Ибн хордадбех. Книга путей и стран / перевод с арабского, комментарии, исследование, указатели и карты Н. Велихановой. - баку: элм, 1986. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ибн хордадбех. Книга путей и стран / перевод с арабского, комментарии, исследование, указатели и карты Н. Велихановой. - баку: элм, 1986.



§ 10. Титулы владык земли

Владыка ал-Ирака, которого простонародье называет Кисрой, [носит титул] шаханшах. Владыка ар-Рума (Византии), которого простонародье называет Кайсар, - Басил (василевс). Все владыки тюрок, тибетцев и хазар - хаканы, кроме владыки карлуков (ал-харлук), которого называют джабгуйа, а владыка ас-Син -   Багбур (арабская передача титула китайского императора). Все эти владыки - потомки Афризуна. Величайший владыка Большого Хинда (Ал-Хинд ал-Акбар) - балхара, т. е. владыка владык (титул одного из индийских владык). Титул джаба носят владыки ат-Тафина, ал-Джурза, Габы, Рахмы и Камаруна, которые являются владыками земель ал-Хинда (Синда). Владыка аз-Забаджа (Явы) носит титул фатиджаб, владыка ан-Нубы (к югу от  Ассуана - выше первого Нильского порога) - кабил, владыка ал-Хабаша (название относилось к эфиопам) - аннаджаши, владыка островов Восточного моря (ал-бахр ашшарки) - ал-махарадж, владыка ас Сакалиба - кназ (князь).

§ 51. Обзор [племен] берберов

Румиййа, Бурджан (Болгария), страны ас-сакалиб (славян) и ал-абар (иберов) расположены севернее ал-Андалуса.

Вот что доставляется с Западного моря: евнухи-славяне, румийцы, франки (ал-ифранджа) и лангобарды (ал-лунгубардиййун), невольницы-румийки и андалуски, шкурки заячьи и даманьи, из благовоний - стиракс, из фармацевтических - мастика. Со дна этого моря у берегов Фиранджи достают коралл, который простонародье называет марджан.

Что касается моря, которое [простирается] по ту сторону славянских [земель] и на [берегу] которого находится город Тулийа, то по нем не плавают ни суда, ни лодки и ничего оттуда не вывозят. Таково же море, в котором находятся острова счастливых (Джазаир ас-Су 'ада). По нему также не плавают и ничего оттуда не приходит. Это [море] также находится на западе.

§ 60а. Сведения об ал-Джарби

Ал-Джарби - это страны севера - четверть [обитаемых] земель... Здесь также ал-Бабр, ат-Тайласан, ал-Хазар, ал-Лан, ас-Сакалиб, ал-Абар.

§ 72в. Если говорить о купцах ар-Рус,

то это одна из разновидностей (джинс) славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому (Византийскому) морю. Владетель (сахиб) ар-Рума (Византии) взимает с них десятину (ушр). Если они отправляются по Танису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель (сахиб) также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан (Каспийскому) и высаживаются на любом берегу. Окружность этого моря 500 ф (1 фарсах = 3 милям = 6 км = 12 тыс. локтей). Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи (хадам). Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать (джизью).

§ 74. Обитаемая часть земли разделена на четыре части

В их числе Аруфа (Европа), в которой расположены ал-Андалус, [земли] ас-сакалиба, ар-Рум, Фиранджа (франкская империя), Танджа, [и] так до рубежей Мисра. Затем [идет] Лубийа! в ней Миср, ал-Кулзум, ал-Хабаша, ал-Барбар и то, что прилегает к ним, и ал-Бахр ал-Джануб (южное море); в этих странах нет ни кабанов, ни оленей, ни диких ослов, ни козлов; Итйуфийа (четверть Земли, которая включала часть Аравийского полуострова с Тихамой и Йеменом, а также Индию и Китай): Тихама, Йемен, ас-Синд, ал-Хинд, ас-Син. Аскутийа: в ней Арминийа, Хурасан, земли тюрок и хазар.


Из книги "История царей" ат-Табари (писал около 914,915 - 922,923 гг.)*

Ат-Табари родился в 838-839 г. в столице Табаристана, однако большую часть жизни провел в Багдаде. Важнейшее его сочинение - "История царей", охватывающее всеобщую историю от сотворения мира до 914-915 г. и представляющее первый образец всемирной истории в мусульманской литературе, которой пользовались все мусульманские историки. Через 50 лет после ее составления она по велению саманидского властителя Хоросана была переведена его визирем на арабский язык. Более компактный перевод вытеснил подлинник.

1. «Турк", славяне, яджудж и маджудж и другие нам неизвестные народы происходят от Яфета».

2. «В Баба-аль-Абабе (Дербенде) находился тогда (в 644 г.) царь, по имени Шахриар, который пошел к Абдуррахману обратно (навстречу), заключил мир с тем, чтобы не платить дань (арабам), и сказал следующее: "Я нахожусь между двумя врагами, один - хазары, а другой - русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтобы они не вышли из своей страны. Считайте это нам данью и податью, чтобы мы ежегодно это давали».

Абдуррахман ответил: надо мною есть высший повелитель, я его извещу, и он послал Шахриара с одним из своих к Сурраке, который сказал: «Извещу об этом Омара». Когда Омар был уведомлен об этом, он дал ответ, чтобы это считалось данью. И обычай этот был введен во всех дербендах (дербенды - горные проходы), что они не платят ни подати, ни дани, для того, чтобы они не допускали неверных к мусульманам, сами воевали бы с ними и удерживали бы их от земли мусульман».

3. «Затем Абдуррахман совещался с Шахриаром и сказал: «Я буду вести в этих дербендах священную войну, выступлю с войском и обращу жителей городов и дербендов в мусульман». На что Шахриар сказал: «Мы у них то хвалим, что они врагу дороги к нам не дают». Абдуррахман же сказал: «Я с этим не согласен. В этих дербендах по ту сторону, когда проходят мимо Руса и Джураи, то находят государство и многие города, которые называют Баланджаром, и отсюда далее по ту сторону находится стена Искандера, называемая стеной яджуджа и маджуджа, которую Дуль-Карнайн (Двурогий, прозвище Александра Великого) соорудил на краю востока».

Абдуррахман продолжал: «Я не удовольствуюсь, пока не достигну границы Баланджара с войском. Если бы я не боялся повелителя верных, то проник бы до стены яджуджа и маджуджа».

И взял он войско, отправился через один дербенд в поход против Баланджара, проник с войском на 200 фарсангов в этой земле, многие города обратил к исламу и пошел обратно в Дербенд».

4. «Гишам послал кого-то и отозвал его (полководца Саида аль-Хараши, воевавшего с хазарами) и прислал Марвина, который отправился из Сирии с 120000 человек в Армению, пришел на место лагеря, называемого Кисаль, близ Бардаи, начал воевать с царями Армении, подчинил их себе и завоевал всю землю Армении. Затем написал он приказ к тем войскам, которые были в Баб-аль-Абвабе, чтобы они пришли к нему. Затем Марван велел созвать войско, взял его и пришел в ущелье, называемое Баб-аль-Аллан, все убивая пока не пришел он в Самандар, который есть один из хазарских городов. Также войско из Баб-аль-Абваба пришло с человеком по имени Асид аль-Лям и у Марвана дополнилось войско до 150000. С этим войском следовал он до города Самандара, где живет царь хазарский. Хакан бежал, и Марван отправился дальше, оставив город позади себя, расположился лагерем при славянской реке, напал на жилища неверных, убил их всех и разрушил 20000 домов».


Из сочинений Абуль-Хасана Али ибн-Хусейна, известного под прозванием Аль-Масуди (писал от 20 или 30 до 50-х годов Х века)*.

Аль-Масуди родился в Багдаде, происходил из благородного арабского семейства. Принадлежа к учённейшим людям, Аль-Масуди имел также склонность к путешествиям, так что, начиная от 912 года до своей смерти в 956-7 году, мы видим его постоянно в путешествиях. Он путешествовал по Ираку, Армении, Каспийскому морю и прибрежным его странам, Персии, Индии, острову Цейлону, может быть по Малайскому и Китайскому морям на востоке, Египту, Африке и Испании на западе. Аль-Масуди успел написать более 20 сочинений, причем некоторые включают от 20 до 30 томов. Наиболее важные из них: 1 Повествования времени,  громадное сочинение энциклопедического характера; 2) Средняя книга, сокращение первого сочинения; 3) Золотые луга и рудники драгоценных камней, опять сокращение предыдущих двух. Первые два не сохранились. Приводимые отрывки взяты из «Золотых лугов».

1. «Следующие народы происходят от Яфета: Ашбан, Рус, Бурджан, Хазрадж, Турк, Славяне, Яджудж и Маджудж, Фарс, Мадян, обитатели островов моря и Булгар».

2. «Славяне разделяются на многие народы; некоторые из них есть христиане, между ними находятся также язычники, точно также солнцепоклонники. Живут они при большой реке, текущей с востока на запад. Другая река в их стране течет с востока на запад, пока не изливается еще в другую реку, приходящую из стран Ильгуза.

В их стране много рек, текущих с севера. Ни одно из озер их не солено, потому что страна их далека от солнца и вода их сладка; вода же близкая к солнцу, бывает солена.

Страна, которая далее за ними к северу, необитаема по причине холода и множества воды. Большая часть их племен есть язычники, которые сжигают своих мертвецов и поклоняются им. Они имеют многие города, также церкви, где навешивают колокола, в которые ударяют молотком, подобно тому, как у нас христиане ударяют деревянной колотушкой по доске».

3. «Народ нукабарда происходит от Амира (Гомера?) сына Яфетова. Они поселились между греками и франками; их государство обширно, а царь их почитается. Обитают они во многих городах и есть большую частью христиане; некоторые из них не имеют никакой веры. Они нападают на франков и славян, которые, в свою очередь, нападают на них и прогоняют их. По наружности они походят на греков».

4. «Бурджан есть из потомков Юнана, сына Яфетова; государство их велико и обширно; они нападают на греков, славян, хазар и турков, ожесточеннее всех на греков. От Кустантинии (Константинополя) до страны бурджан 15 дней пути, страна же Бурджан окружена терновым забором, в котором находятся отверстия наподобие деревянных окон; забор этот подобен стене при канале. Деревни не имеют такого забора. Бурджане есть язычники и не имеют священной книги. Кони их, употребляемые ими для войны, пасутся постоянно свободно на лугах, и никто не ездит на них верхом, как только во время войны, и если находят человека, который в мирное время сядет на военную лошадь, то его убивают. Когда они отправляются в поход, то строятся в ряды. Стрелки из лука образуют авангард, арьергард же образуют женщины и дети. Бурджане не имеют ни серебряных, ни золотых монет, все их покупки и свадьбы оплачиваются коврами и овцами. Если между ними и греками мир, то бурджане привозят в Кустантинию девушек и мальчиков из пленных славян или греков.

Если у бурджан умирает кто-нибудь, то они собирают всех его слуг и свиту, говорят им известные мудрые изречения, сжигают их затем с мертвецом и говорят: «Мы сжигаем их в этом свете, посему они не будут сожжены на том свете». Они имеют также большой храм; когда кто-нибудь умирает, то они его заключают в этом храме вместе с его женой и слугами, которые остаются там, пока не умрут.

У них существует обычай, если раб ошибся или провинился, а его господин хочет наказать его, то тот простирается перед господином, хотя никто его не принуждает к тому, и господин его бьет его столько, сколько ему угодно; если же раб встает прежде чем получил на то позволение, то лишается жизни. Еще у них обычай, что при наследствах они тотчас наделяют женщин, чем мужчин».

5. «Шестой климат составляют: Турк, Хазар, Дайлем и Славония (Сакалиба). Из знаков зодиака им прмнадлежит рак, из семи планет – Марс».

6. «Должно быть, по мнению тех астрологов, которые составили астрономические таблицы, и других древних (мудрецов), что море Бургара, Руса, Баджны, Баджнака и Баджгурда - они же есть три рода из Турка - есть тоже что море Нейтас (Понт, Черное море)».

7. «Сказал Масуди: некоторые люди ошиблись и думали, что море хазарское соединено с морем Манотас (Азовским морем); но я не видал между купцами, отправляющимися в страну хазар и путешествующими по морю Манотас и Найтас в страну Рус и Булгар, ни одного, который бы думал, что с хазарским морем соединяется одно из этих морей, или часть из их вод, или один из их рукавов, кроме хазарской реки.

Мы еще припомнили это при описании нашем горы Кабк (Кавказские горы), города Баб-аль-Абваба и государства хазарского, и при описании, как русы вошли на кораблях в хазарское море - это же было после 912-913 года. Я же видел, что большая часть занимавшихся описанием морей из древних и новых упоминают в своих сочинениях, что рукав Кустантинии (Фракийский Боспор), выходящий из Маиотаса, соединяется с хазарским морем; но я не знаю как это возможно и откуда они это взяли, путем ли собственного наблюдения, путем ли умозаключения и сравнения, или они воображали себе, что рус и соседи их по этому морю тождественны с хазарами.

Я же путешествовал морем из Абаскуна (прибрежный город на юго-восточном берегу Каспийского моря), который есть пристань Джурджана, в страну Табаристан и другие места, и я не пропускал ни одного из виденных мною купцов, сколько-нибудь понимающих, и других владетелей судов, которого не расспрашивал бы об этом, и все они рассказывали мне, что нет другого пути в Абаскун, как через хазарское море, откуда вошли в него русские суда. Тогда бежали от них жители Азербайджана, Аррана, Байлакана, из города Бардаи и других городов, из Дайлема, жители Джебала и Табаристана, ибо им не случалось в прошлом, чтобы враг показался им здесь, и им это не было известно из прежнего времени. То, что мы пишем известно в названных нами городах, народах и странах, никто не отрицает этого по причине его распространенности между ними: это случилось во дни ибн-абис-Саджа (арабский правитель Армении и Азербайджана)».

8. «Перед 912-913 годом случилось что в Андалус пришли морем корабли, на которых были тысячи людей, и напали на прибрежные страны. Жители Андалуса думали, что это языческий народ, который показывается им на этом море каждые 200 лет, и что он приходит в их страну через рукав, вытекающий из моря Укиянус (Океана), но не через рукав на котором находятся медные маяки (Гибралтар). Я же думаю, а Бог лучше знает, что этот рукав соединяется с морем Манотас и Найтас и что этот народ - русы, о которых говорили мы выше в этой книге; ибо никто, кроме них не плавает по этому морю, соединяющемуся с морем Укиянус».

9. «Что же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то среди их разновидностей есть славяне и русы. Они живут в одной из двух половин этого города (Итиля) и сжигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, сжигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сжигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтобы войти с ними (мужчинами) в рай. Это есть одно из деяний Гинда (индийцев), как мы упомянули выше; только у гинда обычай этот таков, что жена тогда только сжигается с мужем, когда она сама на это соглашается».

10. «Постановление столицы хазарского государства, что в ней бывает семь судей, двое из них для мусульман, двое для хазар, которые судят по закону Торы, двое для тамошних христиан, которые судят по закону Евангелия; один же из них для славян, русов и других язычников, он судит по закону язычества, то есть по закону разума.

Когда же случается великая тяжба, о которой они (судьи) понятия не имеют, то они собираются к мусульманским судьям, доносят им об этом и покоряются решению, необходимому по закону ислама. Между царями востока в этих странах никто не содержит войска на жаловании, кроме царя хазарского. Все мусульмане в этих краях известны под именем «народа ларсии». Русы и славяне же, о которых мы сказали, что они язычники, составляют войско царя и его прислугу».

11. «В верховьях хазарской реки есть устье, соединяющееся с рукавом моря Найтос, которое есть русское море; никто кроме них (русов) не плавает по нему и они живут на одном из его берегов.

Они образуют великий народ, не покоряющийся ни царю (хазарскому?), ни закону; между ними находятся купцы, имеющие сношения с областью Бургар. Русы имеют в своей земле серебряный рудник, подобный серебряному же руднику, находящемуся в горе Банджгира (город близ Балха), в земле Хорасана».

12. «Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разные племена. Между ними есть племя, называемое лудана, которое есть многочисленнейшее из них; они путешествуют с товарами в страну Андалус, Румию (Рим), Кустантинию и Хазар. После 912-913 года случилось, что около 500 кораблей, из коих на каждом было сто человек (из русов), вошли в рукав Найтаса, соединяющийся с хазарской рекою. Здесь же хазарским царем поставлены в большом количестве люди, которые удерживают приходящих этим морем, также приходящих сухим путем с той стороны, где полоса хазарского моря соединяется с морем Найтас. Это делается потому, что туркские кочевники - гузы приходят в этот край и зимуют здесь; часто же замерзает вода, соединяющая реку хазарскую с рукавом Найтаса, и гузы переправляются по ней со своими конями, ибо вода эта велика и не ломается под ними по причине сильного замерзания - и переходят в страну хазар. Иногда выступает им навстречу хазарский царь, когда поставленные им люди слишком слабы, чтобы удержать гузов, препятствовать им в переправе по замерзшей воде, и удаляет их от его государства. Что же касается лета, то турки не имеют тогда дороги для переправы по ней.

После того, как русские суда прибыли к хазарским людям, поставленным при устье рукава, они (русы) послали к хазарскому царю просить о том, чтобы они могли перейти в его страну, войти в его реку и вступить в хазарское море, которое есть также море Джурджана, Табаристана и других персидских стран, как мы уже упомянули под условием, что они дадут ему половину из всего, что награбят у народов, живущих по этому морю. Он же (царь) согласился на это. Посему они вступили в рукав, достигли устья реки и стали подыматься по этой водяной полосе, пока не достигли реки хазарской, вошли по ней в город Итиль, прошли его и достигли устья реки и впадения ее в хазарское море. От впадения же реки до города Итиль это большая река и многоводная, и русские суда распространились по этому морю, толпы их бросились на Джиль (Гилан), Дайлем, на города Табаристана, на Абаскун, который находится на джурджанском берегу, на нефтяную страну (область города Баку) и по направлению к Азербайджану, ибо от области Ардабиля в стране Азербайджане до этого моря расстояние около трех дней пути. И русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников (для нападений) и жгли. Народы, обитавшие около этого моря с ужасом возопили, ибо им не случалось с древнейшего времени, чтобы враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов. Русы же воевали с Джалели, Дайлемом и с военноначальником ибн-абис-Саджа и достигли до Нефтяного берега в области Ширвана, известного под название Баку.

При возвращении своем из прибрежных стран, русы поворотили на острова, близкие к Нафте, на расстоянии нескольких миль от нее. Царем Ширвана был тогда Али ибн аль-Гайтам.

И жители вооружились, сели на корабли и купеческие судна и отправились к этим островам; но русы устремились на них и тысячи мусульман были умерщвлены и потоплены. Многие месяцы русы оставались на этом море в таком положении; никто из тамошних народов не имел возможности подступить к ним на этом море, а все они укреплялись и были на страже от них, ибо море это обитаемо вокруг народами.

После того, как они награбили и им надоела эта жизнь, отправились к устью хазарской реки и истечению ее, послали к царю хазарскому и понесли ему деньги и добычу по их уговору. Царь же хазарский не имеет судов и его люди не привычны к ним; в противном случае мусульмане были бы в великой опасности с его стороны.

Ларсия же и другие мусульмане из страны Хазар узнали об этом деле и сказали хазарскому царю: «Позволь нам (отомстить), ибо этот народ нападал на страну наших братьев-мусульман, проливал их кровь и пленил их жен и детей». Царь не смог им препятствовать и послал к русам и известил их, что мусульмане намереваются воевать с ними. Мусульмане же собрались и вышли искать их при входе в Итиль по воде. Когда же увидали они друг друга, русы вышли из своих судов. Мусульман было около 15000 с конями и вооружением, с ними были также многие из христиан, живших в Итиле. Три дня продолжалось между ними сражение; Бог помог мусульманам против русов и меч истребил их, кто был убит, а кто утоплен. Около же 5000 из них спаслись и отправились на судах в страну, примыкающую к стране Буртас, где они оставили свои суда и стали на суше; но из них кто был убит жителями Буртаса, а кто попался к мусульманам в стране Булгар и те убили их. Сосчитанных мертвецов из убитых мусульманами на берегу хазарской реки было около 30000. С того года русы не возобновляли более того, что мы описали.

Сказал Масуди: мы же привели этот рассказ в опровержение мнения тех, которые полагают, что харзарское море соединяется с морем Манотас и с рукавом Кустантинии посредством моря Манотас и Найтас. Если б это было так, то русы непременно выступили бы по этому (последнему) морю, ибо оно есть их море, как мы уже упомянули.

Тому же, что мы описали, не противоречит никто из народов, соседних с этим морем, (а именно), что море персидских народов не имеет рукава, соединяющегося с другим морем, ибо оно небольшое море, известное со всех сторон. То, что мы писали о русских судах, распространено у всех народов, и год известен; это было после (гиджры), только от меня ускользнуло определение года. Может быть, упоминавшие, что хазарское море соединяется с рукавом Кустантинии, под «хазарским морем» разумели море Манотас и Найтас, которое есть море Бургара и Руса. Бог же лучше знает как оно есть».

14. «Турки простирали свои нападения в этих краях, так, что их нашествия достигли земли славян и Румии (Италия). В настоящее время нашествия их простираются до границ Андалуса, Ифранджа и Джалалики (Галиция в Испании)».

15. «Мурикис, царь Рума, послал Абарвизу (персидский царь Хозру Парвиз) два миллиона динаров, сто тысяч всадников, сверх сего он послал в подарок тысячу платьев из царского дибаджа, сотканных золотом красного и других цветов, сто двадцать девушек из царевен Бурджан, Джалалики, славян, васканса (басков) и других народов, соседних с Румом; на голове их были короны из драгоценных камней».

16. «Затем захватил царство Басиль Славянин (после императора Феофила, Масуди, обходя Михаила III, помещает Василия Македонянина), который не был из царственного дома. Его царствование было во время халифов Мутазза, Мухтади и части времени правления Мутамида.

По смерти его, румийцы поставили царем его сына, по имени Искандрус (Александр), но не были довольны им, посему свергли его и поставили царем брата его Лава, сына Басиля Славянина. Его царствование было в продолжении остальной части времени правления Мутамида, Муктафи и начала времени Муктадира; затем он умер».

17. «Глава XXXIV. Описание славян, их обиталищ, рассказы о их царях и о расселении их племен.

Сказал Масуди: славяне суть из потомков Мадая, сына Яфета, сына Нуха; к нему относятся все племена славян и к нему примыкают в своих родословных. Это есть мнение многих людей сведущих, занимавшихся этим предметом. Обиталища их на севере, откуда простираются на запад. Они составляют различные племена, между коими бывают войны, и они имеют царей.

Некоторые из них исповедуют христианскую веру по якобитскому толку (несторианскому толку), некоторые же не имеют писания, не повинуются законам: они язычники и ничего не знают о законах. Из этих племен одно имело прежде в древности власть (над ними), его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена, ибо (верховная) власть была у него и прочие цари ему повиновались. Затем следует славянское племя Астабрана, которого царь в настоящее время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба, царь же их называется Вандж-Слава. Затем племя, называемое Бамджин, а царь называется Азана; это племя самое храброе между славянами и самое искусное в наездничестве. Еще племя, называемое Манабан, а царь называется Занбир.

Затем племя, называемое Сарбин; это славянское племя грозно (своим противникам) по причинам, упоминание коих было бы длинно, по качествам, изложение которых было бы пространно, и по отсутствию у них закона, которому они бы повиновались. Затем идет племя, именуемое Морава; затем племя, нызываемое Харватин; затем племя, называемое Сасин и племя, по имени Хашанин; затем племя, по имени Баранджабин. Названные нами имена некоторых царей этих племен есть имена известные (общепринятые) для их царей.

В упомянутом нами племени под именем Сарбин сжигают себя на огне, когда умирает у них царь или глава; они сжигают также его вьючный скот. У них есть обычаи, подобные обычаям Гинда; мы уже об этом отчасти упомянули выше в этом сочинении, при описании горы Кабха и страны хазарской, когда мы говорили, что в хазарской стране находятся славяне и русы, и что они сжигают себя на кострах. Это славянское племя и другие примыкают к востоку и простираются на запад (другой вариант - удалены от запада).

Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами.

Подле этого царя из славянских царей живет царь Аванджа, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом, Ифранджем, Нукабардом и с другими народами, но войны эти не решительны (другой вариант - ведутся с переменным счастьем).

Затем с этим славянским царем граничит царь Турка. Это племя красивейшее из славян лицом, большее из них числом и храбрейшее из них силой.

Славяне составляют многие племена и многочисленные роды; эта книга наша не входит в описание их племен и распределение их родов. Мы уже рассказали про царя, коему повиновались, в прежнее время, остальные цари их, то есть о Маджаке, царе Валинана, - племени, которое есть одно из коренных племен славянских, оно почитается между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же, пошли раздоры между их племенами, порядок их был нарушен, они разделились на отдельные колена и каждое племя избрало себе царя, как мы уже говорили о их царях, по причинам, описание коих слишком длинно. Мы уже изложили совокупность всего этого и многие подробности в двух сочинениях наших: «Летописи времени» и «Средней книге».

18. «Ифранджа, славяне, Нукабард (лангобарды), Ашбан (испанцы, коренные жители, христиане), Яджудж и Маджудж, Турк, Хазар, Бурджан, Аллан, Джалалика и другие, о коих мы говорили, что они живут под козерогом, то есть на севере - не существует противоречия между исследователями и наблюдателями, что все эти упомянутые народы суть из потомков Яфета, сына Нуха; он самый младший из сынов Нуха».

19. «Сказал Масуди: упомянутые нами Джалалика, Ифранджа, славяне, Нукабард и другие народы живут близко друг от друга и большая часть их воюет с жителями Андалуса».

20. «По этой причине (по причине выгодного местоположения и умеренного климата) цвет жителей Бабиля (Вавилонии) бывает умеренным, тела их крепкими и они предохранены от красноты Рума и славян, от черноты Хабаши (абиссинцев) и от толщины Бербера».

 22. «Глава LXVI. Описание зданий, почитаемых славянами.

В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них одно здание на горе, о которой писали философы, что она одна из самых высоких гор в мире. Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения над восходом солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков (или о действии (впечатлении) производимом этими звуками на слушателей).

Другое здание было построено одним из их царей на Черной горе; его окружают чудесные воды, разноцветные и разновкусные, известные своей пользой.

В нем они имели большого идола в образе человека, представленного в виде старика с палкою в руке, которою он двигает кости мертвецов из могил. Под правой его ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - изображения пречерных воронов, черных крыльев и других, также (изображения) странных хабашцев и занджцев (абиссинцев и зангебарцев).

Еще другое здание имели они на горе, окруженное морским рукавом; оно построено из красного коралла и зеленого смарагда. В его средине находится большой купол, под которым находится идол, коего члены сделаны из драгоценных камней четырех родов: зеленого хризолита, красного яхонта, желтого сердолика и белого хрусталя; голова же его из червонного золота. Напротив его находится другой идол в образе девицы, которая приносит ему жертвы и ладон. Это здание приписывают какому-то мудрецу, бывшему у них в древнее время; в предыдущих книгах наших мы уже привели рассказ о нем, о его делах в славянских землях, о колдовстве, хитрости и механизмах его, которыми он пленил их сердца, овладел их душами и прельстил их умы, несмотря на грубость нравов славян и различие их природных качеств. Бог же владетель милости».


Из «Книги климатов" Абу-Исхака аль-Истахри аль-Фарси (около половины Х века)*.

О жизни Истахри мы имеем весьма немного известий. Прозвания Фарси и Истахри говорят о том, что он был родом из области Фарс (Персия), а именно, из главного ее города Истахра. Он совершил путешествия по мусульманским странам. Истахри составил свою книгу между 943 и 965 гг.

 

1. «Что касается владения ислама, то к востоку от него находится земля Гинд (Индия); к западу - владения Рума и примыкающие к нему Армения, Аллан, Арран, Серир, Хазар, Рус, Булгар, Сакалиба и часть Турка; к северу - владения Сина (Китая) и примыкающие к нему страны Турков; к югу -Персидское море».

2. «Земля Рум собственно граничит с окружающим морем (океаном) от границы Румии до границы Сакалиба и подлинно... к ним другие, ибо вера одинакова».

3. «Земля Син находится между морем, Тагазгазом, Тибетом и Сакалиба; Она длинна, равна и широка, около двух месяцев. Рус есть народ в соседстве с Булгаром, между сим последним и Сакалиба».

4. «Что касается Хазара, то это имя племени людей, а не название столицы; имя же столицы Итиль, она названа так по имени реки, которая протекает по ней в хазарское море и находится между хазарским морем. Русом, Гуззией и Сериром».

5. «Что касается ширины земли от крайней ее оконечности на севере до крайней ее оконечности на юге, то она начинается от берегов Окружающего моря, достигает земли Яджудж и Маджудж, затем проходит по верхней части Сакалиба, просекает землю внутренних булгар и Сакалиба, и идет по стороне Рума до Сирии, около 65 мирхалей (мирхаль - пространство пути одного дня)...эта линия идет между югом земли и севером ее.

О происхождении этой линии известно мне лишь то, что от края Яджуджа до Булгар и земли Сакалиба - около 40 мирхалей, а от Сакалиба по стране Рум до Сирии - около 60 мирхалей».

6. «В этом море (Каспийском) нет обитаемого острова, как мы писали про Персидское и Румское море; в нем находятся только острова, на которых есть вода, леса и деревья, но нет на них людей. К ним принадлежит остров Сиаку; он велик, на нем есть источники, деревья, сады, на нем же находятся дикие лошади. К ним принадлежит также остров напротив (реки) Кур, он велик, на нем есть леса, вода и деревья. На нем же собирают марену.

Туда едут из окрестности Бардаи и вывозят оттуда марену, туда же привозят лошадей, которые пасутся свободно, пока не разжиреют, Еще остров, известный под именем «Остров Русия».

7. «Что касается Хазара, то это имя страны, столица которой называется Итиль, а Итиль есть (также) имя реки, которая течет в нее из Руса и Булгара».

8. «Что же касается реки Итиль, то она вытекает вблизи Хархиза, течет между Каймакией и Гуззией, так что образует границу между Каймакией и Гуззией; затем она выходит к западу по верхнему Булгару и обращается вспять к востоку, пока не проходит по Русу, потом проходит по Булгару, затем - по Буртасу, пока не впадает в хазарское море».

9. «Русы состоят из трех племен, из них одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба (Кутаба), который город больше Булгара; другое племя называют Славия и еще племя называют Артания, а царь его находится в Арте (Арбе). Купцы прибывают в Куябу (Кутабу). Что же касается Арты, то никто туда не входит, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле; только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого провожать их.

Русы сжигают тела свои когда умирают, а с богатыми сжигаются их девушки для блаженства душ своих. Одежда их - короткие куртки.

Арта находится между Хазаром и Великим Булгаром, который граничит с Румом к северу. Они многочисленны и так сильны, что наложили дань на пограничные места из Рума. Внутренние булгары же есть христиане».

10. «К ховаразмийцам попадается большая часть невольников из сакалиба, хазар и подвластных им стран, также невольники туркские и драгоценные меха».


Из "Книги путей и государств" Абуль-Касима Мухаммеда, известного под прозванием ибн-Хаукаля

(писал около 976-977 года)*

Ибн-Хаукаль был родом из Багдада. В мае 943 г. ибн-Хаукаль отправился из Багдада и более 30 лет странствовал по разным краям мусульманского мира. Плодом его путешествий и есть "Книга путей и государств". Он встречался с аль-Истахри, который ознакомил его со своим сочинением.

1. «Река Итиль выходит восточною стороною из окрестности Хирхиза, течет между Каймакией и Гуззией, затем идет к западу по верхней части Булгара, возвращается вспять к востоку и проходит по Русу, затем по Булгару, потом по Буртасу, пока не впадает в хазарское море».

2. «Буртас есть имя страны также, точно так Рус и Хазар; Серир же есть название государства, но не столицы и не жителей».

3. «Великий Булгар граничит с Румом на севере, они многочисленны и так сильны, что наложили в прежнее время дань на пограничные области из Рума.

Между внутренними булгарами находятся христиане и мусульмане.

В настоящее же время не осталось и следа ни из Булгара, ни из Буртаса, ни из Хазара, ибо русы напали (или истребили) всех их, отняли у них все эти области и присвоили их себе.

Те же, которые спаслись от их рук, рассеяны по ближайшим местам, из желания остаться вблизи своих стран, и надеясь заключить с ними мир и подчиниться им».

4. «Булгар есть небольшой город, не имеющий многих владений; известен же был он потому, что был гаванью этих государств. Но русы ограбили его, Хазран, Итиль и Самандар в 969 году и отправились тотчас в Рум и Андалус».

5. «Язык булгар сходен с языком хазар; буртасы же имеют другой язык, также язык русов различен от языка хазар и буртасов».

6. «Преимущественная пища хазар есть рис и рыба; то же, что вывозится из их страны, мед и меха, то это привозится к ним из страны русов и Булгар, точно также меха выдры, которые вывозятся в разные страны и находятся только в тех северных реках, которые в стране булгар, русов и Карбане.

Те же меха выдры, которые находятся в Андалусе, составляют малую часть того, что находится в реках, находящихся в странах Сакалиба.

Большая же часть этих мехов и превосходнейшая из них находится в стране Рус, а некоторые высококачественные из страны Яджудж и Маджудж переходят к русам, по соседству их с яджуджами и маджуджами и по торговле с ними.

Продавали же они (русы) это в Булгаре, прежде чем они разрушили его в 969 году. Часть же оного выходит в Ховаразм, по причине частых путешествий ховаразмийцев в Булгар и Сакалиба, и  по причине их походов, набегов на них (на последних) и взятия их в плен.

Прилив же торговли русов был в Хазране, это не переменилось - там находилась большая часть купцов, мусульман и товаров».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.07 с.)