Ответственность за подчиненных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за подчиненных



Главное в этом деле заключается в возложении ответственности преимуществен- но на лидеров.

Желательно, чтобы у вас был хороший помощник, могущий заменять вас в ваше отсутствие и исполнять ваши обязанности в мелких административных делах.

Возлагайте полную ответственность на ваших лидеров и оказывайте им полное доверие. Требуйте очень многого от них — и вы достигнете очень многого.

В этом кроется секрет обучения скаутов.

Поддерживайте дух товарищества между членами патрулей и дружественное со-


 

 

33.


ревнование между патрулями, и вы немедленно достигнете хороших результатов. Не впадайте в ошибку — все самому делать: тогда юноши будут только смотреть на вас и дело вахромает...

 

Рассказ у костра N°- 2.

Скаут И лестница скаута


                 

Скауты второго разряда


В отряды бойскаутов может всту- пить всякий мальчик, а в отряды герл- скаутов всякая девочка, в возрасте от 12 лет, к какому бы общественному классу или вероисповеданию они ни принадлежали.

Для этого необходимо лишь знать и исполнять законы скаутов, знать  их

«тайные знаки» и салют; уметь пра- вильно поднять национальный флаг; уметь завязывать четыре простейших веревочных ysлa из тех, которые упо- требляются при перевявках, в пожарной практике, и в лагерном обиходе (напр.

«Прямой», «Рифовый», «Выбленоч- ньій» и «беседочный»). Необходимо также разрешение от родителей и учеб- ного начальства.

ГЇоступив в отряд, каждьiй новичок должен стараться бьiть хорошим товари- щем в отряде и в своей школе, должен бьiть вежливым со всеми, аккуратно по- сещать занятия и стараться ежедневно оказывать добрые услуги людям.


Через месяц новичку разрешается держать экзамен на скаута второго разряда.

ДЛЯ ЭТОГО Н ШНО'

1) иметь понятие о первой помощи в несчастных случаях и некоторую практику в перевяsках.

2) Знaть авбуку Морге.

3) Проследить в 2b минут искусственный след какого-нибудь животного на про- тяжении одной мили или, если дело происходит в городе, описать удовлетворительно содержание магазинной витрины после минутного наблюдения, или из 24 покаван- ньіх в течении одной минуты мелких предметов напомнить наизусть и назвать 16 (игра Рима).

4) Пройти одну милю в 10 минут шагом скаута (20 шагов бегом и 20 шагов бы- стрьім шагом).

5) Разложить и зажечь костер, употребив для этого не более двух спичек.

6) Сварить на костре в походном котелке суп или кашу, или испечь в воле не-

сколько картофелин.


7) Иметь, по крайней мере, 50 копеек, заработанных собственных трудом, в сбе- регательной кассе. (На 50 копеек можно было купить 15 буханок хлеба. Гlрим. Вед.)

8) Знaть 16 основных точек компаса.

9) Иметь рекомендацию своего начальника и Суда Чести.                                                                0

 

 

Рассказ у костра N°- 3.

Апконы скаутов, Знамя,

пптррльнъіе внпчкіі, С у р чСсти

 

1. Честь скаута должна заслуживать общее доверие. Если скаут говорит: «Гlo чести» или «честное слово, это так» — это значит, что «это именно так», все равно, как если бы он дал в этом самую торжественную клятву. Равным образом, если на- чальник говорит скауту: «Я полагаюсь на вашу честь, что вы это сделаете», то скаут обязан выполнить прикаsание, прилагая все свои силы и не позволяя никому отвлечь его от данного поручения. Если бы скаут опозорил свою честь, скаsавши ложь, или не выполнивши точно приказания, данного по доверию к его чести, он должен воз- вратить свой значок и никогда не носить более. Он может бьiть также совершенно исключен из числа скаутов.

2. Скаут верен Родине, государственной власти, родителям, начальникам. Он должен стоять за них при всяких обстоятельствах против любого из их врагов и даже против того, кто дурно о них отзывается.

3. Долг скаута бьiть полезным и помогать другим. Он должен, прежде всего, ис- полнять свой долг, хотя бьi для этого пришлось лишиться удовольствия, комфорта или подвергнуться риску. toгдa для него трудно решить, что он должен делать в этом или другом случае, он должен спросить себя: «В чем состоит мой долг)», или


 

 


36.


другими словами: «Что будет наилучшим для других людей?», и делать только это. Он должен быть готов во всякое время спасти жизнь другого или спасти пострадав- шего. Он должен также, насколько может, делать каждый день доброе дело для кого-нибудь.

4. Скаут — друг всех и брат всем другим скаутам без различия их общественного положения. Таким образом, если скаут встретит другого скаута, хотя бы ему и не- знакомого, он должен заговорить с ним и помочь ему выполнить данное поручение, или дать ему пищи или что-нибудь другое, в чем он нуждается. Скаут никогда не должен быть снобом. Сноб — это тот, кто смотрит свысока на тех, кто беднее его, а также бедняк, отворачивающийся с презрением от богача. Скаут замечает в другом человеке лишь то, что находит в нем самом, независимо от его класса. «Маленький друг всего мира» — вот прозвище, которое должен заслужить для себя каждый скаут.

5. Скаут вежлив со всеми, но особенно с женщинами, детьми, стариками, инва- лидами, калеками и проч. Он не должен брать никакой награды за свою услужли- вость и вежливость.

6. Скаут — друг животных. Он должен охранять их от мучений, насколько воз- можно, и не убивать без надобности, так как каждое живое существо это — Божье создание. Только для пищи можно убивать животных.

7. Скаут повинуется приказаниям своих родителей, старшего звена или скаутма- стера. Если даже ему дадут поручение, которое ему не нравится, он все-таки должен выполнять его, потому что — это его долг.

Только исполнивши приказание, он может прийти и сделать свои возражения, но он должен выполнить приказание немедленно. В этом состоит дисциплина.

8. Скаут сохраняет веселое выражение лица почти при всяких обстоятельствах. Получивши приказание, он должен повиноваться с готовностью и весело, а не со скучающим лицом и кислой физиономией. Скауты никогда не хмурятся при труд- ностях, не ворчат друг на друга, не ругаются при неудачах, но продолжают свое дело, улыбаясь или напевая про себя какой-нибудь бодрый мотив. Если вы опоздали на поезд, или кто-нибудь наступил на вашу любимую мозоль (хотя у скаутов не должно быть мозолей), одним словом, при всяком досадном обстоятельстве вы должны за- ставить себя улыбаться, и затем начать про себя напевать какой-нибудь мотив пе- сенки, и все будет отлично.

9. Скаут экономен и бережлив. Он сберегает каждую копейку, если может, и от- кладывает в сберегательную кассу, чтобы иметь деньги на случай безработицы и, таким образом, не быть бременем для других, или чтобы помочь своими деньгами тем, кто в них нуждается.

10. Скаут чист в своих мыслях, словах и делах. Он смотрит с сожалением на глупого юнца, рассказывающего грязные истории, и не позволяет себе уступить ис- кушению подражать ему или думать и делать что-нибудь грязное. Он чист так же, как чисты его мысли.

11. Скаут скромен. Смирение и скромность были отличительными качествами рыцарей. Сильнейшие из них никогда не хвастались; также и скаутам не следует хвалиться и возвеличивать себя.

12. Скаут трудолюбив и настойчив. Он знает, как заработать деньги. Он не любит сидеть, сложив руки, или слоняться без дела, держа руки в карманах. Он знает, что

«праздность есть мать всех пороков». Настойчивость необходима в жизни каждому мужчине, а тем более скауту. Он не должен опускать руки и предаваться отчаянию в случае неудачи. Человек, который не может выдержать натиска тяжелой работы и бедствий, не заслуживает названия мужчины.


«Шелеяный закон»

«іБелезный закон» запрещает скаутам принимать участие в сборах и занятиях отряда в зимнее (учебное) время, если они плохо учатся.

Сборы скаутов ничуть не должньi отвлекать вас от классньІх занятий. Наоборот, каждый скаут должен радовать своих родителей, близких или учителей своими успе-  0

хами в школе и приложить все усилия и всю свою настойчивость, чтобьi стать знаю- щим, полезным членом семьи, общества и государства.

Описание отрядного внамени скаутов с изображением Георгия ГЈобедонос{tа и скаутской эмблемы, правила работы со знаменем в торжественных случаях и в повседневности.

ГЈатрульные флажки, испольsуемые в походах и экскурсиях.

Суд чести, его функции и состав, обсуждение призовых наград за состязания, конфликтные ситуации, обсуждение проступков скаутов и меры наказания.

 

Рассказ у костра N°- 4.

Некоторые игры скаутов

Игра Кима

ГЇоложите на поднос, прямо на стол или на пол, двадцать или тридцать небольших предметов вроде различных сортов пуговиц, карандашей, пробок. тряпок, орехов, кошельков, ножей, бечевок, фотографических карточек, все, что попадается под ру- ку, и накройте скатертью или чем-нибудь в этом роде.

Составьте список предметов и оставьте графы для ответов каждого скаута.

Снимите покрывало ровно на одну минуту, по часам или пока не досчитаете до шестидесяти. ГЈосле этого накройте опять предметы.

атем возьмите каждого скаута отдельно, и пусть он вам на ухо назовет каждый предмет, который он запомнил из виденных на подносе, и отметьте у себя в таблице его ответ.

Тот, который перечислил наибольшее количество предметов, выиграл.

Игра Моргана

Скаутам укавывается какой нибудь набор с наклеенными объявлениями, куда заранее посылают третейского судью для определения времени. Каждому скауту разрешается в продолжение одной минуты смотреть на забор, а затем он должен бежать обратно и доложить руководителю все, что бьiло ивображено на объявлениях.

 

 

Рассказы у костра

Л. 5, 6, 7, 8, 9, 10.

WHO КО fC ШВО С П П ОДО М,

животными, растениями

Выработка наблюдательности, при- метьі на местности, выслеживание диких животных, ходьба по следу, следопыт-


 

 

 

ство, подкрадывание к животным, «скра- дьівание sверя».

накомство с природой: деревья, дру- гие растения, животные домашние и ди- кие, рыбы, птицы.

 

 

Рассказы у костра N°- 11, 12, 13.

ііsнь в naiCpe

Рассказы у костра N°- 14, 13, 16, 17.

Iloxo уна я жtіsнъ

 

Шивнь под открытым небом, походы и экскурсии пешие, на лодках и лыжах, восхождение в горы. Игры и состязания. Ориентирование в лесу днем и ночью,


  

 

компас и звезды. Сигнализация голосом (криком зверя), огнями, дымом, азбукой Морзе — флажками, фонарем. ОЭия- культура, развитие выносливости, игры и состязания — бокс, борьба, гребля, прыгание.

 

 

Рассказы у костра N°- 18, 19.

СохрпненИе здоровья

Чистота и гигиена, рациональное питание, режим дня, варядка, вред курения и спиртного, предупреждение болезней, одежда, первая мeди;tинcкaя помощь.

 

Рассказы у костра

N- 20, 21, 22.

блаіорорство рыцарей, спжооблпдпнпс, сажосовершенствованис

 

благородство мыслей и поступков по отношению к другим, самодисриплина, самосовершенствование. hескорыстие, самопожертвование, доброта, великоду- шие, вежливость, дружеские отношения, почтительность к женщинам.


Самообладание, честь, справедливость, честность, преданность, дисциплина, храбрость, настойчивость, хорошее расположение духа и приветливость.

Самосовершенствование, долг перед Богом, долг перед обществом, смирение, самопожертвование,  бережливость, достижение ycпexa в жизни, скаутинг и

0           политика.

 

Вассказы у костра N°- 23, 24, 23.

o                           taк поступать при несчастных случаях

 

 

Подготовка к оказанию первой помо- щи: при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, спасение утопающих и людей из горящих зданий, остановка по- несших лошадей, пресечение паники, бе- шенньіе собаки, укусы смей. Переломы, ожоги, кровотечения, обмороки, перено- ска больных.

 

 

Таково, вкратце, содержание знаменитой кнuzu. Все принцпппплъные по pa- zozuчecкПe положения сохрпняют свою cuny u понътнс, хотя технПческпМ про- гресс нерsнавпемо пsменпл жизнь.


     

олею судеб оказавшись как то в Лондоне, я не преминул посетить

«Дом Баден-Пауэлла», где также расположилась Штаб-квартира Скаутской Ассоциации Великобритании. В этом здании на первом этаже находится выставка документов и материалов, рассказы- вающих о жизни и деятельности Основателя движения, об исто- рии скаутов всего мира. Как посмотришь на умело подобранные

реликвии, так и хочется сразу сказать, что Баден-Пауэлл — это нечто неземное, безгрешное, взирающее на посетителей торжественно-печально. А мне показа- лось, что он такой же человек. Умный, талантливый и счастливый.

 

 

Fенриетта Грейс Смит стала третьей супругой священника, профессора геометрии Оксфордского университета Бадена Пауэлла. С первой женой он прожил почти пятнадцать лет, но, к сожалению, детей у них не было. После второго брака двое старших детей были усыновлены родственниками в Ирлан- дии, а Шарлотта Элизабет и Баден Генри остались с отцом.

Когда же профессору исполнилось 49 лет, он женился в третий раз. Генри- етта Грейс была моложе его на 28 лет и родила девять детей. Но, учитывая то, что уровень детской смертности в ту эпоху даже в столь высокоразвитой стране, как Англия, был весьма высок, не удивительно, что четверо из них умерли.

В 1856 г. семья переехала в Лондон. Здесь, в доме 6 по Стенхоуп Стрит, в воскресенье 22 февраля 1857 г. родился мальчик, которого назвали Роберт Сте- фенсон Смит Пауэлл. Имя «Смит» перешло от матери, а «Стефенсон» — от крест- ного отца Роберта Стефенсона, сына изобретателя паровоза. Впрочем, Робер- том его стали называть значительно позже, после получения рыцарского титу- ла. А до этого все звали его просто Стиви. Отцу недолго довелось воспитывать своих мальчиков и девочек — в I860 г. он умер, и 35-летней Fенриетте пришлось взвалить на себя тяжесть содержания, обучения и воспитания девятерых дети- шек (от 9 до 21 года от роду). Конечно, ей помогали родственники, но все же старших пришлось поместить в интернат, оставив дома малышей Роберта, Аг- нес и Бадена.

От профессора Пауэлла осталось множество книг, коллекции листьев и ба- бочек, научные инструменты. Дети, подрастая, проводили много времени в библиотеке. Мать так много рассказывала детям об их отце, что в память о нем они изменили свою фамилию на Баден-Пауэлл.

До одиннадцати лет Стиви не посещал школу, что звучит для нас довольно странно. Но в Англии того времени посещение школы было вовсе не обязатель- ным делом. Миссис Баден-Пауэлл сама занялась обучением младших детей. Рас- положенный рядом с домом Fайд-Парк давал прекрасную возможность сделать особый упор на изучение животного и растительного мира, рыбной ловле и плавании на лодке по озеру. Постепенно у мальчика стали проявляться разноо- бразные интересы. К тому же он был на редкость универсален —делал все оди-


 

42.


наково как правой, так и левой рукой. С особым желанием он музицировал и сочинял короткие пьесы, где для себя оставлял роль шута, конструировал и запускал в небо воздушных змеев, замечательно имитировал повадки и звуки животных и птиц и даже людей, читал книги и писал рассказы, которые сам же иллюстрировал.

Наконец, одиннадцати лет от роду, Стиви был отправлен учиться сначала

в Танбридж, а затем в Чартерхаус, где он был освобожден от платы за обучение. Последняя школа была и есть одна из девяти старейших в Англии (следователь- но, наиболее привилегированных) мужских привилегированных средних школ. Почти как везде, в этой школе были свои традиции. У всех ребят были прозвища. Вот Стиви, например, получил клички «Кишка», «Лорд Банное По- лотенце» (Baden-Powell звучит очень похоже на  bathing towell), «БП». Из них последняя осталась с ним до конца его жизни. Так и будем его называть дальше.

Директор школы был веселым и внимательным человеком. Для него более важным было воспитание в его питомцах сильного духа и характера, для чего детям предоставлялись широкие возможности для внеурочных занятий. Вот и Стиви пел в хоре, играл на горне, валторне, рисовал, много купался, играл в детских спектаклях, стрелял из «духовки», играл вратарем в футбольной коман- де школы.

В 1872 г. школа переехала в новое здание в Суррей. Но «один переезд равен большому пожару». Когда ребята приехали к новому месту учебы, они обнару- жили, что некоторые помещения еще не достроены, мебели нет, электричество не подключено, крысы бегают полчищами. Вскоре все наладилось, но лето про- шло по-своему на редкость интересно и весело.

Успехов в учебе Стиви не показывал к огорчению своей матери. Конечно, было обидно осознавать, что по успеваемости сын плетется позади своих одно- классников почти по всем предметам. «Ленится на уроках французского язы- ка», «спит в школе», «никакого прилежания», — писали его учителя. Единствен- ной отдушиной был парк. Почти настоящий лес с извилистыми тропинками, густыми зарослями орешника и огромными дубами. Здесь можно был легко спрятаться от учителей и воспитателей. «Я чувствовал себя обитателем глухой чащи, охотником и индейским разведчиком. Я передвигался на цыпочках, рас- познавая приметы, и наблюдал за кроликами, белками, крысами и птица-

ми», — вспоминал потом БП. Стиви быстро научился ловить кроликов, освеже- вывать их и запекать на костре. «Но, зная, что «краснокожие» где-то рядом (учителя, бегающие по лесу в поисках прогульщиков), я разводил бездымный костер из опасения обнаружить свое убежище... Я научился скрываться на дере- вьях, когда приближалась опасность, так как понял, что учителя очень редко смотрят вверх...» Эта жизнь на природе, может быть, не дала обширных знаний, но зато дала другое — не только умение наблюдать и скрываться, но и чувство восхищения животными, птицами, бабочками, лесом, закатом солнца.

Старшие братья много рассказывали Стиви о своих приключениях на кани- кулах, а вскоре и приняли его в свою компанию. Отныне свои походы с ночев- ками на открытом воздухе они стали устраивать вместе. Самый большой инте- рес вызывали экскурсии на фабрики по производству мебели, бумаги, керами- ки. Ну, а вершиной их туристской жизни стал поход на лодке по рекам Темза, Эйвон, Северн, Уай. Каждый вечер путешественники вытаскивали свою лодку на отмель. ставили палатку, разводили костер и готовили себе ужин. Все почти как в книге «Трое в лодке».

Братья уже давно учились в университетах, а Стиви все никак не мог ре- шить, чем ему заниматься дальше. Провалом закончилась попытка поступле- ния в Оксфордский университет. Не помогли даже друзья его отца. Он оцени- вал свои достижения куда как скромно. Как-то он рассказывал, что химию смог


сдать лишь потому, что случайно вспомнил, что означает слово «плюмбум», а математику благодаря тому, что попросту вызубрил несколько книг Эвклидо- вых вычислений. А с французским ему просто повезло, что экзаменатор оказал- ся приятелем его учителя в Чартерхаусе. БП вспоминал это потому, что задавал себе вопрос: «А так ли нужны энциклопедические знания в повседневной жиз- ни?». Но БП нашел достойный выход из ситуации — в июле 1876 г. он выдержал экзамен на занятие вакантной офицерской должности Британской армии. Не просто выдержал, а показал к тому же блестящий результат — стал пятым в пе- хоте и вторым в кавалерии из 718 претендентов! Будущий фельдмаршал Плю- мер на тех экзаменах остался далеко позади Стиви.

Так или иначе, но отличный результат дал ему возможность не проходить дополнительную подготовку в Королевском Военном Колледже, а сразу же по- лучить звание младшего лейтенанта и место в 13-м Гусарском полку, раскварти- рованном в Индии.

Вряд ли его карьеру можно назвать головокружительной. Он не был «везун- чиком». У него не было своих средств и богатых родственников или покровите- лей. БП сам искал возможность отличиться, показать себя. Он охотно лез во всякие авантюры, писал прожекты, менял места службы (Афганистан, Южная Африка, Индия, Балканы...). С трудом, но он продвигался-таки по служебной лестнице: лейтенант — капитан — бригад-майор — полковник... Солдат до мозга костей, не имеющий семьи и дома, он мог только воевать. Но все равно он был лишь одним из многих офицеров доблестной (или не очень доблестной) бри- танской колониальной армии.

Пытаясь найти себя, БП увлекся разведкой. В 1886 г. вместе с братом Баде- ном он отправился частным порядком в вылазку на германские и русские ма- невры. Смешавшись с толпами зевак, они довольно удачно собирали информа- цию. Несколько раз их задерживали, но по счастью, братьям удалось благопо- лучно выбраться из России через Кронштадт на английском пароходе под видом членов команды. Через несколько лет БП с улыбкой рассказывал об этом в своих мемуарах. Когда его книга попала в Россию, это вызвало сильное неудоволь- ствие у некоторых наших военных чинов. Так что организовать второй визит

в Россию, даже по личному приглашению Императора, оказалось совсем непросто.

Так получилось, что чаще всего ему приходилось обучать молодых солдат искусству разведки: плавание, стрельба, маскировка, наблюдение, выносли- вость, сила воли, смелость... Армия никогда и нигде не является особо веселым делом, и превратить солдатские обязанности в интересное занятие — это всегда большая трудность. Разделив своих подопечных на маленькие группы — патру- ли под руководством сержанта, он создал принципиально иную систему их под- готовки. В таком микроколлективе у солдат существовало чувство ответствен- ности за успехи друг друга. Выполнивший контрольные испытания получал от офицера особый знак в виде стрелки компаса, указывающей на Север и звание

«Разведчика 3, 2 или 1 разряда». Основные положения этой системы он изло- жил на бумаге и в 1899 г. издал их под названием «Цели скаутинга» (scout — это разведчик, a Scout — это Скаут. Будем иметь это в виду).

Наконец наступил звездный час для полковника Баден-Пауэлла. В июле 1899 г. он прибыл в Южную Африку, где началась война с бурами — потомками голландских переселенцев. БП оказался среди осажденных в маленьком городе Мэфкинг (ныне Мафекинг). Во многом благодаря его умению организовать обо- рону, город выстоял в течение 218 дней. БП не имел ни минуты покоя — окружил укрепления города кастрюлями с песком вместо мин со взрывчаткой и сумел убедить неприятеля в том, что «мины» настоящие; поставил передвижные про- жектора, создав впечатление целой батареи; без устали совершал вылазки, ре- когносцировки; он сам рисовал, писал статьи и издавал городскую газету; ста-


 

 

43.


 

44.


вил в солдатском театре пьесы; придумал и провел конкурс красоты среди ро- дившихся во время осады младенцев. Не зря в народе его прозвали «Импесса», то есть «Волк, который никогда не спит». Примечателен для нас факт, что гу- бернатор города, знаменитый Э. Сесиль, заменил часть мужчин на вспомога- тельных работах подростками, с увлечением помогавшими связными, наблю- дателями. Сформированный таким образом кадетский отряд существовал все время обороны города.

После этой эпопеи БП получил два «подарка». Во-первых, звание генерал- майора (для 43 лет это очень и очень неплохо), а, во-вторых, популярность в народе. Освещавшие ход войны журналисты справедливо сделали из него ге- роя, кумира для многих мальчишек всей огромной Империи. Вернувшись до- мой, Стиви неожиданно понял, что стал популярен — его просили выступать с рассказами о войне, испрашивали совета или просто автограф. Дети хотели подражать ему, брать с него пример. Появились даже детские кружки типа «Ли- ги Баден-Пауэлла», «Антисигаретной лиги Баден-Пауэлла», «Бригады Баден- Пауэлла» и так далее. Он много ездил по стране, выступая с лекциями. Посте- пенно у него выработалась определенная точка зрения на то, какие недостатки присущи современному обществу и как их нужно исправлять.

Во-первых, отмечал БП, Британской Империи грозит распад подобно Им- перии Римской. Тем более что перед глазами стоял недавний пример России, проигравшей войну маленькой, но дисциплинированной, единой Японии. Ему казалось, что молодежь его страны чрезмерно увлечена развлечениями и спор- тивными зрелищами. Погоня за удовольствиями привела молодежь к деграда- ции, как в физическом, так и в моральном отношениях. Поскольку перевоспи- тать взрослых людей уже невозможно, значит работу по воспитанию граждани- на, улучшению человеческой породы нужно опустить по возрастной лестнице на уровень детства, не зараженного пока болезнями современной цивилизации.

Второй проблемой общества БП считал напряженные классовые отноше- ния. Правильно воспитанные в духе «классового мира», дети смогли бы в буду- щем свести к минимуму социальные противоречия.

Наконец, чисто военные соображения также диктовали необходимость иного, чем раньше, воспитания детей. В современной войне будет нужен думаю- щий, находчивый солдат, а не автомат, безликий элемент многотысячного ста- да, слепо выполняющий приказы и команды. БП надеялся, что это возьмет на себя допризывная подготовка.

Еще одно удивляло. Его пособие для сержантов по обучению разведчиков стало популярно не только среди военных, но и учителей школ, воспитателей, руководителей отрядов «Юношеских Бригад»,                             «Бригад мальчиков- проводников». «Юношеская Бригада» («Бригада мальчиков») возникла по ини- циативе шотландца Уильяма Смита в 1883 г. Эта организация оказалась очень популярной среди детей, потому что, несмотря на усиленное религиозное вос- питание, она предлагала привлекательную деятельность. Им нравилось играть в солдаты — еженедельные парады, форма. Программа дополнялась воскресны- ми уроками по изучению Библии, летними лагерями, где можно было вдоволь пострелять из винтовки. Главным средством пропаганды движения стали ду- ховые оркестры «Бригад».

В 1904 г. У. Смит обратился к БП (в то время вице-президенту «Бригады») с просьбой разработать примерную программу гражданского воспитания детей и подростков — членов его организации. Обдумывание этого заняло у Баден- Пауэлла около двух лет. Отдельные идеи постепенно складывались в цельную картину. Но как мог генерал, не имевший опыта настоящего общения с детьми, что-либо им советовать? Он понимал уязвимость своего положения. В конце 1906 г. он встретился с Эрнестом Сетон-Томпсоном, естествоиспытателем, и


Б а д е н - П а у э л л с ж е н о й Ола в С о у м з и д е т ь м и


энтузиастом движения «лесных индейцев», и пришел в восторг от тех методов, которые использовал этот писатель в своей организации.

Весной 1907 г. он решился провести эксперимент. Его друзья ван-Раальте позволили ему провести на своем острове Браунси в графстве Дорсет лагерь. Жизнь на острове — что еще могли пожелать дети, выросшие на книгах о Робин- зоне Крузо и «Острове сокровищ»! Армейские друзья рискнули доверить ему своих сыновей. Еще десяток мальчиков прибыли из «Бригады» городов Пул и Борнмут. Старый приятель по Индии майор Кеннет Мак-Ларен установил на берегу палатки и даже привез с собой настоящего повара.

29 июля БП, его 9-летний племянник Дональд и трое ребят стали первыми обитателями лагеря на острове. Через два дня прибыло еще 18 мальчиков, и лагерь на юго-западном побережье зажил кипучей жизнью. Все дети были раз- делены на 4 патруля. Каждый патруль назывался именем животного или птицы и обозначался определенным цветом: «Быки» — зеленым, «Кроншнепы» — жел- тым, «Вороны» — красным, «Волки» — синим. Во главе патруля был назначенный лидер, на головном уборе которого крепилось обозначение стрелки.

Каждое утро ровно в 6 часов БП трубил в рог африканского животного куду. Хочешь не хочешь, но от такого рева просыпались все. Затем умывание, кружка молока и зарядка. Перед завтраком поднятие флага и молитва. В течение всего оставшегося дня ребята играли, соревновались, купались. Вечером один из па- трулей уходил из лагеря. Ребята несли с собой одеяла, спички, котелки и тарел- ки, муку, картофель, мясо, чай. Найдя любое приглянувшееся место, они устра- ивали там бивуак, готовили ужин, а утром завтрак, играли в индейцев.

Оставшиеся в главном лагере устраивали тем же вечером большой костер, садились вокруг него. Здесь на берегу залива, на фоне темного леса дети заво- роженно слушали рассказы БП об его приключениях. Кроме того, что все они были в таком лагере впервые в жизни, также впервые им пришлось лицом к лицу встретиться с прославленным генералом, обладавшим к тому же даром рассказчика. Один из участников этого лагеря вспоминал позднее: «Конечно, мы не думали, что делаем что-то особенно значимое, что со временем станет столь важным. И не думали совсем, что наш маленький лагерь станет фунда- ментом огромного всемирного движения. Мы знали только, что замечательно провели время с замечательным человеком».

Уже дома БП проанализировал прошедшие события и пришел к выводу, что его система работает! Придуманная для подготовки солдат из взрослых муж-


 

45.


 

46.


чин, она вполне может быть использована в воспитании мальчиков. В начале 1908 г. новое сочинение стало печататься в газете «Бригады». «Скаутинг для мальчиков» включал в себя рассуждения БП о воспитании, его целях и методах. Примечательна была и форма повествования — беседы у костра. Впервые опро- бованные еще в Индии, затем проверенные на Браунси, эти беседы оказались ключом к сердцу и разуму ребенка. Не лекции, а беседы, не в классе, а у костра. Весь теоретический и практический материал в книге располагался по те- мам — беседам: «Законы Скаутов», «Выслеживание», «Комфорт в лагере», «Как стать сильным», «Благородство рыцарей», «Как поступать во время несчастных случаев» и т.д.

Преуспевающий книгоиздатель и журналист Артур Пирсон сразу оценил изобретение и согласился напечатать переработанную книгу и даже рискнул начать издание детского журнала в русле идей БП. 15 января 1908 г. первая часть книги поступила в продажу, с 14 апреля стал издаваться еженедельный журнал

«Скаут», в мае — «Скаутинг для мальчиков» вышел отдельной книгой и до конца года она переиздавалась еще несколько раз. В следующем году был сделан ее перевод на 5 языков, а к 1928 г. она вышла уже в 26 странах. Отряды возникали повсеместно «как грибы»: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Россия, Чили, Индия... Баден-Пауэлл стал получать массу писем, в которых дети и взрослые требовали разъяснений, комментариев, советов. После консультаций со свои- ми друзьями он учредил Бюро по переписке. Чтобы не выпускать движение из своих рук, БП ушел в отставку. Это дало ему возможность полностью переклю- читься на скаутскую организацию и совершить ряд поездок по странам Европы, в том числе посетить Россию.

Он прибыл в Санкт-Петербург на новый 1911 г. 20 декабря он был принят Императором и произвел на него положительное впечатление. Через четыре дня БП и английский консул побывали в Московском Александровском пехот- ном училище, где к тому времени уже работала группа юных разведчиков Г.За- харченко. В 1918 г. он опубликовал свои воспоминания об этой поездке, и прием в училище, как оказалось, очень его позабавил. Офицеры и преподаватели при- были на завтрак в полной форме, со шпагами. Хозяева усердно пытались упоить приезжего генерала, против чего пришлось прибегнуть к различным улов- кам — после усиленной алкогольной подкормки ближайший цветок наверняка стал лучше расти. БП не упомянул еще об одной встрече, наверное, она показа- лась ему дежурной. Но для русских скаутов она стала событием.

Олег Пантюхов так описывал ее: «Во время нашей беседы Пауэлл показал мне свой небольшой альбом, куда он зарисовывал все главное, типичное, что он встречал на пути. Мне запомнились толстые кучера, с подушками на животе и на сиденье, а также рисунки купцов, баб и проч. Он был с художественным талантом и сам иллюстрировал свои книги. Я заметил, что Баден Пауэлл рисо- вал левой рукой. Он объяснил мне, что умеет одинаково рисовать и левой и правой, что такая сноровка для скаутов практична. Баден Пауэлл предложил

мне пива, и я не без удивления видел, как он пил его: мне казалось, что не только табак, но и все спиртное не подходит для настоящего скаута».

В сентябре 1909 г. БП предложил скаутам своей страны собраться в Лондоне на смотр. Он был действительно ошарашен тем, когда увидел 11 тысяч детей (!!!) и их руководителей. Здесь же присутствовала группа девочек, называвших себя

«герл-скаутами». Их настойчивость подвела БП к мысли попробовать вовлечь в движение и прекрасную половину человечества. Практическую работу взяла на себя его сестра Агнес. Она и возглавила первый комитет девочек-скаутов.

В 1911 г. он познакомился со своей будущей женой, 23-летней Олав Соумз.

Ее отец очень ждал сына, но родилась дочка. Поэтому пришлось загодя заготов- ленное датское имя Олаф переделать на Олав. Под влиянием отца она полюбила спорт. Как правило, она играла по десять геймов в большой теннис ежедневно.


Этот камень – напоминание об экспериментальном лагере из 20 парней, к о т о р ы й проводился на острове Броунси с 1 п о 9 а вг у с т а 190 7 г о д а Робертом Баден - П а у э лл о м,

основателем и руководителем скаутского движения.


К тому же много плавала, ездила на велосипеде, каталась на коньках, играла в хоккей, ходила в длительные походы. Такая энергичная супруга руководителя не могла не стать новой руководительницей движения девочек-скаутов. Так и случилось. БП настоял на том, чтобы Агнес «ушла в запас».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.084 с.)