Социально-экономическое развитие Руси в 14-15 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическое развитие Руси в 14-15 вв.



Конец XIII-XIV вв. - время роста крупного землевладения. Вспомним, что первые вотчины (княжеские, церковные,

боярские) появляются еще в Киевской Руси. В последующее время этот процесс продолжается. Однако вопрос о

путях возникновения частной земельной собственности вызывает в науке споры. Одни видят возможность ее

появления “снизу”, когда наиболее состоятельный общинник превращает свой надел в собственность (аллод),

начинает эксплуатировать менее состоятельных крестьян, становясь постепенно мелким вотчинником. Другой путь -

“сверху”, когда боярские вотчины образовывались путем пожалования великим князем земли. Наконец, была

возможна и покупка земли у общины на средства, полученные от неземледельческих доходов (например, торговли).

Последняя была характерна для Новгородских земель.

Однако как бы то ни было, “складывающиеся боярские вотчины были первоначально невелики”, - констатировал

современный историк В.Б.Кобрин. И далее он поясняет: “Вероятнее всего, они служили для княжеских вассалов и

слуг своеобразными небольшими “подсобными хозяйствами”: в условиях господства натурального хозяйства для

феодала было в равной степени не нужно производство сельскохозяйственных продуктов на рынок и необходимо

личное село, избавлявшее от закупок зерна и мяса, масла и молока. Повседневный, да отчасти, и праздничный стол

феодал XIII-XIV вв. должен был поневоле сам себя обеспечивать; лишь заморские деликатесы и виноградные вина

представляли здесь покупную провизию. Первоначально более крупная вотчина просто была не нужна.

Количественно боярские вотчины также были в это время немногочисленны.

Более быстро крупным землевладельцем становится церковь. Возможность ее развития, в частности, была связана с

веротерпимостью монголо-татар, поэтому церковные земли освобождались от даней. С середины XIV в. в монастырях

происходит переход с “келиотского” устава к “общежитийному”. В первом случае монастырь состоял из ряда

обособленных келий, а жившие в них монахи имели свое хозяйство, и, таким образом, монастырь в целом не являлся

собственником. Во второй половине XIV в. Сергий Радонежский проводит реформу. Согласно “общежитийному”

уставу монахи должны были отказаться от личной собственности, а монастырь становится общиной с коллективной

собственностью, получает возможность широко приобретать имущество, в том числе земли. Монастырям начинают

жаловать земли князья. Именно этим путем создается первоначальное богатство большинства монастырских вотчин.

Со временем, обретя экономическое могущество, церковь станет соперником великих князей (а потом и царей) в

борьбе за государственную власть.

Но, несмотря на свой рост, крупное частное землевладение в XIV-XV вв. не являлось господствующим. В Северо-Восточной Руси (не говоря о Севере) преобладало свободное общинное крестьянское землевладение. Община в XIV-XV вв. называлась волостью, или “черной волостью”. Отсюда название - черносошные крестьяне (сам термин

“крестьяне”, обозначавший сельских земледельцев, появляется в конце XIV в.). Вопрос о социальной природе собственности в

черной волости - сложный и спорный. Ряд исследователей полагают, что черные земли находились в полной

собственности крестьянских общин (их аллодиальные владения). Другая точка зрения исходит из существования на

Руси в XV в. государственного феодализма. Следовательно, крестьяне считаютя феодально-зависимыми от

государства в целом, а налоги рассматриваются как форма феодальной ренты. Наконец, третьи говорят о черных

крестьянах как собственниках своих земель наряду с государством. Спор этот далек от завершения, но ясно одно:

положение черносошных крестьян было легче, чем частновладельческих.

Впрочем, частновладельческие крестьяне не были однородной массой. Они делились на следующие основные

категории: половники и серебреники. Половники представляли собой безземельных крестьян, получавших на

обзаведение своим хозяйством определенную денежную ссуду, которую были обязаны погашать половинной долей

урожая. Они являлись резервом для вовлечения в зависимость свободного крестьянства. Серебреники - это

крестьяне, которым господин давал в долг деньги (’’серебро”) с условием последующей уплаты с процентами или же работы за проценты.

Уровень эксплуатации в X1V-XV вв. был слабым. Основной формой эксплуатации был натуральный оброк: крестьяне за пользование землей обязаны были платить необходимыми продуктами сельскохозяйственного производства. С конца XV-начала XVI в. натуральный

оброк постепенно заменяется денежным.

В виде отдельных повинностей существовала отработочная рента: крестьяне обязаны были, например, ловить

рыбу, варить пиво, молотить рожь, прясть лен, косить траву. Если они принадлежали монастырю, то еще и

работать на пашне, заниматься ремонтом построек и т.д. Что касается наиболее тяжелой повинности крестьян -

барщины - то она появляется в конце.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.005 с.)