Форма правления государства: понятие и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма правления государства: понятие и виды.



Форма правления – элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики

К признакам монархии относятся: передача власти по наследству, ее бессрочность, независимость от населения, религиозный и исторический ореол власти.

Монархии бывают неограниченными, дуалистическими и парламентскими

В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа

Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами, верховного судью, а в странах ислама – и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими монархиями.

В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается представительными органами.

Дуалистическая монархия характеризуется тем, что в ней существуют формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинен монарху, так как монарх наделен правом вето и правом роспуска парламента.

В парламентской монархии значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха – брак, денежное содержание, дворцовую службу.

Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого.

Республика основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, её зависимости от воли избирателей и ответственности должностных лиц и органов за ошибки в своей деятельности.

Республики делятся на президентские и парламентские. И в той, и в другой имеются парламенты – выборные законодательные органы. В президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской республике президента выбирает сам парламент. Главное отличие видов республик – порядок формирования правительства и его ответственности.

В президентской республике президент избирается, обладает правом назначать правительство и может возглавлять его, совмещая должности главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы друг от друга.

В парламентской республике правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность. Признаки парламентской республики:

1) Президент избирается из числа членов парламента.

2) Правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства.

3) Правительство несёт ответственность перед парламентом.

4) в случае объявления «недоверия» правительству со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства.

5) Действия и решения президента должны согласовываться с правительством.

38. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Унитарные государства – единые государства, в которых государственная власть носит централизованный и неделимый характер. Признаки унитарного государства:

 - властные полномочия сосредоточены у высших органов государственной власти, которые реализуют эти полномочия от имени всего государства.

- единая система государственных органов.

 - единая система законодательства.

- порядок создания, изменения и ликвидации АТО, а также принципы их взаимодействия друг с другом определяются на высшем государственном уровне.

Федерация — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Признаки федерации:

- Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, провинций, кантонов, республик, эмиратов и т. д.

- В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

- В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние верховные законодательные, исполнительные и судебные органы.

- Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

 - Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, и депутаты в неё избираются со всей страны. Верхняя палата — орган представительства субъектов федерации. Также в качестве формы государственного устройства выделяется конфедерация.

Конфедерация — союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей или действий.

Признаки конфедерации:

- Отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы.

- Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

- Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

- Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников.

- Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

- Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.

- Наличие права выхода из состава конфедерации.

Принципы формирования регионов: административно-территориальный (формирование АТО по географическому признаку) и национально-этнический (формирование АТО по национальному признаку).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.007 с.)