Методы анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала



Изучение результатов деятельности - важнейшая составная часть исследования трудовых действий. Анализ ошибок как ^таких отклонений от образца (нормативно заданных трудовых действий), которые приводят к отрицательному влиянию на продукт труда, - может оказать существенную помощь в изучении психологической структуры трудовой деятельности, разработке мероприятий по оптимизации данного труда.

Классификация рабочих ошибок:

1) ошибки, связанные с организационно-техническими факторами трудового процесса (неполадки в технологии и
организации труда, негодное качество материалов, состояние оборудования и т.п.);

2)     ошибки, обусловленные "личным" фактором (уровнем квалификации, отношением к работе, функциональным
состоянием, стойкими индивидуальными свойствами личности).

Схема анализа ошибок:

1. Провести направленное наблюдение за отклонением от требований к качеству продукта труда по схеме:

• описание рабочего дня (дневник всех переживаний и случайностей, происходящих в течение рабочего дня, по
возможности беспристрастное изложение событий и особенностей трудовых действий. Например, следует отмечать и
нелестные замечания мастера-руководителя типа: "Не сидеть сюда пришли, а работать", - когда исследователь сам присел
у станка, и тот факт, что в процессе работы постоянно забывается последовательность манипулирования органами
управления).

• указание наиболее трудных моментов;

• протоколирование явлений упражнения (автоматизации) трудовых действий;

• протоколирование явлений утомления;

• указание дефектов в организации труда и в инструктировании работников (причины ошибок).

2. Провести беседу с работниками, мастерами, бригадирами или администрацией о том, как они сами фиксируют ошибки, брак в
своей работе и в работе своих подчиненных; о том, как они представляют себе их причины и пути предупреждения этих ошибок.

3. Разработать конкретные предложения по организации (оптимизации) данного профессионального труда и для обучения по данной профессии.

Успешным распределением функций решаются две задачи первостепенной важности:

1. достигаются все цели системы (организации)

2. подсистема человека наделяется согласованным набором функций, предполагающих приемлемую рабочую нагрузку: не
слишком высокую и не слишком низкую.

Важно понимать, что эти две основные цели не всегда полностью совместимы. Разработчик системы или администрация должны решить, какую из них поставить на первое место. Например, стремление избежать недостаточной нагрузки может повлечь за собой возложение на человека некоторых функций, лучше выполняемых машиной, что, в свою очередь, может уменьшить общую «производительность системы. Несколько лет назад основной подход к проектированию благоприятствовал достижению всех системных целей, даже если обязанности, оставленные человеку, были ниже оптимальных. Сейчас положение меняется в другую сторону.

Так как человеческое общество становится все более и более цивилизованным, все больше работников привлекаются к умственному, а не физическому труду.


Профессиограмма

Термин "профессиография" происходит от лат. "профессио" - постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. "графо" - пишу.

Понятие "профессиография" включает профессиографическое исследование и его результат — профессиограмму. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом - профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности). и

Виды профессиограмм
1.      По цели составления:

• Информационная - - предназначена для профконсультационной работы с оптантами - людьми, стоящими перед
необходимостью выбора профессии - предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко,
обобщенно.

• Диагностическая - производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного
качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. - обеспечивает организацию профессиональной
психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-
психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.

• Прогностическая

Применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо

проектирования профессионального роста и карьеры работников

1. Общая характеристика профессии — история и перспективы развития профессии, социально-экономические условия выполнения

профессиональной деятельности, профессиональная среда

^2. Содержание и объем профессионального поля (профессиональное поле - совокупность трудовых действий, входящих в состав ^определенной профессии, а также нескольких родственных профессий) - характеристика профессионального поля, факторы,

определяющие профессиональное поле, прогноз развития профессионального поля

3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации - уровень профессионального образования,
профессиональная подготовка, повышение квалификации

4. Профессиональная мобильность работника - широта профиля специалиста, уровень ключевых квалификаций, возможности
смены специальности и профессии                                          *

5. Оценка перспективности профессии — профессионально-психологический потенциал личности, профессиональная активность
работника, профессиональное самосовершенствование и карьера

•   Методологическая.

Позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования

1.Содержание деятельности субъекта труда — виды действий и их характеристика, характер планирования и исполнения работы,
эмоциональные проявления, виды помех на рабочем месте, виды ошибок, травм, брака, возникающих в процессе деятельности

2. Условия труда - санитарно-гигиеническая среда, физическая среда, режим труда, форма оплаты труда и поощрения.

•   Образовательно-ориентированная

»                                                                                   2.    По мере общности:

» Общая — описывает общие основы профессиографирования для всех или группы профессий и как правило носит научный характер, а не прикладной.

• Групповая - исследует и описывает группу профессий, выделенных на основе общего признака.

• Монографическая - описывает одну определенную профессию, что на мой взгляд наиболее интересно и применимо в
рамках моей области исследования.

Формализованная схема профессиограммы (Э. Зеер)

- Социальная и профессиопогическая характеристика профессии

1.Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре

2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность

3. Название рабочего поста.

4. Престиж, имидж,, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе

5. Должностной оклад и его оценка

6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей
^ 7. Необходимое образование

 

8. Диапазон квалификации, а также перспективы служебного и профессионального роста

9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, непосредственное или
опосредованное техническими средствами, характер общения.

 

10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности

11.Частота случаев дисквалификации по профнепригодности

12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, особенности
текучести кадров).

- Психограмма

А. Общая характеристика труда

1.Фотография рабочего дня

2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и т.п.)

3. Влияние условий труда на динамические процессы работы

4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.

5. Психологический анализ ошибочных действий
Б. Требования к психическим процессам

»    1. Психомоторика

рабочая поза, статические и динамические нагрузки; рабочие действия - гностические, приспособительные, исполнительские и т.п.; временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций,


связанных с психомоторикой; требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования; особые требования к психомоторике

2. Сенсорная и перцептивная сферы

чувствительность различных сенсорных модальностей; профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, прсотранственного положения и т.п.; особые требования к сенсорной и перцептивной сферам

3. Профессиональные особенности познавательных процессов

влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности; требования к воспроизводящему или творческому воображению; преобладающие типы мышления (наглядно-действенное, образное, теоретическое-абстрактное, "безлимитное" по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени); особенности принятия решений при выполнении работ; требования к стрессоустойчивости; преобладающий вид памяти, требования к памяти, устойчивости памяти; особенности речи, требования к речи; внимание и его особенности В. Требования к эмоционально-волевой сфере

1.Характеристика преобладающих эмоциональных состояний

2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда

3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере

4. Воля и ее особенности, основная направленность волевого процесса
Г. Типичные психологические состояния процессе труда

 

1.Монотония и утомление

2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание)

3. Другие состояния, свойственные данной профессии

Д. Ансамбли профессионально-значимых качеств (ключевые квалификации)

1.Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность
мотивации.

2. Социально-профессиональная ответственность

3. Оптимизм

4. Внушаемость как желательное или нежелательное свойство личности.

5. Нравственно-психологическая устойчивость.

6. Првфессиональные и инновационные способности

7. Особенности характера

Е. Противопоказания и ограничения

1.последствия ошибок и особые требования к безопасности труда

2. характеристика профнепригодности

3. половозрастные ограничения

4. профессиональные вредности и льготы

5. профессиональные деформации личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принципы профессиографии (по В. Бодрову)

1.Специфичность (конкретность) описания определенной деятельности

2. поэтапность изучения деятельности — процессуальная последовательность сбора и анализа материала (этапы - информационный,
аналитический, синтетический, экспериментальный, результирующий

3. направленность описания - соответствие конкретным целям изучения и конкретной практической задаче

4. селективность (избирательность) объекта изучения — концентрация на специфике субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее
сложных задачах трудового процесса

5. многоуровневость (комплексность) изучения субъектно-объектных взаимосвязей на всех уровнях функционирования системы
деятельности

6. динамичность изучения - с учетом развития субъекта и изменения деятельности

7. системность - изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных компонентов деятельности на всех ее иерархических уровнях

8. идентичность методических приемов и программ изучения и описания -для корректного сравнения профессий

9. использование качественно-количественных методов изучения - взаимное дополнение содержательной и статистической
информации.

Для профессиографического описания профессиональной деятельности и определения ее психограммы для решения задач диагностики и прогнозирования может быть применен комплекс методических приемов:

1. изучение рабочих документов

2. наблюдение за рабочим процессом

3. хронометраж деятельности (опосредованное наблюдение)

4. кино-, фоторегистрция трудового процесса.

5. опрос работников

6. биографический метод

7. анализ ошибочных действий

8. алгоритмический анализ деятельности и др.


РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

*

Работоспособность - способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

На основании совместного анализа данных по соотношению изменений в продуктивности деятельности и в психофизиологических показателях в процессе рабочего дня как для физической, так и умственной деятельности на кривой работоспособности были выделены следующие стадии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.30 (0.028 с.)