Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И основатель журнала «Ученик»
Из беседы В.Л. Кучина
етом 2004 года позвонил сын писателя В.Г. Янчевецкого Михаил Васильевич и попросил достать ему Сборник исторических очерков «Скауты России» (М., 2003), вышедший под моей редак- цией крохотным тиражом 250 экз, сведения о котором он полу- чил в «Книжном обозрении». Сборник мы ему нашли, а по про- чтении состоялся наш разговор-интервью о его отце и его соб- ственной нелегкой жизни. Все мы в послевоенном детстве зачитывались увлекательными книгами о Чингиз-Хане и Батые, но не подозревали, что их автор — Василий Григорьевич Янчевецкий(1875–1954) — был совместно с О.И. Пантюховым зачинателем запрещенного в советское время скаутинга. Михаил Васильевич в свои 93 года — бывший архитектор, участник войны 1941–1945 годов и политзек при Сталине — сохранил интеллект, память и инте- рес к скаутской истории. Переписывается с Р. Полчаниновым (историком Глав- ной квартиры ОРЮР в США), приезжала к нему дочь Полчанинова Мила Се- линская (2003 год), приезжал скаут из С.-Петербурга (2004 год). Приближается 100-летний юбилей скаутского движения, и все пытаются получить скаутские материалы из архива его отца. Он честно предупреждает, что спустя 90 лет после прекращения отцом ра- боты с «Легионами юных разведчиков», при бесконечных переездах во время двух Мировых и Гражданской войн, своего лагерного срока в Воркуте в 1947–1955 годах по статье 58-10 УК, никаких личных отцовских скаутских архи- вов не сохранилось. Если что-то и осталось — журнал «Ученик», корреспондент- ские материалы — то только в государственных хранилищах. А в памяти к 93 годам многое утратилось. По темпераменту и складу характера отец был очень динамичным челове- ком, типичным лидером, а в силу корреспондентской деятельности жизнь его была предельно насыщена путешествиями с неизбежными приключениями, встречами с интересными людьми, творческой литературной работой, хотя по слабому здоровью он был «белобилетником». Скаутский период в его жизни занял всего три года и был, по сути, случай- ным эпизодом, хотя оставил заметный след в российском скаутинге. (Его ска- утская деятельность подробно изложена в мемуарах В. Зотова — в главе «Легио- ны юных разведчиков.) А вот по корреспондентской работе он несколько лет провел за границей в очень напряженные моменты истории (англо-бурская война, русско-японская война, свержение Шаха в Персии, две Балканские вой- ны, Первая мировая — в Турции и Румынии).
Существуют не проверенные предположения, что отец до революции был связан с русской военной разведкой и правительственными сферами. Во всяком случае на Балканах и в Турции он не был простым репортером, к его корреспонденциям прислушивались и в России, и в Турции.
95.
У меня тоже были «темные» пятна — место рождения в метриках почему-то записано — «Константинополь», хотя родился в Петербурге, но жил с отцом в Турции и Румынии. Мать осталась в эмиграции. Поэтому между Первой и Вто- рой мировыми войнами мы с отцом постоянно ожидали обычных в те времена арестов ОГПУ, но нас не тронули даже в 1937—38 годах, а отцу в 1942 году неожи- данно дали Сталинскую премию. А вот меня «взяли» в 1947 году по статье 58-10 УК — это было начало послевоенной волны арестов — и отправили в Воркуту. Добившись в «оттепельные» хрущевские времена реабилитации, я задумал на- писать книгу об отце, неординарном, талантливом человеке, прожившем бога- тую событиями жизнь в сложную эпоху. Но 1970-e годы были цензурно «глухи- ми», долго мыкался в происках издательства, пристроить рукопись удалось только в «Детскую литературу». Там половину текста выбросили вообще, по- скольку о многих событиях, фактах и людях нельзя было даже упоминать. Из оставшегося материала, интерпретировав факты из биографии отца под углом зрения эпохи, выпустили в 1977 году книгу «Писатель-историк В. Ян. Очерки творчества», придав ей героико-приключенческий характер (спасибо редактору «Детской литературы» и на этом, иначе книга вообще не увидела бы света). По теперешним временам книгу об отце и его времени надо было бы пере- писать заново, но ни сил, ни памяти нет, и первоначальная рукопись редакцией утеряна. А жаль...
В беседе Михаил Васильевич дал общую канву жизни отца, не добавив нео- жиданных данных, а лишь дав несколько иную интерпретацию изложенного в книге. Он ушел из жизни через два месяца после нашей встречи. Может быть со временем кто-то напишет подробную историю жизни семьи Янчевецких.
Василий Григорьевич Янчевецкий происходил из интеллигентной семьи с дворянскими корнями. Родился в Киеве, отец был там директором гимназии. Затем семья переехала в Ревель (Таллинн), где отец также директорствовал в гимназии, которую закончили два его сына. Закончив Петербургский универ- ситет (1898), работал в газете «Россия» (официозе П. Столыпина) корреспон- дентом, выезжал за границу. В начале англо-бурской войны был корреспондентом в Великобритании, где встречался с У. Черчиллем и героем Мефкинга Р. Баден-Пауэллом. Между делом объехал на велосипеде (новинке времени) всю Южную Англию. Потом путешествия по Средней Азии и Дальнему Востоку. В русско-японскую войну оба брата Янчевецкие оказались в Маньчжурии —Дмитрий Григорьевич воевал под Порт-Артуром и заслужил Fеоргиевский Крест, а Василий Григорьевич за- менил заболевшего корреспондента Петербургского Телеграфного Агентства (ПTA). Потом Василий Григорьевич вернулся в полюбившуюся Среднюю Азию, жил в Ташкенте, был «смотрителем колодцев», собирал исторические материа- лы о чингизидах. В 1909 году, как корреспондент освещал события в Персии, разыскивал свергнутого Шаха, скрывавшегося в недоступных ropax. С трудом найдя из- гнанника, взял интервью и отправил в Петербург. Возвращаясь из Средней Азии в Россию, был на похоронах П. Столыпина в Киеве. После 10 лет экспедиций, корре- спондентских разъездов и просто ски- таний по России, набравшись впечат- лений, вернулся в Петербург, женился и стал преподавателем латыни в 1-ой гимназии, сотрудничая одновременно в газетах и заведя в 1910 году собствен- ный журнал «Ученик». Одним из пово- дов для заведения собственного жур- нала стало участие в широко развер- нувшемся на государственном уровне ДВИЖЕНИИ ДОП]ЭИЗЫВНОЙ ПОДf’ОТОВКИ молодежи, начатое после поражения в русско-японскойвойне и расколовшем- ся на приверженцев «потешных» и «юных разведчиков» по Р. Баден- Пауэллу. Побывав на полях Маньчжу- рии и увидев воочию неподготовлен- ных к современной войне русских но- вобранцев, ввел в гимназии занятия с винтовками по программе «потеш- ных». Но будучи педагогом, понимал преимущества системы длительной игры «юных разведчиков» для
0
В.Г. Янчевецкий, педагог и ж јрналист. Москва. 1930 подростков-гимназистов. О его роли в создании «Регионов юных разведчиков» подробно рассказано в соответствующей главе мемуаров В. Готова. Здесь же мы только повторим, что в 1911 году (год рождения сына), B.F. Янчевецкий в пpecce предложилобъединить оба движения, но из этого ничего не получилось — слиш- ком сильны были надежды военных на «потешных» из крестьянской России. Нужно было время для осознания разницы педагогических приемов. Но време- ни у России уже не было — началась Балканская война, перешедшая в Первую мировую, и «потешничество» отменили, введя строевую подготовку в гимнази- ях, а скаутинг выжил.
В 1911 году Василий Григорьевич был направлен газетой в Турцию, а его брат Дмитрий — корреспондентом в Сербию. Оба брата с разных сторон Босфо- ра освещали события двух Балканских войн 1912 года. Как писал кадет П.Н. Милтоков, славяне с Европейского берега Босфора были близки к вековечной мечте —освобожденито Константинополя. Но начались раздоры из-за денежки шкуры неубитого медведя... Мемуары историка П.Н. Милюкова, ездившего в 1912 году на Балканы от Государстввенной Думы, и написанные в эмиграции, сейчас изданы и в России. В его интерпретации события отличаются от официальных трактовок совет- ского времени. В начале 1913 года В. Янчевецкий выехал в Турцию корреспондентом С.- Петербургского Телеграфного агентства. Наряду с корреспондентской дея- тельностью он иногда присылал печатавшиеся в «Ученике» письма «юным разведчикам»-скаутам, чьи «легионы» одно время поддерживались О.И. Пан- тюховым, а в 1914 году прекратили свое существование, как и журнал «Уче- ник», в связи с началом Первой мировой войны. Не нашлось в Петербурге ни лидера с независимыми деньгами, ни государственных средств на нужней- шее дело... «Легионерам» пришлось искать прибежища в других скаутских дружинах (см. очерки Перцова и Радецкого-Микулича о скаутах Гlетербурга). Поскольку Турция вступила в войну на стороне Германии, В. Янчевецкому пришлось переехать в Румынию, тоже корреспондентом ПTA. Здесь он встре- тил Февральскую и Октябрьскую революции.
Из Севастополя Янчевецкие поехали в Самару, и здесь попали в вихрь мя- тежа чехословацкого корпуса пленных, возвращавшегося в Европу через Вла- дивосток. С общим потоком беженцев они были увлечены в колчаковскую Сибирь. В изданной в 1977 году сыном книге говорится, что В. Янчевецкий сначала служил в одной из колчаковских типографий, а потом на деньги сибирского купца купил типографское оборудование и из двух теплушек и вагона создал собственную «вольную» передвижную типографию, которая двигаясь на вос- ток, обслуживала всех, у кого были бумага и деньги, пользуясь неразберихой границ колчаковцев и «красных партизан». Этот редакторский пассаж характерен для всей книги —таким образом реа- билитировались годы, проведенные у Колчака. Но сын прямо сказал, что отец служил у Колчака, видимо подразумевая духовную близость «белому» движе- нию. (Слава тебе Господи, уже в поздние советские времена пенсии стали пла- тить всем безруким-безногим инвалидам, воевавшим и за «красных», и за «бе- лых». После перезахоронения прахаА.И. Деникина начался процесс окончания давнейнациональнойтрагедии—Гражданскойвойны) В 1920 году «вольную» типографию взорвали под Красноярском и отсюда на санях типографцы двинулись встепи Хакасии, взону «красныхпартизан».Ачинск, Минусинск, Усинский тракт, добрались даже до г. Красного (Кызыл). Здесь Янче- вецкому пришлось быть и учителем, и писарем, и журналистом, и писать какие-то пьесы-агитки —в общем браться за любую работу, чтобы выжить. Современный взгляд на сибирских «красных партизан» в Гражданской во- йне, противопоставлявшихся в советские времена Колчаку, несколько изме- нился. Зажиточные крестьяне южной черноземной Сибири, богатые хлебом и скотом, противодействовалимобилизациям и реквизициям как «белых» колча- ковцев, так и красных «большевиков», за что и были впоследствии раскулачены в числе первых, начиная с 1927 года. (Мне пришлось работать в Хакасии в со- ставе экспедиции в 1960-e годы по обследованию кедровников Саян. Встречал- ся с комсомольцами 1920-x годов, участвовавшими в те годы в переписи кре- стьянского скота перед коллективизацией—считали в степных табунах только коней и коров, число овец в отарах прикидывали на глазок. А в колхозах скот перевелся, при том же казалось бы травостое. В Абакане в 1960 году работал мясокомбинат, поставлявший тушенку в соцстраны, а в городскую столовую отпускали в день 20 кг мяса. Рабочим же мясокомбината давали 10 кг костей на месяц, с возвратом вываренных и обглоданных мослов. Бесславно перевели бес- счетный дореволюционный скот). Василий Григорьевич вернулся в Россию из Сибири в 1923 году, и на его счастье обосновался не в Петрограде, а в Москве, где было меньше «чисток» «бывших» — офицеров, дворян, чиновников, выпускников кадетских корпусов и пр., что в больших масштабах пришлось на Ленинград. Выехать в Европу не сумели и отец с матерью больше никогда не встрети- лись — семья не воссоединилась. Скаутинг, как и латынь, были запрещены, и пришлось в 50 лет искать место в жизни на литературном поприще.
На первых порах пригодились старые связи по запрещенному скаутин- гу — сотрудничал в журналах «Всемирный следопыт» и «Всемирный турист», которыми руководил старый скаутский лидер В. Попов. Но в отличие от Ин. Жу- кова, ни В. Попов, ни В. Янчевецкий активного участия в пионерском движении не принимали, отдавшись литературной работе. Опыт жизни в Средней Азии дал материал для «нейтральной патриотической» темы о сопротивлении Золо- той Орде, которая неожиданно принесла плоды в виде Сталинской премии за 1942 год, когда писатель находился в эвакуации в Ташкенте. Большая часть пре- мии была пожертвована на танковую колонну, а остатки ушли на помощь эвакуированным. Талант В.Г. Янчевецкого в полной мере в советское время не был востребо- ван и использован, как и многих неординарных его современников, стертых в «лагерную пыль» в угоду социальному эксперименту. Хорошо, что не был Ре- прессиирован, и пережил И.В. Сталина. События столетней давности, как в части скаутинга, так и Гражданской войны, историками сейчас пересматриваются, переосмысливаются и перепи- сываются. И не только эти частные случаи, но и вся тысячелетняя история России получает новую трактовку, отличную от одиозной советской.
9 9. 100. ведения о скаутах российского Приморья и Приамурья взяты нами из очерка эмигранта скаутмастера А.М. Вязьмитинова. «Скаутское движение в России» («Русские скауты». 1909–1969», США, Сан-Франциско, 1969). На дальней российской окраине скаутское движение начало развиваться с опозданием на несколько лет по отношению к Пе- тербургу и Москве. Толчком к созданию скаутских отрядов во Владивостоке, Никольске-Уссурийском, Хабаровске и КВЖД послужила поездка представите- лей учащихся гимназий и коммерческих училищ в 1912 году в Петербург на смотр парада «потешных», где произошло знакомство с царскосельскими скау- тами О.И. Пантюхова. Возвратившиеся представители Приморья, Приамурья и КВЖД стали раз- вивать у себя «потешничество» и скаутинг, но «потешные» из-за начавшейся войны с Германией так и не состоялись, а вот движение скаутов-разведчиков получило большое развитие. Причем существовали скауты здесь до лета 1922 года, поскольку Граждан- ская война на Тихом океане окончилась на несколько лет позднее, чем в Цен- тральной России. И Совет Русских скаутов, образовавшийся в 1920 году в Константинополе усилиями О.И. Пантюхова из числа эмигрантов армии П. Врангеля, учредил 10 июля 1921 года Приморский отдел НОРС для объединения и координации ра- боты скаутов на Дальневосточной окраине. Во Владивостоке скаутский отряд образован в 1916 году преподавателем коммерческого училища В.П. Емельяновым. К лету 1921 года отряд разросся до русской Пионерной дружины, состоявшей из 5 отрядов бойскаутов, отряда мор- ских скаутов, 2 отрядов герл-скаутов и двух стай волчат. Общая численность доходила до 300 человек. Был свой духовой оркестр. В 1919 году издавался жур- нал «Владивостокский Скаут», а с 1921 года — журнал «Белый медведь». Летний лагерь 1921 года был проведен на Русском Острове. Сюда приезжа- ли скауты дружин со станции Пограничная КВЖД и из Никольска-Уссурийского. Поддержку этому лагерю оказало Временное Приамурское Правительство. Летом 1922 года на Русском Острове был проведен последний скаутский лагерь и последний парад. В Никольске-Уссурийском скаутская дружина была организована скаутма- стером Г.В. Радецким-Микуличем в сентябре 1917 года при реальном училище, но первым начальником дружины с декабря 1917 года был его отец — полковник В.П. Радецкий-Микулич, ведавший в городе административными вопросами. С 1918 по 1922 год скаутские отряды разрослись до двух дружин общей численно- стью до 300 человек. Среди русских отрядов был отряд из числа учеников ко- рейской школы, были и отряды герл-скаутов. 6-го мая 1922 года состоялся последний парад и праздник скаутов Никольска- Уссурийского. В Хабаровске скаутская организация была основана в 1918 году, большой отряд был при реальном училище. Руководили скаутской работой в начальный период братья Трамбицкие. В Спасске сборный отряд скаутов и герл-гайдов был организован в 1921 году при гимназии, состоял из пяти патрулей и находился под руководством помощ- ника скаутмастера Н. Яковлева и директора гимназии Н.В. Щелкина. * * * Выясняющиеся сейчас подробности жизни Дальнего Востока в 1918–1922 годах резко противоречат советской пропаганде, изображавшей кромешный ад в оккупированных «белыми» войсками А. Колчака и интервентами Антан- ты — японцами и американцами — районах далекой российской окраины. Оказывается, и здесь работали гимназии и шла интенсивная скаутская жизнь. Осенью 1922 года большинство скаутов с остатками «белых» армий ушли в эмиграцию в Маньчжурию, Китай, Японию, Корею. Но долго после 1922 обстановка здесь была не совсем коммунистической. Николай Михайлович Деревцов, родившийся в 1918 году во Владивостоке, (бывший в 1990-е годы руководителем возрожденных скаутов в Кисловодске Ставропольского края), рассказывал, что в 1925 году они со старшим братом состояли во Владивостокском скаутском отряде, а в 1926 году были аресты скаутов. Мне передали фотографию 1924 года, принадлежавшую неведомой Изабел- ле Клейнер, на которой запечатлена группа девушек Владивостока в скаутских галстуках. Цвет галстуков на черно-белой фотографии определить нельзя, и приходиться гадать - скауты это или пионеры. Но скорее все же скауты — у мно- гих серьги и кулоны, а комсомолом это запрещалось — галстук, обручальные кольца, серьги и пенсне считались признаками буржуазности.
101. усские служащие, проживавшие в Маньчжурии в полосе отчужде- ния Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), жили по за- конам России, но из-за удаленности от Петербурга новые веяния сюда доходили с задержкой. По материалам скаутмастера- эмигранта А.М. Вязьмитинова («Русские скауты 1909-1969», Сан- Франциско, 1969), отряд учащихся Харбинского железнодорож- ного коммерческого училища, выезжавший в 1912 году в Петербург для участия в смотре «потешных», впервые там увидел царскосельских скаутов О.И. Пантю- хова. И естественно, что первый скаутский отряд в Харбине возник именно в железнодорожном коммерческом училище. Произошло это летом 1917 года. В последующие годы скаутское движение на КВЖД активно развивалось. Скаутмастер А.Г. Гусалов, родившийся и живший до 1925 года в Харбине, дополняет, что в 1916 году, в одной из четырех казарм Харбинского железнодо- рожного батальона КВЖД была организована русская гимназия, носившая имя генерал-лейтенанта Д.Л. Хорвата, Главнокомандующего и Председателя Прав- ления КВЖД. (Д. Хорват после разгрома армии А. Колчака входил в состав Вре- менного Приамурского Правительства). Там жили и учились дети всех русских, работавших на железной дороге в Маньчжурии. В 1918 году он здесь вступил в скауты. Гимназисты рядом со школой на пустыре построили стадион, где и про- ходила скаутская жизнь. Но после исхода «белых» армий в 1922 году из Приморья в Маньчжурию, КВЖД до 1946 года жила по специфическим законам. Служащие КВЖД до 1925 года, когда началась первая репатриация, были поддаными России - РСФСР. Когда в 1922 году в Маньчжурию отступили войска «белых» правительств Си- бири и Приморья, с ними прибыло много скаутов. И из скаутов КВЖД и эми- грантов сложилась большая русская скаутская дружина Маньчжурии. Петро- градские попытки трансформировать скаутов центральной России в «юных коммунистов» (юк-скаутов) или в пионеры, так же как и запрет РКСМ 1922 года на существование скаутов сюда не дошел. Так что если в центральной России между 1922 и 1926 годами скауты существовали подпольно, то на КВЖД они до 1925 года существовали легально. После этого все остававшиеся на КВЖД рус- ские были отнесены к эмигрантам. После освобождения Маньчжурии от японцев Красной Армией в 1945 году, началась насильственная репатриация русских. Как свидетельствует «Мемори- ал», были массовые расстрелы, многие погибли в лагерях. При этом инкрими- нировались не только незаконный переход границы, невозвращение в Россию с КВЖД, но и пребывание в детстве в скаутских отрядах. С 1990 года в возрождении Российского скаутинга активное участие при- нимал харбинский репатриант 1925 года А.Г. Гусалов, запись воспоминаний которого дополняет материалы А.М. Вязьмитинова. Но попыток реабилитации скаутов-ветеранов из Маньчжурии, оказавших- ся в СССР в 1946 году не по своей воле, пока не было. Не зная фамилий репрес- сированных, невозможно обращаться в Центральный архив ФСБ. А до дальне- восточных архивов из Москвы дотянуться трудно. Будем надеяться, что за это дело возьмутся молодые скауты Приамурья.
102.
Воспожпнпнмя п рпsжышленпя Предисловие редактора отов Владимир Семенович (1904—1978), из московской интеллигентной семъи. Среднее образование получил в коммерческой yчuлuцfe. В 1916 году увидел в городе юнъtх разведчиков-скаутов в экстравагантной по тем временах форме. Прочел о скаутских делах в популярном журнале «Во- круг света». Среди товарищей по училищу оказалисъ скауты, с помоцfъю которых подготовился и в феврале 1918 года с душевным трепетом при- общения к кругу избранных, вступил в отряд «Синего Волка» Московской дружины «Рус- ский скаут». Учился в механическом техникуме и на историческом факулътете Университета им. Шанявского. Пятъ снастливъtх отронеских лет, в условиях разрухи и полуголодного существования периода Гражданской войнъt и НЭПа, пДоfъtл в скаутском движении, стал схаутмастером. После запрета скаутских отрядов в 1922 году, продолжал актив- но работать в схаутском подполье до apecma ОГПУ осенъю 1925 года (до массовъtх аре- стов скаутов в 1926 году). Осужден вместе с прочими московскими скаутами в 1926 году и на три года попал на Соловки, потом в ссъtлку на три года в Мшим. После возвращения, при паспортизации столик в 19ЭЭ году, оказался на «101 км», осел в Калуге, работал художником-оформителем, экскурсоводом в краеведнеском музее и Музее К.Э. Циолковского. Захваченнъій скаутингом в детстве, остался верен eмy но всю жизнъ, нося до пенсии клеймо «врага народа». «Клеймо» не помешало пройти войну 1941-45 rr. в железнодо- рожном восстановителъном баталъоне. После хруіцевской «оттепели» работал ученъtм секретарем, хранителем фондов в Музее ucmopuu космонавтики им. К.Э. Циолковского, публиковался в газетах и журналах по музейнъім проблемам. В число реабилитированнъtх в 1964 году Мосгорсудом скаутов не попал, поскольку его дело оказалось в другом томе, а суд ограничился пересмотром дел лишъ одного тома. Реабилитирован через прокуратуру в 1965 году. В 1970-e годы написал «в стол», без надежды на публикации, несколько автобиогра- фических очерков о скаутах Москвы: «Дружина Московского общества «Русский скаут» (1918), «Воспоминания о скаутской организации. Москва, 1918-1920 rr.», «Опъtтно- покаэателънъtй скаут-отряд» (OПCO, 1920—1926 rr.), «Воспоминания о Соловецких ла- герях» (в том числе очерк «Мексиканец»), составил библиографию русской скаутской литературъі с начала века до 1975 года. Затем, понимая, как историк по призванию, необходимости сохранить для последующие поколений трагическую судъбу российского скаутинга, без архивнъtх материалов, без дocm'fna в спеухранъt и к зарубежнъtм истон- никам, по личнъtм воспоминаниях и переписке с друзьями юности, переворошив гopъt периодической печати начала столетия, кaк непосредственнъtй участник собъtтий, передав колорит и атмосферу эпохи, обобуил интереснейший исторический и социалъ- нъtй материал в рукописи «Из ucmopuu скаутского движения в России, 1909—1926 rr.» (Воспоминания и размъtшления) Vобяtъ рукописей бъtла передача в Государственную би- блиотеку им. В. И. Ленина. Мы благодарнъt В.Зотов у за его кропотлив ую работу, ставшую первъtм твердъtм историческим основанием российского скаутинга. 0 Внутренний уензор cmapoгo политзека въtнуждал применятъ оченъ осторожнъіе идеологические формулировки, тем более что к конуу 70-x годов полемический запал не- примиримости 20-x годов утратил свою не толъко ocmpom, но и актуалъностъ. И у автора проскалъзъівают нотки надежды хотъ что-то о скајтах если не опубликовать, то хотя бъt депонироватъ до лучших времен. Автору мемјаров вместе со всеми скајтами бъtла пзложано жизнъ. Не удивительно, что через все онерки проходит нитъ обиды и противопоставления скаутъt — комсомол. Автор надеялся на реабилитауию скајтинга, но не мoг предвидеть катаклизма 90-x 8OF O8, КОЕТО 8 OF Н OF ОСЪЯ рОЗ8ОЛНЛН СЪ TI peЖHH e СШ p'f ЭШ} р Ы. ХОШЯ ТІОСЛ e COM ОpOC1't]CKO прежних структур авторских недругов нет, но и автора тоже нет. И исторический спор приходится оц,ениватъ no-новому. И работа автора, дающая бъітов ую историю российского скајтинга, а не толъко идеологическдю полемику 20—x годов, бyдeт надеятъся, послужит справочнъім материа— лов не толъко историкам скаутинга, но и практинеской педагогики. Автор не успел полностъю отшлифоватъ свою рукописъ, как по недостатк у мате— риалов, так и по состоянию здоровья — текст отделънъtх глав о начале скаутского дви— жения «съtрой», имеются повторения в разнъtх главах. В первом издание этой работъt, ос j ществленном в Сборнике «Скајтъt России», М., «Скаутский посох», 1998, издатель, располагая новъtми материалами, не известнъtми автору, но бережно относясъ к его работе, оченъ осторожно вносили редакуионнъtе прав- ки, добавления из других рукописей автора, неболъшие сокращения идеологинеской по- лемики и приводя редакуионные комментарии в скобках. При подготовке издания 2006 года, для сохранения хронологической последователъ- ности собъітий царского и советского периодов, работа В.С. Зотова разбита на две ча- сти — 1909—1917 rr. и 1918—1926 rr., одна из которъtх помещена в главу вторую, а дру- гая — в глав j третъю. В отделънъtх случаях сокращенъі описания собъtтий, более полно сделаннъtе другими авторами мемуаров, в частности по отряду ОЛСО, жизнъ и работу которого описала Н.В. Зеленова-Чешихина. В.Кучин 2005 г.
Мредисповие автора Я попытался обрисовать в общих чертах «предысторию» русского скаутско- го движения и показать его историческое развитие. По возможности старался хронологически систематизировать собранные сведения, к сожалению очень неполные и не всегда точные. Литература по скаутингу на русском языке бедна и отыскать книги очень трудно. Кое-что удалось найти в старой периодической печати, но это «работа золотоискателя» — надо промыть тонну песка, чтобы найти крупицу золота, ар- хивные материалы неизвестны и недоступны. Люди, знавшие о скаутах, и участ- ники скаутского движения уже старики, утратившие за полвека конкретные сведения. В моем повествовании не хватает многого. Нет ничего о скаутском движении на Юге России и в Западном крае. Надо бы сказать о скаутах Русского Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока. И о Московской организации следовало бы сказать больше. Хотя картина не получилась полной, все же она достаточно показывает мо- гучую жизненную силу скаутского движения, его великое обаяние. Буду утешать себя тем, чем льстят себя все мемуаристы: «Плохие записи со- временников хороши для потомков». Мои мысли снова и снова обращаются к давно прошедшим временам. Со скаутским прошлым связаны самые светлые воспоминания. Скаутский костер давно погашен, потухли угли и остыла зола, но до конца жизни сохранилось в душе его тепло.
Как я стал скаутом В.С. Зотов 1978 г. 5
ти записки относятся к временам 60-летней давности. С годами воспомина- ния о скаутских сборах, в которых я участвовал, потеряли четкие очерта- ния и снились в нечто обобщенное, на фоне которого яркими бликами вырисо- вываются отдельные события, происшествия и впечатления. Может показаться странным, что автор на восьмом десятке лет жизни с охо- той пишет о каких-то «патрульных зверях», флажках и ленточках, о многих ме- лочах совершенно незначительных. Неужели стоит тратить время, чтобы с дон- кихотским жаром вспоминать то, что безвозвратно ушло в далекое прошлое? Отвечу на это: — «мелочи» имеют большое значение. В глазах мальчика «па- трульные звери», галстук-косынка, свисток, посох таят в себе очарование. Это — «витамины» педагогической системы «скаутинг», они обеспечивают успех в воспитательной работе и связывают все скаутское движение живым чув- ством единства. При встрече скауты —знакомы они или нет —всегда приветствуют друг дру- га салютом. Организация не имела платных руководителей, поэтому не было формального отношения к работе, все делалось охотно и старательно. Для меня описываемые годы неизгладимо запечатлелись как время боль- ших стремлений и радостного воодушевления. Я хочу помянуть добрым словом прошлое и правдиво поведать о том, что было. К сожалению, многое останется неизвестным. В юности, увлеченный многообразной скаутской тренировкой, я не уделял внимания фактам, датам, биографическим данным, справочным све- дениям. Очень сожалею о том, что не догадался использовать имевшиеся тогда возможности. Теперь трудно восстановить многое. Но в своих воспоминаниях я буду неукоснительно следовать правилу — «не вспоминать больше того, что сохранилось в памяти».
Впервые я увидел скаута еще не имея ни малейшего представления о скаут- ской организации. В летнее воскресенье 1916 года отец взял меня на прогулку на Воробьевы горы. Fде-то там на аллее парка я увидел мальчика необычно оде- того. Это был бойскаут. Он неподвижно стоял, держа в руке длинную палку. Тогда я еще не знал, что это не палка, а «посох». Широкополая шляпа и блуза цвета хаки произвели на меня некоторое впечатление, но трусики, голые колени и палка портили все. С сожалением и чувством превосходства я посмотрел на сверстника. Ведь я носил длинные брюки, как у взрослого. Уж не воображает ли голоштанник, что его дурацкая палка похожа на ру кье? Шла война с немцами, австрийцами и турками. Оружие, военная форма, знаки отличия —все это казалось очень интересным. Но странно одетый мальчик мне не понравился. Я посмотрел на него с пре- зрением и пройдя мимо, даже не оглянулся. Я не знал тогда, что в скором времени проникнусь великим почтением и к шляпе, и к голым коленями и к посоху. В 1917 году я стал получать по подписке журнал «Вокруг Света». В приложении к нему выходили выпуски книги Р. Баден-Пауэлла «Бойскау- ты» в переработке Вл.А. Попова и В.С. Преображенского. Я узнал о юных раз- ведчиках и заинтересовался их организацией. Вскоре завязалось непосредственное знакомство со скаутами. Я учился в На- билковском коммерческом училище Адольфа и в одном классе со мной обучался Серафим Морозов, рослый сильный мальчик, веселый и добродушный. Его стар- ший брат Михаил учился там же, на два класса впереди нас. Он бьш скаутом и ходил на сборы. От него мы узнали об «Отряде Синего Волка», о скаутмастере Коле Фа- тьянове, о разных приключениях на скаутских «Прогулках» —так называли тогда экскурсии. Мы слушали с восторгом. Очень хотелось ходить в походы, жить в лаге- ре, участвовать в скаугских сборах. Мы стали готовиться к поступлению в отряд.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.111 с.) |