Первичная экстренная психологическая помощь детям. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первичная экстренная психологическая помощь детям.



      Под экстренной психологической помощью понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации. Основными целями кризисного вмешательства являются стабилизация состояния пострадавших, снятие или уменьшение острых симптомов дистресса.

Оказание экстренной психологической помощи детям.

Ступор

Первая помощь:

1. Подойти к пострадавшему и медленно, бережно взять его за руку и пригласить идти вместе с вами: «Вам нужна немедленная помощь. Вам нельзя здесь оставаться».

2. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

3. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

Важно любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения!

Нервная дрожь

Первая помощь:

1. Нужно усилить дрожь. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.

2. Продолжайте разговаривать с пострадавшим, иначе ваши действия он может воспринять как нападение.

3. Нельзя обнимать или прижимать к себе пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки, укрывать его чем-то теплым.

Двигательное возбуждение

Первая помощь:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

3. Не спорьте, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («не беги», «не кричи»).

4. Помассируйте пострадавшему «позитивные» точки (на лбу над бровями). Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает.

Важно, чтобы пострадавший не смог причинить вред себе и другим.

Плач

Первая помощь:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Не нужно человека останавливать или утешать, не давайте советов, дайте возможность «выплеснуть» из себя горе, страх обиду.

3. Установите физический контакт (возьмите за руку, положите свою руку на плечо, погладьте по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.

4. Применяйте приемы активного слушания: кивайте головой, повторяйте отрывки фраз, в которых пострадавший выражает свои чувства.

Истерическая реакция

Первая помощь:

1. Удалите зрителей. Останьтесь с пострадавшим наедине.

2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (резко крикнуть, уронить тяжелый предмет, который издаст громкий звук и т.д.).

3. Говорите уверенным тоном: «выпейте воды», «умойся».

4. После истерики наступает упадок сил, уложите пострадавшего спать, наблюдайте за его состоянием.

Ни в коем случае не потакайте желаниям пострадавшего

Бред и галлюцинации

Первая помощь:

1.Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.

2.До прибытия специалистов следите, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим.

3.Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.

4.Переведите пострадавшего в уединенное место, не оставляйте его одного.

5.Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.

Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Попытка самоубийства

Первая помощь:

1. Человек, решивший свести счеты с жизнью, находится, как правило, в состоянии конфликта со всем окружающим миром. Поэтому очень важно, чтобы кто-то, обязательно, проявил по отношению к нему сочувствие.

2. Слушайте и соглашайтесь с тем, что он говорит.

3. Вы должны стать своим, «играть на его стороне».

4. Во время разговора постарайтесь найти положительные моменты в сложившейся ситуации (удалось выжить «после такого!»; жив-здоров, голова, руки-ноги на месте; нужно думать и заботиться о близких). Покажите уникальность его жизненного опыта.

5. Попросите его о помощи (это поможет ему почувствовать, что он кому-то нужен).

6. Ведите разговор на том расстоянии, которое ему удобно. Если он отклоняется от Вас, сделайте шаг назад. Постепенно, продолжая разговор, приближайтесь к нему.

7. При первой же возможности обратитесь за помощью к специалисту.

 

Пошаговая модель действий в случае выявления у обучающегося суицидального поведения

1. Сотрудник образовательной организации срочно информирует о суицидальных высказываниях/ самоповреждениях/ проявлении интереса к «группам смерти» в сети Интернет, выявленных у обучающегося, администрацию ОО.

2. Администрация образовательной организации фиксирует информацию в журнале регистрации случаев выявления у обучающегося суицидального поведения (образец прилагается).

3. Руководитель образовательной организации принимает решение о дальнейших действиях, дает поручения, определяет непосредственных исполнителей. Вся документация идет под грифом «Для служебного пользования».

4. Представитель образовательной организации срочно информирует о суицидальных высказываниях/ самоповреждениях/ проявлении интереса к «группам смерти» в сети Интернет, выявленных у обучающегося, родителей (законных представителей), организует беседу с ними.

5. Представитель образовательной организации вручает родителям (законным представителям) памятку «Что делать в кризисной ситуации» и уведомление о необходимости незамедлительно проконсультировать ребенка у врача-психиатра в амбулаторном порядке по территориальному принципу или у врача-педиатра с целью оценки степени суицидального риска.

6. В случае отказа родителей от консультации ребенка у врача-психиатра, данный отказ оформляется в письменном виде и руководитель образовательной организации уведомляет об этом территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

7. Администрацией образовательной организации разрабатывается комплексный план социально-психолого-педагогического сопровождения обучающегося, включающий оказание психологической помощи обучающемуся (необходимо организовать межведомственное взаимодействие с органами социальной защиты, здравоохранения), работу социального педагога, классных руководителей с обучающимися, их родителями.

8. В случае оказания специализированной медицинской помощи обучающемуся образовательная организация осуществляет его дальнейшее социально-психолого-педагогическое сопровождение с учетом рекомендаций, указанных в выписке (справке) в рамках своей компетенции.

9. При повторном выявлении фактов нахождения несовершеннолетнего в обстановке, представляющей угрозу его жизни и здоровью, действия образовательной организации должны быть выполнены повторно в полном объеме согласно пошаговой модели действий.

Апатия

Первая помощь:

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов исходя из того, знаком он Вам или нет. «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?».

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим нуждающимся в помощи).

Сексуальное насилие

Пострадавший испытывает комплекс сильнейших переживаний: чувство вины, стыда, безысходности, невозможности контролировать и оценивать события окружающей действительности, страх из-за того, что «все узнают», брезгливость к собственному телу. В зависимости от того, кто явился насильником (незнакомый или знакомый), психологически ситуация воспринимается по-разному. Если насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степени склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоятельствах (позднее время суток, безлюдный участок дороги и т.д.). Если виновник – знакомый, то причину человек ищет внутри себя (характер и прочее). Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком является менее острой, но более продолжительной.

Первая помощь:

1. Не бросайтесь сразу обнимать пострадавшего.

2. Возьмите его за руку или положите свою руку ему на плечо. Если увидите, что это человеку неприятно, то избегайте телесного контакта.

3. Не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходимо (он должен ощущать, что не потерял контроль над реальностью).

4. Не расспрашивайте пострадавшего о подробностях происшедшего.

5. Ни в коем случае не обвиняйте его в случившемся.

6. Дайте пострадавшему понять, что он может рассчитывать на Вашу поддержку.

7. Если пострадавший начинает рассказывать о происшедшем, побуждайте говорить не столько о конкретных деталях, но и об эмоциях, связанных с событием.

8. Добивайтесь, чтобы он говорил: «Это не моя вина, виноват насильник», «Было сделано все возможное в таких обстоятельствах».

9. Если пострадавший решил обратиться в милицию, идите туда вместе. При оформлении заявления, выяснении примет преступников он снова в подробностях переживет ужасную ситуацию. Ему будет необходима Ваша поддержка!

Захват террористами, ограбление, разбойное нападение

Первая помощь взрослому:

1. Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказывается от беседы, предложите ему описать происшедшее, свои ощущения в дневнике или в виде рассказа).

2. Покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).

3. Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию (обмен номерами телефонов участников события).

4. Не позволяйте пострадавшему играть роль «жертвы», т.е. использовать трагическое событие для получения выгоды. («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты/часы»).

Первая помощь ребенку:

Ребенок, пережив насилие по отношению к себе или членам семьи, став свидетелем нанесения увечий другим людям, испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения разрушение иллюзии справедливости беспомощность). Прямое насилие над ребенком может оказаться слишком трудным, невыносимым для него, что выразится в молчании, оцепенении. У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представлять страшные моменты происшедшего (например: изуродованных, раненых людей или напавшего на него человека).

1. Дайте ребенку понять: Вам важно то, что он пережил, и Вы знали других детей, которые тоже через это прошли. («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).

2. Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх).

3. Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии – это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.

4. Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

5. Помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (конкретные цели на конкретные сроки).

6. Повторяйте, что совершенно нормально чувствовать беспомощность, страх, гнев.

7. Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).

8. Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов).

Помните! Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.

Для проведения мероприятий в случае остроразвивающихся психических и поведенческих расстройств соответствующих признакам «непосредственной опасности для себя или окружающих» необходимы следующие поэтапные действия («Алгоритм профилактики неотложных состояний при психических расстройствах у детей и подростков в ОО на доврачебном этапе» утв. профильной комиссией Минздрава России по школьной медицине, гигиене детей и подростков 14 февраля 2016 г. протокол №5):

Этапы Наименование Специалисты
1 Изоляция ребенка в медицинском кабинете или ином помещении в присутствии медицинской сестры и лиц, контролирующих и обеспечивающих его безопасность Администрация образовательной организации, психолог, школьная медицинская сестра
2 Информирование родителей ребенка или его законных представителей о состоянии здоровья и характере предпринимаемых действий Администрация образовательной организации
3 Вызов скорой медицинской помощи или неотложной психиатрической. В случаях криминального или агрессивного поведения вызов правоохранительных органов Администрация образовательной организации, школьная медицинская сестра
4 Обеспечение безопасности ребенка и других членной образовательной организации до прибытия врачебной бригады или консультации специалиста. При криминальных девиациях поведения до прибытия представителей правоохранительных органов Администрация образовательной организации, психолог, школьная медицинская сестра, врач общей практики
5 Передача ребенка родителям с информированием юридических оснований предпринятых действий и необходимости консультации врача-специалиста Администрация образовательной организации, врач общей практики или специалист, представитель правоохранительных органов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.032 с.)