Подкрепление агрессивного поведения со стороны окружающих. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подкрепление агрессивного поведения со стороны окружающих.



В частности была установлена положительная зависимость между строгостью наказания родителей и уровнем агрессии у детей.

Было обнаружено, что дети, по отношению к которым родители применяют суровые методы воспитания, являются более агрессивными во взаимоотношениях со сверстниками и другими взрослыми вне дома (грубят, сквернословят и т.д.). При этом. Отцы, как правило предпочитают физические наказания, а матери – непрямые или психологические формы воздействия на ребенка. Мальчиков наказывают больше, чем девочек.

Таким образом, наказывая детей, родители:

1. Сами демонстрируют агрессивные формы поведения, подают пример, становятся для ребенка примером для подражания, тем самым поощряют и закрепляют такое поведение у детей. Ребенок постепенно привыкает к тому, что агрессия – это нормальный путь, способ преодоления тех или иных проблем, препятствий.    

   2. Подавляют ответную агрессивность, обиду, эмоциональное напряжение ребенка, так как в силу неравенства сил и физических возможностей ребенок не может еще проявить агрессию по отношению к родителям. Но эту обиду, унижение, напряжение и агрессию он проявит по отношению к сверстнику более слабому физически или младшему по возрасту и слабее физически.

То есть, строгость и суровость наказаний приводит к подавлению ребенком агрессивных импульсов в отношении родителей в их присутствии, но вне дома ребенок будет вести себя более агрессивно, чем дети, которые воспитываются без применения физических наказаний. Но если родители выбирают разумные способы общения с ребенком, взаимодействия, воспитания, то им удается воспитать умение ребенка владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.   

        Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в отношениях с матерью.

У надежно привязанного ребенка – надежное, устойчивое отношение со стороны матери, такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, способен к конструктивному общению, неагрессивен.

       Ненадежно привязанный ребенок переживает тревожность, обусловленную слабой привязанностью к матери и как результат этого он отличается несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для таких детей характерны импульсивность, эмоциональная неуравновешенность.

       На развитие агрессии у детей также влияют следующие факторы:

1) ОЦЕНКА РЕБЕНКА ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. Было установлено, что само присутствие других людей само по себе может усиливать или тормозить агрессию. Так, если за ребенком наблюдает или находится рядом с ним человек, которого он воспринимает как агрессивного, то дети проявляют больше актов агрессивного поведения. Если в присутствии ребенка находится или наблюдает за ним человек, которого он не воспринимает как агрессивного, то ребенок проявляет в поведении сдержанность.   

2) НАМЕРЕННОСТЬ АГРЕССИИ. Знание о том, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя самого агрессивного действия не было, является запускным механизмом проявления враждебности и агрессивности.    

3) ВОСПРИЯТИЕ АГРЕССИИ. Все большее количество видео- и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение их просмотром детьми делают их все более агрессивными и жестокими.

4) ЖЕЛАНИЕ ОТОМСТИТЬ. Зачастую агрессия, особенно в детском возрасте возникает как ответная реакция на поведение окружающих, то есть как акт мщения, возмездия на что-либо.

5) У физически менее сильных людей агрессия может быть ЗАЩИТНОЙ РЕАКЦИЕЙ. Такой человек иногда вынужден вести себя агрессивно, вступая в драку, которую ему навязывают, чтобы защитить себя. Или становится инициатором драки, чтобы проверить свои силы, утвердить, испытать свое «Я».

6) В РЕЗУЛЬТАТЕ ФРУСТРАЦИИ, ПОВЫШЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ, могут возникать вспышки вербальной и физической агрессии. По существу такой акт агрессии – не что иное, как способ ПСИХИЧЕСКОЙ РАЗРЯДКИ.

7)  И, независимо от преобладающего типа агрессивного поведения, у большинства людей возникает ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ, когда взрослые, дети или подростки проявляют агрессию, чтобы достичь какую-нибудь значимую цель.    

Таким образом, психологическими корнями и причинами агрессивности могут быть:

во-первых, свойства центральной нервной системы (неуравновешенность нервных процессов, то есть преобладание процессов возбуждения над торможением), природные свойства темперамента (возбудимость, сила эмоций). Возбудимость положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной агрессией, а также косвенной агрессией. Центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения, следовательно вся манера общения и поведения у них в значительной мере обусловлена не логикой, не рациональным оцениванием своих поступков, а импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).

  Спонтанная агрессия – самопроизвольная агрессия, не являющаяся прямой реакцией на ситуационное воздействие.

  Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо.

 

Во-вторых, агрессия может быть вызвана необходимостью защищать себя или удовлетворить свои потребности в такой ситуации, в которой молодой человек не видит иного выхода, кроме драки или словесных угроз;

в-третьих, для некоторых молодых людей утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является сознательной линией поведения, отражающей их жизненные принципы, мировоззрение.

Таким образом, агрессивность в поведении человека может быть обусловлена не только стабильными внутриличностными факторами, но и внешней средой. Поэтому анализ причин агрессивного поведения требует учета, во-первых, устойчивых особенностей нервной системы, темперамента, характера субъекта, способствующих возникновению психологической предрасположенности к агрессивности. Во-вторых, социального окружения, правил и норм поведения в привычном для человека окружении, оказывающие влияние на формирование ценностно-нормативной сферы личности.       

   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.007 с.)