Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психофизиология поведения, общения собак и методика их дрессировки
Подкрепление должно применяться своевременно, сразу после произведения нужного действия животным. При низкой вероятности подкрепления навыки вырабатываются медленно и с трудом, но будучи выработаны, медленно угасают, когда подкрепление отменяется полностью. Так как выработка навыка у собаки сопровождается многократным повторением упражнений с интервалами между ними 2 - 5 минут, то постепенно, со временем, начинает снижаться активность в работе собаки в силу действия одних и тех же монотонных раздражителей. Наряду с этим постепенно происходит насыщение животного лакомством, а поэтому снижается активность эмоций голода. Как же упредить эти нежелательные явления? Для поддержания активности собаки в работе рекомендуется подкрепление (лакомство) применять не после каждого упражнения, а в случайном непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью. Такой режим более эффективен, так как он ведет к активизации аппарата эмоций, выполняющих подкрепляющую роль при формировании условных рефлексов (навыков). Эмоции возникают всякий раз, как только вероятность подкрепления действий оказывается низкой. Лакомство необходимо давать малыми порциями - собака быстрее его съедает и дольше не насыщается. Можно больше проделать упражнений с меньшим количеством лакомства, У сытой собаки навыки не вырабатываются на пищевом подкреплении, ибо отсутствует активность аппарата эмоций, а без эмоций рефлексы не формируются. Установлено, что при вероятностном подкреплении в 30 процентах случаев выработка некоторых условных рефлексов происходит быстрее, чем при 100-процентном подкреплении, что связывают с эмоциональным возбуждением, достигающим максимума именно при данных условиях. Можно для активизации работы собаки увеличить интервал времени между упражнениями или же занятия по дрессировке проводить 2 - 3 раза в течение дня. Можно рекомендовать делать перерывы на занятиях по дрессировке на 20 - 30 минут, что также активизирует выработку навыков. Отрицательного подкрепления собака может избежать, упредить его путем изменения своего поведения, то есть принять нужную для дрессировщика позу или совершить необходимое действие в ответ на сигнал дрессировщика. Отрицательное подкрепление - это не наказание, это то воздействие, которого собака стремится избегать (реакция избегания) после подачи условного сигнала. Она избегает нажима рукой, рывка поводком, удара хлыстом и т. п. Наказание применяет дрессировщик в форме болевых раздражителей в тот момент, когда собака пытается или уже совершает нежелательные для дрессировщика действия (например, нападает на других животных, берет корм из рук постороннего человека и т. п.).
Собака, как правило, сопротивляется попыткам человека ограничить ее двигательную активность, проявляя рефлекс свободы, как назвал его И. П. Павлов. Это не просто разновидность защитной реакции, а проявление самостоятельной потребности преодолевать препятствия, возникающие в процессе поведения животного, как дополнительный источник активности, направленный на достижение конечного результата в целенаправленном поведении. Например, собака, идущая по запаховому следу человека, может встретить немало препятствий на пути к достижению конечного эффекта. Рефлекс свободы помогает преодолеть их и обеспечить выполнение цели поиска. Таким образом, рефлекс свободы, как реакция преодоления, возникает в процессе поведения при столкновении с препятствием, которое и является раздражителем этой самостоятельной формы поведения и способствует формированию приспособительных действий животного в процессе решения задачи по удовлетворению какой-либо доминирующей потребности. Препятствие для собаки является таким же адекватным раздражителем, как корм для пищевого поиска, боль для оборонительной реакции, а новый и неожиданный раздражитель - для ориентировочного рефлекса. "Не будь его (рефлекса свободы),- писал И. П. Павлов,- всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни". Правильное понимание значимости рефлекса свободы поможет в ходе дрессировки учитывать его проявления и глубже понимать сущность поведения животного, творчески подходить к процессу выработки навыков у него, умело использовать этот рефлекс. Чтобы готовить собаку к определенной работе, человеку необходимо владеть техникой (мастерством) дрессировки. Действия (приемы) дрессировщика должны быть умелыми, легко и своевременно выполняемыми (доведены до автоматизма). Мастерство дрессировщика проявляется и в том, насколько творчески он подбирает методические приемы с учетом индивидуальных особенностей собаки, поддерживает оптимальный режим упражнений, правильно оценивает ответные реакции животного. Следует помнить, что любой навык формируется быстрее только в том случае, если упражнения по его выработке будут повторяться почти изо дня в день по строго определенной системе, с интервалами по времени в 3 - 5 минут, многократно одно за другим (до 20 и более упражнений в день). В результате такого многократного повторения одних и тех же упражнений в нервной системе животного создается цикличность нервных процессов по конкретным, хорошо проторенным путям и двигательный навык животное начинает совершать легко и четко. Чем больше времени мозг удерживает определенные действия (движения, позу и т. п.) под своим контролем, тем в большей степени совершается переход к прочному запоминанию этих движений, формируется функциональная система. Однако чувство меры при этом важно не терять.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.008 с.) |