Виды деятельности, задачи профессиональной деятельности, соответствующие им компетенции выпускника, необходимые для выполнения профессиональных задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды деятельности, задачи профессиональной деятельности, соответствующие им компетенции выпускника, необходимые для выполнения профессиональных задач



Общие положения

 

Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 46.04.01. История (квалификация (степень) «магистр»), утвержденным Минобрнауки России 03.11.2015 (регистрационный № 1300) и учебным планом ОПОП по направлению подготовки 46.04.01 История (квалификация (степень) «магистр») по профилю «Историческое краеведение и музееведение» предусмотрена государственная итоговая аттестация выпускников в форме защиты выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация) по направлению подготовки и сдачи государственного экзамена по направлению специализированной подготовки.

К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по основной профессиональной образовательной программе.

Для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Общий объем государственной итоговой аттестации, в соответствии с ФГОС ВО и утвержденным учебным планом, составляет 9 зачетных единиц.

 

2. Компетенции выпускника как совокупный ожидаемый результат образования в компетентностном формате по ОПОП

2.1. Цель государственной итоговой аттестации выпускников.

Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися ОПОП по направлению подготовки 46.04.01 История (профиль «Историческое краеведение и музееведение») требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи:

•проявить способности и умения, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности,

•показать способности и умения профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения как на защите выпускной квалификационной работы (ВКР), так и государственном экзамене.

 

Виды деятельности, задачи профессиональной деятельности, соответствующие им компетенции выпускника, необходимые для выполнения профессиональных задач

Виды деятель- ности Задачи профессиональной деятельности Формируемые компетенции Результат обучения

Педагоги-

ческая

практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования

· владением навыками практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории работу в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (ПК-6);

· способностью анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7);

· способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности (ПК-8).

Выпускник готов

к использованию навыков практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных учреждениях всех уровней:

к применению умений и способностей к анализу, объяснению политических, социокультурных, экономических факторов исторического развития, роли человеческого фактора и цивилизационной составляющей

имеет способности к применению современных информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе

анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических аспектов, роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса
применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Научно-исследова

тельская

подготовка и проведение научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ОПОП магистратуры

· способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры (ПК-1);

· способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);

· владением современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования (ПК-3);

· способностью использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-4);

· способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-5).

 

Выпускник способен

использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания;

самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в т.ч. в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение;

применять современные методы и методики исследования

наличие способностей к междисциплинарному взаимодействию и сотрудничеству с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;

умеет осуществлять инновационную деятельность, ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи

умение использовать в исследовательской практике современное программное обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний;

умеет проводить научно-исследовательские работы в соответствии с профилем ОПОП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ОПОП магистратуры;

наличие навыков и умений анализировать и обобщать результаты научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

знает современные методологических принципов и умение применять методические приемы исторического исследования

умение использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы;

умеет готовить и проводить научные семинары, конференции, редактировать научные публикации

анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка и редактирование научных публикаций
использование в исследовательской практике современного программного обеспечения (в том числе в целях разработки тематических сетевых ресурсов, баз данных и информационных систем)  
Культур но-просветительская осуществление историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений культуры (архивы, музеи) · способностью к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи) (ПК-13). Выпускник способен к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи)

3. Требования к уровню сформированности компетенций выпускника, проверяемых в ходе государственной итоговой аттестации, и соответствие подготовки выпускников ожидаемым результатам образования

 

3.1. Перечень основных дисциплин (модулей), практик основной профессиональной образовательной программы, обеспечивающих формирование соответствующих компетенций выпускника, проверяемых на ГИА.

Дисциплины (модули) Результаты сформированности компетенций (индекс компетенции) Форма предъявления результата обучения по дисциплине Элементы структуры портфолио (+/-)
Теория исторических исследований ОК-1; ОПК-6; ПК-1, 3, 7 Государственный экзамен Методологический раздел выпускной квалификационной работы по направлению подготовки  
Методика преподавания истории в высшей школе ОК-2,3; ОПК-2, ПК-6,8 Портфолио Элементы УМКД (по выбору) по дисциплине, методическая разработка занятия с элементами интерактивных технологий
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке ОК-1; ОПК-1, ПК-2, 3, 7 Государственный экзамен ВКР: раздел о методологии и методах исследования в выпускной квалификационной работе по направлению подготовки Мультимедийная презентация на одну из тем по выбору: «Новая социальная история»; «Новая интеллектуальная история»; «Психоистория»; «Историческая социология»
Актуальные проблемы исторических исследований ОК-1; ОПК-5, ПК-2, 3, 6, 7 Государственный экзамен ВКР: обоснование актуальности в ВКР по направлению подготовки Реферат по теме ВКР. Подготовка методической разработки по проведению экскурсии, портфеля экскурсовода
Источниковедение и методология полевых исследований ОК-2; ОПК-2,3,4; ПК-3, 4, 13 Задания к практическим занятиям, вопросы к зачету, раздел магистерской диссертации посвященный источниковедению и методологии, примерный план-проект проведения авторской полевой экспедиции. План-проект.
Иностранный язык в профессиональной сфере ОК-3; ОПК-1, ПК-6 Портфолио по выбору: аннотация на научную статью на иностранном языке или авторский текст научной статьи
Информационные технологии в исторических исследованиях и образовании ОПК-1,4; ПК-4, 8 Портфолио База данных по теме магистерской диссертации
Историческое краеведение Южной Сибири ОПК-2; ПК-1,5,13 Государственный экзамен презентация/реферат
Музееведение ОПК-6, ПК-1,4,5,13 Государственный экзамен  научный доклад по теме
Археологические памятники Южной Сибири ОПК-3,5; ПК-1,5 Государственный экзамен презентация/реферат
Культура народов Южной Сибири: история и современность ОПК-3,5; ПК-5 Государственный экзамен презентация / реферат
Историческая география Саяно-Алтая ОК-1; ОПК-4; ПК-2,7 Систематизация работы по природным ландшафтам Южной Сибири как фактора культурогенеза, зачет (1 семестр), экзамен (2 семестр). презентация (описание достопримечательностей, природы, ландшафтно-климатических условий и их влияния на этническую культуру народов региона)
Древнее искусство Саяно-Алтая ОК-1,3; ПК-1,3,7 информационный проект по памятникам древнего искусства региона. Зачет (1 семестр), экзамен (2 семестр). информационный проект в форме презентации.
Историческая ономастика Южной Сибири ОПК-1,3; ПК-1,2 База данных (перечень) географических названий, личных имен по теме исследования. Зачет (3 семестр). Экзамен (4 семестр). База данных
Мировая художественная культура ОК-1,3; ОПК-5; ПК-7 Портфолио Реферат. Презентация
Комплектование и учет музейных фондов ОК-3; ОПК-4; ПК-4, 13 Программа сбора музейных предметов и отчет по комплектованию музея ИИП ХГУ или иного музея. Отзыв музейного работника о работе магистранта в фондах музея. Зачет. Отчет. Отзыв.
Этноархеология ОПК-4,6; ПК-2,3,13 Портфолио. Реферат
Историческое краеведение в школе ОПК-1,2; ПК-6,8 Методическая разработка работы со школьниками по историческому краеведению (Положение о кружке, формы работы и пр.). Зачет. Учебный проект
Научно-исследовательская работа ОК-3; ОПК-1, 5; ПК-1, 2, 5, 13 Портфолио Планы и отчеты по НИР, публикации (не менее 3 статей /тезисов)
Производственная (научно-исследовательская) практика ОК-2; ОПК-2, 6; ПК-1, 3, 4, 5, 13 Портфолио Отчет по практике
Учебная (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) педагогическая практика ОК-2,3; ОПК-2; ПК-6 Портфолио Отчет по практике
Производственная (преддипломная) практика ОК-1; ОПК-1, 3, 6; ПК-1, 2, 3, 4, 5 Рукопись ВКР, электронное и бумажное портфолио Отчет по практике

Общие положения

Выполнение и защита ВКР является заключительным этапом образовательного процесса обучающегося по основной профессиональной образовательной программе 46.04.01 История и имеет своей целью:

• систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению подготовки 46.04.01 История и применение этих знаний при решении конкретных научных и/или прикладных (практических) задач;

• развитие навыков организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности и овладение методиками исследования/проектирования, экспериментирования при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов;

• выяснение (выявление) степени профессиональной подготовленности выпускника для самостоятельной работы в условиях развития современного производства, науки, техники и культуры.

В ходе выполнения и представления результатов ВКР обучающийся должен:

• показать способность и умение самостоятельно решать задачи профессиональной деятельности, проводить поиск, обработку и изложение информации, научно аргументировать и защищать свою точку зрения, опираясь на теоретические знания, практические навыки и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции;

• показать достаточный уровень общенаучной и специальной подготовки, соответствующей требованиям ОПОП и ФГОС ВО по направлению подготовки 46.04.01 История, способность и умение применять теоретические и практические знания при решении конкретных задач, стоящих перед специалистом в современных условиях;

· показать умение разработать программу исследования, включающую формулировку проблемы, определение объекта, предмета, задач и методов исследования;

· показать способность к анализу источников по теме с обобщениями и выводами, сопоставлениями и оценкой различных точек зрения;

· показать умение систематизировать и анализировать полученные научные данные;

· выделить элементы новизны по исследуемой проблеме;

· продемонстрировать умение вести научный диалог, представлять результаты исследований, отвечать на вопросы, оперировать научной и специальной терминологией.

Ответственность за содержание, выводы, достоверность всех данных, качество оформления, а также своевременное завершение ВКР несет обучающийся - автор ВКР.

Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 46.04.01 История выполняется в виде магистерской диссертации. Магистерская диссертация является итогом научно-исследовательской и научно-педагогической работы обучающегося, связанной с разработкой конкретных теоретических, учебно-методических материалов, научно-производственных и научно-педагогических задач прикладного характера и творческих проблем, определяемых спецификой направления подготовки. Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, определяется учебным планом программы магистратуры.

К защите выпускной квалификационной работы приказом ректора допускаются выпускники, успешно завершившие в полном объеме освоение образовательной программы по направлению подготовки 46.04.01 История, выполнившие в установленные сроки выпускную квалификационную работу и успешно прошедшие все другие формы государственных аттестационных испытаний.

 

Требования к магистерской диссертации

4.2.1. Магистерская диссертация должна содержать совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для защиты, иметь внутреннее единство, свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приемы решения.

Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера.

4.2.2. Магистерская диссертация выполняется обучающимся по материалам, собранным им лично за период обучения, в ходе научно-исследовательской работы в семестре и производственной (научно-исследовательской) практики.

4.2.3. Тема магистерской диссертации должна отражать основную область специализации студента и, как правило, должна быть связана с планами основных научно-исследовательских работ соответствующих кафедр.

4.2.4. Магистерская диссертация должна содержать следующие разделы:

· обложку;

· титульный лист;

· аннотацию;

· оглавление;

· обозначения и сокращения (если таковые используются);

· введение;

· структурные, содержательные разделы основной части диссертации в виде нескольких глав (от двух до четырех);

· заключение в виде выводов и рекомендаций;

· библиографический список литературы по теме диссертации;

· приложения.

Однакоструктура магистерской диссертации не должна быть стандартной, так как она зависит от темы исследования, методики его проведения, проработанности выбранной темы в научной литературе и сложности практических аспектов изучаемой проблемы.

4.2.5. В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач магистерские диссертации классифицируются по следующим типам: теоретические, методологические и историографические исследования; эмпирические исследования; прикладные исследования; комплексные исследования.

4.2.6. Рекомендуемый объем магистерской диссертации – 60-75 страниц печатного текста без приложений. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах методических рекомендаций по направлению подготовки 46.04.01 – История.

4.2.7. К рукописи прилагается аннотация (автореферат) объёмом до 12 страниц машинописного текста, в котором должны быть отражены основные положения, выносимые на защиту.

 

4.3. Структура подготовки магистерской диссертации

4.3.1. Вся работа по организации выбора тем магистерских диссертаций и научных руководителей проводится заведующими выпускающих кафедр по данной магистерской программе. Тематика магистерских диссертаций определяется выпускающими кафедрами заранее, утверждается и передается в учебную часть до очередного набора на магистерскую программу (до 01 июня). Состав научных руководителей магистерских диссертаций определяется кафедрой, оформляется выпиской из протокола, утверждается приказом ректора по представлению Ученого совета ИИП не позднее 15 сентября текущего года. Руководство магистерской диссертацией осуществляют преподаватели, имеющие ученую степень и/или ученое звание и опыт работы в вузе.

4.3.2. Темы магистерских диссертаций студентов-магистрантов выбираются не позднее 1 декабря первого года обучения в магистратуре. Темы могут быть предложены научным руководителем, студентом, работодателем. Порядок утверждения тем следующий: заявления студентов, согласованные с научным руководителем (хранятся в делах выпускающей кафедры) рассматриваются на заседании кафедры; по представлению кафедры утверждаются Ученым Советом ИИП. Обучающийся должен быть ознакомлен с порядком проверки ВКР на объем заимствования и их размещения в ЭБС ХГУ. Факт ознакомления обучающегося с требованиями о проверке его работы на объем заимствования и размещении текста ВКР в ЭБС ХГУ фиксируется в заявлении на выполнение ВКР, заполняемом обучающимся. В ходе выполнения работы возможна корректировка выбранной темы. Все изменения и корректировки тем подлежат утверждению на Ученом Совете ИИП. Окончательно сформулированные и согласованные с научным руководителем темы ВКР (с указанием научного руководителя и консультантов по разделам) утверждаются приказом ректора по представлению Ученого совета Института не позднее 2-х месяцев до защиты ВКР в государственной экзаменационной комиссии. После издания приказа тема ВКР изменению не подлежит.

4.3.3. Утвержденные темы ВКР вносятся в индивидуальные планы магистрантов 1 курса не позднее 1 января текущего года. Первоначальный вариант плана магистерской диссертации должен быть составлен не позднее, чем через два месяца после утверждения темы. В дальнейшем первоначальный план может быть скорректирован.

4.3.4. Выполнение работы следует начинать с подбора литературы. Фактический материал для исследования студент должен собрать в процессе НИР в период НИП.

4.3.5. Законченные главы ВКР сдаются научному руководителю на проверку в сроки, предусмотренные индивидуальным планом магистра. Сдача законченных глав на проверку производится непосредственно научному руководителю.

4.3.6. Проверенные главы дорабатываются в соответствии с полученными от научного руководителя замечаниями, после чего студент приступает к оформлению работы.

4.3.7. На кафедре планируется три контрольных этапа оценки готовности диссертации. Первый этап проводится в феврале-марте первого года обучения. В рамках этого этапа студенты должны получить задание от руководителя на выполнение ВКР, согласовать план-график работы, ознакомиться с методическим обеспечением выполнения магистерской диссертации, предоставить письмо-заказ от предприятия на выполнение магистерской диссертации, определить цели и сроки последующих этапов контроля. В данный период студент обязан выполнить примерно 20% от общего объема работы, подготовив введение и элементы основной части, которая включает:

· развернутый план диссертации;

· список источников и литературы;

· актуальность, проблема, объект, предмет исследования;

· предполагаемые методология, исследовательские методы;

· характеристика источниковой базы исследования и предполагаемые методы сбора информации.

Формой контроля на данном этапе выступает утверждение плана и структуры ВКР.

Второй этап проводится в декабре-январе второго года обучения. В ходе этого этапа студент должен выполнить около 70% общего объема – основную часть:

· введение;

· содержательная часть диссертации (не менее 2/3);

· апробация результатов исследования в форме статей (не менее двух).

Формой контроля на данном этапе выступает отметка научного руководителя в индивидуальном плане магистранта и отчет на заседании кафедры. При необходимости в рамках второго этапа тема ВКР должна быть скорректирована окончательно.

4.3.8. Третий этап проводится в форме предзащиты ВКР. Магистерская диссертация представляется на кафедру для предварительной экспертизы (предзащиты) в завершенном виде, оформленной в соответствии с предъявляемыми требованиями не позднее, чем за 1,5-2 месяца до защиты в государственной экзаменационной комиссии. Предварительная защита проводится аттестационной комиссией кафедры в составе 3 человек из профессорско-преподавательского состава кафедры. Одновременно студент представляет комиссии портфолио для выставления окончательной экспертной оценки уровня сформированности компетенций. Магистрант, не аттестованный по результатам предзащиты и не представивший портфолио, может быть отчислен из университета за невыполнение учебного плана. В случае наличия уважительных причин, подтвержденных документально, студенту устанавливается индивидуальный порядок и сроки выполнения и защиты ВКР.

4.3.9. Законченная и оформленная в соответствии с указанными в Положении требованиями магистерская диссертация подписывается студентом и представляется научному руководителю для получения письменного отзыва на работу. Допуск обучающегося к защите ВКР осуществляется с учетом размещения текста ВКР в ЭБС Университета и проверки ее содержания на объем заимствований. Проверка ВКР осуществляется с использованием системы «Антиплагиат», размещенной на сайте: http://khsu.antiplagiat.ru. График предоставления ВКР на выпускающую кафедру для проверки Системой разрабатывает и утверждает выпускающая кафедра не позднее 1 месяца до защиты ВКР. Обучающиеся сдают ВКР в электронной форме (в формате doc, docx, рdf, rtf, txt) на выпускающую кафедру не позднее, чем за 14 дней до даты защиты ВКР. Название файла электронной копии ВКР должно содержать следующую информацию: Фамилия И.О. выпускника, наименование ООП, год выпуска. Например: Иванов ИИП-История -2016.

Ответственный от кафедры проводит проверку ВКР системой «Антиплагиат», формирует справку с результатами проверки. Справка содержит указание наличия /отсутствия заимствований; процентного соотношения оригинального (самостоятельного) текста и заимствованного текста из одного источника. Завизированная ответственным от кафедры лицом справка (дата, подпись, печать УСП) передается научному руководителю обучающегося под роспись в журнале «Учета выданных справок о результатах проверки ВКР в системе «Антиплагиат». Справка прилагается к отзыву научного руководителя.

Результаты проверки ВКР системой «Антиплагиат» учитываются научным руководителем обучающегося при решении о допуске работы к защите и ее оценке.

В целях оценки степени самостоятельности выполнения обучающимися ВКР устанавливаются пороговые значения оригинальности текста для допуска к защите: для ВКР магистра – не менее 70%.

При этом учитывается характер и объем заимствования, а также количество источников. Допустимые пределы заимствования чужого текста из 1 источника, в том числе с корректным оформлением ссылок и указанием на авторство (цитирование) – не более 10%. Возможен допуск ВКР к защите с долей заимствования из одного источника до 20%, в том случае, если данный источник является методологической основой для выполненного исследования и существует необходимость в детальном изложении его содержания.

Обучающийся имеет право знакомиться с результатами проверки выполненной им работы. ВКР в случае выявления по результатам проверки несоответствия требованиям возвращается на доработку обучающемуся. Обучающийся в течение 5 календарных дней должен предоставить исправленную версию ВКР на повторную проверку. Повторную проверку ВКР системой «Антиплагиат» проходит не позднее, чем за 7 календарных дней до назначенной дата публичной защиты.

Обучающийся не допускается к защите ВКР в текущем учебном году, если после окончательной проверки ВКР системой «Антиплагиат» не выполняются соответствующие требования.

Если научным руководителем ВКР не допущена к защите по результатам проверки системой «Антиплагиат», то при несогласии обучающегося с таким решением кафедра проводит рецензирование работы и на заседании кафедры принимает решение о допуске ВКР к защите. При этом обучающемуся должна быть предоставлена возможность изложить свою позицию членам кафедры относительно самостоятельности выполнения им ВКР.

Обучающийся, не допущенный к защите выпускной квалификационной работы, считается не выполнившим учебный план и подлежит отчислению из ХГУ.

Тексты выпускных квалификационных работ, за исключением текстов ВКР, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, подлежат размещению в ЭБС университета в срок 10 рабочих дней после их защиты.

Обучающиеся, допущенные к защите ВКР, передают заведующему выпускающей кафедрой следующий пакет документов:

- ВКР в письменном и электронном виде (возможные форматы doc, docx, rtf, txt);

- справку о проверке ВКР в системе «Антиплагиат»;

– согласие на размещение текста ВКР обучающегося в ЭБС ХГУ им. Н.Ф. Катанова

4.3.10. Переплетенная и подписанная научным руководителем диссертация вместе с отзывом передается заведующему кафедрой, который принимает решение о допуске диссертации к защите, о чем ставит соответствующую резолюцию на титульном листе работы, после чего направляет магистерскую диссертацию на внешнюю рецензию. Рецензия должна быть получена не позднее, чем за 10 дней до защиты.

4.3.11. После получения положительного отзыва рецензента кафедра передаёт диссертацию в Государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) не позднее 2 дней до защиты. В случае, если заведующий кафедрой, исходя из содержания отзывов научного руководителя и рецензента, не считает возможным допустить студента к защите магистерской диссертации в ГЭК, вопрос об этом должен рассматриваться на заседании кафедры с участием научного руководителя и автора работы. Решение кафедры доводится до сведения заместителя директора по учебной работе.

Заключительные положения

4.7.1. Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, присуждается квалификация магистра.      4.7.2. Защищенные выпускные квалификационные работы хранятся на кафедрах в течение пяти лет, после сдаются в архив ИИП ХГУ. Вместе с работой на кафедру также передается электронная версия работы (формат *.pdf или *.doc) для формирования банка данных ВКР. Отдельные работы могут быть рекомендованы ГЭК к публикации и внедрению в учебный процесс, либо отмечены как достойные к участию во всероссийском конкурсе на лучшую научную работу.

 

5 Методические рекомендации обучающимся по выполнению выпускной квалификационной работы

Пояснительная записка

Магистерская диссертация является завершающим этапом высшего образования.

Она выполняет в первую очередь квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения степени магистра. Основная задача ее автора, таким образом, продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. Магистерская диссертация имеет своей целью расширение и углубление знаний диссертанта по истории, а сделанные им выводы могут стать материалом для дальнейших шагов в науку.

Магистерская диссертация обеспечивает не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема должна быть актуальной.

Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания является здесь либо неизвестный материал, включающий изучение новых фактов, явлений и закономерностей, либо обобщение ранее известных положений с других научных позиций и, наконец, проблема может быть раскрыта в совершенно ином аспекте.

Защита магистерской диссертации – лишь первая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации.

В настоящих методических рекомендациях представлен процесс подготовки магистерской диссертации от выбора темы работы до ее публичной защиты.

ГЭК оценивает магистерскую диссертацию с учетом ее содержания, умения студента излагать и отстаивать основные положения работы, а также с учетом мнения научного руководителя и рецензента. Критерии оценки магистерской диссертации разрабатываются и утверждаются Ученым советом института с учетом рекомендаций УМО.

 

Критерии оценки соответствия уровня подготовки магистрантов требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 46.04.01 – ИСТОРИЯ

46.04.01 – История предъявляет следующие требования к профессиональной подготовленности магистранта:

· владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;

· умеет формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

· умеет выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

· умеет обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

· умеет вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

· умеет представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

· владеет навыками и приемами историографической и источниковедческой критики;

· способен обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал.

5.1. Процесс научного исследования

Весь процесс научного исследования состоит из следующих этапов:

1. Выбор проблемы и темы. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Определение объекта и предмета исследования. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Выбор метода и разработка методики исследования.

4. Непосредственно процесс исследования.

5. Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

6. Обсуждение результатов исследования.

Большое значение для подготовки диссертации имеет выбор темы. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться возможностям, способностям, знаниям, интересам магистранта. С одной стороны, это материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследователя. С другой – это предмет изучения, отраженный в определенном аспекте и ставший содержанием ВКР.

При выборе темы целесообразно выбрать проблему сравнительно узкого плана для того, чтобы можно было ее глубоко и тщательно исследовать.

Выбрать тему можно следующим образом:

· просмотреть каталоги авторефератов защищенных диссертаций, либо ознакомиться с уже выполненными на кафедре диссертационными исследованиями;

· ознакомиться с новейшими результатами исследований в смежных областях гуманитарных наук;

· изучить состояние разработки и использования методов исследования;

· пересмотреть известные научные решения на основе новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных диссертантом;

· ознакомиться с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике.

При выборе темы важно учитывать общий стаж в избранной области знания, объём наработанного материала, опыт выступлений в научных кружках, на научно-практических конференциях.

Тема диссертации закрепляются за магистрантом на основании его личного заявления (приложение Г).

После утверждения темы вместе с научным руководителем магистрант составляет задание на выполнение диссертации. Оно подписывается магистрантом, научным руководителем магистерской диссертации и утверждается заведующим кафедрой.

После выбора темы магистрант должен уяснить, какова цель, конкретные задачи и аспект ее разработки. Для этого надо определить, в чем заключается сущность предлагаемой идеи, актуальность темы, ее теоретическая новизна и практическая ценность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.198 (0.111 с.)