Тема: Творчество Феофана Грека и Андрея Рублёва 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Творчество Феофана Грека и Андрея Рублёва



Задание: Посмотреть презентацию в группе вконтакте «История искусств ДШИ Салда». Ответить на вопросы письмменно в тетради.

Художники в Древней Руси считались ремесленниками. От них требовалось с наибольшим старанием и мастерством выполнять свою работу. Они следовали правилам, нормам и канонам, выработанным предыдущими поколениями. Получив икону или храм, тщательно и добротно сделанные, заказчик оставался доволен, гордился своим приобретением. Однако ему не приходило в голову узнать, а тем более записать имя автора и сведения о его жизни. Поэтому большинство произведений искусства Древней Руси остались для нас безымянными. Летописи сохранили имена самых знаменитых художников. Но это единицы из тысяч мастеров. К тому же, сейчас трудно определить, о каком именно заказе повествует летопись. Слишком много произведений древнерусского искусства погибло, исчезло. Русские города и деревни горели, страдали от набегов и нашествий, принимали на себя удары войн. И храмы, книги и иконы разделяли судьбы людей: вместе с ними горели, тонули, уничтожались, взрывались, крошились в щебень и щепу. Очень редки случаи, когда упомянутое в летописи произведение сохранилось. Нечасто и за конкретной иконой или храмом закрепляется имя того или иного мастера. Человеческие и творческие биографии художников известны только предположительно и очень неполно. Даже самые значительные художники Древней Руси — Андрей Рублёв и Феофан Грек — не избежали такой участи.

Считается, что Феофан Грек появился в Москве в конце XIV в. К этому времени он уже более двух десятилетий жил на Руси. Окончив работу в Новгороде Великом, где расписывал церковь Спаса Преображения на Ильине улице, он пересёк Русь с запада на восток, трудился в Нижнем Новгороде, в Коломне и наконец прибыл в Москву. Здесь главной работой Феофана Грека ещё до недавнего времени считался иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Сейчас эта точка зрения оспаривается учёными. Однако независимо от того, кто руководил его созданием, иконостас Благовещенского собора — одно из важнейших явлений в древнерусской живописи. С него начинается история русского высокого иконостаса.

Раньше алтарная часть русских храмов отделялась низкой деревянной или каменной преградой, украшенной одним-двумя рядами икон: деисусным чином и изображениями двенадцати главных христианских праздников (двунадесятых). Алтарь оставался открытым взору молящихся. Иконостас же представлял собой высокую стену из икон, наглухо отделявшую алтарную часть церкви. Иконы сильно увеличились в размерах, а фигуры в них стали изображаться в полный рост. Высота деисусных икон в иконостасе Благовещенского собора больше двух метров. Увеличилось и число рядов икон. К деисусному и праздничному прибавился пророческий чин — ряд икон с изображениями библейских пророков. Так на Руси сложился высокий иконостас с его особой композицией и символикой. В нём звучала идея всеобщего предстояния Христу Вседержителю.

Центром деисусного чина русского высокого иконостаса является икона Спаса в Силах, того, кто вершит судьбы мира сейчас и будет вершить их на Страшном суде. К нему обращаются с двух сторон с молитвой Богородица и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел, великомученики Георгий и Димитрий.

Иконы с изображением праздников (праздничный чин) рас-положены над деисусом. Начинался праздничный чин с событий из жизни Богородицы: это образы Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Благовещения Пресвятой Богородицы. Далее изображались события земной жизни Христа: Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Суд Пилата, Распятие, Снятие со креста, Положение во гроб, Воскресение Христово, Жёны-мироносицы у гроба Господня, Уверение Фомы, Вознесение. Сюда же включались образы Сошествия Святого духа на апостолов, Воздвижения креста, Успения Пресвятой Богородицы, Троицы. Большинство икон праздничного чина представляют события, которые празднуются в двунадесятые праздники и на Пасху.

Ниже деисуса располагается собственно алтарная преграда, прорезанная царскими вратами (главный вход в алтарь). По сторонам от царских врат располагаются две иконы — Христа Спасителя и Богородицы. Здесь же крепится местная икона — образ того праздника или святого, которому посвящён храм.

Деисусный чин иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля — самое значительное произведение русской живописи конца XIV в. Сейчас в иконостасе стоят девять икон. Это Спас в Силах, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Громадные фигуры свободно располагаются на досках. Разнообразные ракурсы, жесты, крупные формы, использование диагональных линий и асимметричных композиционных построений помогают подчеркнуть глубину переживаний, размышлений каждого из персонажей. Семь центральных фигур исполнены, вероятно, главным мастером. Поражают виртуозность его рисунка, безукоризненное чувство пластики, богатство колорита. Он применяет особый приём — тончайшие голубые лессировки на одеждах. Голубые блики и тонкие слои голубого тона не только колористически объединяют весь ансамбль, но и символизируют небесный свет. Каждая из фигур решена по-своему. Сияющая ликом Богоматерь приподняла руки, обращаясь ко Христу. Иоанн Предтеча измождён и скорбно склонён перед Спасителем. Архангел Михаил выделен киноварным цветом плаща. Облик апостола Петра отличается тишиной и душевной мягкостью, Павлу свойственно внутреннее напряжение. Изображения святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста выглядят проще. Скорее всего, их писал помощник главного мастера.

Кроме деисусного чина Благовещенского собора, к кругу деятельности Феофана Грека относится двусторонняя икона «Богоматерь Донская» (на обороте — образ Успения Богоматери). Икона прославилась как чудотворная. Композиция на лицевой стороне своей нежностью и теплотой чувства напоминает «Богоматерь Владимирскую». Бережно придерживая младенца, окутанного золотыми одеждами, Богоматерь смотрит на него со сложным чувством радости и печали. «Успение Богоматери» на обороте написано в ином стиле: экспрессивно, резко по линиям и краскам; передан эмоциональный порыв, вызванный в душах апостолов смертью Богоматери.

Ещё одна приписываемая Феофану Греку икона — «Преображение». Написана она для Спасского собора г. Переславля-Залесского. Преображение Господне произошло на горе Фавор. Взяв с собой троих учеников (Петра, Иакова и Иоанна), Христос поднялся на гору, где в беседе с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией преобразился, просияв необычайным светом. Тем самым апостолам приоткрылась та благодать, которая была присуща Христу как Богу.

На иконе из Переславля-Залееского, занимая почти всю её плоскость своими терракотовыми уступами, широко раскинулась гора Фавор. Очень выразительны позы потрясенных учеников, которые пали ниц, не в силах выдержать сияния божественного света, исходившего от Христа. В верхних углах на голубых облаках ангелы несут Илию и Моисея на Фавор, чуть ниже они предстают на её вершине, почтительно склонившиеся перед Спасителем. Илия седобород, Моисей держит в руках скрижаль с заповедями Бога. Но главное — образ преобразившегося Христа. Высшей, не-доступной мудрости исполнен его лик; словно невесома его фигура, покрытая блистающими белыми одеждами. Исходящий от него свет образует бело-золотую звезду, пронизывает всю икону, ложится на одежды пророков, на землю. Это действительно иной, нездешний свет, внезапно открывшийся людям.

На рубеже XIV и XV вв. в русской живописи складываются новые художественные особенности. Теперь в произведениях преобладают спокойные позы персонажей, сдержанные жесты, господствует настроение тихой беседы. Святые погружены в молитву, в глубокую задумчивость, в благочестивые размышления, их лики — сосредоточенные, а взгляды словно обращены внутрь души.

Плавные силуэты, округлые очертания, мягкий «музыкальный» ритм контуров, гармоничные колористические сочетания — всё это сообщает особую духовную настроенность каждому молящемуся перед иконой или созерцающему росписи в храме. Это искусство склоняет к длительному, спокойному рассматриванию. Стиль русской живописи XV в. созвучен русскому православию с его стремлением к тихой и сосредоточенной духовной жизни, кроткой созерцательности. Это искусство созвучно духу святого Сергия Радонежского.

О жизни самого знаменитого русского иконописца Андрея Рублёва известно немного. Предполагают, что он родился около 1360 г. Однако первое известие о нём относится только к 1405 г. Летописная запись, рассказывающая об участии Андрея Рублёва в росписи Благовещенского собора, называет художника «чернецом» (следовательно, Андрей — это его монашеское имя). Рублёв был иноком Спасо-Андроникова монастыря под Москвой.

Все сохранившиеся известия о Рублёве связывают его деятельность с Москвой и ближайшими окрестностями. Но уточнить место его рождения невозможно. Он мог быть тверичем, ростовцем, вологжанином или уроженцем какой-либо окраины московской земли. В Москву Рублёв прибыл скорее всего уже зрелым и признанным мастером.

Первые сохранившиеся работы Рублёва — некоторые иконы праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Они выделяются звучностью и чистотой колорита. В «Благовещении» преобладают зелёные и коричневые тона, в «Рождестве Христовом» и «Сретении» — коричневые и красные. Самые красивые иконы — «Крещение» и «Преображение» — окрашены словно зеленоватой дымкой. В «Воскрешении Лазаря» ярко и напряжённо вспыхивает красный цвет, радостный и тревожный одновременно. Во «Входе в Иерусалим» цветовая гамма становится более светлой и успокоенной.

В это же время Рублёв участвовал в создании миниатюр Евангелия Хитрово. Это роскошное напрестольное Евангелие было подарено царём московскому боярину Богдану Хитрово, отсюда книга и получила своё наименование.

Восемь иллюстраций Евангелия Хитрово выполнены тремя мастерами: каждый написал изображение евангелиста и его символа. Рублёвым и его товарищем Даниилом Чёрным выполнены две миниатюры: евангелист Матфей и его символ — ангел. В миниатюре с Матфеем поражают пространственность и глубина голубоватых, словно мраморных построек, скорбное величие евангелиста, плечам которого приданы плавные, закруглённые очертания. Изображение ангела отличается обобщённым силуэтом, гибкими дугообразными линиями, изысканными переливами голубых и лиловых оттенков. Нежность сочетается с внутренней силой. Круговая композиция отличается редкой красотой и завершённостью. Движение, отражённое в широком шаге ангела, его развевающемся плаще, лишено суетности, дышит небесным покоем и лёгкостью.

В 1408 г. Андрей Рублёв и Даниил Чёрный по повелению московского князя выполняют композицию «Страшный суд» в Успенском соборе г. Владимира. В задачу художников не входило расписать весь храм, а лишь те участки, которые погибли в XIII в., во время пожара, устроенного татарами при захвате Владимира. Такой объём работ возможно было выполнить силами небольшой артели и за один летний сезон (зимой фрески не писались).

Фигуры святых в композиции «Страшный суд» отличаются лёгкостью форм и плавностью силуэтов. Рублёв обводит форму словно на едином дыхании, рука его ни разу не дрогнула и не отвлеклась на вырисовывание необязательных деталей. Он умеет организовать композиции при помощи ритма очертаний, соответствий и перекличек, благодаря чему они приобретают нечто общее с музыкой. Фигуры не только объединены в единое целое, но и мастерски вписаны в участки стен, сводов и арок.  

Рублёв изображает Страшный Суд не как кару за грехи земной жизни, а как шаг к вечному блаженству, к которому надо подойти со смирением, молитвой и нравственным очищением. Участники Суда, апостолы и ангелы, наполнены светлой надеждой, хотя радость смешивается с печалью о грехах мира. Это и называют русским словом «умиление».

После окончания росписи Андрей Рублёв и Даниил с артелью создали для Успенского собора во Владимире огромный иконостас. Он состоял из трёх рядов, общая высота которых достигала почти шести метров. Ничего подобного Русь не знала не только до этого, но и многие годы спустя. Владимирский иконостас надолго стал образцом для подражания.

Однако самые выдающиеся произведения мастера связаны с другим городом. В начале XX в. в дровяном сарае в городе Звенигороде под Москвой случайно были обнаружены три иконы — «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», известные с тех пор под названием Звенигородского чина. Они входили когда-то в состав деисусного чина, написанного Андреем Рублёвым для дворцовой церкви князя. Звенигородский чин был поясным (фигуры изображены по пояс).

Спаситель на звенигородской иконе Рублёва показан не в ос-лепительном сиянии божественной славы, а в облике «совершенного человека», в скромных одеждах. Несмотря на то, что живопись сохранилась фрагментарно (лик и небольшая часть торса), икона привлекает внутренней красотой образа. Фигура Спаса дана в плавном, почти незаметном движении, небольшом развороте вправо, но внимательные и печальные глаза Спасителя смотрят прямо на молящегося. В мягких чертах звенигородского «Спаса» воплощены русские представления о внешней и внутренней красоте человека. Этот образ — одно из высших достижений художественного гения Андрея Рублёва. '

Икона Архангела Михаила запоминается лирической задумчивостью и мастерским сочетанием голубого и розового цветов с золотом, а образ Апостола Павла — особой возвышенной интеллектуальностью. В живописи ликов в Звенигородском чине использована очень тонко перетёртая светлая охра, наложенная столь прозрачными слоями, что через них просвечивает лежащий ниже тон. В ликах как будто нет теней, а есть только средний тон и освещённые места; поверхность словно светится изнутри, лики лучатся небесным светом.

  «Троица» — самая совершенная из сохранившихся икон Андрея Рублёва и самое прекрасное творение древнерусской живописи. Раньше считалось, что Рублёв создал её для иконостаса каменного храма Троице-Сергиева монастыря. Однако обнаруженные в наши дни документы свидетельствуют, что первоначально «Троица» входила в состав иконостаса Успенского собора на Городке в Звенигороде, вместе со Звенигородским чином.

Особое почитание Троицы на Руси было связано с личностью и деятельностью Сергия Радонежского, который создал Троицкий монастырь, «дабы взиранием на пресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Поэтому тема Троицы понималась русскими людьми и как тема национального единства. Рублёв писал свою икону «в похвалу» Сергию — человеку и святому, верным последователем которого он являлся.

Сюжетом ветхозаветной Троицы является приём и угощение старцем Авраамом и его женой Саррой трёх странников, в образе которых явился триединый Бог. Обычно художники сосредоточивали внимание на подробностях события, изображали Авраама и Сарру, подносивших угощение, а иногда и слугу, «заклающего тельца». Рублёв же освободил изображение от всех бытовых, житейских подробностей. Действие сосредоточено вокруг трёх ангелов, беседующих за столом, в центре которого высится чаша с головой тельца — символ крестной жертвы Христа. В иконе нет рассказа, повествования — следовательно, нет бега времени, и вечность предстаёт перед человеком. Странники не разговаривают с Авраамом, а словно пребывают в молчаливой беседе между собой. Это увиденные мысленным взором художника любовь и согласие трёх, составляющих единое.

Рублёв решил труднейшую творческую задачу — показал Троицу как триединство, и пластически и ритмически. Три ангела у него едины не потому, что похожи, а потому, что связаны единым круговым движением. Оно сразу захватывает при созерцании композиции. Сознание зрителя чувствует круг, хотя линия окружности не изображена; он образуется позами ангелов, расположением их фигур. Круг с древности связывался с образами неба, вечности.

Индивидуальность каждого из ангелов мастер подчёркивает позой, жестом, цветом. Левый ангел облачён в синий хитон и лилово-розовый гиматий; правый — в синий хитон и светло-зелёный гиматий; средний — в вишнёвый хитон с золотым клавом и синий гиматий. Вишнёвый и синий — это традиционные цвета одежд Христа. Образ Христа связан с темой чаши, которая повторяется несколько раз. Чашу образуют линии подножий. Форму чаши принимает стол, ограниченный очертаниями ног крайних ангелов; на столе стоит настоящая чаша. Наконец, когда взгляд зрителя скользит по силуэтам боковых фигур, снова возникает образ большой чаши, внутри которой находится Христос. Чаша символизирует искупительную жертву Христа за весь род людской.

Знаком «божественного домостроительства», то есть создания Вселенной, поднимается за левым ангелом, Богом Отцом, дом. Как напоминание о «древе Креста» встаёт дерево за средним ангелом, Богом Сыном. Гора за третьим ангелом, Святым духом, — знак всего возвышенного и утешающего сердце.

С именем Андрея Рублёва связан наивысший взлёт в истории древнерусского искусства. Рублёв создал свой собственный стиль, глубоко русский и православный, но вместе с тем благородной простотой заставляющий вспомнить искусство античности. Стиль Рублёва, строй его икон, воплощавший гармонию и красоту, оп-ределили характер московской школы живописи. Андрей Рублёв умер, вероятно, в 1430 г. и похоронен в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Однако рублёвским традициям предстояла долгая жизнь в русской художественной культуре.

Вопросы и задания

1.    Почему мы знаем мало имён древнерусских художников?

2.    Что такое русский высокий иконостас? Из каких рядов (чинов) он состоит?

3.    Какие иконы входят в состав деисусного чина?

4.    Какие иконы входят в состав праздничного чина?

5.    Найди в книгах или в Интернете описание одного из событий, которым посвящены двунадесятые праздники, например, Сретение, Крещение или Воздвижение креста. Расскажи о нём на уроке. Подбери иллюстрации к своему рассказу.

6.    Почему «Троица» Рублёва считается величайшим произведением древнерусской живописи?

Класс 3(5) и 6(8) ДПП «Живопись»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.025 с.)