Основные психотравмирующие события в жизни детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные психотравмирующие события в жизни детей



Содержание

Введение

     1.Основные психотравмирующие события в жизни детей.

2.Первичная экстренная психологическая помощь детям.

3.Диагностика эмоционального состояния.

4.Этапы работы с ребенком, пережившим психологическую травму.

     5.Основные методы и приемы оказания помощи детям, пережившим травматический опыт

6.Психологическая поддержка родителей.

     7.Примеры из опыта работы

Список литературы

     Приложение 1. Мысли в подарок

     Приложение 2. Рекомендуем почитать

 

Введение

Одним из важнейших направлений деятельности школы, наряду с воспитанием и обучением подрастающего поколения, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Главная роль в сохранении психологического здоровья отводится психологической службе учреждения образования.

В обязанности педагога-психолога входят психолого-педагогическое сопровождение кризисных периодов развития учащихся, оказание помощи детям в психотравмирующих жизненных ситуациях. Сегодняшние реалии таковы, что ребенок часто сталкивается с жестокостью и травлей, моральным давлением. Как следствие, у ребенка снижается самооценка, появляются страхи, он плохо учится, страдает от одиночества и непонимания. Детям не хватает социальной и психологической зрелости, чтобы справиться с ситуацией. На помощь должен прийти психолог.

Особенно важно знать взрослым как оказать первую (экстренную) помощь в момент, когда ребенок или подросток находится в состоянии острого стресса, что можно, а что категорически нельзя делать при истерике ребенка, плаче, страхе, нервной дрожи.

В данном методическом пособии рассмотрены основные психотравмирующие события и направления работы с детьми, имеющими травматический опыт, указан алгоритм действий психолога в работе с ребенком, подобран диагностический материал.

В пособии также раскрыты вопросы коррекции эмоционального состояния и предложены современные методы психотерапевтического воздействия, например, экспрессивное письмо.

Преодоление травматического опыта у детей включает и работу с родителями. Психологическое просвещение родителей по поводу травмы и ее последствий приводит к повышению родительской компетентности, позволяющей оказывать детям адекватную поддержку. В пособии освещены важные вопросы, направленные на повышение психологической компетенции родителей по данной проблеме.

Надеемся, что представленный материал будет полезен педагогам и психологам, вместе поможем детям сохранить психологическое здоровье.

 

 

Примеры из опыта работы

Пример 1. Школьный буллинг. Кпсихологу обратилась заместитель директора по воспитательной работе: в 4  классе дразнят девочку. Маша и Юля (имена участников конфликта изменены) никогда не были подругами, в их классе было не принято «дружить со всеми», но и конфликты возникали нечасто, а если и случались, то чаще всего учитель оказывался рядом и помогал разобраться. В начале года в класс пришла новая девочка Нина, сразу подружилась с Юлей, они были самыми взрослыми на вид девчонками. Примерно через пару недель подружки начали проявлять негативное отношение к Маше, в том числе по поводу ее невысокого роста. Постепенно к Юле и Нине стали присоединяться и другие ребята. Кто-то не обращал внимания или молча наблюдали за происходящим, на уроках это никак не проявлялось. При этом сама Маша пыталась наладить контакт, но в ответ получала только новую порцию насмешек и издевательств.

Алгоритм работы психолога:

1. Выяснить причины ситуации:

- беседа с родителями (Откуда родители узнали об этой ситуации, что думают по поводу случившегося, что рассказал сам ребенок, насколько доверительны отношения в семье);

- беседа с классным руководителем (Замечал ли классный руководитель на своих уроках или во внеучебное время признаки буллинга. Какие меры им приняты для предотвращения ситуации);

- беседа с учителями-предметниками (Замечали, видели, как реагировали?).

2. Работа с ребенком

- установление контакта и доверительных отношений. Возможно рассказать о работе психолога, чем может помочь.

-Предложить изменить свое отношение к ситуации. Нужно дать понять, что его проблема решаема.

-Помочь выбрать друзей, которые его уважают и ценят. Объяснить, как правильно общаться с буллером.

- Развиватьуверенность, поднимать самооценку. «Как ты считаешь, почему так происходит?» Ни в коем случае не обвинять ребенка и внимательно его выслушать.

3. Определить эмоциональное состояние ребенка

- наблюдение

-диагностика (тревожность, самооценка)

4. Предложить встречи

- Мотивировать для встреч

- Что ты можешь сделать сам?

- Чем я могу тебе помочь?

5. Провести работу со всеми участниками образовательного процесса:

- с учителями

На уроке или в любой проблемной ситуации поддерживать жертву булинга. Учитель это лидер, и его оценка кого-либо отмечается всеми обучающимися.На уроке и в процессе внеурочной деятельности нужно организовать комфортную социально-психологическую атмосферус обучающимися.

Классный час «Дружба – залог успеха» или «Пути самоутверждения»Необходимо поднять авторитет жертвы буллинга, показать одноклассникам, что они должны ценить его за что-то (поручения, участие в школьной жизни, участие в благотворительных акциях и другое))

. С помощью ролевых игр обучить ребят добиваться желаемого дипломатическим путем, а не силой. Обучать агрессивных детей способам выражения гнева, приемам саморегуляции, формировать такие качества как эмпатия и доверие к людям).

Работа с родителями:  родительское собрание по теме «Что такое буллинг».

Если вы подозреваете, что ваш ребенок буллер, проведите с ними беседу, научите уважать права других людей. Объясните, что чувствует люди в этот момент. Постарайтесь научить своего ребенка относиться к другим так, как он хотел, чтобы относились к нему.

Работа с родителями жертвы буллинга: для преодоления школьного буллинга, необходимо обсудить причины данной ситуации.

Объяснить родителям, что ребенку нужно обязательно стать другом, чтобы обращался в первую очередь к ним, чтобы ребенок был уверен, что найдет поддержку у своих родителей. Родителям нужно общаться со своими детьми каждый день: интересоваться, что произошло в их жизни, делиться своими переживаниями и сомнениями. Родители должны посмотреть со стороны, насколько счастлив их ребенок.

6. Индивидуальная коррекционная работа с обучающимся

Работа проводится в зависимости от состояния, личностных особенностей, возраста обучающегося. Можно использовать следующие психологические приемы: психодраму, сказкотерапию, куклотерапию, арттерапию, песочную терапию, релаксацию. Завести тетрадь достижений.

Пример 2. Потеря близкого человека. Работа с учащимся проводилась по запросу классного руководителя.  Учащийся  7 класса И. пережил потерю мамы, которая умерла от сердечного приступа. Сразу после похорон с отцом переехали к бабушке (мама отца), где проживает еще старшая сестра И. с мужем и маленьким ребенком. За I четверть был неуспевающим.

Встреча с ребенком.

Определение эмоционального состояния: рисуночный тест «Дерево (Шелби), МАК «Аниби» и «Чувства», тест Филлипса, семейная социограмма. Во время диагностики «Семейная социограмма» нарисовал маму первой, между собой и папой. Рисуночный тест «Дерево» показал высокий уровень инфантильности. И. выглядит младше своего возраста, по росту он самый маленький в классе, субтильный.

Диагностика показала высокий уровень переживания социального стресса.

И. даны рекомендации по проживанию стрессовой ситуации.

Работа с родителем. Для беседы был приглашен отец.

При рассказе о жене заплакал. Совсем недавно переехали с И. обратно в свой дом от бабушки. Отец постоянно на работе, ребенок предоставлен сам себе. И., со слов отца, дома стал себя вести очень тихо, подавленно, не «раскрывается». Отец по характеру «сухой», сдержанный, скупой на похвалу (сказал, что супруга его иногда в этом упрекала). С И. ведет беседы о том, что тот уже большой, что придется взрослеть раньше времени.

Рекомендации папе: проводить больше времени с сыном, помочь ему пережить стресс, так как сам И. справиться не может и нуждается в помощи, поддержке. Не пытаться делать сына равным, взрослым, а дать ему возможность проживать детство. Больше говорить (или писать на стикерах) хороших слов, говорить о чувствах. Совместно прожить, перестрадать боль потери: смотреть фотографии мамы, обсуждать, плакать (не больше часа в день, но регулярно, пока не почувствует, что боль притупляется).

Индивидуальная работа с ребенком продолжается с использованием методов арт-терапии: МАК, нейрографики и др.Мальчик исправил оценки, посещает все уроки. Настроение чаще позитивное. Он получает поддержку в родном доме от бабушки и сестры. Папа, учитывая рекомендации психолога, стал больше времени проводить с сыном.

 

Список литературы   

1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.

2. Бенджамин Колодзин. Как жить после психической травмы. «Шанс» 1997.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2003, 290 с.

4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2000, 207с.

5. Василюк Ф.Е. Пережить горе.,М. ИЗД. «НАУКА»; 2001г.

6. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.

7. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.

8. Журнал. Вопросы психологии, № 2, 1996 г.

9. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998 г.

10. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г.

11. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1999, 133 с.

12. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.

13. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.

14. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.

15. Краткий словарь по социологии, М., 1993 г.

16. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.

17. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986, 263 с.

18. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.

19. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г.

20. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.

21. Платонов К.К. психологический практикум. М., 1980 г.

22. Посттравматическое стрессовое расстройство. Конспект врача.Профессор Игорь БРЯЗГУНОВ, Научный центр здоровья детей РАМН. Наука № 58. 99

23. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997 г.

24. Сборник «Оказание экстренной психологической помощи», г. Челябинск, 2012

25. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А., М., изд. Просвещение, 1989, 206 с.

26. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.
М., изд. Мысль, 1987, 351 с.

27. Уильям Стил, Патриция Дж. Кордас «Какого цвета твоя боль» (Руководство по посттравматическому вмешательствудля помощи травмированным дошкольникам), г. Минск, УП «Услуга», 2009

28 Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г.

29. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988

30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Мысли в подарок

 

Проблема дается нам не для стонов, а для решения.

Д.Уотсон

 

Никогда не сожалейте. Если это было хорошо, то это замечательно. А если это было плохо, это был опыт.

В.Кольт

 

На каждую гору есть дорога, несмотря на то, что ее, возможно нельзя увидеть с долины.

Д. Роджерс

 

Жизнь похожа на карточную игру. И мерой нашего успеха является не качество карт, которыми мы играем, а самообладание и мудрость, с которыми мы играем.

Д.Клок

 

Если человек недоволен своим положением, он может изменить его двумя средствами: или улучшить условия своей жизни, или улучшить свое душевное состояние. Первое не всегда, второе всегда возможно.

Р.Эмерсон

 

Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому ……

Л.Н. Толстой

 

Как бы мы не старались, а мухи летом будут.

Р. Эмерсон

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Осколки детских травм. Почему мы болеем и как это остановить

Донна Наказава Зарубежная психология Практическая психотерапия 2015

Болезни не появляются просто так: их источником может стать наше болезненное прошлое, и чаще всего – детство. В своей книге Донна Джексон Наказава, изучившая многочисленные исследования ученых со всего мира, раскрывает связь между детскими травмами и взрослыми заболеваниями.

Автор не только объясняет, как стресс, испытанный в детстве, может разрушить здоровье, но и рассказывает, как помочь себе избавиться от болезней и других тяжелых последствий – самостоятельно и с помощью врача.

 

                 

Ребенок в тебе должен обрести дом. Вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки

Стефани Шталь Зарубежная психология Осколки детских травм. Книги, которые заменят психолога 2015

Детские травмы и обиды не проходят бесследно. Они проявляются во взрослой жизни, и часто – самым неожиданным образом: не складываются отношения, рушится карьера, возникают болезни… Проблемы ставят нас в тупик, и мы даже не подозреваем, что все ответы и решения – в нас самих.

Известный немецкий психотерапевт и автор бестселлеров Стефани Шталь утверждает: если вы подружитесь со своим «внутренним ребенком», подарите ему заботу и поддержку, которой так не хватало в детстве, на место боли и бед придут спокойствие, гармония и легкость.

Эффективные упражнения и рекомендации, изложенные в книге, помогут вашему «внутреннему ребенку» (а значит, и вам!) стать наконец счастливым.

«Сценарий жизни». Комплекс детских травм (сборник)

Эрик Эриксон Зарубежная психология Философский поединок Нет данных

Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский психоаналитик, основатель психоанализа, много времени потратил на изучение различных психических травм, получаемых в детстве. По мнению Фрейда, каждый человек носит эти травмы в себе и они оказывают определяющее влияние на его жизнь.

Теорию Фрейда развил и дополнил Эрик Эриксон (1902-1994), немецкий психолог и психоаналитик, долгие годы проживший в США. По мнению Эриксона, полученные в детстве травмы дополняются особенностями жизни в современном мире, когда человеку далеко не всегда удается раскрыть свои творческие способности и реализоваться как профессионалу.

В результате жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей. В книге собраны наиболее значительные произведения Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона, посвященные этой теме.

Казенный дом и другие детские впечатления (сборник)

Елена Вроно Современная русская литература Диалог (Время) 2019

В этой книге собраны воспоминания и размышления взрослых людей, помнящих о своей детской травме – временном отлучении от семьи по очень уважительным причинам: детский сад, больница (санаторий) в любое время года или пионерлагерь (чужая дача) летом. Любой не родительский дом для ребенка – это и есть дом казенный, опыт пребывания в котором западает в душу на всю жизнь.

Авторы сборника сыграли в увлекательную игру – попытались преобразовать боль, страх, стыд в текст. Получилась единая история о насилии и разных способах преодоления его последствий, об осмыслении прожитого, о становлении личности, об обретении свободы.

 

Пять травм, которые мешают быть самим собой

Лиз Бурбо Зарубежная психология Слушай свое тело 2000

В этой книге Лиз Бурбо говорит о личной ответственности каждого человека, – ответственности не перед кем-то, а перед самим собой, перед своей душой, перед собственным здоровьем. Всякую душевную травму, нанесенную кому бы то ни было, ты неминуемо наносишь себе.

И надолго. Так что страдания передаются из поколения в поколение. Из детских травм, из привычных страданий вырастают страдания массовые, всеобщие, и принимают форму социальных, государственных, мировых кризисов. Предательство, несправедливость, унижение, муки отвергнутой, покинутой души – это, как показывает Бурбо, глубоко личные травмы; но разве не они составляют основу, если не сущность, всех человеческих страданий? Получается, что незачем жаловаться на кого-то или что-то, незачем ловить и карать злодеев, поскольку закоренелый злодей – он же мученик – сидит в каждом из нас.

Можно ли и каким образом освободить его и от страданий, и от злодейства? Найди ответ в этой книге и воспользуйся им!

 

Абьюз

Анна Гаятри Современная русская литература Отсутствует Нет данных

«Абьюз» – цикл рассказов о сложных взаимоотношениях детей и родителей, о физическом и эмоциональном насилии, которое встречается во многих семьях. В рассказах делается акцент на внутренние переживания ребенка, которые часто бывают скрыты от взрослых и непонятны им.

Дети чувствуют очень глубоко, и их детские травмы оказывают воздействие на всю их будущую жизнь.

 

Неврозы у детей

Юрий Фесенко Детская психология Специальная педагогика 2013

Книга написана кандидатом медицинских наук, профессором Государственной классической академии им. Маймонида, основателем первого в стране городского отделения по лечению неврозов у детей (Ленинград), детским психотерапевтом и психиатром, рефлексотерапевтом, врачом высшей категории, занимающимся лечением неврозов у детей более полувека, ВилениномИсаковичем Гарбузовым и его учеником – доктором медицинских наук, профессором факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического Университета и кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии ЛГУ им.

А. С. Пушкина, членом-корреспондентом РАЕ, заслуженным деятелем науки и образования РАЕ, детским психотерапевтом и психиатром, рефлексотерапевтом, врачом высшей категории, занимающимся изучением и лечением пограничных психических расстройств у детей в «Центре восстановительного лечения „Детская психиатрия“ имени С.

С. Мнухина» больше 25 лет, Юрием Анатольевичем Фесенко. В книге рассмотрены вопросы изучения пограничных психических расстройств, в том числе и неврозов, в историческом аспекте, освещены основные компенсаторные механизмы головного мозга ребенка, проанализированы понятия о стрессе и психической травме.

Авторами дана подробная характеристика методов терапии неврозов – психофармакотерапии, психотерапии, представлен собственный комплексный метод лечения детей с пограничными психическими заболеваниями, включающий психофармакотерапию, адаптивное управление, рефлексотерапию, физиотерапевтическое лечение, различные виды психотерапии.

Приводятся собственные данные по более чем 3000 больным пограничными психическими расстройствами детей. В интересной форме даются яркие клинические примеры, позволяющие понять основной психологический компонент того или иного страдания. Кому-то может показаться, что книга написана слишком научным языком, кому-то, напротив, что излишне упрощенным.

Однако она и задумывалась авторами как разговор на научную тему, но тем не менее глубоко интересующую совершенно разных людей, и поэтому доступна самому широкому кругу читателей. Книга адресована, таким образом, и врачам-практикам (психиатрам, психотерапевтам, неврологам), и психологам, и родителям детей с неврозом, и просто интересующимся вопросами возникновения, течения и терапии пограничных психических расстройств, к которым относятся неврозы.

Детские психологические травмы и их проработка во имя лучшей жизни

Татьяна Трофименко Детская психология Книга-тренинг 2019

Татьяна Трофименко – автор 25 книг, каждая из которых представляет собой специальным образом сгенерированное информационное воздействие для решения определенного круга задач читателя. Благодаря этим книгам множество людей избавились от тяжелых депрессивных состояний, самых различных зависимостей, повысили свой социальный статус, улучшили состояние здоровья.

Практически все нежелательные, стрессовые ситуации в жизни человека берут свои истоки в его раннем возрасте. Именно поэтому каждый профессиональный психолог сперва спрашивает о детстве пациента и анализирует его отношения с родителями. Эта книга для людей, которые недополучили родительской любви и ощущают недостаток любви в семье.

Цель книги – нормализовать психологическое состояние таких людей, помочь им не зацикливаться на обидах прошлого.

Содержание

Введение

     1.Основные психотравмирующие события в жизни детей.

2.Первичная экстренная психологическая помощь детям.

3.Диагностика эмоционального состояния.

4.Этапы работы с ребенком, пережившим психологическую травму.

     5.Основные методы и приемы оказания помощи детям, пережившим травматический опыт

6.Психологическая поддержка родителей.

     7.Примеры из опыта работы

Список литературы

     Приложение 1. Мысли в подарок

     Приложение 2. Рекомендуем почитать

 

Введение

Одним из важнейших направлений деятельности школы, наряду с воспитанием и обучением подрастающего поколения, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Главная роль в сохранении психологического здоровья отводится психологической службе учреждения образования.

В обязанности педагога-психолога входят психолого-педагогическое сопровождение кризисных периодов развития учащихся, оказание помощи детям в психотравмирующих жизненных ситуациях. Сегодняшние реалии таковы, что ребенок часто сталкивается с жестокостью и травлей, моральным давлением. Как следствие, у ребенка снижается самооценка, появляются страхи, он плохо учится, страдает от одиночества и непонимания. Детям не хватает социальной и психологической зрелости, чтобы справиться с ситуацией. На помощь должен прийти психолог.

Особенно важно знать взрослым как оказать первую (экстренную) помощь в момент, когда ребенок или подросток находится в состоянии острого стресса, что можно, а что категорически нельзя делать при истерике ребенка, плаче, страхе, нервной дрожи.

В данном методическом пособии рассмотрены основные психотравмирующие события и направления работы с детьми, имеющими травматический опыт, указан алгоритм действий психолога в работе с ребенком, подобран диагностический материал.

В пособии также раскрыты вопросы коррекции эмоционального состояния и предложены современные методы психотерапевтического воздействия, например, экспрессивное письмо.

Преодоление травматического опыта у детей включает и работу с родителями. Психологическое просвещение родителей по поводу травмы и ее последствий приводит к повышению родительской компетентности, позволяющей оказывать детям адекватную поддержку. В пособии освещены важные вопросы, направленные на повышение психологической компетенции родителей по данной проблеме.

Надеемся, что представленный материал будет полезен педагогам и психологам, вместе поможем детям сохранить психологическое здоровье.

 

 

Основные психотравмирующие события в жизни детей

Понятие «психологическая (психическая) травма» широко используется как профессионалами в области психического здоровья, так и другими специалистами, педагогами и родителями.

Психическая травма – это потрясение, переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира. Главным содержанием ее является утрата веры в то, что жизнь организована согласно порядку и поддается контролю. Согласно концепции Селье, психическая травма рассматривается как стресс, который способствует адаптации организма и мобилизации его ресурсов для реакции на стрессогенный фактор. Но стресс приобретает травматический характер, если действие стрессогенного фактора чрезвычайно сильно, длительно, превышает адаптационные возможности организма. В этом случае стресс приводит к неблагоприятным психологическим и физиологическим последствиям, а также к серьезным расстройствам.

Для детей психотравмирующими являются не только события, которые могут приводить к посттравматическому стрессовому расстройству у взрослых, но и другие, характерные для детского возраста события и жизненные обстоятельства. Они наносят существенный вред здоровью и развитию ребенка, оказывают влияние на его самооценку, представление о мире и на его отношения с другими людьми.

Многие психологические травмы, с которыми сталкиваются дети, связаны с различными видами жестокого обращения: физическим, психологическим и сексуальным насилием, пренебрежением его нуждами. К этой категории психологических травм могут относиться ситуации, когда ребенок становится свидетелем домашнего насилия (например, нападения одного родителя на другого), физических наказаний брата или сестры, сам подвергается избиениям. Серьезным психотравмирующим событием в жизни ребенка может быть конфликтный развод родителей, включающий в себя запрет на общение с другим родителем, похищение ребенка родителями друг у друга и т.п.

Другие часто встречающиеся травмирующие события:

-потери кого-либо из близких членов семьи;

-попадание в ситуацию, несущую угрозу жизни, как своей, так и близких (пожары, наводнения, автомобильные аварии, межнациональные конфликты, природные и техногенные катастрофы).

Для детей, переживших тяжелые травмирующие события, общими характеристиками являются:

- потеря доверия к миру (потеря чувства, что мир- безопасное и справедливое место) и к взрослым;

-выраженное внутреннее напряжение;

-страх повторения травмирующей ситуации;

-растерянность;

- большое количество негативных эмоций;

-потеря позитивной перспективы будущего.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Физическое насилие

Физическое насилие осуществляется в виде нанесения ребенку физических травм и телесных повреждений, а также применения регулярных физических наказаний. Такие дети узнаются по повышенной тревожности, подавленности и страху, либо по легкому возникновению агрессивных реакций или стабильному агрессивному поведению по отношению к другим детям. Прямыми последствиями физических наказаний являются выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство, злость, обида, раздражение. Может появиться различная неврозоподобная симптоматика: расстройство сна, аппетита, энурез, различные тики, ночные страхи. Подростки на физические наказания родителей склонны давать протестные реакции, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, склонность разрешать конфликтные ситуации с помощью драк.

У детей, подвергшихся физическому насилию, нарушается чувство собственной физической неприкосновенности, снижается чувствительность к насилию, переживания окружающих недооцениваются, игнорируются.

Другой формой реакции на физическое насилие является чрезмерная запуганность, неуверенность в контактах, неумение отстаивать свои интересы.

В рисунках таких детей мир представляется угрожающим, в них видны проявления страха и тревоги, часто выделяются признаки физической силы (кулаки, мускулы).

Сексуальное насилие

Сексуальным насилием в отношении детей называется «вовлечение детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую не могут дать согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли». При этом неважно, принуждали детей к выполнению сексуальных действий угрозами или силой или подкупали подарками; сопротивлялись дети или нет. Даже при наличии согласия ребенка сам факт сам факт сексуальных действий со стороны взрослого человека является насилием, так как дети часто не осознают того, что с ними делают, не понимают характер и последствия происходящего, чрезвычайно зависят от взрослых.

Реакции детей на сексуальные посягательства сложны, они зависят от возраста ребенка, от ситуации насилия, от того, была ли вовремя оказана поддержка, медицинская и психологическая помощь. Последствия могут быть кратковременными и длительными, очевидными, а могут и не проявляться в явном виде.

Наиболее общие нарушения у детей – это тревога, ночные кошмары, боязливость, страхи (темноты, мужчин, спать одному), агрессия, депрессия, неадекватное сексуальное поведение(имитация полового акта, чрезмерная мастурбация, у девочек – несоответствущая возрасту кокетливость), невротические расстройства (энурез, сосание пальца). Подростки часто реагируют на насилие резким изменением всего стиля жизни. Именно это позволяет выявить, что имело место сексуальное насилие. Подавленность, растерянность, гнев, отвращение, стыд – вот спектр наиболее часто встречающихся эмоциональных переживаний. Особое место занимают переживания, связанные с чувством вины, аутоагрессией, самоуничижением. Появляется низкая самооценка и нарушения общения. Ведущими становятся трудности в общении с противоположным полом, нарушение полоролевойидентификации, склонность к промискуитету (беспорядочным половым связям) как попытка отреагировать психологическую травму.

Психологическое насилие

Недоброжелательная обстановка в семье, запугивание, насмешки, враждебность, обман и манипулирование ребенком приводят к тому, что он начинает ощущать себя неуспешным, ненужным и несчастливым. Такое обращение относят к психологическому насилию. Это не отдельные действия, а характер отношения к ребенку со стороны значимого лица, от которого зависит ребенок (родителей, воспитателя, учителя).

Такие дети имеют эмоциональные нарушения (страх, тревогу, подавленность), бывают агрессивными или робкими, часто неуспешными в школе.

Ребенок может реагировать на переживание психологического насилия различными соматическими расстройствами: беспричинными подъемами температуры, болями в животе, головными болями.

Для подростков в школе травматичным может явиться единичный случай оскорбления или унижения, особенно,  если он произошел на глазах сверстников, в силу особой чувствительности и уязвимости подростков. Систематическая травля со стороны сверстников (буллинг) или учителей всегда наносит психологическую травму ребенку.

Школьный буллинг

 Практически в каждом классе есть обучающиеся, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим: боль и унижения часто продолжаются по нескольку лет, а то и до окончания школы. Проблема заключается в том, что в группе риска может оказаться практически любой ребенок.

Школьное насилие является психологической травмой для ребенка. Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя старой учительской логике: «...Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Утрата и разрушение значимых эмоциональных связей

Ребенок чрезвычайно зависим от своих родителей. Именно поэтому смерть или их потеря могут восприниматься ребенком как катастрофа. Длительность или тяжесть переживания потери зависит от ряда обстоятельств.

Возраст ребенка. Исследования показали, что дети проходят через ряд стадий понимания смерти. Например, дошкольники, как правило, видят смерть как обратимую, временную. Наблюдения за героями мультфильмов, возрождающихся сверхъестественным образом после уничтожения, приводит к усилению этих представлений.

В возрасте 6-9 лет дети начинают осознавать, что смерть – это конец, и все живущие – умирают. Но они еще не воспринимают смерть как личное событие, затаивают надежду, что когда-нибудь они и их родители смогут избежать ее благодаря собственной изобретательности. У детей появляется тенденция к олицетворению смерти, они могут ассоциировать смерть со скелетом или с ангелом смерти.

В период с 9-10 лет до подросткового возраста дети уже понимают, что смерть необратима, что все живущие умирают и что они тоже когда-то умрут. Развивается философский взгляд на жизнь и смерть. Подростки часто заняты поиском смысла жизни. Некоторые реагируют на страх смерти тем, что рискуют жизнью. В противостоянии смерти они стараются преодолеть свои страхи, утверждая свой «контроль» над смертью.

Отношения с умершим. Чем более близкие и зависимые отношения были с умершим, тем тяжелее переживается потеря. При наличии конфликтов и ссор увеличивается чувство вины и раскаяния.

Обстоятельства потери. Особенно трудно переживаются детьми неожиданные утраты, а также смерть близких на глазах у ребенка (автокатастрофа). Осложняет переживание горя и невозможность попрощаться с умершим (например, пропажа без вести).

Реакция окружающих на смерть. Если ситуация, связанная со смертью одного из родителей, замалчивается или скрывается, то это может усилить реакцию ребенка на смерть. В таких случаях он может чувствовать себя одиноким.

Отсутствие близкого взрослого, способного компенсировать утрату тепла и заботы, может усилить тревогу и одиночество.

Нужно учитывать, что:

1. Одно и то же травматическое событие даже у детей одного возраста может вызывать разные реакции: один ребенок может быть подавленным и испуганным, другой начинает вести себя агрессивно;

2.Переживание детьми травматических событий может сильно отличаться по длительности, остроте, последствиям;

3. Оно оказывает влияние на все сферы жизни ребенка:

- в физическом плане – соматические заболевания, энурез

- в когнитивном плане – снижение продуктивности, нарушение памяти, трудности сосредоточения внимания, неправильные представления о себе и окружающих

- в эмоциональном – переживание большого количества негативных эмоций (страх, стыд, гнев, вина идр.)

- в поведенческом - нарушение социальных норм, агрессия, уходы из дома, самоповреждающее поведение, употребление психоактивных веществ и др.

 

Как узнать и увидеть детей, переживших острую психологическую травму или длительное время живущих в психотравмирующих условиях? На какие признаки обратить внимание?

Общие для всех возрастов реакции на травмирующее событие:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.126 с.)