Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии



Профессиональное самоопределение связано, прежде всего, с личностным самоопределением. Два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением:

1) профессиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии;

2) профессиональное самоопределение больше зависит- от внешних воздействий, а личностное, в основном, обусловлено
внутренними факторами.

Профессиональное самоопределение связано с самореализацией человека во многих важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация» выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентацию, и профконсультацию можно определить как «ориентирование» личности (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» личности, выступающей в роли субъекта самоопределения.

Все люди, независимо от профессии, проходят в своем профессиональном становлении ряд похожих этапов, их профессиональное развитие обнаруживает общие в той или иной степени закономерности. Становление профессионала обычно опирается на общее психическое и физиологическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его. Профессионал в человеке моложе личности и индивида. Так, вначале (в раннем и дошкольном возрасте) закладываются:

• общечеловеческие способности (способность к познанию, к мышлению, к общению, к начальным формам
труда);

• затем на их основе (чаще в школьном возрасте) возникают специальные способности (гуманитарные,
технические и др.);

позднее (обычно в юношеском возрасте) начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессии);

• в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности (по мере специализации человека в
профессии).

Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессионального старения и деформации. Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, общечеловеческих способностей, добротных мотивов и так далее). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере становления начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность, а несостоявшийся профессионал - это нередко нерасцветшая или угасающая личность. В сегодняшнем обновляющемся обществе наиболее способствуют становлению профессионала такие черты личности, как:

следование профессиональной этике;

индивидуальная социальная и экономическая ответственность;

внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах);

• помехоустойчивость и конкурентоспособность;

• гибкость и оперативность;

смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе); внутренняя диалогичность личности;

•  адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и так далее.
Психофизиологическое становление профессионала означает появление новых качеств человека, которые раньше

отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Можно сказать, что становление профессионала есть «приращение» к психике человека, ее обогащение. Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессам, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.

Психологическое становление профессионала является динамичным процессом. Этот процесс зависит, во-первых, от внешних условий:

в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями;

может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности: перестраивается операциональная сфера при проявлении новых технологий, «ноу-хау»;

• структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства,
условия, результаты) могут меняться местами - то, что было условием, становится результатом, то, что было средством, позднее
может стать условием и др.

Становление профессионала зависит и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессиональных качеств в себе.

Неучитывание этих динамичных процессов опасно для специалиста. Проигрывают в жизни те люди, которые пытаются


упрямо применять в своей профессиональной деятельности каноны, усвоенные ими в учебных заведениях несколько десятилетий назад, не учитывая изменения запросов общества к их профессии или специальности, духа времени.

Профессионалом можно считать человека, который:

овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям;

изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии, который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии;

стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности; способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

Становление профессионала происходит всегда в той или иной профессиональной среде с ее предметной подсистемой (предмет, средства, условия труда) и социальной подсистемой (психологический климат в сотрудничестве, межличностные отношения). Всегда надо учитывать активность профессиональной среды, которая не ждет пассивно, пока человек ее освоит или преобразует, а сразу оказывает обратное влияние на человека. Это влияние может быть благотворным, позитивным, если обстановка в учреждении способствует творчеству, хороший психологический климат содействует развитию личности и индивидуальности; более того - профессиональная среда даже лечит, может стать хорошим психотерапевтом для личности. Влияние профессиональной среды может быть и отрицательным (экстремальные и неопределенные условия, шумы, вибрации, а также стрессы в отношениях, социальные роли, провоцирующие человека к неблаговидным поступкам, например, у специалистов, имеющих власть над другими людьми и могущих злоупотреблять ею), вызывающим негативные сдвиги в психике, деформации и личности человека. Происходит выпадение положительных психологических качеств, утрированное развитие негативных качеств человека-специалиста. Психофизиологи уже изучали, и им предстоит далее выявлять, какие положительные психофизиологические качества являются наиболее развиваемыми, упражняемыми в данной профессии, а какие -наиболее поражаемыми, как это происходит в разных профессиях.

Становление профессионала всегда несет на себе печать индивидуальности. Каждый из шагов продвижения к профессионализму разные люди проживают различно: по-разному приспосабливаются к профессии, неодинаково выражают себя в профессии, в разной степени стремятся и готовы к профессиональному мастерству и творчеству. Соответственно отличаются сочетания профессионально важных качеств (мотивационных побуждений, техник профессионального мышления, видов способностей), образуя неповторимые индивидуальные личностные профили.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.009 с.)