Горбачевская перестройка и гибель СССР (1985-1991 гг. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горбачевская перестройка и гибель СССР (1985-1991 гг. ).



Тема 10. Страна в 1985-2014 гг.

План

Горбачевская перестройка и гибель СССР (1985-1991 гг.).

Внешняя политика Советского Союза в 1985 – 1991 гг. Капитуляция перед Западом.

Россия в 1992-2014 гг.: внутренняя политика

Развитие культуры в России в 1992-2014 гг. Возрождение религии.

Конституционная реформа 1988–1990 гг.

    Первые провалы перестройки (несостоятельность ускорения, рост бюджетного дефицита) показали, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. В январе 1987 г. ЦК КПСС признал необходимыми меры по развитию элементов демократии. Демократизации общественно-политической жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений.

    Вопросы реформы политической системы обсуждались в ходе XIX Всесоюзной партийной конференции (июнь-июль 1988 г.). Ее решения предусматривали создание таких атрибутов демократического социализма, как система разделения властей, парламентаризм в рамках Советов, гражданское общество.

    Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. На основе решений конференции были внесены поправки в Конституцию СССР. Изменения избирательного законодательства сводились к следующему: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

    Весной 1989 г. состоялись выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. Впервые происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ. В состав депутатского корпуса вошли будущие могильщики Советской власти: Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев. Выборы депутатов обнаружили падение популярности сторонников Горбачева и нарастание влияния его оппонентов.

    В первый день работы I Съезд народных депутатов СССР (май–июнь 1989 г.) избрал Горбачева председателем Верховного Совета СССР. Заседания съезда транслировались в прямом эфире по телевидению. В последний день Съезда была сформирована Межрегиональная группа народных депутатов (сопредседатели группы: А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. Х. Попов, В. А. Пальм), выступавших за радикальное реформирование советского общества (как оказалось переход к периферийному подчиненному Западу капитализму).

На втором этапе конституционной реформы (1990–1991) была выдвинута задача введения поста Президента СССР. III Съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал им М. С. Горбачева. Став президентом, Горбачев сохранил за собой пост Генерального секретаря ЦК партии. Председателем Верховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов. Съезд внес изменения в Конституцию, отменившие однопартийную систему в СССР, 6-я статью, закреплявшую руководящее положение КПСС в обществе. Решения съезда открывали возможность для формирования многопартийности в стране.

Распад СССР

    Последствием событий августа 1991 г. стал отказ большинства республик от подписания Союзного договора. Распад СССР стал необратимым. В конце августа заявила о создании самостоятельного государства Украина, за ней последовали другие республики.

    В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех новых государств России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они, вопреки Конституции СССР, заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. Была достигнута договоренность о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь бывших республик.

     На руинах СССР фактически образовалось 21 государство, в том числе 6 непризнанных - Гагаузия, Чечня, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье и Нагорный Карабах. 26 миллионов русских остались за рубежом – остались, за редким исключением, на положении людей второго сорта. Как показывают последние годы жизни постсоветского общества, никому из простого народа развал государства счастья не принёс. Заполыхали кровавые межнациональные конфликты, число жертв которых составило, правда, по очень приблизительным подсчётам, несколько сотен тысяч человек,число же беженцев вообще не поддаётся пока сколько-нибудь объективному исчислению.

    Перестройка закончилась. Ее главным итогом стали распад СССР, завершение советского периода развития в истории Отечества.

    Самые главные факторы, работавшие против Советской власти, не имеет смысла искать в экономической сфере жизни «перестроечного» общества. Их надо искать и сфере мировой политики и экономики. И в области успокоения и отказа советской элиты от развития НТП, начиная с конца 60-х годов ХХ века. А ещё больше – в политических преобразованиях внутри самого Советского Союза. Предательство советской элиты, резкое снижение с помощью США мировых цен на нефть до 5 $ за баррель (159 литров) (американцы договорились с монархиями нефтедобывающих государств) обнажили непреложный факт. Пресловутое «процветание» во времена «золотого века» застоя – это не более, чем грандиозная «храмина на песке». Газо- и нефтепроводы на Запад превратили СССР в значительной степени «в страну бензоколонку» вместо современного научно-технического развития государства.

    Экономический кризис, в основном, был обусловлен именно политическими преобразованиями М.С. Горбачёва, ввергшего страну в бездну «третьей Смуты».

    После событий 1991 г. началось становление новой российской государственности. В январе 1992 г. правительство Е.Т. Гайдара начинает радикальные экономические преобразования. Они полностью, причём, довольно быстро меняют социальную сущность российского общества. Меняется и политическая система страны.

Россия в 1992-1992 гг.

    С распадом Советского Союза Россия вступила в новый этап своего развития. В условиях экономического кризиса, дефицита товаров и бюджета, опасного снижения уровня золотовалютных резервов в конце 1991 г. российское правительство во главе с Президентом Б. Н. Ельциным стояло перед выбором из двух вариантов дальнейших действий. Первый: (программа "500 дней") предлагал за столь короткий срок: стабилизацию экономической обстановки при помощи традиционных советских методов - ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. Второй: предлагал либерализацию экономики и проведение институциональных реформ. Либерализация в экономике хозяйствующих субъектов означает снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Различают: внутри- и внешнеэкономическую либерализацию (например, внешнюю торговлю можно вести всем хозяйствующим субъектам), а не одному государству.

    Институциональные реформы - это постепенное преобразование действующих институтов: государственного управления, финансовой системы, прав собственности, социальной инфраструктуры (предприятия существуют по принципу доходности. А не необходимости обществу..

    Этот второй вариант, разработанный учеными с помощью западных советников во главе с экономистом Е. Т. Гайдаром, открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации. В основу программы кардинальных экономических преобразований Гайдара легла либеральная монетаристская теория перехода к рынку. Она предусматривала ослабление вмешательства государства в экономику. Для ее перевода на рыночные методы хозяйствования был избран путь "шоковой терапии": либерализация (отпуск) цен, приватизация государственной собственности частными лицами, конверсия военно-промышленного комплекса, демонополизация производства. Конверсия – это перевод военно-промышленного комплекса с производства военной на производство гражданской продукции, т.е. свертывание производства вооружения. В аграрном секторе предполагалась акционирование колхозов и развитие фермерского хозяйства. Так появилась зависимость от импорта продовольствия, что угрожает независимости государства.

    Президент Ельцин избрал второй вариант. В ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство во главе с Гайдаром.

2 января 1992 г. согласно Указу Президента РФ были отпущены цены и реорганизована торговля. Предприятия получили право самостоятельно устанавливать цены на продукцию и сбывать ее, покупать сырье. Был отменен запрет на деятельность негосударственных частных торгово-закупочных предприятий. По советской терминологии – спекуляция. Правительство Гайдара резко сократило все государственные расходы, в том числе социальные    Либерализация цен имела двойные последствия. С одной стороны, товарный дефицит был ликвидирован, исчезли очереди, деньги обрели цену. Негативным последствием отпуска цен стал резкий скачок инфляции, когда за год потребительские цены в стране выросли почти в 100 раз вместо планируемого правительством пятикратного повышения.

    В результате значительно снизился уровень жизни населения, произошла девальвация (обесценивание) вкладов граждан, хранившихся в сберегательных кассах, обнищание масс. Правительство пошло весной 1992 г. на повышение заработной платы. Однако ее рост не успевал за ростом цен. Более других пострадали в ходе реформ бюджетники, начался отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и исход за границу.

        Следующим шагом реформаторов стала приватизация госсобственности, имевшая целью формирование класса собственников в России. Первым этапом приватизация стала "ваучеризация" (август 1992 - осень 1994 г.). Каждый россиянин получил ваучер – ценную бумагу, подлежавшую обмену на акции промышленных и торговых предприятий. В основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, разделенная на численность населения России (148,7 млн человек). Таким образом, доля каждого гражданина РФ теоретически составила 10 тыс. рублей (номинальная стоимость ваучера).

  Вкладывая ваучеры в акции предприятий, их владельцы должны были получать дивиденды. Однако на практике этого не произошло из-за инфляции. Если осенью 1992 г. на стоимость ваучера можно было купить один ковер или мужской костюм среднего качества, то в конце 1993 г. - 3-4 бутылки водки. В условиях отставания повышения зарплаты от роста цен, ее задержек и невыплат ваучеры стали предметом продажи. Их скупали представители теневого бизнеса. С помощью ваучеров формировался первоначальный капитал, а в процессе приватизации были "сколочены" многие огромные состояния. Значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться. Надежды людей оказались обмануты. Росла социальная напряженность, начались забастовки.

Одновременно развернулась малая приватизация предприятий розничной торговли, общественного питания и службы быта. Однако денежные средства населения настолько обесценились, что покупать акции приватизируемых предприятий было не на что. В ходе приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере.

  1995–1996 гг. стали годами второго этапа приватизации. В годы денежной приватизации не произошло приватизационного бума.

       Ваучерный механизм не был и не мог быть эффективным, что знали сами реформаторы. Однако этот был тот популизм, который в краткосрочном плане обеспечивал поддержку власти, а в среднесрочном способствовал формированию нового класса собственников, заинтересованных в устойчивости новой российской экономики. Именно это дало возможность сформировать антикоммунистическую и антиинфляционную коалицию, которая обеспечила решение первичных задач макроэкономической и политической стабилизации.

      В годы реформ продолжалось падение эффективности производства. В 1992–1993 гг. спад производства составил почти 25 %. Правительство пыталось стабилизировать показатели экономики России, контролируя основные показатели (ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). Между тем предприятия в условиях отпущенных цен не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. К середине 1990-х гг. тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Шел распад энергетической инфраструктуры. Количество безработных в России возросло до 5,7 млн человек. В экономике доминировали сырьевые отрасли и ВПК, процветали монополии.

     Тяжелые последствия экономического кризиса ощутило аграрное производство. Организационная перестройка форм хозяйствования, недостаток капиталов и сельхозтехники стали причинами падения объема сельскохозяйственного производства в середине 1990-х гг. на 70 % по сравнению с 1991-1992 гг.

     Гайдар не понимал, что такое производство: металлургия, нефтегазовый комплекс, оборонка, лёгкая промышленность. Все его знания об этих отраслях носили главным образом теоретический характер. Его задачей было создать класс крупных собственников. Положение миллионов простых тружеников и ИТР, выброшенных на улицы, без средств к существованию его не волновало. Он этого не скрывал («просто они не вписались в реформы»)

Федеративный договор

    На фоне нестабильной экономической ситуации конца 1991-1992 гг. развивались сепаратистские настроения внутри России. В 1991 г. республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик, произошло переименование многих регионов. Претензии республик на особый статус и неосторожные заявления местных элит о выходе из России создавали угрозу целостности страны. В Чечне не признавали суверенитет России на её территории. В Татарстане собрались вводить собственную валюту. В Башкортостане, Якутии (Соха), Удмуртии, Татарстане и др. отказались платить налоги в федеральный бюджет. Б. Н. Ельцину удалось убедить глав регионов за исключением Татарстана и Чечни подписать 31 марта 1992 г. Федеративный договор, разграничивший предметы ведения федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации.

Конституционный кризис

    Рост цен, падение уровня жизни, растущая безработица, ранняя смерть как результат либеральной реформы вызывали недовольство населения. Неудачи первого этапа преобразований консолидировали большинство народных депутатов в оппозицию политике реформ. В конце 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е. Т. Гайдара было отправлено в отставку. Новым председателем Совета Министров в декабре того же года стал B. C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе, в основном в газовой отрасли.

Однако напряженность во взаимоотношениях Президента Б. Н. Ельцина и парламента нарастала. Многие народные депутаты во главе с председателем Верховного Совета Р. И. Хасбулатовым выступали за контроль над правительством, корректировку реформ и возвращение страны на путь прежнего политического развития. В свою очередь Ельцин взял курс на роспуск Верховного Совета и ликвидацию съезда народных депутатов.

     Чтобы заручиться поддержкой населения в проведении реформ, 25 апреля 1993 г. Ельцин провел референдум о доверии Президенту. Несмотря на то, что 58 % из числа принявших участие в референдуме якобы отдали свои голоса за него, накал борьбы с законодательной властью не снизился.

Через несколько дней после референдума проходило празднование 1 мая. Оппозиция планировала проведение митинга на Красной площади. После запрета Ельцина на проведение массовых акций на Красной площади, организаторы акции решили пройти по Ленинскому проспекту в сторону Воробьевых гор, где и провести митинг. Когда колонна демонстрантов дошла до пл. Гагарина, дорогу им перекрыл ОМОН. Произошел бой между милицией и демонстрантами.

Осенью 1993 г. противостояние властей достигло пика. Наиболее острая борьба развернулась вокруг вопроса о новой Конституции. К этому времени президентской стороной с помощью западных кураторов был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента отказывались его принимать, настаивая на ограничении прав исполнительной власти.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин подписал указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Согласно указу, представительные органы власти - Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов распускались; на 12 декабря 1993 г. было назначено проведение референдума по новой Конституции и выборы в новый парламент - Федеральное собрание.

    Указ Президента противоречил действующей Конституции РСФСР. На этом основании 23 сентября 1993 г. X съезд народных депутатов отказался признать законность его действий и заявил об отстранении Ельцина от власти. Съезд привел к присяге исполняющего обязанности Президента А. В. Руцкого, который ранее занимал пост вице-президента РФ.

    Патриарх Алексий II и Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин предлагали сторонам выработать "нулевой вариант" - одновременные перевыборы президента и народных депутатов.

    Тем временем оппозиция организовала демонстрации на Смоленской площади в Москве в знак протеста против действий Ельцина. 2-3 октября 1993 г. в ряде мест были возведены баррикады. Попытка оппозиции захватить штурмом мэрию и Останкинский телецентр потерпела неудачу. Президент ввел в Москву танковую дивизию, объявив чрезвычайное положение в городе. В ходе блокады, расстрела из танков и штурма Белого дома несколько сот человек погибли или получили ранения.

Чеченский кризис

    Конституция 1993 г. зафиксировала лишь формальное равенство субъектов РФ. Слабость федеральной власти стала причиной подписания особых двусторонних договоров с субъектами Федерации. В феврале 1994 г. был подписан договор с Татарстаном, в ведение которого перешли такие федеральные функции, как защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление или лишение татарского гражданства, установление отношений с иностранными государствами и другие. В двусторонних договор оговорили себе особые полномочия Башкортостан и Республика Якутия (Саха).

    Опасный источник сепаратизма оставался в Чечне, где осенью 1991 г. незаконные вооруженные формирования во главе с генералом Д. Дудаевым разогнали Верховный совет Чечено-Ингушской АССР. Автономия разделилась на Чеченскую и Ингушскую республики. Дудаев, ставший в 1991 г. президентом Чечни, призывал к созданию "общего кавказского дома народов" вне России. Когда попытки диалога федеральной власти с Дудаевым не принесли результатов, правительство России стало оказывать экономическое давление, сократив поставку нефти на Грозненский нефтеперерабатывающий завод. Спад производства, отключение электроэнергии, вооруженные разборки на территории "Независимой Республики Ичкерия" сократили число сторонников Д. Дудаева. Однако он легко разогнал в мае-июне 1993 г. оппозицию в лице парламента, Конституционного суда, грозненского городского собрания.

    30 ноября 1994 г. президент Б. Н. Ельцин издал указ "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики". В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены войска Министерства обороны и внутренних дел. Это событие стало началом чеченской войны. В ходе неудачного штурма Грозного в новогоднюю ночь 1994/1995 г. погибли сотни российских военнослужащих. Ввод войск изменил статус Дудаева, который из потерявшего популярность политика превратился в национального героя. Часть населения Чечни восприняла ввод федеральных войск как вторжение врагов, стремящихся отнять у них независимость.

     Из документа (Г. Трошев. Моя война. Записки окопного генерала):

«…операция действительно готовилась наспех, без реальной оценки сил и средств противника, - это факт. Даже название операции не успели придумать…

Радиосвязь в подразделениях, штурмующих (…), была почти парализована из-за царившей в эфире неразберихи. Между подразделениями практически не было взаимодействия, сказывалась неопытность большинства механиков-водителей танков и БМП. После проведенной огневой подготовки на ряде направлений выдвижения войск образовались труднопроходимые завалы. Смешанные колонны (автомобили и бронетанковая техника) растягивались вдоль узких улиц, не имея пространства для маневра. В результате из зданий пехоту и технику расстреливали в упор.

Командиры, начиная от комбата и ниже, фактически не имели карты (…), отсюда и частые "сбои" с маршрута, утрата ориентировки…По сути, боевики только и ждали появления бронетехники в городе, действуя по ставшей классической схеме, которую применяли душманы в Афганистане: огонь наносился по головной и замыкающей машинам в колонне, после этого следовал шквальный огонь из окружающих домов по остальной, "запертой" бронетехнике…

    Фактически эффект внезапности был нами утерян, сложилась катастрофическая обстановка. В город смогли прорваться лишь группировки "Север" и "Северо-восток", но они вели бои в окружении превосходящих сил противника.

    Дважды командование Объединенной группировки войск (ОГВ) пыталось заставить командира 19-й мотострелковой дивизии полковника Кандалина наступать, но не действовали ни просьбы, ни приказы. Мотострелки продолжали стоять, а в это время у железнодорожного вокзала в полном окружении, захлебываясь в крови, вели смертельные бои подразделения 131-й бригады и 81-го мотострелкового полка. Отсутствие тесного взаимодействия с мотострелками и нерешительность генерал-майора Петрука словно парализовали активность десантников».

   Операция по взятию Грозного не была подготовлена и проводилась бездарно. Только 22 февраля 1995 г. российская армия смогла взять Грозный под контроль, после чего началось продвижение в южные районы Чечни. Когда летом 1995 г. вооружённые силы Дудаева находились на грани разгрома, отряд боевиков под командованием Ш. Басаева 14 июня 1995 г. совершил нападение на больницу г. Будённовска в Ставропольском крае, захватив заложников. Начавшиеся после теракта в Будённовске переговоры федеральной власти с представителями Дудаева парализовали действия российских силовиков. 9 января 1996 г. отряд С.Радуева совершил нападение на дагестанский город Кизляр. Вновь были захвачены в заложники мирные жители. Несмотря на гибель Дудаева в апреле 1996 г. и подавляющее превосходство в живой силе, вооружении и воздушной поддержке, федеральные войска не смогли установить эффективный контроль над многими районами Чечни.

           Серьёзные потери, которые несли федеральные войска в Чечне, настраивали против продолжения боевых действий не только лидеров оппозиции, но и обычных россиян. Завершить чеченскую войну удалось лишь в конце 1996 г. В ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством было подписано соглашение о мире. Оно предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

Административные реформы.

      Укреплению роли федерального центра способствовала реформа федеральных округов (2000 г.), направленная на создание вертикали власти и формирование новой президентской "команды" на местах. Были учреждены семь федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, главами которых назначались полномочные представители Президента РФ.

    В 2000 г. была проведена реформа Совета Федерации РФ, одной из двух палат парламента. Отныне членами Совета Федерации становятся не губернаторы, как прежде, а представители, определенные органами исполнительной и законодательной власти субъекта федерации соответственно. В том же году при президенте РФ появился новый совещательный орган - Государственный совет, в которой вошли все губернаторы и руководители субъектов Федерации. Губернаторы по новому закону могли избираться не более чем на два срока.

      Произошло разграничение полномочий между Федерацией, регионами и местным самоуправлением (децентрализация властных полномочий). Значительная часть функций в сфере социально-экономического развития была возложена на местную и региональную власти, призванные решать насущные проблемы на местном уровне.

Черту под дискуссиями о государственной символике подвели принятые Государственной Думой законы 2000 г. о национальных символах России - государственном флаге, гербе и гимне страны. Идея неразрывности истории Отечества нашла отражение в отдельных элементах символики царской России и Советского Союза, соединенных в новых символах.

В начавшемся процессе совершенствования российской многопартийной системы важным шагом стало принятие в 2001 г. закона "О политических партиях". Под контроль были поставлены вопросы финансирования деятельности партий, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Закон определил, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 г. — сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 г. - 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории РФ.

      Принятые меры позволили в первые годы президентства В. В. Путина отчасти стабилизировать политическую систему. Проведенные административные реформы способствовали укрупнению регионов, сократили бюрократический аппарат федеральных служащих, позволили поставить региональную исполнительную власть под контроль правительства.

Экономическая политика.

      По инициативе президента была осуществлена в 2001 г. налоговая реформа. Введен 13%-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Общее число налогов сократилось в 3,6 раза (с 54 до 15). За период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35% до 27,5%. Реформа стимулировала экономический рост и повысила уровень доверия между государством и налогоплательщиками, государством и бизнесом.

      1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс. Налоговая реформа улучшила ситуацию с поступлением налогов в бюджет. 90% расходов бюджета стали покрываться за счет регулярных налоговых поступлений, чего ранее не наблюдалось. С 2002 г. бюджет страны стал профицитным.

      Был принят ряд законов по поддержке малого и среднего предпринимательства. С 2000 г. стали регулярно разрабатываться и уточняться программные документы социально-экономической политики на один и на три года. В 2002 г. было положено начало процессу среднесрочного бюджетного планирования.

      В декабре 2001 г. был принят закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно закону, депутаты получали контроль за собственностью естественных монополий, правительство осуществляло планирование и общее руководство процессом приватизации, президент формировал перечень стратегических предприятий и определял возможность их приватизации. Шло поэтапное разгосударствление ряда отраслей экономики. Продолжилось формирование крупных монополий в газовой и нефтяной отраслях, электроэнергетике.

      Земельный кодекс (2001 г.) и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (2002 г.) должны были решить проблему формирования земельных отношений.

      Высокие мировые цены на нефть в 2000-х гг. позволили правительству рассчитаться с международными кредитными организациями и решить ряд социальных задач. К концу 2003 г. внешний долг России сократился примерно на 15%. Увеличился приток в экономику страны иностранного капитала с 11 млрд долл. в 2000 г. до 120 млрд долл. в 2007 г.

      Был проведен ряд важных социально-экономических реформ: пенсионная (2002 г.), банковская (2001-2004 гг.), реформы трудовых отношений. Для повышения уровня жизни увеличивались пенсии по старости, инвалидности, размер минимальной оплаты бюджетников. В 2,5 раза выросли реальные доходы и пенсии. Но их размер оставался еще на достаточно низком уровне. В 2 раза в 2000-2004 гг. сократилась безработица. В бюджете 2002 г. было предусмотрено превышение расходов на образование над затратами на оборону.

      В мае 2003 г. в Бюджетном послании Федеральному собранию президент Путин поставил задачу создания Стабилизационного фонда РФ с целью обеспечения стабильности экономического развития страны. 1 января 2004 г. Стабилизационный фонд был сформирован.

      Произошли изменения в экономическом положении страны. Наметился экономический рост - в среднем 4-6% прироста ВВП в год. Страна вышла из полосы затяжного финансового кризиса и прекратила внешние заимствования. Тремя важными итогами деятельности нового руководства в 2000-2004 гг. стали: 1) укрепление государственной власти; 2) макроэкономическая стабилизация; 3) наметившаяся консолидация политической элиты на федеральном и региональном уровне.

      Однако новому руководству страны не удалось решить такие экономические проблемы, как создание в стране эффективного малого бизнеса и среднего класса, механизма перелива капиталов из сырьевых, экспортно-ориентированных отраслей в секторы, работающие на удовлетворение внутреннего спроса. Сохранилась зависимость от экспорта сырья и полуфабрикатов. О сохранении черт переходной экономики свидетельствовали: неразвитый рынок труда; низкая заработная плата; неравенство в оплате труда и низкая его производительность; сохранение практики выплат "черных зарплат"; перекос в оплате труда в частном и государственном секторах.

      В 2001 и 2002 гг., когда в стране был собран огромный урожай зерновых, потребовались экстренные меры для спасения отечественных фермеров от перепроизводства и падения цен на зерно. Были проведены в 2001-2003 гг. государственные закупочные интервенции, которые позволили урегулировать рынок зерна. Однако сохранялись трудности с экспортом: квоты ЕС на экспорт, проблемы с портовой инфраструктурой, несоответствие национальных стандартов качества зерна международным. Для решения этих проблем были сокращены неадресные дотации сельскому хозяйству, появилось льготное кредитование, увеличились поставки техники селу по лизингу.

Россия в 2008-2012 гг.

      В декабре 2007 г. кандидатом в Президенты РФ от партии "Единая Россия" на предстоящих в 2008 г. очередных президентских выборах по инициативе В. В. Путина был выдвинут Дмитрий Анатольевич Медведев, первый заместитель председателя Правительства РФ, куратор приоритетных национальных проектов. 2 марта 2008 г. в ходе президентских выборов он был избран на пост Президента РФ, набрав в первом туре 70, 28 % голосов.

      Президентство Д. А. Медведева начиналось в условиях разразившегося мирового финансового кризиса 2008 г., который оказал негативное влияние на российскую экономику. Наличие значительного внешнего долга отечественных компаний способствовало развитию кризиса. На начало октября 2008 г. он достигал в совокупности 527 млрд долл. Вторым негативным фактором, стимулировавшим кризис, стало резкое падение в середине июля 2008 г. цен на нефть.

      К числу основных преобразований, проведенных в период президентства Д. А. Медведева, относится изменение срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы. 30 декабря 2008 г. полномочия Президента были продлены до шести лет, Государственной Думы - до пяти лет. В Конституцию было введено новое положение о ежегодных отчетах Правительства о результатах своей деятельности перед парламентом.

       В 2010 г. был образован новый (восьмой) Северо-Кавказский федеральный округ, выделенный из состава Южного федерального округа. 7 февраля 2011 г. президент подписал Федеральный закон "О полиции", который вступил в действие с 1 марта. Большинство из названных преобразований вызвали дискуссии в российском обществе и внутри политической элиты. Так, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 г., 63% россиян считали, что переименование милиции в полицию ничего не изменит.

      24 сентября 2011 г. на съезде "Единой России" было объявлено, что на президентских выборах в 2012 г. свою кандидатуру на пост Президента РФ выставит В. В. Путин. Правительство в случае победы Путина должен был возглавить действующий Президент Д. А. Медведев. Тогда же Д. А. Медведев принял предложение возглавить партию "Единая Россия" на предстоящих в декабре парламентских выборах.

      4 декабря 2011 г. состоялись выборы в Государственную Думу шестого созыва. Был установлен новый 7 % барьер, появилась возможность голосовать против всех. Голосование проходило по пропорциональной системе по единому федеральному округу. В Думу прошло 4 партии:"Единая Россия", КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР. Фракция «Единой России» сократилась с 315 депутатов (2007 г.) до 238 (2011 г.), но сохранила парламентское большинство. Остальные партии усилили свои позиции.

      Оглашение результатов выборов в Государственную Думу вызвало массовые протесты, под влиянием которых федеральную власть признала необходимость внесения изменений в существующую политическую систему. Было заявлено о необходимости восстановления прямых выборов глав регионов, демократизации партийной системы, упрощения процедуры регистрации политических партий, расширения прав Государственной Думы в вопросах формирования правительства.

      4 марта 2012 г. состоялись выборы президента России. В. В. Путин победил в первом туре, собрав более 63% голосов избирателей. За Г. А. Зюганова проголосовало более 17% избирателей, М. Д. Прохорова - более 7%, В. В. Жириновского - более 6%, С. М. Миронова - более 3 %.

Накануне инаугурации В. В. Путина действующий президент Д. А. Медведев подписал Федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов. 7 мая 2012 г. В. В. Путин вступил в должность Президента России. Д. А. Медведев возглавил Правительство РФ.

Гетерогенность (разнородность) современного российского общества обусловливает неустойчивый характер достигнутой стабилизации, за которой может последовать новый период нестабильности. Важным представляется развитие гражданского общества в России, достижение и сохранение гражданского согласия, наличие консенсуса по основополагающим вопросам модернизации российского общества.

Наука в 1992-2012 гг.

     В 1990-е гг. резко сократилось инвестирование в фундаментальные исследования. Сократилась численность работающих в научно-технической сфере до 800 тыс. в 2000 г. Снизился приток в науку молодых специалистов, повысился средний возраст докторов наук до 60 лет, кандидатов - до 55. К 1996 г. более 70 тыс. ученых покинули страну. В обществе произошла девальвация авторитета научного знания.

     В 1996 г. был принят закон "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которому расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4 % расходной части бюджета. Однако добиться его реализации на практике не удалось.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.076 с.)