Распределение часов курса по темам и видам работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение часов курса по темам и видам работ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (г.АРХАНГЕЛЬСКА)

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

(ГОУ ВПО СГМУ Росздрава)

Факультет клинической психологии и социальной работы

Психодиагностика

Методическое пособие для студентов дистанционного обучения

Отделения социальной работы

АРХАНГЕЛЬСК, 2009

Автор-составитель:

Щукина Евгения Георгиевна – доцент института психологии и психоневрологии СГМУ, заведующая курсом общей психологии, кандидат психологических наук

Рецензенты:

Панков Михаил Николаевич – доцент кафедры физиологии и патологии развития человека ПГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат медицинских наук.

Бочарова Елена Алексеевна – доцент института психологии и психоневрологии СГМУ, заведующая кафедрой возрастной психологии и психотерапии, доктор медицинских наук.

 

 

Методическое пособие по дисциплине «Психодиагностика» составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 040101 – социальная работа.

Данное пособие адресовано студентам заочного и дистанционного обучения по специальности «Социальная работа» в высших учебных заведениях.

 

 

                                  СГМУ, 2009

Оглавление:

  Стр.
Введение. 5
Требования к уровню освоения содержания курса 6
Распределение часов курса по темам и видам работ. 7
Наименование тем лекций, изучаемые вопросы. 8
Список основной, дополнительной, электронной литературы 9
Лекционный курс 11
Раздел 1. Психодиагностика как наука. 11
Тема 1. Введение в науку. 11
Тема 2. Деонтология психодиагностики. 12
Раздел 2. Методы психодиагностики. 15
Тема 3. Психометрические основы психодиагностики. 15
Тема 4. Психодиагностика индивидуальности. 25
Тема 5. Психодиагностика интеллекта и способностей. 38
Тема 6. Психодиагностика мотивации. 39
Раздел 3. Психодиагностическое обслуживание населения специалистами по социальной работе. 46
Тема 7. Психодиагностика межличностных отношений. 46
Тема 8. Психодиагностика индивидуального сознания и самосознания 55
Методические разработки для практических занятий, задания и рекомендации по их выполнению 66
Тесты по дисциплине 72
Учебный терминологический словарь 91
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для  самостоятельной работы 96
Тематика контрольных работ 98
Перечень вопросов для самостоятельного выбора  
Перечень вопросов к экзамену по всему курсу  

 

Введение

Первоначально психодиагностика возникла на пересечении медицины и психологии, является междисциплинарной и своими корнями наука уходит в психологические теории, позволившие разработать методы для решении научных и практических проблем, актуальных для медицины. Сегодня психодиагностика широко не только в медицине, психологии, но также и в социальной работе.

Целью преподавания психодиагностики для будущих специалистов по социальной работе является формирование современных представлений о личности и методах, помогающих установить психологический диагноз для эффективной разработки методов работы с клиентами. Системный подход в психодиагностике позволяет устанавливать связь с психопрофилактикой и деонтологией.

В ходе изучения дисциплины студенты приобретают знания, вырабатывают навыки проведения и оценки результатов специальных психодиагностических методов исследования, их возможного использования в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Сведение об авторе

Щукина Евгения Георгиевна Северный Государственный Медицинский Университет,  г. Архангельска. Зав курсом общей психологии, доцент, кандидат психологических наук

 

Назначение дисциплины

Познакомить студентов с возможностями науки для практического применения в профессиональной деятельности. Полученные знания позволяют применять методики исследования личности, анализировать полученные результаты, составлять психологический портрет личности и коллектива, адекватно диагностировать психологические состояния личности, уровень интеллекта, личностные особенности.

Цель курса

Вооружить студентов общими принципами, методами и конкретными методиками по психодиагностике.

Задачи курса:

- познакомить студентов с историей, предметом и структурой психодиагностики

- познакомить студентов с психодиагностическими методами и процессом психодиагностики

- обучить студентов работе с методиками исследования личности, измерения интеллекта

- научить студентов использовать конкретные методики в профессиональной деятельности

Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате изучения курса студенты должны освоить комплекс знаний, включающий в себя:

- теоретические и методологические основы психодиагностики как науки;

- индивидуально - психологические особенности личности с целью их адекватного измерения и оценки;

- связь психодиагностики с другими отраслями психологии и психологическими направлениями;

- основные принципы и инструменты психодиагностики.

Полученные знания помогут формированию комплекса умений:

- подбирать необходимые методики для психологического исследования свойств и характеристик личности и группы;

- использовать основные методики исследования особенностей личности;

- составлять психологическую характеристику личности;

- на основе полученных результатов составлять программу психологической поддержки клиента.

Тема 1. Введение в науку.

Роль и место психодиагностики в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Предыстория психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки. Тестирование в образовании, медицине, социальной работе.

Основные понятия темы: психодиагностика, психологическое тестирование, дифференциальная психология, профессиональные тесты.

 

Лекционный курс.

Тема 1. Введение в науку.

Психодиагностика – область психологической науки, которая изучает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, разрабатывает методы распознавания и измерения индивидуальных особенностей личности и групповых процессов. Это важнейшая форма психологической практики. Термин образован от греческих корней «диа» и «гнозис» буквально переводимые как «различительное познание».

Наука выделилась из психологии на рубеже 20 века. Ее источник – экспериментальная психология, возникшая в -70-е  годы 19 века. Условно началом считается 1878 год с возникновения первой лаборатории экспериментальной психологии Вильгельмом Вундтом в Германии. Там изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты – реакции. Далее бихевиористы создали тестовые методики, основанные на концепции, что между организмом и средой существуют однозначные причинные детерминационные отношения. Организм реагирует на стимулы внешней среды, стремится сделать ситуацию удобной для себя и приспособиться к ней. Поведение – это единственный объект изучения, как утверждается в бихевиоризме, а все остальное интерпретируется в связи с наблюдаемыми реакциями поведения. Первым создал «Интеллектуальный тест» Дж.М.Кеттел, высказав мысль, что результаты тестов зависят от однообразия условий их проведения. В связи с этим возникла необходимость стандартизации тестов для возможности сравнивать результаты разных обследованных.

Во Франции было предложено создать тесты для выявления детей, способных к учению, но не желающих заниматься, и детей, не способных к обучению, имеющих дефекты, подлежащих обучению в специализированных школах. Впоследствии тесты, созданные французским врачом и психологом А. Бине были переведены на немецкий, английский (теперь есть и на русском языке). Задания теста сгруппированы по возрастам от 3 до 13 лет. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий и мог расходиться с паспортным возрастом ребенка.

Этап сбора данных.

Этап начинается после того, как прошло предварительное ознакомление с объективными и субъективными данными обследуемого. Также создается благоприятный фон для взаимодействия. Сбор данных проводится по предварительно отобранным психодиагностическим методикам и тестам.

Выбор теста определяется задачей обследования, учитывается надежность и валидность теста.

Существует две ситуации обследования: ситуация клиента и ситуация экспертизы.

Ситуация клиента: человек приходит сам, охотно идет на сотрудничество, тщательно выполняет инструкцию, не имеет сознательных намерений изменить ситуацию, не фальсифицирует ответы. В ситуации клиента тестам предъявляются менее жесткие требования в плане защищенности от фальсификации результатов.

Ситуация экспертизы: клиент осведомлен, старается выдержать «экзамен», пытается сознательно контролировать ответы и поведение, чтоб выглядеть выгодно или, напротив, симулировать. В данной ситуации к тестам предъявляются более жесткие требования, методики защищены от возможной фальсификации результатов, используются шкалы лжи.

Этап сбора данных заканчивается представлением полученных результатов в том виде, в каком это задано методикой.

Шкалы измерения.

Психологический диагноз устанавливается с помощью выявленных у обследуемого свойств и степени их выраженности.

Измерение (психологическое) - это процесс приписывания психологическим явлениям чисел так, чтобы в отношении чисел отображались отношения между измеряемыми явлениями.

Измерительная шкала (лат. scala - лестница) - форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в числовую систему.

Процесс конструирования измерительной шкалы носит название шкалирования.

Шкалирование - (англ. scaling - определение масштаба, единицы измерения) - это метод моделирования явлений с помощью числовых систем. Способ организации в шкалах данных эмпирических, экспериментальных, тестовых исследований, анализа субъективной информации, операция их упорядочивания. Выделяют четыре способа измерения, в соответствии с которыми появились шкалы (С.Стиветсон ввел это понятие).

Неметрические шкалы не приписывают явлениям чисел:

номинативная шкала (номинальная, шкала наименований),  классифицирующая по названию, которое не может быть измерено количественно, позволяет отличить один объект от другого. Эти шкалы устанавливают соответствие признака тому или иному классу. Объекты объединяют в классы на основании общего свойства - классы эквивалентности или символа обозначения. Когда существуют два класса (две ячейки и пр.), - это дихотомическая шкала (например, в виде утверждения или отрицания; соответствия или несоответствия "ключу" (коду). Номинативная шкала не является шкалой измерений, не допускает проведения арифметических, алгебраических действий. С этой шкалой мы имеем дело при обработке социологических, социально-психологических анкет.

Шкала рангов (порядковая, ординальная) – устанавливает порядок в степени выраженности психологического свойства, качества от объекта с наиболее выраженным свойством до объекта с наименее выраженным. Этой шкалой пользуемся, когда надо упорядочить испытуемых по какому-либо качеству.

Метрические шкалы – это шкала отношений и шкала интервалов.

Шкала отношений или пропорциональности, пропорциональных отношений, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности у них измеряемого свойства. В шкалах отношений классы обозначаются числами, которые пропорциональны друг другу: 2 так относится к 4, как 4 к 8. Начало отсчета в такой шкале фиксировано, предполагает наличие нулевой точки отсчета. При этом измеряется не само свойство, а соотношение выборов у определенного количества человек. Единица измерения в такой шкале: 1 выбор, 1 реакция, 1 наблюдение.

Шкала интервалов (или равных интервалов) в основе которой лежит классификация по принципу "больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц" Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии.

При нормальном распределении признака большая часть наблюдений группируется в окрестностях среднего значения, поэтому в этой области интервалы оказываются меньше, а по мере удаления от центра они увеличиваются (рис1).

 


Рис1. Процентильная шкала. Сверху для сравнения указаны интервалы в единицах стандартного отклонения.

 

Конструирование шкалы проводится по определенным правилам и включает два этапа. На первом - этапе сбора данных - проводится создание эмпирической системы проявления исследуемых объектов и фиксация типов отношений между ними. На втором этапе анализируются полученные данные, и в зависимости от результатов анализа строится числовая система, составляющая основу одного из видов шкал.

Валидность - это устойчивость относительно предмета измерения (измеряемого свойства), т.е. адекватность применяемой модели деятельности с точки зрения отражения в ней изучаемой психологической особенности психологической диагностике является обязательной и наиболее важной частью информации о методике.А.Анастази (1982) пишет, что валидность - это «понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». С ее точки зрения критерий внутренней согласованности теста, расцениваемый отечественными психологами как показатель надежности, является одной из характристик валидности. Валидность тесно связана с надежностью, которая характеризует устойчивость процедуры измерения относительно объекта измерения, т.е. качество измерительного инструмента. Надежность - это характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию случайных факторов (как внешних, так и внутренних). Определение надежности теста является обязательным условием его допуска для использования в практической психодиагностике.

Иными словами, надежность определяет устойчивость психодиагностической процедуры по отношению к "объекту" исследования.

Валидность является одним из критериев степени достоверности измерения того психического свойства, качества, явления, которое хотят измерить с помощью данного теста. Валидность лучших тестов, выраженная коэффициентами корреляции с каким-либо критерием (линейными, ранговыми и др.) составляет 0.3 - 0.8. Валидность теста показывает его эффективность. Она может меняться в зависимости от обследуемого контингента и характера их будущей деятельности.

Понятие валидности методики включает не только сведения о том, что данная методика измеряет, но также информацию об условиях и сфере ее применения. Различные категории этих сведений образуют типы валидности.

Достоверность самоотчета.

Психологические факторы, от которых зависит достоверность самоотчета, можно сгруппировать в следующие классы:

- факторы знания: у испытуемого может быть более или менее четкое представление о следующем: свойственно ли ему в действительности или нет тестируемое поведенческое проявление, какое личностное свойство скрывается за тем или иным конкретным поведением, описываемом в суждении, как это свойство соотносится с общепринятыми мораль­ными нормами и признаками социального успеха.

- фактор "социальной желательности". "Социальная желательность" обозначает тенденцию испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию. Однако эта тенденция не будет давать систематического искажения, если испытуемые не смогут разгадать направленность опросника и связать диагностируемое свойство с тем или иным полюсом "социальной желательности". Чтобы избежать искажений ответов в связи с "социальной желательностью» чаще всего используются следующие тактики:

- введение особых шкал "лжи" из "вопросов-ловушек" - тот или иной ответ на эти вопросы явно предопределен социальной желательностью. Если испытуемый набирает слишком высокий балл по шкале лжи - его протокол бракуется;

- введение шкал коррекции (например, в опроснике MMPI), получение определенного балла по этим шкалам, вызывает внесение поправок к баллу по другим шкалам;

- устранение или сбалансирование "социальной желательности" с помощью использования инструкции на преднамеренную фальсификацию результатов.

- использование факторного анализа для обеспечения дискриминативной валидности теста относительно шкалы социальной желательности. В этом случае факторный анализ выделяет два фактора: относящийся к самому свойству и относящийся к социальной желательности.

Психопатии

- возбудимые психопаты

- астенические психопаты

- паранояльные психопаты

- психастенические психопаты

- истерические пихопаты

Дуглас Мак – Грегор

Дуглас Мак – Грегор достроил теорию Маслоу, добавив одну важную идею: предположения менеджеров о людях становятся самоисполняющимися предсказаниями. Менеджеры делятся на две группы: сторонники теории Х и сторонники теории У.

И жесткая и мягкая версии теории Х становятся самоисполняющимися предсказаниями: если Вы относитесь к людям как к ленивым и нуждающимся в управлении, они начинают соответствовать вашим ожиданиям.

                                сторонники теории Х

 

 

Убеждены в том, что подчиненные пассивны и ленивы, не имеют честолюбия, предпочитают быть ведомыми и сопротивляются изменениям

 

Сторонники теории У

Модель Барбуто и Сколл:

Ими была предложена модель, интегрирующую взгляды различных ученых на мотивацию. В этой модели выделяется 5 источников мотивации:

1.идущая изнутри

2.инструментальная

3.внешняя самоконцепция

4.внутренняя самоконцепция

5.интернализация цели

Идущая изнутри (имеющая своим источником сам процесс):

Речь о ней идет в том случае если человек мотивируется к выполнению той или иной работы только ради удовольствия, которое он получает от этой работы. Источником мотивации является сама работа.

Инструментальная мотивация:

Инструментальные награды мотивируют человека, когда он чувствует, что его поведение будет вести к определенным внешне осязаемым результатам, таким как оплата, продвижение по службе, премии и т. д.

Мотивация, проистекающая из внешней концепции Я:

Мотивация этого рода проистекает из внешних источников: индивидуум ориентирован прежде всего на других, ищет у них подтверждение своих черт, компетентности, ценностей. Индивидуум ведет себя так, чтобы удовлетворить членов группы, сначала для того, чтобы быть принятым ими, а после достижения этого – для того, чтобы получить статус.

Мотивация, проистекающая из внутренней концепции Я:

Индивидуум ориентирован внутренне. Сам устанавливает внутренние стандарты черт, компетентности и ценностей, которые становятся основанием для идеала Я. Впоследствии личность мотивируется к такому поведению, которое подкрепляет эти стандарты и позволяет достичь более высоких уровней компетентности (желание отвечать своим собственным стандартам черт, компетентности и ценностей)

Мотивация интернализации цели:

Индивидуумы усваивают аттитюды и виды поведения, конгруэнтные их личной системе ценностей. Каждый работающий верит в цель и поэтому мотивирован целью всего коллектива.

Целью авторов было создание и валидизация опросника для измерения пяти источников мотивации (далее опросник мотивационных источников).

Осознанность и неосознанность мотивов:

Идея айсберга:

Известно, что лишь 10% общего объема айсберга находится над водой, а остальные 90% скрыты.

Аналогичным образом и в мотивации:

- наши истинные мотивы могут быть в значительной степени неосознаваемыми

- наши действия по мотивированию других также неосознаваемы, а зачастую и несознательны, т.е. плохо понимаемы нами самими и безответственны («благими намерениями выстлана дорога в ад»)

Существование неосознаваемых мотивов является экспериментально доказанным фактом. Они проявляются в исследованиях восприятия, установки, мышления, художественного творчества, нормального и гипнотического сна. В психоаналитической традиции неосознанность мотивов – это признак несовместимости вытесняемых мотивов и импульсов с образом социального, хорошо контролируемого «Я»

Физиологическая основа мотивации:

Гипоталамус рассматривают как центр, контролирующий значительную часть мотивированного поведения

Пример: если прямо в специфические участки гипоталамуса с помощью тонкой иглы впрыснуть малое количество гипертонического раствора соли, коза начнет пить и выпьет огромное количество воды, хотя она перед тем утолила жажду и организм ее не нуждается в воде. Даже если испортить вкус воды, например, добавить соли, коза будет с жадностью поглощать ее.

Но гипоталамус не единственная часть мозга, влияющая на мотивированное поведение. Также имеет значение перегородка, верхний дорзальный отдел ножки мозга, содержащий идущие к мозговой коре волокна и кора больших полушарий, особенно в отношении эмоционального поведения. Новая кора, вероятно, играет важную роль в пробуждении агрессивности, т.к. кошки после ее разрушения ведут себя чрезвычайно миролюбиво и, напротив, после разрушения старой коры они становятся невероятно свирепыми.

Другие понятия:

Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности

Особенности интересов:

- активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности

- большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности

- расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений

- своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для получения знаний.

Установка это внутренняя настроенность человека на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности

Функции установок:

1.определяет устойчивый характер протекания деятельности

2.освобождение личности от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях

Виды установок:

- сенсорные (перцептивные)

- моторные

- интеллектуальные

Цель – ожидаемый результат, на который направлено актуальное поведение

Влечение – неосознанная по содержанию и цели деятельности потребность

Желание – это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она еще не выступает в качестве сильного побудителя к действию

Склонность – избирательная направленность субъекта на опредленную деятельность

Задача – это частный ситуативно – мотивационный фактор, возникающий тогда, когда в ходе выполнения действий, направленных на достижение определенной цели возникает трудность, которую преодолевают благодаря постановке конкретной задачи

Идеал – это важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия

Мировоззрение – представляет собой систему взглядов человека на мир и его закономерности. Служит высшим регулятором поведения, определяет общую направленность, целеустремленность. Формируется на основе интересов и склонностей.

В работе с «трудными» подростками специалисты могут использовать тесты на мотивацию достижений, успешности, избегание неудач.

Студент должен знать

- основные термины и понятия психодиагностики индивидуальности

- основные понятия теорий личности

- основные методики для диагностики личностных особенностей

Студент должен уметь

- определить основные характеристики теорий личности

- определить необходимые методики для психодиагностики личностных особенностей клиента

- составить характеристику личности на основе проведенной психодиагностики

Студент должен владеть

- методиками психодиагностики индивидуальности

- терминологией для описания индивидуальных особенностей личности

Алгоритм проведения занятия

наличие учебной литературы и конспектов лекций, наличие тестов и опросников для психодиагностики

11. Выполнение заданий по теме:

· работа в группах – тестирование, интерпретация результатов

· выступление с сообщением по теориям личности, описание методик исследования

· реферирование, конспектирование литературы по теориям личности

Самостоятельная работа по теме:

· работа в группах – тестирование, интерпретация результатов

· реферирование, конспектирование литературы по теориям личности

13. Задания к самоконтролю:

подготовит вопросы по теме, составить кроссворд

14.   Домашнее задание

- объявление темы домашнего задания «Психодиагностика интеллекта и способностей»

- вопросы по теме:

1. Дать определение интеллекта

2. Дать определение способностей

3. Что такое креативность?

4. Перечислить тесты, позволяющие определить уровень интеллекта, способностей, развитие креативности.

5. Охарактеризовать тесты, определяющие уровень интеллекта, способностей, развитие креативности.

15.  Литература:  

Основная:

1. Бодалев А. А. Общая психодиагностика СПБ., 2000

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. СПб, Питер 2003-352 с.

3. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. М.: Владос., 1998.

Дополнительная:

1. Айзенк Г. Как измерить личность. /Г.Айзенк, Г. Вильсон – М.: «Когито-Центр», 2000.-284 с.

 

Актуальность темы.

Специалист по социальной работе взаимодействует с разными категориями населения, поэтому ему необходимо уметь определять уровень интеллекта, умение отличить патологические проявления, чтоб направить клиента к нужному специалисту.

Мотивация

Задача специалиста выявить потенциальные возможности клиента для оказания необходимой профессиональной помощи. К таким потенциальным возможностям относятся интеллект, способности. Раскрытие этих возможностей или выявление ограничений позволят специалисту адекватно найти способы поддержки и развития личности клиента.

Цель занятия:

Познакомиться со структурой интеллекта и с тестами, определяющими структуру и уровень интеллекта, способности человека.

Задачи занятия

Дидактические (обучающие)

- ввести и закрепить базовые понятия по теме «интеллект и способности»

- разобрать структуру интеллекта

- изучить способности к творчеству - креативность

Воспитательные

- использовать полученные знания в практической профессиональной деятельности

- формировать чувство ответственности при проведении психодиагностики

- формировать психологическую культуру

Развивающие

- развитие памяти, мышления, внимания

- развитие умения работать с психодиагностическими методиками

Студент должен знать

- основные термины и понятия по теме «интеллект и способности»

- структуру интеллекта

Студент должен уметь

- объяснить различия понятий интеллект, креативность, способности

- подобрать методики для диагностики интеллекта, креативности, способностей

Студент должен владеть

- приемами работы с психодиагностическими методиками

- терминологией для описания полученных результатов.

10. Алгоритм подготовки к занятию – наличие учебной литературы, конспектов лекций, психодиагностических методик.

11. Выполнение заданий по теме:

- выступление с сообщениями

- проведение тестирования по психодиагностическим методикам;

12. Самостоятельная работа по теме:

- работа с раздаточным материалом;

- составление программы психодиагностики клиента.

13. Задания по самоконтролю:

- составить план психодиагностики клиента;

- составить алгоритм работы с клиентом по материалам психодиагностики.

14. Домашнее задание

- объявление темы домашнего задания «Психодиагностика межличностных отношений».

- вопросы по теме:

1. Описать психологическую структуру коллектива. Определить возрастные аспекты социально-психологической структуры коллектива (группы).

2. Дать определение групповой динамики.

3. Что такое социально-психологический статус.

4.Социометрические критерии.

5. Дать определение личности.

6. Дать определение лидера.

7. Что такое референтная группа.

16. Литература:

Основная:

1. Бодалев А. А. Общая психодиагностика СПБ., 2000

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. СПб, Питер 2003-352 с.

3. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. М.: Владос., 1998.

Дополнительная:

1. Кулагин В.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., Медицина, 1984.- 215 с.

2. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /под ред. А.А.Бодалева, А.. Деркача, Л.Г. Лаптева.-М.: изд-во Ин-та Психотерапии. 2001.- 640 с.

3. Реан А. А Практическая психодиагностика личности - СПб., 2001

 4. Рогов Е.И Настольная книга практического психолога: В 2 кн Москва 1999

Актуальность темы

производственные отношения претерпевают сложное развитие, в связи с этим актуальны знания по психологической структуре коллектива, возрастных аспектах социально-психологической его структуры.

Задачи занятия

Дидактические (обучающие)

- изучить особенности социально-психологического статуса

- разобрать социометрические критерии

Воспитательные

- использовать полученные знания по возрастным аспектам социально-психологической структуры коллектива в профессиональной деятельности

- формировать психологическую культуру

Развивающие

- развитие мышления

- формирование интегративных подходов при взаимодействии личности с коллективом

Студент должен знать

- основные термины и понятия межличностных отношений

- особенности социально-психологического статуса в коллективе

Студент должен уметь

- объяснить особенности групповой динамики

- объяснить социометрические критерии

Студент должен владеть

- навыками социометрической диагностики

- приемами организации групповой работы

- умениями организации межличностных отношений в коллективе

Алгоритм проведения занятия

наличие учебной литература, конспектов лекций

11. Выполнение заданий по теме:

- работа в группах;

- проведение деловых игр;

Самостоятельная работа по теме

- составление программы работы с группой клиентов.

- составить план-программу;

Задания по самоконтролю

- составление алгоритма групповой работы с клиентами.

Литература:

Основная:

1. Бодалев А. А. Общая психодиагностика СПБ., 2000

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. СПб, Питер 2003-352 с.

3. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. М.: Владос., 1998.

Дополнительная:

1. Кулагин В.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., Медицина, 1984.- 215 с.

2. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом /под ред. А.А.Бодалева, А.. Деркача, Л.Г. Лаптева.-М.: изд-во Ин-та Психотерапии. 2001.- 640 с.

3. Реан А. А Практическая психодиагностика личности - СПб., 2001

 4. Рогов Е.И Настольная книга практического психолога: В 2 кн Москва 1999

 

Тесты

Шкала, которая устанавливает порядок в степени выраженности психологического свойства, качества от объекта с наиболее выраженным свойством до объекта с наименее выраженным, которой пользуются, когда надо упорядочить испытуемых по какому-либо качеству, называется (исключи лишнее)

а)шкала наименований

б)шкала рангов

в) шкала порядковая

г) ординальная

Совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах поведения, система взаимоотношения с окружающими - это

а) характер

б) темперамент

в) способности

г) задатки

20. Такие черты как адаптивность, зрелость, здравомыслие, гибкость, реализм в оценке окружающих, реальность самооценки, самостоятельность, автономность, простота и естественность, самоуважение, разумное сочетание эгоистических и альтруистических целей свойственно

а) демонстративному типу характера

б) психастеничному типу характера

в) гармоничному типу характера

г) паранойяльному типу характера

21. Крайние варианты нормы, как результат усиления отдельных черт характера – это

а) психопатия

б) акцентуация

в) психастения

г) стеничность

Благодаря чему в методике достигается сопоставимость полученных результатов у разных испытуемых, появляется возможность выражения тестовых оценок в относительных к выборке показателях и сопоставления таких оценок в разных методиках?

а) стандартизации

б) надежности

в) достоверности

г) репрезентативности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.331 с.)