны 1899–1901 гг. Если там для исправления положения ввели допризывную подго- товку в виде марширующих по воскресеньям с деревянными ружьями «бригад мальчиков», а затем и скаутов, то в России завели «потешных», а затем и скаутов буквально через два года после англичан. Очень скоро — к началу Первой миро- вой войны — «потешных» с воспитателями из унтер-офицеров отставили, а вот скауты-гимназисты с лидерами из профессиональных педагогов (Ин. Жуков,

В. Янчевецкий, Э. Цитович и др.) распространились молниеносно и повсемест- но. И на двух Съездах скаутов 1915 и 1916 годов в Петрограде присутствовал цвет отечественной педагогики, видевший в скаутинге большие воспитатель- ные перспективы.

6.
В первые советские годы в России хотели вдобавок к комсомолу воспиты- вать в коммунистическом духе и беспартийную молодежь. Но в 1918–1920 годах затея с юк-скаутами, чем занимались Наркомпрос и Наркомздрав при участии партийных органов, себя не оправдала и шефство над скаутами взял Всевобуч, который видел в них будущий призывной контингент. Но противостояние Все- вобуча и РКСМ кончилось полным запретом скаутов и созданием пионерской организации на педагогической базе скаутинга. Следует отметить, что скаут- ские формирования царского времени и первых лет советской власти ставили на первое место допризывную подготовку молодежи, а на второе — все остальное.


При чтении главы из автобиографии Э. Сетон-Томпсона о начале скаутской работы с детьми фермеров Америки и Канады, невольно возникает ассоциация, что точно такими же методами действовал А. Макаренко в «Педагогической поэме». Правда, на американском континенте не политизировали детей в ком- мунистическом духе. А советские моральные издержки в этом плане в итоге оказалась чудовищными. В период Большого Террора с 1934 по 1941 год по по- следним данным погибло до 7 млн человек и прошло через концлагеря ГУЛАГа до 22 млн человек политических заключенных. А сколько было воспитано «пав- ликов морозовых», и сколько сотен тысяч молодых солдат за 70 советских лет прошло через конвойные войска, охранявшие «врагов народа» и впоследствии внедривших свой негативный опыт в повседневную гражданскую жизнь?

В истекшем столетии в России было два очень разных периода скаутинга — с 1909 по 1923 год, и с 1990 года до сегодняшнего дня. А между ними был 70-летний период пионеров СССР.

В двадцатом веке отечественный скаутинг пережил поистине несколько исторических эпох — начало было в царский период, затем тернии жизни на

«красных» и «белых» территориях в Гражданскую войну, исход части скаутов с

«белыми» армиями в многолетнюю эмиграцию, юк-скаутизм на советских тер- риториях, последующий запрет скаутинга 1922 года и этапные пути скаутов по всему Архипелагу ГУЛАГ, эмигрантская жизнь на пяти континентах, жизнь в лагерях перемещенных лиц послевоенной Германии эмигрантов второй волны

в 1945–53 годах, и повторная волна рассеяния из послевоенной Германии и ком- мунистического Китая… И, наконец, возрождение скаутов в 90-х годах в рас- падавшемся СССР.

История российского скаутинга хронологически, организационно и идео- логически делится на следующие разнохарактерные периоды:

— скауты и «потешные» царского времени — 1909–1917 гг.

— скауты периода Гражданской войны на «красных» и «белых» территори- ях — 1918–1922 гг.

— Всесоюзная пионерская организация — 1922–1991 гг.

— полулегальные скауты советского периода — 1923–1933 гг.

— российские скауты-эмигранты — 1920–2007 гг.

— возрожденные скауты России — 1990–2007 гг.

— возрожденные скауты СНГ — 1990–2007 гг.

— Международное юридическое объединение ОРЮР (Организация Россий- ских Юных Разведчиков), состоящее из возрожденных скаутов России и скаутов- эмигрантов США, Австралии, Европы 2001–2007 гг.

* * *

Возрождение скаутинга в СССР в 1990 году было отнюдь не спонтан- ным — оно подготавливалось государственными структурами, о чем свидетель- ствует ряд целенаправленных публикаций центральных газет и журналов в 1989–1990 годах.

Более того, и это следует подчеркнуть особо, уже в конце 1970-х годов в центральной прессе очень уважаемые деятели осторожно признавались, что начинали-то они не в пионерах, а в скаутах: папанинец Т. Кренкель, дипломат В. Зорин, кинорежиссер В. Шнейдеров и ряд других.

7.
Становление возрожденных скаутов России идет с трудом и не завершилось до сих пор. Провозгласив скаутинг негосударственным движением, возглавив- шие скаутские формирования бывшие комсомольские вожаки оказались в не- привычном отсутствии централизованного государственного финансирова- ния на работу с детьми и молодежью. Если первое время помогали Государ- ственный комитет по делам молодежи Верховного Совета СССР и Всемирная Организация Скаутского Движения (ВОСД, Женева), то в дальнейшем и эти


источники иссякли. Скауты вынуждены самостоятельно изыскивать средства на существование — в отечественных коммерческих структурах, в различных фондах, за рубежом (в т.ч. в российских эмигрантских объединениях), в рели- гиозных структурах и проч. А коммерческие структуры, дающие деньги регио- нальным организациям скаутов, зачастую преследуют политические цели — вы- боры губернаторов, депутатов Государственной Думы или реализацию техни- ческих проектов (строительство международных автозаводов и др.). Поэтому за эти годы от скаутинга отошли многие первоначальные энтузиасты, неохотно берутся возглавлять детские отряды 18-летние роверы, проведшие по 5–8 лет своей юности в скаутах.

Сегодня в России нет единства среди скаутских лидеров, не сложилась На- циональная Скаутская Организация России. Если ВОСД (Женева) в 2000 году приняла на правах Национальной Всероссийскую Национальную скаутскую Ор- ганизацию (ВНСО, лидеры В. Громов, В. Дружинин, В. Несевря, С. Сироткин), то в 2004 году по сложным международным обстоятельствам (смена руководства ВОСД в Женеве) и внутренним российским, ВНСО отказали в приоритетном лидерстве, а ее место в Женеве неожиданно заняла, возникшая в 2004 году, «Рос- сийская Ассоциация навигаторов-скаутов» («РАН/С») (лидер — депутат Государ- ственной Думы А. Ермолин, финансовая поддержка компании «ЮКОС», вложив- шей в скаутские программы 2003–2004 гг. несколько миллионов долларов). Но после ареста и осуждения предпринимателя М. Ходорковского и реформирова- ния «ЮКОСа», «Навигаторы-скауты» оказались в сложном положении. Таковы финансовые и международные проблемы российских скаутов.

Хотя Россия с момента возрождения скаутинга в 1990 году и не сумела соз- дать единую Национальную скаутскую организацию, ей предоставлена на юби- лейном Джамбори в Великобритании 1000 мест участников (а не гостевые 20–50 мест, как на предыдущих Джамбори). Права Национальной Сборной делегации Международный Оргкомитет делегировал навигаторам-скаутам («РАН/С»), без какого-либо формального акта согласования с другими скаутскими объеди- нениями России. Но финансовые трудности «РАН/С» после краха «ЮКОСа» ограничили Российскую Сборную команду всего 300 делегатами.

На территории России, одновременно с Джамбори в Великобритании, про- шел Слет-Джамбори «100 костров» под Петрозаводском, организованный НОРС-Р (Национальной Организацией Российских Скаутов-Разведчиков), со- бравший делегатов из 36 регионов России и гостей из ряда стран СНГ и дальне- го зарубежья.

Министерством Юстиции РФ к 2007 году зарегистрировано 16 крупных межрегиональных и даже международных — ОРЮР — скаутских объединений, некоторые из которых имеют свои формирования в 30–50 регионах. И все же следует признать, что процесс становления возрожденного отечественного скаутинга и консолидации дружин и отрядов идет трудно и медленно. Слож- ности происходят как от отсутствия государственного заказа на молодежные программы (с соответствующим финансированием) и неумеренных амбиций отдельных лидеров, так и недопонимания руководством Всемирного Скаутско- го Движения российской специфики. Результатом является групповщина, ког- да несколько лидеров одновременно пытаются создать Национальную скаут- скую организацию по своим меркам, с привлечением случайных спонсоров.

8.
Отсюда постоянные новые объединения, разъединения, и хотя детям в пала- точных лагерях лидерские дрязги и склоки «по барабану», но численность скау- тов в целом не растет. За истекшие 15 лет возникало много мелких отрядов, самопровозглашались дружины и межрегиональные объединения по конфес- сиональным, национальным, географическим и другим основаниям, работали по несколько лет без регистрации, возили детей за рубеж, принимали ино- странных скаутов у себя, а потом самоликвидировались, не оставив архивных


следов. Таково современное положение, отмечаемое историками скаутского движения.

В 2009 году российские скауты будут отмечать столетие первого отечествен- ного скаутского костра, зажженного в 1909 году в Павловском парке под Петер- бургом гвардии штабс-капитаном Олегом Ивановичем Пантюховым. Будем на- деяться, что опыт юбилейного Джамбори 2007 года поможет преодолеть вну- тренние трения скаутских формирований и на празднике отечественного столетия все дружины и отряды России соберутся как единая национальная команда.

* * *

Временной и пространственный охват событий отечественной скаутской жизни (столетие по времени при разных государственных режимах в Рос- сии — СССР — России и эмигрантской диаспоры на пяти континентах географи- чески) столь велик, что о многом приходится лишь кратко упоминать, иначе нужно издавать многотомник...

Эта книга прослеживает сложную историю российского скаутинга XX века, начало которому по английской модели в 1909 году положил в Царском Селе штабс-капитан гвардии Олег Иванович Пантюхов. После Октябрьской револю- ции отечественный скаутинг на советских территориях претерпел модерниза- цию коммунистического плана — были образованы отряды юных коммунистов- скаутов («Юков»). В Гражданскую войну скауты поделились на «красных» и «бе- лых». После исхода «белых» армий из Крыма и Приморья в многолетнюю эмиграцию, традиционный российский скаутинг 70 лет сохранялся только в рос- сийской диаспоре. В России же плохо поддававшиеся идеологическому осовре- мениванию скауты были в 1922 году запрещены, как буржуазное формирование, лидеры репрессированы, а в 1926 году ОГПУ провело массовую «зачистку» по- лулегальных скаутов, с отправкой на Соловки и в Сибирь. В СССР на протяжении 70 лет советской власти существовала пионерская организация, использовавшая педагогические методы скаутинга наряду с политизированным воспитанием.

Возрожден отечественный скаутинг был лишь в 1990 году, в последний год существования СССР. Переходные периоды от скаутов к пионерам и от пионе- ров к скаутам длились по 5–7 лет. Если в 1926 году полулегальные приверженцы скаутинга в СССР были подчистую арестованы и отправлены на Соловки и в Сибирь, то в 2007 году скауты и пионеры сосуществуют 17 лет, но при недоста- точной государственной поддержке и тех и других. А кремлевские структуры создают откровенно политизированные молодежные движения «Наши», «Иду- щие вместе» — с неясной перспективой.

В СССР скаутское движение возродилось стремительно и внешне совершен- но неожиданно, потому что в предшествующие 70 советских лет даже слово скаут было бранным. (Правда, в горбачевскую перестройку появились скауты

9.
в прибалтийских республиках). И огонь скаутского костра на Родину возврати- ли русские скауты-эмигранты, с 1920 года хранившие его на чужбине пяти кон- тинентов. Первые два-три года скауты и пионеры с комсомольцами сосущество- вали параллельно, как и после 1922 года, но тогда сошли с исторической сцены скауты, а в 1990-е годы — сошли пионеры с комсомольцами. И остались скау- ты — юные разведчики во главе с бывшими комсомольскими лидерами, не умев- шими лба перекрестить, без всякой методической, педагогической и историче- ской литературы и без каких-либо источников финансирования. Два-три года был период хаоса идеологического и финансового, когда основную помощь ока- зывали скаутам СССР Национальные скаутские организации всего мира, в том числе и гуманитарную продовольственную.

В СССР какой-то очень ограниченной информацией о скаутском движении капиталистических стран обладал узкий круг школьных педагогов и работни-


1912 год. Парад «потешных»


 


10.


ков детских спортивно-туристических центров и клубов, применявших скаут- скую методику в своих группах и писавших кандидатские диссертации по педа- гогике. Они-то и стали ядром руководства возрождающегося скаутинга.

Начинать сбор информации о дореволюционных скаутах России, юк-скаутах и просто скаутах первых советских лет пришлось в спецхранах и полудоступных государственных архивах. Выживших после репрессий Большого Террора скау- тов 1920-х годов пришлось разыскивать по старым следственным делам ОГПУ– НКВД–КГБ СССР и на Съезд Возрождения Скаутов в Институт молодежи (быв- шая Высшая школа ЦК ВЛКСМ) было приглашено несколько 80–85-летних скау- тов из России и их ровесников-эмигрантов, в том числе и сын О.И. Пантюхова.

Открылся многолетний «железный занавес» СССР и масса новоявленных отечественных скаутов двинулась буквально толпами знакомиться со скаутами Европы. А в СССР двинулся встречный поток пожилых людей с детьми и внука- ми — скауты-эмигранты первой волны спешили посетить землю своих предков и показать ее уже плохо говорящим по-русски внукам.

Эта книга издана трудами и тщанием 70-летних детей скаутов, чьи родители были репрессированы в 1920–1933 годах, до начала Большого Террора, отсчет которого ведется с «кировского потока». Поскольку многие из нас родились в ссылке родителей, мы признаны политзеками советского режима.

Книга эта о большом молодежном движении, но вместе с тем и очень личная для редактора-составителя, родившегося в ссылке у родителей-скаутов и вы- росшего в среде опальных московских скаутов, по экспедиционной работе по- бывавшего в большинстве ссыльно-каторжных мест пребывания скаутов на Севере и в Сибири, и активно участвовавшего в возрождении скаутинга и вос- становлении доброго имени скаутов.

На Съезде Возрождения 1990 года присутствовало несколько 85-летних скаутов-ветеранов, опаленных репрессиями и эмиграцией, у которых при аре- стах были изъяты дневники, письма, фотографии и детали прошедшей скаут-


1995 год. Москва. Третий съезд ФСР в Институте молодежи


ской жизни и быта палаточных лагерей сохранились лишь в памяти. Поэтому большая часть страниц этой книги отдана воспоминаниям ветеранов, которые они писали по нашим настойчивым просьбам, чтобы не ушел в небытие бес- следно интересный исторический пласт.

Почти десятилетие ветераны встречались с молодыми скаутами и просле- живали хронику возрождения по доступным скаутским изданиям, встречались с эмигрантами и высказывали свои прогнозы и пожелания.

После Съезда Возрождения скаутов 1990 года сложился круг скаутов — вете- ранов и их детей, которые собрали по крупицам уцелевшие воспоминания, до- кументы и фотографии и решили издать книгу о скаутах России XX века, как реквием поколению родителей, пошедших по этапам «Архипелага ГУЛАГ» со школьной скамьи.

Обстановка перестройки и гласности позволяла знакомиться со следствен- ными делами своих родителей в архивах Лубянки, добиваться реабилитации лиц, у которых не осталось родных, публиковать воспоминания о пережитом, и даже свободно выезжать за рубеж.

Профессиональные историки и скауты-энтузиасты зрелого возраста суме- ли разыскать и обобщить многие материалы, документы, фотографии по отече- ственному скаутингу как в самой России, так и в эмигрантской диаспоре, в го- сударственных и частных архивах, а главное — воспоминания и мемуары

85–90-летних скаутов-ветеранов. Малыми тиражами было издано несколько Сборников исторических очерков по скаутингу, предназначавшихся преиму- щественно скаутским лидерам.

В те годы скауты-ветераны и их дети выдали редактору-составителю на- стоящей книги В. Кучину доверенность на право представлять их интересы на государственном и межгосударственном уровнях, получать и подписывать до- кументы, публиковать материалы и документы и совершать иные действия по защите законных прав доверителей в соответствии с законодательством Рос-


 

 

11.


 

12.


сии и международными соглашениями.

Что я и осуществлял в меру сил и возможностей в течение всех этих лет, вел переписку с международными организациями скаутов-ветеранов (не вмешива- ясь в оперативные текущие дела юношеской части возрожденной скаутской ор- ганизации России), с правоохранительными органами СССР и России, Государ- ственной Думой России о реабилитации жертв репрессий, публиковал истори- ческие обзоры о скаутах в газетах и журналах, издал два Сборника исторических материалов о скаутах и подготовил к изданию настоящую книгу. И проводил в последний путь всех ветеранов, вставших под скаутские знамена в 1918 году.

Рукописное наследие скаутов-ветеранов Москвы удалось разыскать благо- даря помощи Н.В. Зеленовой-Чешихиной.

Писали о своей скаутской юности на закате жизни 70–80-летние ветераны еще до перестройки, в основном для своих детей, без надежды на публикацию, просто с целью сохранить историю загубленного движения.

Пишущие машинки в частном пользовании были большим дефицитом, шрифт каждой подлежал регистрации в «органах». Оказалось, что большинство воспоми- наний, как своих, так и товарищей-скаутов печатали Н.В. Зеленова-Чешихина и С.В. Шибанов. Машинописный архив сосредоточился в руках Н.В. Зеленовой- Чешихиной и был помещен у надежных людей. Находка такого архива «органами» грозила большими «сроками». Но, по счастью, обошлось, и воспоминания дожили до возрождения скаутов. На протяжении 1990-х годов постепенно в обороте исто- риков оказались мемуары В. Зотова, С. Шибанова, Н. Зеленовой-Чешихиной, Ю. Соколова. Нашлись мемуары других авторов, московских и иногородних, даже эмигрантов, иногда писавшиеся по нашим просьбам — записала свои воспомина- ния ослепшая А. Баллод, обработала неоконченные записки С. Шибанова его вдо- ва, профессор Н. Шибанова-Демидова. По нашей просьбе некоторые семейные скаутские материалы сданы на хранение в государственные архивы.

Собранный в одних руках материал о счастливых скаутских годах в период послереволюционной разрухи, и последующих многолетних лагерях и ссыл- ках, давал возможность делать обобщения и выводы. Все мемуарные материалы включены в настоящий Сборник.

При работе в архивах Лубянки, правоохранительных органов, «Мемориа- ла», частных архивах, удалось собрать материалы о скаутском движении, к со- жалению, лишь Центра России — Москвы, Ленинграда (Петербурга), Нижнего Новгорода и их регионов. Надо сказать спасибо составителям мемуаров и вос- поминаний старших поколений, включивших в свои работы сведения о других регионах, использованные нами. К скаутскому движению России до запрета в 1922 году оказались причастны почти все регионы — от Финляндии до Примо- рья плюс КВЖД, в Гражданскую войну ось смещения скаутов с насиженных мест шла от Архангельска на юг, в Крым (вместе с родителями — интеллигента- ми), а после мятежа корпуса пленных чехов часть скаутов с белыми армиями двинулась в Сибирь и докатилась до Приморья. Шла кровавая Гражданская война и одновременно и на «белых» и на «красных» территориях развивался скаутинг. Удивительный российский феномен!

Сведения о скаутах периода Гражданской войны 1918–1922 гг. на «белых» территориях взяты нами из Сборника «Русские скауты, 1909–1969», США, Сан- Франциско,       1969, опубликованного скаутами ОРЮР под редакцией

А. Вязьмитинова.

Когда собрался большой мемуарный материал о скаутах, выяснилось, что в Москве «рассадником» скаутов был район Арбата — там при царизме в Алексан- дровском юнкерском училище начинал поручик Г.А. Захарченко, в советское время крупные отряды были в бывших гимназиях: в Кривоарбатском переулке (гимн. Хвостова), Староконюшенном переулке (гимн. Медведниковых), в Ро- стовском переулке (гимн. Алферовых). Наибольшее число арестов скаутов-


студентов пришлось на МГУ им. М. Ломоносова, МВТУ им. Н. Баумана и Тими- рязевскую сельхозакадемию.

К сожалению, недолгое — всего пять лет при советской власти — радостное детство и юность скаутов в условиях полуголодного существования периода Гражданской войны сменились долгим пребыванием в лагерях и ссылках. И нам пришлось посвятить репрессиям и реабилитации скаутов, их жизни в ла- герях и ссылках целых два раздела книги.

После распада СССР и начала массовых реабилитаций жертв политических репрессий, редактор-составитель Сборника несколько лет переписывался с правоохранительными органами многих регионов России по вопросам реаби- литации скаутов, у которых не осталось родных. Практически реабилитирова- ны все скауты, чьи следственные дела за 1918–1933 годы удалось разыскать.

Мы умышленно не стали обобщать исторические реалии разных регионов, а приводим фрагменты мемуаров разных авторов, описывавших скаутскую жизнь на фоне своей эпохи и своего окружения. И хотя при этом неизбежны повторы разных авторов об одних и тех же событиях, но это более рельефно отображает события столетней давности.

Русская скаутская эмиграция — очень большая и сложная тема. Мировое со- общество дважды — после Первой и Второй мировых войн — оказывало гумани- тарную помощь российским эмигрантам, расселяя их с «нансеновскими» па- спортами из лагерей перемещенных лиц по всем странам и континентам.

После обеих войн за рубежом России оказались большие контингенты пленных, интернированных и гражданских беженцев с детьми, часть из кото- рых в юности состояла в скаутских отрядах. На чужбине перед россиянами встала проблема сохранения своей самобытности. Пути решения этого вопро- са они видели в объединении вокруг православных храмов, русских школ и ска- утских дружин.

Вопрос о российских скаутах-эмигрантах в этой книге впервые в нашей стране освещается объективно, а не в обычном советском ключе охаивания разных буржуазных «недобитков».

В последние годы осуществлена уникальная совместная программа Орга- низации Русских Юных Разведчиков и Поморского государственного педуни- верситета им. М. Ломоносова по сбору и обобщению архивных материалов рос- сийских скаутов-эмигрантов на всех континентах (руководители программы гражданин США А. Захарьин и россиянин, профессор, д.и.н. Ю.В. Кудряшов). В итоге издана монография: Ю. Кудряшов «Российское скаутское движение», Архангельск, 2005, в которой прослежена судьба скаутов-эмигрантов трех волн — 1920–1922 гг., 1945–1951 гг. и 1970–1990 гг. Увы, тираж книги всего 500 экземпляров, из которых большая часть ушла за рубеж.

Нами же в настоящей книге дан взгляд европейцев на русскую скаутскую эмиграцию глазами историка скаутского движения, эксперта ВОСД П. Кронен- берга, изложенный им в книге «Несломленные. Забытые движения», 1989, ко- торый любезно разрешил включить главы из своей работы в нашу книгу.

В приложении приведены сведения о скаутах, репрессированных после крупных арестов ОГПУ в 1920–1933 гг. Список репрессированных очень неве- лик по нескольким причинам. Поскольку с 1918 года скауты легально существо- вали во многих школах и их деятельность поощрялась государством, то и кара- тельные меры в 1922–1926 гг. по отношению к школьникам, не достигшим 18 лет, ограничились в большинстве случаев административными арестами сро- ком до одного месяца. Во-вторых, открытого доступа к делам скаутов нет до сих пор, особенно по архивам регионов. Органы же КГБ-ФСБ обобщений репрес- сий по социальным категориям не публиковали. Большой Террор начался с 1934 года, после убийства С.М. Кирова. В госархивах и «Мемориале» приходи- лось видеть рукописные «Книги памяти» жертв репрессий, куда внесены мил-


 

 

13.


лионы имен. Выявить, кто из них был в юности скаутом, что являлось отягчаю- щим обстоятельством, невозможно.

 

 

Настоящая книга хронологически доведена до 2007 года: до подготовки и празднования российскими скаутами 100-летия Всемирного скаутинга в Вели- кобритании. В ней публикуются документы и фотографии из архивов Лубянки, Соловков, спецхранов, «Мемориала», Кинофотоархива РФ, из частных и госу- дарственных архивов России и эмигрантского зарубежья. Фрагменты мемуа- ров участников давних событий лучше передают нюансы эпохи, чем обобще- ния историков. В книге впервые так широко представлены материалы отече- ственной и зарубежной эмигрантской скаутской жизни нескольких поколений, совершенно не освещавшейся в советские годы. К сожалению, географически удалось разыскать материалы практически лишь по Европейской России, и от- части, по Дальнему Востоку.

Наше издание рассчитано на массового читателя, интересующегося отече- ственной историей и молодежными движениями. Для тех, кто хочет познако- миться с подробностями скаутской жизни разных периодов и регионов, раз- личными методиками их организации и деятельности, Уставами, Законами, обычаями, символикой и прочими деталями, в прилотении приводится список основной скаутской литературы.

 

 

Прошли годы и постепенно я стал обладателем и исследователем многих рукописей воспоминаний ветеранов, документов из архивов Лубянки и различ- ных правоохранительных органов, эмигрантских архивов, фотографий из го- сударственных и частных архивов России и зарубежья. По завершении работы над Сборниками, все материалы о скаутах сданы мною в Государственный ар- хив молодежных организаций — ЦХДМО-РFАСПИ, созданный на базе бывшего Центрального Архива ЦК ВЛКСМ, где они помещены в личный фонд % 107.

Адрес архива: 117393, Москва. Ул. Профсоюзная, 82, рядом с метро

«Калужская».

Книги по скаутингу, полученные мною от О.О. Пантюхова, Р.В. По



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.076 с.)