Диагностика эмоционального состояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика эмоционального состояния



Методы исследования эмоциональной сферы ребенка помогут выделить проблемы, в которых проявляются его тревога и страхи, вызванные эмоциональной нестабильностью в постэкстремальный период. Результаты необходимо интерпретировать с учетом актуальной ситуации и цели исследования. Например, данные, полученные при использовании метода изучения сформированности образа «Я», могут служить основой для построения программы работы над самооценкой. 

Известно, что переживание потери может сопровождаться чувством вины и, соответственно, влияет на самооценку. Методы изучения ее особенностей позволяют отслеживать динамику ее изменения во времени. Этим обусловлено разнообразие данных методов в подборке.

Для диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей предлагаем несколько методик, которые оценивают травматические переживания детей, исследуют эмоциональную сферу ребенка:

· Полуструктурированное интервью с ребенком для оценки травматических переживаний.

· Определение самооценки модифицированной методики (Т.В.Дембо – Г.Я.Рубинштейн);

· Рисунок «Несуществующее животное» (М. З. Дукаревич);

  • Самочувствие, активность, настроение (САН) (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева и др.);

· «Рисунок семьи» (Г. Хоментаускас);

· «Тест на выявление травм детства» (Д.Рай); 

· Рисуночные пробы М.Шевченко: розовый куст, дом и др

· Незаконченные предложения (В.Михала);

· «Человек под дождем» (Е.В.Романова, Т.И.Сытько);

· Методика «Кактус»;

· Методика «Образ мира»;

· О чем я хочу поговорить;

· Что в твоем сердце?

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Процедура проведения интервью.

В ходе интервью можно выделить несколько этапов.

1. Установление психологического контакта с испытуемым.

2. Вводная часть. С ребенком проводится беседа о травматических событиях, которые случаются с детьми.

Цель данного этапа – настроить его на дальнейший разговор по теме и снять тревожность, а также получить предварительную информацию о травматическом опыте.

Примерное содержание беседы:

- Давай поговорим с тобой о неприятных событиях, которые случаются с людьми. Ведь в жизни каждого взрослого человека и ребенка иногда бывают неприятности, большие или не очень большие, правда? И с тобой, наверное, происходило что-то подобное, да?

- Ты можешь вспомнить самое неприятное событие, которое с тобой случалось?

Если ребенок не рассказывает о таком происшествии, можно переходить к следующему этапу. Если же рассказывает – то выясняем некоторые подробности случая:

- Ты помнишь, когда это произошло?

- С тобой был кто-нибудь в это время?

- Расскажи, пожалуйста, об этом подробнее и т.д.

3.Скрининг.

Цель данного этапа – получение более полных сведений о травматическом опыте ребенка. Если он не смог вспомнить ни одного неприятного происшествия, либо описанный им случай не соответствует фактической или воспринимаемой угрозе жизни или физической неприкосновенности по отношению к себе или другому, ему предлагается список травматических событий.

- Давай я расскажу тебе, какие большие неприятности могут случиться с ребенком. Может быть, ты вспомнишь, что с тобой происходило что-то такое. Большие неприятности – это когда, например, ребенок тяжело заболел, или долго лежал в больнице, или кто-то, кого ребенок любит, умер или уехал далеко и больше с ним не живет. Или когда кто-то обижает, бьет ребенка, издевается над ним, делает вещи, которые ему неприятны, или заставляет его делать такие вещи. Или когда ребенок попадает под машину или в аварию. Или когда случается пожар, землетрясение или ураган. Или когда ребенок оказывается в том месте, где идет война.

- С тобой случалось что-нибудь похожее?

- Сколько тебе было тогда лет?

- Если можешь, расскажи об этом подробнее.

4. Стадия завершения.

Цель – устранение негативных эмоций, вызванных воспоминаниями о травматическом эпизоде.

Одним из упражнений, которое можно использовать с этой целью является упражнение «Дерево». 

Это упражнение особенно полезно детям, которые чувствуют что их обидели или предъявили к ним чрезмерные требования. Оно направлено на развитие внутренней силы и оптимизма.

Сначала происходит «фантазийное путешествие», в котором участвует тело. Потом дети могут нарисовать символ своей внутренней силы и стойкости.

Материалы: карандаши, листы бумаги для каждого ребенка.

Инструкция. Ведущий произносит следующий текст медленно и спокойно: «Встань рядом со своим стулом и выпрями спину. Сделай глубокий вдох и закрой глаза. Почувствуй свои ноги, ощути, как крепко они стоят на земле. Представь, что ты дерево и твои корни врастают глубоко в землю. Представь, что у тебя вырастают новые корни, которые разветвляются в земле. Некоторые из них толстые и сильные, другие более тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг тебя. Представь, что эти корни крепко держат твой ствол и ты стоишь на земле твердо и уверенно. Если хочешь, можешь раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья или иголки, которые поглощают солнечный свет. Сквозь твои ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Твои мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет тебе вреда…

Если хочешь, представь, что начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Твой ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но ты так крепко врос в землю, что буря тебя не сломает…

Почувствуй свои корни, ствол и ветви, почувствуй, какой ты крепкий и гибкий. Пусть дует ветер — твои ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута.)

«Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и ты наслаждаешься спокойствием, окружающим тебя… Ты снова становишься самим собой. Потянись, сделай глубокий вдох и открой глаза». Вернись на место и нарисуй свое дерево. Нарисуй его корни, ствол, ветви». (15 минут.)

После этого дети собираются в четверки и обсуждают свои рисунки (10 минут).

Вопросы для обсуждения:

1. Где твоему дереву хотелось бы расти: одному на опушке или среди других деревьев?

2. Есть ли у него друзья или враги?

3. Боится ли чего-нибудь это дерево?

4. Грозят ли ему какие-нибудь опасности?

5. О чем мечтает это дерево?

6. Какое настроение у твоего дерева?

7. Это дерево скорее счастливое или несчастное?

8. Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?

9. За что его любят люди?

10. Что снится дереву?

11. Какой бы подарок его обрадовал?

12. Как можно спасти и чем помочь дереву, если оно заболело?

13. Какие бури происходят в его жизни?

14. Что ему нужно чтобы стать сильным, счастливым?

Методика «Образ мира»

Цель – изучить индивидуальные особенности «образа мира».

Оборудование – лист бумаги размером 250х150 мм, карандаши, ручки.

Инструкция: нарисовать «картину мира», т.е. мир, его образ, каким он представляется.

Интерпретация: на основании особенностей изображения выделяется пять основных видов рисунков и соответствующих им типов картины мира:

· Планетарная – изображение земного шара, других планет Солнечной системы – когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний.

· Пейзажная – городской или сельский пейзаж с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. по самоотчетам – желаемая картина.

· Акцентированная на непосредственном окружении – обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле или ситуативная – в зависимости от того, приходит на ум. На рисунках изображаются неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений ребенка.

· Опосредованная, или метафорическая, – передает сложное смысловое содер­жание, представленное в виде какого–либо сложного образа.

· Абстрактная, схематическая – отличается лаконичностью и имеет вид некоего абстрактного образа, знака, символа.

Таким образом, перечисленные виды изображений «образа мира» имеют разные основания: знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т.д.

На основании информации, полученной в результате обследования по этой методике, можно строить коррекционную работу по развитию образа мира, давая детям задание создать «мир» по определенным параметрам, например: «Создай мир, в котором люди умеют мириться друг с другом после ссор. Когда будешь рассказывать о нем, нужно будет доказать, что они умеют мириться» или «Нарисуй, как мир, полный горя, стал радостным». При обсуждении можно вопросами активизировать потенциал ребенка в решении проблем взаимоотношений.

Результаты работы с рисунком несуществующего животного могут быть основанием для коррекционной работы на этом материале: сказка о несуществующем животном; мир несуществующе­го животного; мечты несуществующего животного, т.д.

Методы исследования особенностей эмоционального состояния детей в постэкстремальный период помогут более эффективному построению коррекционно-развивающих программ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.009 с.)