Теологическая теория происхождения государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теологическая теория происхождения государства и права



Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского, в современных условиях развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.)

Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения

Рассматривает процесс создания государства как акт божественной воли, процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира, а государь его наместник на земле, Папа – наместник Христа на земле. Государство должно оберегать и хранить Церковь.

Поскольку человек изначально предрасположен к власти или повиновению, постольку государственный порядок рассматривается как неизменный и подчиненный Божественному провидению.

Основоположники этой теории, выражая широкораспространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано по воле Бога. Церковная власть имеет приоритет над светской властью. Вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной власть.

Придавая государству и государям ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям.

Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить как совершенствовать форму государства.

Патриархальная теория ТГП

Китайский мыслитель Конфуций развивал патриархальную концепцию государства. Государство трактуется им как разросшаяся большая семья. Власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Цель государства и царской власти – накормить народ, обогатить и обучить его. Иерархию, деление на «благородных мужей» и «темных людей» он считает естественной, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве.

Власть государя неограниченная. Сопротивление недопустимо. Глава государства и старшие дети должны заботиться о младших.

Аналогия государства с семьей возможна, так как структура государственности развивалась от простейших форм, которые вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственной власти. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных)

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории как отец или член семьи необоснованно отождествляются соответственно с категориями государь и поданные.

Пример: данная теория может быть применена к Китаю, когда данное государство имело монархическую форму правления. Конфуцианство в Китае получило большое распространение, оказывая влияние на политическую жизнь в том числе. Поэтому власть императора отождествлялась с властью отца в семье.

Теория насилия ТГП

(Л. Гумплович, Е. Дюринг, А. Менгер)

По их мнению, государственно-правовой порядок образовался путем насилия и укрепился почти исключительно путем военных успехов.

Теория насилия предполагает возникновение государства как в результате внешнего воздействия, когда более агрессивное племя подчиняет менее агрессивное, так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение сильнейшими соплеменниками слабейших

В последующем происходит деление на классы, создается принудительный аппарат, который превращается в государство

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств, но с другой стороны важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие стоит рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства. К тому же, военно-политические факторы в ряде регионов играли вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим

Пример: путем насилия был создан город-государство Спарта. После Троянской войны греки-ахейцы, разоренные и утомленные, вернулись к себе домой. В это же время на них с севера совершили набег греки-дорийцы. Они разграбили поселения ахейцев, вынудили их отойти дальше, а сами создали на Пелопоннесе государство Спарта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.005 с.)