Россия в 1992-2014 гг.: внутренняя политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в 1992-2014 гг.: внутренняя политика.



Россия в 1992-1992 гг.

    С распадом Советского Союза Россия вступила в новый этап своего развития. В условиях экономического кризиса, дефицита товаров и бюджета, опасного снижения уровня золотовалютных резервов в конце 1991 г. российское правительство во главе с Президентом Б. Н. Ельциным стояло перед выбором из двух вариантов дальнейших действий. Первый: (программа "500 дней") предлагал за столь короткий срок: стабилизацию экономической обстановки при помощи традиционных советских методов - ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. Второй: предлагал либерализацию экономики и проведение институциональных реформ. Либерализация в экономике хозяйствующих субъектов означает снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Различают: внутри- и внешнеэкономическую либерализацию (например, внешнюю торговлю можно вести всем хозяйствующим субъектам), а не одному государству.

    Институциональные реформы - это постепенное преобразование действующих институтов: государственного управления, финансовой системы, прав собственности, социальной инфраструктуры (предприятия существуют по принципу доходности. А не необходимости обществу..

    Этот второй вариант, разработанный учеными с помощью западных советников во главе с экономистом Е. Т. Гайдаром, открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации. В основу программы кардинальных экономических преобразований Гайдара легла либеральная монетаристская теория перехода к рынку. Она предусматривала ослабление вмешательства государства в экономику. Для ее перевода на рыночные методы хозяйствования был избран путь "шоковой терапии": либерализация (отпуск) цен, приватизация государственной собственности частными лицами, конверсия военно-промышленного комплекса, демонополизация производства. Конверсия – это перевод военно-промышленного комплекса с производства военной на производство гражданской продукции, т.е. свертывание производства вооружения. В аграрном секторе предполагалась акционирование колхозов и развитие фермерского хозяйства. Так появилась зависимость от импорта продовольствия, что угрожает независимости государства.

    Президент Ельцин избрал второй вариант. В ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство во главе с Гайдаром.

2 января 1992 г. согласно Указу Президента РФ были отпущены цены и реорганизована торговля. Предприятия получили право самостоятельно устанавливать цены на продукцию и сбывать ее, покупать сырье. Был отменен запрет на деятельность негосударственных частных торгово-закупочных предприятий. По советской терминологии – спекуляция. Правительство Гайдара резко сократило все государственные расходы, в том числе социальные    Либерализация цен имела двойные последствия. С одной стороны, товарный дефицит был ликвидирован, исчезли очереди, деньги обрели цену. Негативным последствием отпуска цен стал резкий скачок инфляции, когда за год потребительские цены в стране выросли почти в 100 раз вместо планируемого правительством пятикратного повышения.

    В результате значительно снизился уровень жизни населения, произошла девальвация (обесценивание) вкладов граждан, хранившихся в сберегательных кассах, обнищание масс. Правительство пошло весной 1992 г. на повышение заработной платы. Однако ее рост не успевал за ростом цен. Более других пострадали в ходе реформ бюджетники, начался отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и исход за границу.

        Следующим шагом реформаторов стала приватизация госсобственности, имевшая целью формирование класса собственников в России. Первым этапом приватизация стала "ваучеризация" (август 1992 - осень 1994 г.). Каждый россиянин получил ваучер – ценную бумагу, подлежавшую обмену на акции промышленных и торговых предприятий. В основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, разделенная на численность населения России (148,7 млн человек). Таким образом, доля каждого гражданина РФ теоретически составила 10 тыс. рублей (номинальная стоимость ваучера).

  Вкладывая ваучеры в акции предприятий, их владельцы должны были получать дивиденды. Однако на практике этого не произошло из-за инфляции. Если осенью 1992 г. на стоимость ваучера можно было купить один ковер или мужской костюм среднего качества, то в конце 1993 г. - 3-4 бутылки водки. В условиях отставания повышения зарплаты от роста цен, ее задержек и невыплат ваучеры стали предметом продажи. Их скупали представители теневого бизнеса. С помощью ваучеров формировался первоначальный капитал, а в процессе приватизации были "сколочены" многие огромные состояния. Значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться. Надежды людей оказались обмануты. Росла социальная напряженность, начались забастовки.

Одновременно развернулась малая приватизация предприятий розничной торговли, общественного питания и службы быта. Однако денежные средства населения настолько обесценились, что покупать акции приватизируемых предприятий было не на что. В ходе приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере.

  1995–1996 гг. стали годами второго этапа приватизации. В годы денежной приватизации не произошло приватизационного бума.

       Ваучерный механизм не был и не мог быть эффективным, что знали сами реформаторы. Однако этот был тот популизм, который в краткосрочном плане обеспечивал поддержку власти, а в среднесрочном способствовал формированию нового класса собственников, заинтересованных в устойчивости новой российской экономики. Именно это дало возможность сформировать антикоммунистическую и антиинфляционную коалицию, которая обеспечила решение первичных задач макроэкономической и политической стабилизации.

      В годы реформ продолжалось падение эффективности производства. В 1992–1993 гг. спад производства составил почти 25 %. Правительство пыталось стабилизировать показатели экономики России, контролируя основные показатели (ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). Между тем предприятия в условиях отпущенных цен не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. К середине 1990-х гг. тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Шел распад энергетической инфраструктуры. Количество безработных в России возросло до 5,7 млн человек. В экономике доминировали сырьевые отрасли и ВПК, процветали монополии.

     Тяжелые последствия экономического кризиса ощутило аграрное производство. Организационная перестройка форм хозяйствования, недостаток капиталов и сельхозтехники стали причинами падения объема сельскохозяйственного производства в середине 1990-х гг. на 70 % по сравнению с 1991-1992 гг.

     Гайдар не понимал, что такое производство: металлургия, нефтегазовый комплекс, оборонка, лёгкая промышленность. Все его знания об этих отраслях носили главным образом теоретический характер. Его задачей было создать класс крупных собственников. Положение миллионов простых тружеников и ИТР, выброшенных на улицы, без средств к существованию его не волновало. Он этого не скрывал («просто они не вписались в реформы»)

Федеративный договор

    На фоне нестабильной экономической ситуации конца 1991-1992 гг. развивались сепаратистские настроения внутри России. В 1991 г. республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик, произошло переименование многих регионов. Претензии республик на особый статус и неосторожные заявления местных элит о выходе из России создавали угрозу целостности страны. В Чечне не признавали суверенитет России на её территории. В Татарстане собрались вводить собственную валюту. В Башкортостане, Якутии (Соха), Удмуртии, Татарстане и др. отказались платить налоги в федеральный бюджет. Б. Н. Ельцину удалось убедить глав регионов за исключением Татарстана и Чечни подписать 31 марта 1992 г. Федеративный договор, разграничивший предметы ведения федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации.

Конституционный кризис

    Рост цен, падение уровня жизни, растущая безработица, ранняя смерть как результат либеральной реформы вызывали недовольство населения. Неудачи первого этапа преобразований консолидировали большинство народных депутатов в оппозицию политике реформ. В конце 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е. Т. Гайдара было отправлено в отставку. Новым председателем Совета Министров в декабре того же года стал B. C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе, в основном в газовой отрасли.

Однако напряженность во взаимоотношениях Президента Б. Н. Ельцина и парламента нарастала. Многие народные депутаты во главе с председателем Верховного Совета Р. И. Хасбулатовым выступали за контроль над правительством, корректировку реформ и возвращение страны на путь прежнего политического развития. В свою очередь Ельцин взял курс на роспуск Верховного Совета и ликвидацию съезда народных депутатов.

     Чтобы заручиться поддержкой населения в проведении реформ, 25 апреля 1993 г. Ельцин провел референдум о доверии Президенту. Несмотря на то, что 58 % из числа принявших участие в референдуме якобы отдали свои голоса за него, накал борьбы с законодательной властью не снизился.

Через несколько дней после референдума проходило празднование 1 мая. Оппозиция планировала проведение митинга на Красной площади. После запрета Ельцина на проведение массовых акций на Красной площади, организаторы акции решили пройти по Ленинскому проспекту в сторону Воробьевых гор, где и провести митинг. Когда колонна демонстрантов дошла до пл. Гагарина, дорогу им перекрыл ОМОН. Произошел бой между милицией и демонстрантами.

Осенью 1993 г. противостояние властей достигло пика. Наиболее острая борьба развернулась вокруг вопроса о новой Конституции. К этому времени президентской стороной с помощью западных кураторов был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента отказывались его принимать, настаивая на ограничении прав исполнительной власти.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин подписал указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Согласно указу, представительные органы власти - Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов распускались; на 12 декабря 1993 г. было назначено проведение референдума по новой Конституции и выборы в новый парламент - Федеральное собрание.

    Указ Президента противоречил действующей Конституции РСФСР. На этом основании 23 сентября 1993 г. X съезд народных депутатов отказался признать законность его действий и заявил об отстранении Ельцина от власти. Съезд привел к присяге исполняющего обязанности Президента А. В. Руцкого, который ранее занимал пост вице-президента РФ.

    Патриарх Алексий II и Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин предлагали сторонам выработать "нулевой вариант" - одновременные перевыборы президента и народных депутатов.

    Тем временем оппозиция организовала демонстрации на Смоленской площади в Москве в знак протеста против действий Ельцина. 2-3 октября 1993 г. в ряде мест были возведены баррикады. Попытка оппозиции захватить штурмом мэрию и Останкинский телецентр потерпела неудачу. Президент ввел в Москву танковую дивизию, объявив чрезвычайное положение в городе. В ходе блокады, расстрела из танков и штурма Белого дома несколько сот человек погибли или получили ранения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.011 с.)