Пути предупреждения развития агрессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути предупреждения развития агрессии



       В соответствии с когнитивно-бихевиоральной концепцией социального научения   (Бандура А., 1959,1973) процесс социализации состоит в развитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид живет.

       Научение определенным навыкам в системе «сигнал–ответ», требует, во-первых, вознаграждения или подкрепления, а во-вторых, наличия некоторого мотивационного процесса, или драйва. При этом под драйвом понимается сильный стимул, который побуждает организм к действию.

       В рамках когнитивно-бихевиоральной концепции подростковую агрессию рассматривают как результат специфичного социального научения. При этом считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая подростковый возраст.

           

       Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой у ребенка появляется необходимость в интересе, внимании и одобрении окружающих, и в первую очередь – собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует подчеркнуть, что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

 

Драйв – сильный стимул, который побуждает организм к действию.        

             

Фрустрация – психическое состояние, вызываемое объективно неопределенными (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и др.  

       Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено, как считается в соответствии с когнитивно-бихевиоральной концепцией социального научения   (Бандура А., 1959,1973), двумя путями.

Агрессивные действия, поступки, поведение либо надо оставлять без подкрепления, без награды, без внимания, либо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляют его без подкрепления, и если в то же время совершают другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающиеся без внимания и подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает.

Однако в том случае, когда речь идет именно о подростковой агрессии, то позиция об игнорировании актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Практика социально-психологического консультирования, обыденный опыт и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращая его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родители игнорируют акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью оно действительно останется неподкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей – подкрепление может быть найдено на стороне. Кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности – проверять социальные нормы и правила «на прочность» и через это определять границы допустимого в своем поведении – отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также с теорией смещенной агрессии Миллера, в основе которой лежит представление о переносе агрессии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человеке, атаковать которого менее опасно, хотя он и не является источником возникновения агрессивного побуждения. При этом теория смещенной агрессии утверждает, что выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами:

1) силой побуждения к агрессии;

2) силой факторов, тормозящих агрессию;

3) стимульным сходством потенциальной жертвы с фрустрировавшим агентом.

 

Кроме того, между строгостью наказания, как было доказано экспериментально, и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость. Эта зависимость распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка. То есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка. В результате изучения сначала маленьких детей, а затем и подростков, было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессивность. Более того, в результате лонгитюдного исследования было установлено, что суровость наказания, применявшегося к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью их поведения. В 18- и 30-летрем возрасте. В другом исследовании было показано, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого родители хотя и наказывали, но умеренно, не строго. Общий вывод этих авторов состоял в том, что когда родители слишком сурово или снисходительно относятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в более позднем возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.                   

       Формирование просоциального, неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и обязательно (и может быть даже в первую очередь) с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализации различных мотиваций личности. Ведь как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неконструктивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым способом.         



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.005 с.)