Отличие административной ответственности от других видов ответственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличие административной ответственности от других видов ответственности.



1. Особенность административной ответственности выражается в порядке ее установления. Под установлением административной ответственности следует понимать закрепление в административно-деликтном законе норм права, содержащих общие положения об административной ответственности (принципы, основания, субъекты, наказания); варианты противоправного виновного действия (бездействия) физического или юридического лица; вид и размер административного наказания за такие действия (бездействия); процессуальный порядок привлечения к административной ответственности; порядок исполнения постановлений о назначении административного наказания.

Установление административной ответственности означает возведение в норму права правила, за нарушение которого предусматривается административная ответственность.

2. Характерной чертой административной ответственности выступает субъектный состав ее применения.

Правоприменение представляет собой особую форму реализации норм права, которая заключается в рассмотрении уполномоченным государственным органом конкретного жизненного обстоятельства и принятии по итогам этого рассмотрения акта применения.

При назначении мер административной ответственности роль суда остается приоритетной. Большая часть административных наказаний может назначаться только судом. При этом на суд возлагается выполнение двойной задачи. Во-первых, он является субъектом административно-юрисдикционной деятельности, урегулированной нормами административного процессуального права. Во-вторых, суд осуществляет контроль за деятельностью субъектов административной юрисдикции.

Его задача при этом заключается в рассмотрении и разрешении публично-правовых споров о законности и обоснованности правовых актов и действий органов и лиц, уполномоченных налагать административные наказания. В данном случае суд является субъектом административного судопроизводства.

Вместе с тем кроме суда полномочиями по применению административной ответственности обладают и иные государственные органы. Статья 22.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к этой группе органов относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ; уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

В отличие от уголовной и гражданско-правовой ответственности круг субъектов применения административной ответственности достаточно широк и имеет место внесудебная процедура административной юрисдикции.

Наличие внесудебного порядка привлечения к административной ответственности отражает потребность общества в оперативном обеспечении нормального функционирования существующих административных правил.

3. Качественной особенностью административной ответственности является то, что она наступает перед государством.

Необходимо отметить, что административную ответственность перед государством несут не только организации или граждане, но и должностные лица государственных органов или органов местного самоуправления. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит статьи, предусматривающие ответственность должностных лиц органов власти (например, ст. 5.45 Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума, ст. 5.39 Отказ в предоставлении гражданину информации и т.д.).

Возможность привлечения к административной ответственности властной стороны административно-правового отношения направлена на укрепление исполнительской дисциплины и повышение ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

4. В отличие от дисциплинарной ответственности, которая является результатом правового отношения между организационно соподчиненными субъектами, административная ответственность применяется только к организационно не соподчиненным субъектам. В этом выражается природа властных отношений, так как властное полномочие состоит в наличии распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости. Административная ответственность как элемент содержания охранительного властно-организационного правового отношения выступает связующим звеном между органами исполнительной власти и иными субъектами права в процессе реализации административно-правовых норм.

5. Отличительной особенностью административной ответственности выступает основание ее возникновения - совершение административного правонарушения. Административное правонарушение выражает существенное отличие данного вида от других видов юридической ответственности. Административный деликт является тем юридическим фактом, тем конкретным жизненным обстоятельством, с которым нормы права связывают наступление последствий в виде мер административной ответственности. Правонарушение является юридическим выражением той угрозы, от которой защищает общество институт административной ответственности.

Отличие преступления от правонарушения можно провести по III признакам. Во-первых, преступлению в отличие от правонарушения присуще такое качество, как общественная опасность. Преступление и определяется в Уголовным Кодексом РФ как виновно совершенное общественно опасное деяние. Наличие признака общественной опасности означает, что деяние причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда общественным отношениям, охраняемым уголовным законом.

Во-вторых, различается и объект посягательства. При совершении правонарушения посягательству подвергаются определенные управленческие правила, организационные стандарты, в то время как преступление посягает на блага (жизнь, здоровье, собственность). В-третьих, с точки зрения объективной стороны, в законодательстве об административных правонарушениях присутствуют в основном формальные составы правонарушения. При этом объективная сторона административного правонарушения включает в себя, как правило, нарушение существующих правил и не предусматривает наступления негативных последствий данного нарушения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.007 с.)