Часть вторая. Краткое изложение истории русского народа до призвания варягов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть вторая. Краткое изложение истории русского народа до призвания варягов



Распространение Руси и «откуда есть, пошла Русская земля».

Согласно русским летописям, Русь распространялась из нынешней северной Германии. В русских летописях при перечислении народов эта земля обозначается как Русь. В средневековых хрониках – это земля венедов (вендов).

Отсюда Русь распространялась следующими путями:

Первый: по морю к западу, затем, обогнув Европу, - по нынешнему Средиземному морю на запад Малой Азии, в Сирию, Палестину, Египет и далее к востоку (Месопотамия, Иран, Индия).

Второй: по Руценскому (Ругейскому) морю от острова Рюгена по водному пути из Балтики в Черное (Русское) море, включая Волгу, называвшейся в индийской мифологии Расой. От них Варязи к северу от финского залива и Русь на севере. По всей видимости они распространялись от Волги далее на восток до Дальнего Востока и нынешнего Китая.

Третий: по северному побережью Русского (Черного) моря (тавроскифы), от них - русские варяги на Русском (Черном море), и вверх по Днепру, от них поляне в Киеве и название реки Русы.  

Со временем в Варязи к северу от Финского залива стали прибывать норманны в качестве викингов, осуществляющих захватнические походы. В результате на варяжскую Русь наслаивался норманский этнический субстрат, в том числе в речи, именах, географических названиях. В результате и в Византии, и западных странах складывались ошибочные представления о Руси, а русские имена, названия в их источниках часто стали носить норманнский характер.

Именно варяги из варяжской страны к северу от Финского залива по состоянию на 859 год взимали  «дань... на Чюди и на Словѣнех ‧ на Мери ‧ и на всѣхъ Кривичѣхъ».

Призвание варяжской Руси.

 

Между 861 и 862 годами «изъгнаша Варѧги (из варяжской страны к северо-западу от летописной Руси) за море и не даша имъ дани. и почаша сами в собѣ володѣти ‧ и не бѣ в нихъ правдъı ‧ и въста родъ на родъ ‧ бъıша в них̑ усобицѣ ‧ и воєвати почаша сами на сѧ рѣша сами в себѣ ‧ поищемъ собѣ кнѧзѧ ‧ иже бъı володѣлъ нами ‧ и судилъ по праву ‧ идаша  за море къ Варѧгомъ к Русı ‧ сице бо сѧ звахуть и ‧ варѧзи суть ‧ ӕко се друзии зъвутсѧ Свое ‧ друзии же Оурмане ‧ Анъглѧне друзıи Гъте ‧ тако и си рѣша ‧ Русь ‧ Чюдь Словѣни ‧ и Кривичи ‧ всѧ землѧ наша велика и ѡбилна ‧ а нарѧда в неи нѣтъ ‧ да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами ‧ и изъбращасѧ ‧ г҃.  братьӕ ‧ с родъı своими ‧ поӕша по собѣ всю Русь ‧ и придоша старѣишии Рюрикъ ‧ а другии Синеоусъ на Бѣлѣѡзерѣ ‧ а третии Изборьстѣ ‧ Труворъ».

Откуда же призывалась варяжская Русь?

Если судить по тексту летописи о пути Варяжской Руси, можно заключить, что варяжская Русь призывалась от Черного моря, названного в летописи Русским морем. Так, сначала Русь пришла на Белоозеро, а затем – в Изборск.

За какое же море шли призывать варяжскую Русь?

Путь из Черного (Русского) моря по Азовскому морю, речными путями Дона и Волги до Белоозера, затем до Ладоги обозначается в летописи как продолжение Варяжского моря:

«того ѡзера (Ладожского) внидеть оустьє в море Варѧжьскоє ‧ и по тому морю ити до Рима а ѿ Рима прити по томуже морю ко Цр҃югороду а ѿ Цр҃ѧгорода прити в Понотъ морѧ … тѣмже  и  из Руси можеть ити в Болгаръı и въ Хвалисъı наста въстокъ доити въ жребии Симовъ ‧ а по Двинѣ въ Варѧги ‧ изъ Варѧгъ до Рима ‧ ѿ Рима до племени Хамова а Днѣпръ втечеть в Понетьскоє море жереломъ ‧ єже море словеть Рускоє».

Таким образом, шли за море, являющееся продолжением Варяжского моря к востоку.

Путь этот в качестве пролива, соединяющего Балтийское и Черное моря приводится в сочинении Аль-Масуди, считавшим, что Черное море соединяется с Океаном рукавом. Согласно его сведениям, по данному заливу никто, кроме русов, не плавает.

Соответствующие аналогии находим в «Истории эстландской» Адама Бременского и «Хронике славян» Гельмольда.

У Адама Бременского: «Ругейское (море) не в дальном разстоянии в Грецию течет». И далее: «При Балтиском море к южному берегу живут в первых датчане и иные люди, потом пространнейшая Польская земля распространяется, о которой говорят, граница оныя с царством руским смежна. Оная есть последняя и превеликая винулов (венедов) область, которая и кончится к югу заливом».

У Гельмольда: «Залив тамошнего моря от западного окиана … по подобию пояса долгим течением мимо Скифския области простирается до самой Греции». Немного потом: «Руценское море Эстландское кратким заливом в Грецию течет».

В движении по Варяжскому морю до Черного моря Русь оседала на северном побережье Черного (Русского) моря, затем Русь двигалась вверх по Днепру. Этим путем пришли к киевским горам братья Кий, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь. «Сѣдѧще Кии на горѣ гдѣже нъıне оувозъ Боричевъ ‧ а Щекъ сѣдѧше на горѣ ‧ гдѣже нъıне зоветсѧ Щековица ‧ а Хоривъ на третьєи горѣ ‧ ѿ негоже прозвасѧ Хоревица ‧ и створиша градъ во имѧ брата своєго старѣишаго ‧ и нарекоша имѧ єму Києвъ ‧ бѧше ѡколо града сѣсъ и боръ великъ ‧ и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смъıслени нарицахусѧ Полѧне».

Еще в 10 веке греки, которые издавна селились здесь, рассматривали земли от нынешнего Севастополя до устья Днепра в качестве внутренней России. Об этом писал в своем сочинении "Об управлении империей" (параграф 42) византийский император Константин VII Багрянородный (905-959 годы).

В просторечии жителей Тавриды византийцы называли росами (см. «Историю» Льва Диакона, книга IV, параграф 6).

 

 


 

 § 3. Русь и славяне.

 Русь распространявшаяся из венедской Руси смешивалась с геродотовскими скифами. В результате сформировалась народность славян (в русских летописях – словен).

Примечание. В восточных источниках их называли «сакалибы». Возможно название «сакалибы» образовалось из двух слов: саки – скифы (по свидетельству Геродота персы всех скифов зовут саками, VII, 64) и Лаба – славянское наименование венедской реки Эльба.

 

 Летопись сообщает, что «Во мнозѣхъ же времѧнѣх ‧ сѣли суть Словѣни по Дунаєви ‧ гдѣ єсть нъıне Оугорьска землѧ ‧ и Болгарьска ‧ ѿ тѣхъ Словѣнъ разидошасѧ по землѣ ‧ и прозвашасѧ именъı своими ‧ гдѣ сѣдше на  которомъ мѣстѣ ‧ ӕко  пришедше сѣдоша ‧ на рѣцѣ имѧнемъ Марава ‧ и       прозвашасѧ Морава ‧ а друзии Чеси нарекошас̑ ‧ а се ти же Словѣни Хровате Бѣлии ‧ и Серебь ‧ и Хорутане ‧ Волхомъ бо нашедшемъ  на Словѣни на        Дунаискиӕ ‧ сѣдшемъ в них ‧ и насилѧщемъ имъ ‧ Словѣни же ѡви пришедше сѣдоша на Вислѣ ‧ и прозвашасѧ Лѧхове ‧ а ѿ тѣхъ Лѧховъ прозвашасѧ Полѧне ‧ Лѧхове ‧ друзии Лутичи ‧ ини Мазовшане ини Поморѧне ‧ такоже и ти Словѣне пришедше и сѣдоша по Днѣпру ‧ и нарекошасѧ Полѧне ‧ а друзии Древлѧне зане сѣдоша в лѣсѣх ‧ а друзии сѣдоша межю Припетью и Двиною ‧ и нарекошасѧ Дреговичи ‧ рѣчьки ради ӕже втечеть  въ Двину ‧ имѧнемъ     Полота ‧ ѿ сеӕ прозвашасѧ    Полочане ‧ Словѣни же сѣдоша ѡколо єзера     Илмерѧ  ‧ прозвашасѧ своимъ имѧнемъ и сдѣлаша градъ ‧ и нарекоша и Новъгородъ ‧ а друзии сѣдоша по Деснѣ ‧ и по Сѣли по Сулѣ  и нарекоша Сѣверъ ‧ тако разидесѧ Словѣньскии ӕзъıкъ тѣмже и грамота прозвасѧ Словѣньскаӕ». – так в русских летописях описывается расселение славян и приход их в Русскую землю.

В Повести временных лет перечисляются словенские племена, пришедшие в Русь: «се бо токмо Словѣнескъ ӕзъıкъ в Руси ‧ Полѧне ‧ Деревлѧне ‧ Ноугородьци ‧ Полочане ‧ Дреговичи ‧ Сѣверъ Бужане зане сѣдоша по Бугу послѣже же Велъıнѧне».

И далее: «Полѧномъ же жиоущемъ ѡсобѣ ‧ ӕкоже рекохомъ ‧ суще ѿ рода Словѣньска ‧ и нарекошасѧ Полѧне ‧ а Древѧнѧ же ѿ Словѣнъ же ‧ и   нарекошасѧ Древлѧне ‧ Радимичи бо и Вѧтичи ѿ Лѧховъ ‧ бѧста бо ‧ в҃ ‧ брата в Лѧсѣх ‧ Радимъ ‧ а другому Вѧтко и пришедъша ‧ сѣдоста Радимъ на Съжю ‧ прозвшасѧ Радимичи ‧ а Вѧтъко сѣде съ родомъ своимъ по Ѡцѣ ‧ ѿ негоже прозвашасѧ  Вѧтичи ‧ иже бѧху в мирѣ Полѧне ‧ и Деревлѧне ‧ Сѣверъ и Радимичь ‧ и Вѧтичи ‧ и Хрвате ‧ Дулѣби живѧху по Бу҃ гдѣ нъıне Велъıнѧне ‧ а Оулучи Тиверьци ‧ сѣдѧху бо по Днѣстру ‧ присѣдѧху къ Дунаєви бѣ множьство ихъ ‧ сѣдѧху бо по Днѣстру ‧ или до морѧ ‧ суть гради их ‧ и до сего дн҃е. да то сѧ зваху ѿ Грекъ ‧ Великаӕ Скуфь».

В Повести временных лет отмечается, что «бѣ єдинъ ӕзъıкъ Словѣнескъ ‧ Словѣни же сѣдѧху по Дунаєви ихже прıӕша Оугри и Марава ‧ Чеси и Лѧхове и Полѧне ӕже нъıнѣ зовомаӕ Русь. симъ бо первоє преложенъı книги Маравѣ. ӕже презвасѧ грамота Словѣньскаӕ. ӕже    грамота єсть в Руси и в Болгарѣх̑ Дунаискихъ».


 

Имя «Русь».

 

В Повести временных лет даются названия народов, исходя из их особенностей, при этом, в основном, по-русски.

Отличительной характеристикой Руси был красноватый, светлый цвет. По-русски – русые, а все вместе – Русь.

Слово «русский» стало у греков синонимом слова «красный». Так Русское море (Черное море) во времена Геродота называли Красным морем.

Русь распространялась по Евразии преимущественно по рекам. Отсюда реки стали называться русами, а место, где течет река – руслом.

А вот другие имена, характеризующие по-русски особенности народностей: словене (говорящие на русском языке), немци (не говорящие на русском языке), поли (живущие в полях, для геродотовских скифов), чудь, меря, мурома, весь, мордва, ямь, угра, зимегола, любь, наиболее ярко отражающие приведенный выше принцип названия народов.

Из русского языка понятно же название народа чудью. Названия племен «меря», «мурома», «мордва» связано с морем (очевидно, с продолжением варяжского моря на восток).

«Ямь», «угра» отражают особенности местности: болотистая низменность и гористая местность соответственно. «Зимегола» - на голой земле и т. д.

А варяги – по-русски это приходящие со стороны.

Название «словены» свидетельствует о том, что речь их была русской. Особенностью внешнего вида словен, проишедших от Руси, был также как у Руси красноватый цвет.

«Как бы подлинно видишь в них толпу славян (сакалиба) красных», - писал Аль-Ахталь - месопотамский христианин (жил в Дамаске во второй половине VII века).

О красном цвете славян упоминают также Масуди, византийский историк VI века Прокопий Кесарийский. Так Прокопий Кесарийский в книге V «Истории войн Юстиниана» (раздел 14) отмечал: «Телом и волосом (славяне и анты) ни полностью белые, как светлорусые, ни где-нибудь полностью темные,но повсюдукрасноватые» («ta de swmata kai tas komas oute leukoi es agan, h xantoi eisin, oite ph es to melan antois pantelws tetraptai, all uperutqroi eisin apantes»).

 

 

 

 

Западные народности.

 

Западную Европу заняли галлы (по повести Временных лет – вольхва). Согласно Повести временных лет вольхва формировалась из страны гадиритов, расположенной на южном берегу Испании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.018 с.)