Тема: музыка как вид искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: музыка как вид искусства



Задание: Ответить на вопросы после каждого параграфа. Письменно

 

Класс 2(5) и 5(8) ДПП «Живопись», ДПП «Дизайн»

Тема: Искусство Московского княжества Х1У-ХУ вв. Архитектура Московского княжества Х1У-ХУ вв.

Задание: Прочитать об Успенском соборе Московского Кремля. Посмотреть презентацию в группе вконтакте «История искусств ДШИ Салда». Сделать записи в тетради, когда, кем был создан. Краткое описание архитектурного сооружения и описание росписей, присутствующих на

В конце XV в. Московское княжество вступило в новый период своей истории. Князю Ивану III предстояло завершить дело нескольких поколений московских князей и собрать все русские земли в единое государство. Одним из крупнейших успехов Ивана III стало присоединение к Москве необъятных, простиравшихся до Ледовитого океана владений Великого Новгорода. Потеряли свою самостоятельность Тверское княжество, Рязань и Псков. Было свергнуто монголо-татарское иго. В результате успешных войн с Литвой в состав Московского государства вошли десятки русских городов и областей, бывших под властью Великого княжества Литовского. Иван III, князь московский, по праву принял титул великого князя всея Руси. Общаясь с государями соседних стран, он, ещё недавно плативший дань монгольским ханам, требовал, чтобы к нему относились с уважением.

Москва при Иване III превратилась в столицу огромного госу-дарства. «Лицом» этого государства должен был стать Кремль — резиденция великого князя и митрополита Московского. На высоком холме у слияния реки Неглинной с Москвой-рекой, издавна находился центр города. Постройки Кремля напоминали о первых московских князьях Иване Калите и Дмитрии Донском. Однако внешний вид его не соответствовал приобретённому Москвой могуществу: крепостная стена с деревянными заплатами на местах проломов; обветшалые соборы, тёмные, тесные хоромы великого князя. И всюду следы пожаров. Кремль нуждался в перестройке.

Началась она с возведения Успенского собора — главного храма Москвы. Инициатива строительства принадлежала митрополиту Филиппу. Возглавили строительство мастера Кривцов и Мышкин. Размерами будущий собор должен был превосходить все существовавшие тогда церкви. Особенно важным казалось превзойти Успенский собор во Владимире. «Москва — второй Владимир и третий Киев, а московские князья — наследники киевских и владимирских князей, законные государи всея Руси» — такую политическую идею должен был выразить новый храм. Поэтому митрополит Филипп перед началом работ направил Кривцова и Мышкина во Владимир. Зодчие должны были осмотреть, обмерять владимирский собор, чтобы в своей постройке его превзойти. Строительство велось быстро, и спустя два года стены храма уже были почти готовы. Но произошла катастрофа: ночью неожиданно рухнула северная стена здания.

Существовало несколько версий о причине катастрофы. Говорили и о землетрясении, и о неудачном расположении внутренней лестницы. Псковские мастера, вызванные для выяснения причин, упрекали строителей в том, что они жидко развели известковый раствор, соединявший камни. Однако была и более серьёзная причина: за годы монголо-татарского ига русские мастера утратили многие строительные навыки. Строительство из камня на Руси прерывалось на несколько десятилетий. Многих зодчих увели в Орду. Возрождение каменного зодчества началось, но качество построек было невысоким. Не случайно в качестве «экспертов» Иван III выбрал псковских мастеров: только на северо-западе Руси всё это время продолжалось каменное строительство. Но и псковичи, привыкшие к небольшим постройкам, не взялись за строительство Успенского собора, сочтя задачу слишком сложной.

Заботу о продолжении строительства, о поисках зодчих взял на себя великий князь. Выбор его остановился на итальянских ар-хитекторах. Отправленному в Венецию послу Иван III поручил отыскать хорошего мастера-«камнесечца». Менее чем через год такой мастер явился. Это был Альберти Фиоравантн из Болоньи, прозванный на Руси Аристотелем.

Аристотель Фиораванти к тому времени уже приобрёл известность своими постройками в Италии и Венгрии. Как и многие художники эпохи Возрождения, он был универсальным мастером: строил соборы, дворцы, крепостные сооружения и каналы, лил колокола и пушки, чеканил монеты и печати. Был он и хорошим артиллеристом.

Аристотелю также пришлось начать работу с поездки во Владимир. А вернувшись в Москву, зодчий без промедления взялся за строительство. Он разрушил остатки рухнувшего храма, используя для этого хитроумные тараны, чем немало поразил москвичей. «Еже три года делали, во едину неделю и меньше развалили» — отмечал летописец.

Потом Фиораванти заложил очень глубокие фундаменты для нового собора. Они превышали 2 сажени, т. е. были более 3,5 м. Предварительно дно рвов было укреплено дубовыми сваями. Известь, замешенная по рецепту Аристотеля, отличалась особенной крепостью. Летописец упоминает, что раствор был очень густым в момент употребления и необычайно твёрдым на следующий день: «ножом не можно расколупити». Блоки белого камня, из которых складывали собор, соединяли железными «скрепами». Помимо белого камня использовался так называемый «фиоравантиевский кирпич», отличавшийся размером и особой прочностью. Для подъёма тяжестей на высоту использовали лебёдки. Русские мастера, работавшие вместе с Аристотелем, подмечали и многие другие секреты знаменитого мастера.

Оконченный Успенский собор на столетия стал центром русской государственной и церковной жизни. Здесь венчались на царство русские цари и императоры, провозглашались важнейшие государственные акты, происходило поставление митрополитов и патриархов. В Успенский собор была перенесена высокочтимая православная святыня России — икона Владимирской Божьей Матери.

Внешне Успенский собор Московского Кремля действительно напоминает храмы Владимира. У него пять глав, пять абсид, по фасадам он украшен аркатурно-колончатым поясом — «визитной карточкой» владимирских зодчих. Однако внутреннее пространство собора решено с нарушением традиций архитектуры крестово-купольного храма. Аристотель Фиораванти построил церковь зального типа. Тип этот был распространен в романской и готической архи-тектуре. Зодчий разбил план собора на сетку из двенадцати равных квадратов. По углам квадратов были поставлены круглые колонны (вместо квадратных или крестчатых в плане столпов). Центральный неф и центральное пространство, столь важное в крестово-купольном храме, здесь ничем не выделены. Зато храм оказался просторным, хорошо освещённым и наполненным воздухом.

Необычно решена в Успенском соборе Московского Кремля и восточная, алтарная часть. Если в старинных русских церквях абсиды свободно выступали с восточной стороны, то в новом соборе они оказываются словно вдавленными в массив основного объёма. Однако благодаря этому храм оказался на редкость цельным («аки един камень»). Сразу же бросалась в глаза геометрическая правильность и соразмерность всех его частей.

Позже строительные работы в Кремле продолжились. Началось строительство двух домовых церквей — великого князя и митрополита. Затем приступили к возведению новых кремлёвских укреплений. После дошло дело и до государева дворца.

Нем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.87.95 (0.005 с.)